Таможенный контроль в Российской Федерации теория и практика
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Понятие, формы и принципы таможенного контроля 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕАЭС 22
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ (НА
ПРИМЕРЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ) 30
2.1 Анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров 30
2.2 Пути совершенствования таможенного контроля в РФ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Требования к алкогольной продукции с целью выпуска 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Технология акцизной маркировки 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Порядок декларирования алкогольной продукции 63
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Понятие, формы и принципы таможенного контроля 10
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕАЭС 22
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ (НА
ПРИМЕРЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ) 30
2.1 Анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров 30
2.2 Пути совершенствования таможенного контроля в РФ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Требования к алкогольной продукции с целью выпуска 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Технология акцизной маркировки 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Порядок декларирования алкогольной продукции 63
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что современное государство невозможно представить без внешнеэкономической деятельности.
Инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность, являются таможенный контроль, таможенные операции.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенных процедур является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социальноэкономическое развитие нашего государства.
Кроме того, в настоящее время важное значение придается расширению Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
К сожалению, необходимо отметить нестабильность нормативно-правового регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ как члена ЕАЭС (фактически, учитывая законодательство ТС и ЕАЭС, в таможенной сфере в настоящее время действует четвертый по счету кодекс с момента распада СССР), отсутствие унифицированного регулирования рынка алкогольной продукции в рамках ЕАЭС, что осложняет таможенный контроль в отношении подакцизных товаров, резким ростом правонарушений, связанных с подделкой акцизных марок и соответствующим расширением контрабанды подакцизных товаров и т.д. - все это определило выбор темы выпускной квалификационной работы, актуальность которой подчеркивается необходимостью совершенствования института таможенного контроля в российском законодательстве, его дальнейшей унификации в соответствии с международно-правовыми нормами.
Целью выпускной - квалификационной работы является системный анализ теории и практики таможенного контроля в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу о таможенном контроле;
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕАЭС;
- провести анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров;
- определить пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации.
Объектом работы выступают урегулированные законодательством общественные отношения в сфере таможенного контроля.
Предмет настоящего исследования являются нормы законодательства РФ и ЕАЭС, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Методология работы включает в себя общенаучные методы (методы индукции и дедукции, аналогии, синтеза и анализа и др.), частно-юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования, сравнительноправовой и др.).Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как С.В. Новиков , О.К. Абрамова , В.В. Ермакова , В.И. Дьякова , А.И Сморчков , В.Н. Никишина и др.
Нормативная база исследования – Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» и др.
Эмпирическая база исследования – материалы практической деятельности Федеральной таможенной службы России.
Научная новизна исследования определяется анализом практики деятельности таможенных органов за несколько последних лет в свете изменений в законодательстве ЕАЭС, в частности, в сфере маркировки товарами средствами идентификации, соглашение о чем вступило в силу в 2019 году.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и библиографического
Инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность, являются таможенный контроль, таможенные операции.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенных процедур является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социальноэкономическое развитие нашего государства.
Кроме того, в настоящее время важное значение придается расширению Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
К сожалению, необходимо отметить нестабильность нормативно-правового регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ как члена ЕАЭС (фактически, учитывая законодательство ТС и ЕАЭС, в таможенной сфере в настоящее время действует четвертый по счету кодекс с момента распада СССР), отсутствие унифицированного регулирования рынка алкогольной продукции в рамках ЕАЭС, что осложняет таможенный контроль в отношении подакцизных товаров, резким ростом правонарушений, связанных с подделкой акцизных марок и соответствующим расширением контрабанды подакцизных товаров и т.д. - все это определило выбор темы выпускной квалификационной работы, актуальность которой подчеркивается необходимостью совершенствования института таможенного контроля в российском законодательстве, его дальнейшей унификации в соответствии с международно-правовыми нормами.
Целью выпускной - квалификационной работы является системный анализ теории и практики таможенного контроля в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу о таможенном контроле;
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕАЭС;
- провести анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров;
- определить пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации.
Объектом работы выступают урегулированные законодательством общественные отношения в сфере таможенного контроля.
Предмет настоящего исследования являются нормы законодательства РФ и ЕАЭС, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Методология работы включает в себя общенаучные методы (методы индукции и дедукции, аналогии, синтеза и анализа и др.), частно-юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования, сравнительноправовой и др.).Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как С.В. Новиков , О.К. Абрамова , В.В. Ермакова , В.И. Дьякова , А.И Сморчков , В.Н. Никишина и др.
Нормативная база исследования – Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» и др.
Эмпирическая база исследования – материалы практической деятельности Федеральной таможенной службы России.
Научная новизна исследования определяется анализом практики деятельности таможенных органов за несколько последних лет в свете изменений в законодательстве ЕАЭС, в частности, в сфере маркировки товарами средствами идентификации, соглашение о чем вступило в силу в 2019 году.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и библиографического
Анализ научной литературы, нормативных актов и практики их применения позволяет делать следующие выводы и предложения.
Действующее законодательство о таможенном контроле и практика его применения требуют дальнейшего совершенствования.
1) Для повышения эффективности таможенного контроля очевидно, что при применении такого контроля должностное лицо таможенных органов должно соотносить два обстоятельства: таможенный контроль не должен безосновательно нарушать права физического лица или организации, но, в то же время, такой контроль должен позволять сотруднику таможенных органов выявить нарушения таможенных правил.
Иными словами, таможенный контроль не должен быть слишком жестким, но и излишней мягкости в данном случае так же быть не должно.
2) В ходе осуществления таможенного контроля практическим работникам крайне важно верно понимать и применять принцип выборочности. Реализация данного принципа должна осуществляться с учетом степени опасности товара, перемещаемого через таможенную границу.
Соответственно, если, например, перемещение алкогольной продукции, по сути, априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
3) Важнейшая практическая задача таможенных органов – контроль за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможен-
ным платежам и сборам, а также проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
Иными словами, злостные нарушители таможенного и иного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации, не должны иметь возможности перемещать через таможенную границу подакцизные товары.
4) Необходима система правовых и организационных мер, направленных на решение проблемы подделки акцизных марок. В частности, следует повысить эффективность взаимодействия ФТС России с оперативно-розыскными и следственными подразделениями ФСБ России и МВД России, Следственным комитетом, решить проблему оснащения таможенных органов техническими средствами, позволяющими определять поддельный характер акцизных марок и др.
5) Важнейшая задача нормотворчества в рамках ЕАЭС – утверждение проекта «Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС», что позволит унифицировать оборот алкогольного рынка в странах Союза и оптимизировать таможенный контроль в данной сфере.
6) Если говорить о нормативно-правовом регулировании таможенного контроля, то здесь получается следующая система:
- формы и методы таможенного контроля устанавливаются на уровне законодательства ЕАЭС, иными словами, таможенные органы Российской Федерации не вправе применять такие формы контроля, которые не предусмотрены ТК ЕАЭС.
- вопросы организации деятельность таможенных органов устанавливаются на уровне национального административного законодательства, например, система и структура ФТС России устанавливается отечественным законодательством, организация деятельности Государственного таможенного комитета Белоруссии определяется нормами белорусского законодательства и т.д.
Соответственно, нормативно-правовое регулирование осуществления тамо-
женного контроля обеспечивается таможенным и административным законодательством, при этом первое носит наднациональный уровень, в то время как во- 55
просы организации деятельности таможенных органов регулируются в основном
национальным административным законодательством.
Безусловно, полная унификация административного законодательства стран-членов ЕАЭС, невозможна, в том числе в силу того, что участники Союза имеют различные материально-технические и организационные ресурсы, свою систему и структуру органов государственного управления, в том числе в таможенной сфере, вместе с тем, определенные общие принципы организации системы и структуры таможенных органов в рамках ЕАЭС необходимы.
Действующее законодательство о таможенном контроле и практика его применения требуют дальнейшего совершенствования.
1) Для повышения эффективности таможенного контроля очевидно, что при применении такого контроля должностное лицо таможенных органов должно соотносить два обстоятельства: таможенный контроль не должен безосновательно нарушать права физического лица или организации, но, в то же время, такой контроль должен позволять сотруднику таможенных органов выявить нарушения таможенных правил.
Иными словами, таможенный контроль не должен быть слишком жестким, но и излишней мягкости в данном случае так же быть не должно.
2) В ходе осуществления таможенного контроля практическим работникам крайне важно верно понимать и применять принцип выборочности. Реализация данного принципа должна осуществляться с учетом степени опасности товара, перемещаемого через таможенную границу.
Соответственно, если, например, перемещение алкогольной продукции, по сути, априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
3) Важнейшая практическая задача таможенных органов – контроль за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможен-
ным платежам и сборам, а также проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
Иными словами, злостные нарушители таможенного и иного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации, не должны иметь возможности перемещать через таможенную границу подакцизные товары.
4) Необходима система правовых и организационных мер, направленных на решение проблемы подделки акцизных марок. В частности, следует повысить эффективность взаимодействия ФТС России с оперативно-розыскными и следственными подразделениями ФСБ России и МВД России, Следственным комитетом, решить проблему оснащения таможенных органов техническими средствами, позволяющими определять поддельный характер акцизных марок и др.
5) Важнейшая задача нормотворчества в рамках ЕАЭС – утверждение проекта «Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС», что позволит унифицировать оборот алкогольного рынка в странах Союза и оптимизировать таможенный контроль в данной сфере.
6) Если говорить о нормативно-правовом регулировании таможенного контроля, то здесь получается следующая система:
- формы и методы таможенного контроля устанавливаются на уровне законодательства ЕАЭС, иными словами, таможенные органы Российской Федерации не вправе применять такие формы контроля, которые не предусмотрены ТК ЕАЭС.
- вопросы организации деятельность таможенных органов устанавливаются на уровне национального административного законодательства, например, система и структура ФТС России устанавливается отечественным законодательством, организация деятельности Государственного таможенного комитета Белоруссии определяется нормами белорусского законодательства и т.д.
Соответственно, нормативно-правовое регулирование осуществления тамо-
женного контроля обеспечивается таможенным и административным законодательством, при этом первое носит наднациональный уровень, в то время как во- 55
просы организации деятельности таможенных органов регулируются в основном
национальным административным законодательством.
Безусловно, полная унификация административного законодательства стран-членов ЕАЭС, невозможна, в том числе в силу того, что участники Союза имеют различные материально-технические и организационные ресурсы, свою систему и структуру органов государственного управления, в том числе в таможенной сфере, вместе с тем, определенные общие принципы организации системы и структуры таможенных органов в рамках ЕАЭС необходимы.
Подобные работы
- Таможенный контроль в Российской Федерации: теория и практика (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Валютный контроль в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Система комплаенс-контроля как инструмент совершенствования таможенного администрирования
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Вопросы, возникающие в ходе выявления и рассмотрения административных дел, связанных с нарушением таможенных правил
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





