🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Проектирование образовательных программ, Российский Новый Университет)

Работа №198831

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы39
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ №3.
Выборка: 20 учащихся младших классов (возраст от 9 до 11 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания 6
1.1 Духовно-нравственное воспитание как научная категория 6
1.2 Педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника 11
Глава 2. Эмпирическая работа по формированию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 18
2.1 Обоснование программы развивающих занятий с детьми 18
2.2 Сравнительная диагностика контрольной и экспериментальной групп 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38

Актуальность исследования. Формирование и развитие личности человека лежит в основе педагогической деятельности. Ключевым аспектом этого процесса является привитие учащимся моральных и этических ценностей. Это сложное и обдуманное начинание длится несколько лет и требует многогранного подхода, центральным принципом которого является развитие мировоззрения.
В современной России, учитывая исторический путь и вызовы, стоящие перед обществом и государством, существует острая потребность в молодых людях с четко определенным мировоззрением, охватывающим их нацию, выбранные профессии и место в мировом сообществе. Крайне важно признать, что ценности, прививаемые молодому поколению, неизбежно будут определять будущее России.
Трудность в воспитании духовных и нравственных ценностей посредством образования проистекает из того факта, что учащиеся, поступающие в учебные заведения, часто недостаточно развиты – физически или психологически. Даже учащимся старшего возраста может не хватать зрелости, присущей взрослой жизни, что затрудняет им полное понимание абстрактных понятий, таких как духовность и мораль. Следовательно, в образовательных процессах приоритет должен отдаваться четкому, структурированному и целенаправленному подходу к воспитанию устойчивых морально-этических ориентаций у учащихся.
Важность воспитания патриотизма и преемственности поколений посредством образования усиливается в контексте современных глобальных преобразований. Это подчеркивает необходимость перехода к духовно и этически ориентированной образовательной парадигме.
Интеграция традиционных и инновационных ценностей в учебную программу социальных исследований имеет решающее значение. Образование неразрывно связано с развитием устойчивых морально-этических принципов, которые, в свою очередь, лежат в основе формирования основных личностных качеств у современных обучающихся. Вспоминая утверждение Альберта Эйнштейна о том, что «мораль является основой всех человеческих ценностей», становится очевидным, что люди, живущие в эпоху, характеризующуюся технологическим прогрессом и искусственным интеллектом, должны отдавать приоритет этичному поведению.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие.
Предмет исследования: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель исследования – изучить программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Задачи исследования:
1) Изучить духовно-нравственное воспитание как научная категория.
2) Рассмотреть педагогические условия формирования духовно-нравственной личности школьника.
3) Провести обоснование программы развивающих занятий с детьми, дать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения.
4) Описать сравнительную диагностика контрольной и экспериментальной групп.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным, если:
- дополнительно включать в содержание урока учебную информацию и ситуации, позволяющие акцентировать внимание учащихся на нравственных понятиях и базовых национальных ценностях;
- применять методы и приемы, обеспечивающие осмысление и принятие духовно-нравственных ценностей.
Выборку составили – учащиеся младших классов МОУ СОШ №3 в количестве 20 человек, чей возраст варьируется от 9 до 11 лет.
Методологическую основу исследования составляют: философско-психологические положения о личностном развитии человека как духовно-нравственном становлении (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский); психолого-педагогические положения о закономерностях духовно-нравственного развития в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); положения теории воспитывающего обучения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); теоретические положения о воспитательной направленности курса «Окружающий мир» (З.А. Клепнина, А.В. Миронов).
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
В эмпирической части исследования применен комплекс психодиагностических методик, проведен сравнительный анализ результатов применения традиционных упражнений и специальной программы занятий, основанной на игровых методах.
Структура работы. Работа содержит ведение, 2 главы теоретико-эмпирического исследования с выводами по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перспективы развития духовно-нравственного воспитания связаны с интеграцией усилий государства, образовательных учреждений и общественных организаций, а также с поиском баланса между сохранением традиций и адаптацией к вызовам современности. Только через осознанное, системное и ценностно-ориентированное воспитание возможно формирование гармоничной личности, способной к созидательной деятельности в условиях динамично меняющегося мира. Преодоление духовного кризиса требует не только теоретической проработки, но и практической реализации воспитательных стратегий, направленных на сохранение человеческого достоинства, культурной идентичности и нравственных идеалов в новом поколении.
Ключевым условием успешного духовно-нравственного воспитания является взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей – на основе диалога, взаимного уважения и сотрудничества. Только в атмосфере доверия и осознанной ценностной ориентации возможно формирование личности, способной к нравственному самоопределению и ответственному поведению в современном мире. Системный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию, сочетающий традиционные и инновационные методики, позволяет не только передавать знания о моральных нормах, но и воспитывать у школьников осознанное стремление к добру, справедливости и культурному саморазвитию.
На констатирующем этапе исследования был зафиксирован исходный уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса. На формирующем этапе в соответствии с результатами констатирующего этапа были определены методы и средства воспитания учащихся 4 класса для более эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания, определены особенности педагогических условий для формирования духовно-нравственной воспитанности.
На контролирующем этапе был повторно замерен уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся 4 класса с целью подтверждения гипотезы исследования о влиянии психолого-педагогических условий на уровень духовно-нравственной воспитанности. На заключительном этапе были проанализированы результаты работы. Проведенное нами исследование подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей.
Мы исходили из того, что эффективное духовно-нравственное воспитание в младшем школьном возрасте в рамках предмета «Окружающий мир» возможно при соблюдении следующих условий:
- определены и конкретизированы ценностно-смысловые компоненты содержания предмета «Окружающий мир» как дидактическая основа формирования духовно-нравственных понятий и лично значимых ориентиров поведения;
- создана духовно насыщенная образовательная среда;
- используются методы и технологии, стимулирующие осознание и принятие духовно-нравственных ценностей.
Также в ходе поиска подходов к организации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания в рамках предмета «Окружающий мир» было определено, что в данном процессе применительно к младшему школьному возрасту необходимо привлекать к активному участию родителей обучающихся. Однако мы не отрицаем, что поиск педагогических условий такого воспитания может осуществляться и применительно к другим возрастным группам – младшим или старшим. Мы также допускаем, что применительно к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье могут быть предложены другие подходы.



1. Артюшина, Л. А. Учебный текст как способ фиксации ценностно-смысловой компетенции в содержании учебного материала школьного учебника (на примере предметов учебной программы для основной школы) / Л. А. Артюшина // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 443. – С. 210-224.
2. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: [в 7 томах]. – Т. 3. / М.М. Бахтин; Ин-т мировой лит. им. М. Горького Российской акад. наук. – М.: Русское слово, 1996. – 837 с.
3. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В. Телюкиной – М.: Просвещение, 2018.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Бабайков; под ред. Н.М. Борытко. – 2–е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 496 с.
5. Буева Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 119-130.
6. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета, посвящённое вопросам реализации молодёжной политики в современных условиях [Электронный ресурс] // Президент России [Электронный ресурс]: официальное интернетпредставительство президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/70169 (дата обращения: 25.04.2025)
7. Гавриленко, А. П. Духовно-нравственное становление личности в контексте православных религиозных ценностей / А. П. Гавриленко, Л. А. Волкова, А. И. Тараненко // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – №1 (74). – С. 130-134.
8. Ежов, И. В. Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственного самосознания личности / И. В. Ежов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2008. – № 4. – С. 74-78.
9. Каменец, А. В. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования : учебное пособие / А. В. Каменец, Е. Н. Селезнева. – Москва : Издательство «Квант Медиа», 2015. – 318 с.
10. Киселева, А. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в педагогической науке и практике / А. В. Киселева // Историко-педагогические чтения. – 2020. – № 24. – С. 243-247.
11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С.5–22.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.
13. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.А. Лобанов – М.: Академия, 2002. – 1921 с.
14. Логинова, В. С. Антропологический подход к освоению историко-педагогических знаний в контексте гуманизации образования / В. С. Логинова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 344-348.
15. Методические рекомендации по внедрению концепции по «Обществознанию» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://togirro.ru/assets/files/2019/sgd/met_rek_concepciya_obshstvoznaie.pdf (дата обращения 25.04.2025).
16. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: [в 2 т.] / И. П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», от 29 мая 2015 // Российская газета. Федеральный выпуск. № 122 (6693). С. 1-2.
18. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. и др.: Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования / под ред. В.П. Сергеевой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
19. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 7 мая 2018 года. Президент России. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425. (дата обращения 25.04.2025).
20. Хентонен, А. Г. Педагогические ориентиры формирования духовно-нравственной личности школьника / А. Г. Хентонен, Ю. Н. Синицын // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи : Материалы III международной научно-практической конференции, Москва, 16 апреля 2015 года / институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами, кафедра психолого-педагогического образования. – Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2015. – С. 82-84.
21. Юсупов, И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – 162 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ