Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Проектирование образовательных программ, Российский Новый Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ №3.
Выборка: 20 учащихся младших классов (возраст от 9 до 11 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания 6
1.1 Духовно-нравственное воспитание как научная категория 6
1.2 Педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника 11
Глава 2. Эмпирическая работа по формированию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 18
2.1 Обоснование программы развивающих занятий с детьми 18
2.2 Сравнительная диагностика контрольной и экспериментальной групп 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
База исследования: МОУ СОШ №3.
Выборка: 20 учащихся младших классов (возраст от 9 до 11 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания 6
1.1 Духовно-нравственное воспитание как научная категория 6
1.2 Педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника 11
Глава 2. Эмпирическая работа по формированию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 18
2.1 Обоснование программы развивающих занятий с детьми 18
2.2 Сравнительная диагностика контрольной и экспериментальной групп 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
Актуальность исследования. Формирование и развитие личности человека лежит в основе педагогической деятельности. Ключевым аспектом этого процесса является привитие учащимся моральных и этических ценностей. Это сложное и обдуманное начинание длится несколько лет и требует многогранного подхода, центральным принципом которого является развитие мировоззрения.
В современной России, учитывая исторический путь и вызовы, стоящие перед обществом и государством, существует острая потребность в молодых людях с четко определенным мировоззрением, охватывающим их нацию, выбранные профессии и место в мировом сообществе. Крайне важно признать, что ценности, прививаемые молодому поколению, неизбежно будут определять будущее России.
Трудность в воспитании духовных и нравственных ценностей посредством образования проистекает из того факта, что учащиеся, поступающие в учебные заведения, часто недостаточно развиты – физически или психологически. Даже учащимся старшего возраста может не хватать зрелости, присущей взрослой жизни, что затрудняет им полное понимание абстрактных понятий, таких как духовность и мораль. Следовательно, в образовательных процессах приоритет должен отдаваться четкому, структурированному и целенаправленному подходу к воспитанию устойчивых морально-этических ориентаций у учащихся.
Важность воспитания патриотизма и преемственности поколений посредством образования усиливается в контексте современных глобальных преобразований. Это подчеркивает необходимость перехода к духовно и этически ориентированной образовательной парадигме.
Интеграция традиционных и инновационных ценностей в учебную программу социальных исследований имеет решающее значение. Образование неразрывно связано с развитием устойчивых морально-этических принципов, которые, в свою очередь, лежат в основе формирования основных личностных качеств у современных обучающихся. Вспоминая утверждение Альберта Эйнштейна о том, что «мораль является основой всех человеческих ценностей», становится очевидным, что люди, живущие в эпоху, характеризующуюся технологическим прогрессом и искусственным интеллектом, должны отдавать приоритет этичному поведению.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие.
Предмет исследования: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель исследования – изучить программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Задачи исследования:
1) Изучить духовно-нравственное воспитание как научная категория.
2) Рассмотреть педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника.
3) Провести обоснование программы развивающих занятий с детьми, дать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения.
4) Описать сравнительную диагностика контрольной и экспериментальной групп.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным, если:
- дополнительно включать в содержание урока учебную информацию и ситуации, позволяющие акцентировать внимание учащихся на нравственных понятиях и базовых национальных ценностях;
- применять методы и приемы, обеспечивающие осмысление и принятие духовно-нравственных ценностей.
Выборку составили – учащиеся младших классов МОУ СОШ №3 в количестве 20 человек, чей возраст варьируется от 9 до 11 лет.
Методологическую основу исследования составляют: философско-психологические положения о личностном развитии человека как духовно-нравственном становлении (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский); психолого-педагогические положения о закономерностях духовно-нравственного развития в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); положения теории воспитывающего обучения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); теоретические положения о воспитательной направленности курса «Окружающий мир» (З.А. Клепнина, А.В. Миронов).
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
В эмпирической части исследования применен комплекс психодиагностических методик, проведен сравнительный анализ результатов применения традиционных упражнений и специальной программы занятий, основанной на игровых методах.
Структура работы. Работа содержит ведение, 2 главы теоретико-эмпирического исследования с выводами по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
В современной России, учитывая исторический путь и вызовы, стоящие перед обществом и государством, существует острая потребность в молодых людях с четко определенным мировоззрением, охватывающим их нацию, выбранные профессии и место в мировом сообществе. Крайне важно признать, что ценности, прививаемые молодому поколению, неизбежно будут определять будущее России.
Трудность в воспитании духовных и нравственных ценностей посредством образования проистекает из того факта, что учащиеся, поступающие в учебные заведения, часто недостаточно развиты – физически или психологически. Даже учащимся старшего возраста может не хватать зрелости, присущей взрослой жизни, что затрудняет им полное понимание абстрактных понятий, таких как духовность и мораль. Следовательно, в образовательных процессах приоритет должен отдаваться четкому, структурированному и целенаправленному подходу к воспитанию устойчивых морально-этических ориентаций у учащихся.
Важность воспитания патриотизма и преемственности поколений посредством образования усиливается в контексте современных глобальных преобразований. Это подчеркивает необходимость перехода к духовно и этически ориентированной образовательной парадигме.
Интеграция традиционных и инновационных ценностей в учебную программу социальных исследований имеет решающее значение. Образование неразрывно связано с развитием устойчивых морально-этических принципов, которые, в свою очередь, лежат в основе формирования основных личностных качеств у современных обучающихся. Вспоминая утверждение Альберта Эйнштейна о том, что «мораль является основой всех человеческих ценностей», становится очевидным, что люди, живущие в эпоху, характеризующуюся технологическим прогрессом и искусственным интеллектом, должны отдавать приоритет этичному поведению.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие.
Предмет исследования: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель исследования – изучить программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Задачи исследования:
1) Изучить духовно-нравственное воспитание как научная категория.
2) Рассмотреть педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника.
3) Провести обоснование программы развивающих занятий с детьми, дать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения.
4) Описать сравнительную диагностика контрольной и экспериментальной групп.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным, если:
- дополнительно включать в содержание урока учебную информацию и ситуации, позволяющие акцентировать внимание учащихся на нравственных понятиях и базовых национальных ценностях;
- применять методы и приемы, обеспечивающие осмысление и принятие духовно-нравственных ценностей.
Выборку составили – учащиеся младших классов МОУ СОШ №3 в количестве 20 человек, чей возраст варьируется от 9 до 11 лет.
Методологическую основу исследования составляют: философско-психологические положения о личностном развитии человека как духовно-нравственном становлении (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский); психолого-педагогические положения о закономерностях духовно-нравственного развития в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); положения теории воспитывающего обучения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); теоретические положения о воспитательной направленности курса «Окружающий мир» (З.А. Клепнина, А.В. Миронов).
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
В эмпирической части исследования применен комплекс психодиагностических методик, проведен сравнительный анализ результатов применения традиционных упражнений и специальной программы занятий, основанной на игровых методах.
Структура работы. Работа содержит ведение, 2 главы теоретико-эмпирического исследования с выводами по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
Перспективы развития духовно-нравственного воспитания связаны с интеграцией усилий государства, образовательных учреждений и общественных организаций, а также с поиском баланса между сохранением традиций и адаптацией к вызовам современности. Только через осознанное, системное и ценностно-ориентированное воспитание возможно формирование гармоничной личности, способной к созидательной деятельности в условиях динамично меняющегося мира. Преодоление духовного кризиса требует не только теоретической проработки, но и практической реализации воспитательных стратегий, направленных на сохранение человеческого достоинства, культурной идентичности и нравственных идеалов в новом поколении.
Ключевым условием успешного духовно-нравственного воспитания является взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей – на основе диалога, взаимного уважения и сотрудничества. Только в атмосфере доверия и осознанной ценностной ориентации возможно формирование личности, способной к нравственному самоопределению и ответственному поведению в современном мире. Системный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию, сочетающий традиционные и инновационные методики, позволяет не только передавать знания о моральных нормах, но и воспитывать у школьников осознанное стремление к добру, справедливости и культурному саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования был зафиксирован исходный уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса. На формирующем этапе в соответствии с результатами констатирующего этапа были определены методы и средства воспитания учащихся 4 класса для более эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания, определены особенности педагогических условий для формирования духовно-нравственной воспитанности.
На контролирующем этапе был повторно замерен уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса с целью подтверждения гипотезы исследования о влиянии психолого-педагогических условий на уровень духовно-нравственной воспитанности. На заключительном этапе были проанализированы результаты работы. Проведенное нами исследование подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей.
Мы исходили из того, что эффективное духовно-нравственное воспитание в младшем школьном возрасте в рамках предмета «Окружающий мир» возможно при соблюдении следующих условий:
- определены и конкретизированы ценностно-смысловые компоненты содержания предмета «Окружающий мир» как дидактическая основа формирования духовно-нравственных понятий и лично значимых ориентиров поведения;
- создана духовно насыщенная образовательная среда;
- используются методы и технологии, стимулирующие осознание и принятие духовно-нравственных ценностей.
Также в ходе поиска подходов к организации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания в рамках предмета «Окружающий мир» было определено, что в данном процессе применительно к младшему школьному возрасту необходимо привлекать к активному участию родителей обучающихся. Однако мы не отрицаем, что поиск педагогических условий такого воспитания может осуществляться и применительно к другим возрастным группам – младшим или старшим. Мы также допускаем, что применительно к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье могут быть предложены другие подходы.
Ключевым условием успешного духовно-нравственного воспитания является взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей – на основе диалога, взаимного уважения и сотрудничества. Только в атмосфере доверия и осознанной ценностной ориентации возможно формирование личности, способной к нравственному самоопределению и ответственному поведению в современном мире. Системный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию, сочетающий традиционные и инновационные методики, позволяет не только передавать знания о моральных нормах, но и воспитывать у школьников осознанное стремление к добру, справедливости и культурному саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования был зафиксирован исходный уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса. На формирующем этапе в соответствии с результатами констатирующего этапа были определены методы и средства воспитания учащихся 4 класса для более эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания, определены особенности педагогических условий для формирования духовно-нравственной воспитанности.
На контролирующем этапе был повторно замерен уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса с целью подтверждения гипотезы исследования о влиянии психолого-педагогических условий на уровень духовно-нравственной воспитанности. На заключительном этапе были проанализированы результаты работы. Проведенное нами исследование подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей.
Мы исходили из того, что эффективное духовно-нравственное воспитание в младшем школьном возрасте в рамках предмета «Окружающий мир» возможно при соблюдении следующих условий:
- определены и конкретизированы ценностно-смысловые компоненты содержания предмета «Окружающий мир» как дидактическая основа формирования духовно-нравственных понятий и лично значимых ориентиров поведения;
- создана духовно насыщенная образовательная среда;
- используются методы и технологии, стимулирующие осознание и принятие духовно-нравственных ценностей.
Также в ходе поиска подходов к организации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания в рамках предмета «Окружающий мир» было определено, что в данном процессе применительно к младшему школьному возрасту необходимо привлекать к активному участию родителей обучающихся. Однако мы не отрицаем, что поиск педагогических условий такого воспитания может осуществляться и применительно к другим возрастным группам – младшим или старшим. Мы также допускаем, что применительно к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье могут быть предложены другие подходы.
Подобные работы
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Рефлексия и актуализация духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Усвоение и принятие младшими школьниками ценности «семья» в контексте светской и православной педагогической традиции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



