Государственная измена в Российской Федерации. Историческая сводка в эпохе Российской Империи и СССР
|
ВВЕДЕНИЕ 12
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СВОДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА 15
1.1. Период Российской Империи сначала XVIII по начало XX веков 15
1.2 Период Союза Советских Социалистических Республик с 1917 года по 1991 год 23
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2.1 Понятие государственной измены и шпионажа 39
2.2 Объективные признаки государственной измены и шпионажа 42
2.3 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа 47
2.4 Наказание за государственную измену и шпионаж 49
3. РАССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА 54
3.1 Органы предварительного следствия связанные с расследованием государственной измены и шпионажа 54
3.2 Особенности расследования государственной измены и шпионажа 57
3.3 Категория граждан способные стать фигурантами дела о государственной измене и шпионажа 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СВОДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА 15
1.1. Период Российской Империи сначала XVIII по начало XX веков 15
1.2 Период Союза Советских Социалистических Республик с 1917 года по 1991 год 23
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2.1 Понятие государственной измены и шпионажа 39
2.2 Объективные признаки государственной измены и шпионажа 42
2.3 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа 47
2.4 Наказание за государственную измену и шпионаж 49
3. РАССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА 54
3.1 Органы предварительного следствия связанные с расследованием государственной измены и шпионажа 54
3.2 Особенности расследования государственной измены и шпионажа 57
3.3 Категория граждан способные стать фигурантами дела о государственной измене и шпионажа 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность темы исследования. Можно начать с того, что в настоящее время проблеме преступлений против государства в юридических источниках уделяется существенно меньше внимания, чем другим видам преступления против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом измене родине или посягательство на царскую власть, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и социальное значение. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и верховной власти. На них возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и тайн Российской Федерации.
Быстрые темпы развития нашей страны приводят к социально - экономическим преобразованиям, научно-техническим открытиям, расширению российского рынка, наращиванию мощи военно-технического потенциала. Россия стремимся к доминированию во всех перечисленных областях. Это усиливает интерес у других стран в нашу сторону России. В новых условиях продолжает оставаться актуальной информация о намерениях и потенциальных возможностях сопредельных государств конкурентов, террористических организациях, намеривавших подорвать экономическую стабильность, территориальную целостность и духовное положение Российской Федерации, и ее граждан. Чаще всего такие страны или организации используют, как правило, простых граждан и чиновников РФ, которые по различным причинам, встали на путь предательства - государственной измены и шпионажа.
Граждане и государственные чиновники, упомянутые выше, чаще всего руководствовались корыстными побуждениями, например получения вознаграждения за совершение государственной измены или ради внушенной им идеи, предают иностранным зарубежным спецслужбам информацию закрытого характера, предназначенной для высших чинов РФ, что и является государственной изменой.
А ведь по факту информация подобного рода может нести существенную важность безопасности государства, сохранению суверенитета, территориальной неприкосновенности, экономическую стабильность и обороноспособности России. По данным причинам, законодатель в виду повышенной степени общественной опасности государственной измены, относит это преступление к категории особо тяжких преступлений.
Известный русский ученый в области уголовного права Н.С. Таганцев справедливо отмечал: «Из всех областей права наиболее изменчивым является право уголовное: на понятиях о преступлении и наказании с наглядностью отражаются все политические и социальные перевороты народной жизни, и чем быстрее развивается жизнь, тем быстрее совершаются эти реформы». Это утверждение доказывает, что законодательство, регламентирующее преступления против государства в России, имеет многолетнею историю. Этот подход прослеживается во всех уголовных кодификациях середины XIX - начала XX в. Ответственность за государственную измену становится менее суровой, чем на предыдущих этапах развития государства и права России, такими как смертная казнь, каторжные работы и другие виды наказаний. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования - основы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против безопасности государственных тайн и конституционного строя.....
Быстрые темпы развития нашей страны приводят к социально - экономическим преобразованиям, научно-техническим открытиям, расширению российского рынка, наращиванию мощи военно-технического потенциала. Россия стремимся к доминированию во всех перечисленных областях. Это усиливает интерес у других стран в нашу сторону России. В новых условиях продолжает оставаться актуальной информация о намерениях и потенциальных возможностях сопредельных государств конкурентов, террористических организациях, намеривавших подорвать экономическую стабильность, территориальную целостность и духовное положение Российской Федерации, и ее граждан. Чаще всего такие страны или организации используют, как правило, простых граждан и чиновников РФ, которые по различным причинам, встали на путь предательства - государственной измены и шпионажа.
Граждане и государственные чиновники, упомянутые выше, чаще всего руководствовались корыстными побуждениями, например получения вознаграждения за совершение государственной измены или ради внушенной им идеи, предают иностранным зарубежным спецслужбам информацию закрытого характера, предназначенной для высших чинов РФ, что и является государственной изменой.
А ведь по факту информация подобного рода может нести существенную важность безопасности государства, сохранению суверенитета, территориальной неприкосновенности, экономическую стабильность и обороноспособности России. По данным причинам, законодатель в виду повышенной степени общественной опасности государственной измены, относит это преступление к категории особо тяжких преступлений.
Известный русский ученый в области уголовного права Н.С. Таганцев справедливо отмечал: «Из всех областей права наиболее изменчивым является право уголовное: на понятиях о преступлении и наказании с наглядностью отражаются все политические и социальные перевороты народной жизни, и чем быстрее развивается жизнь, тем быстрее совершаются эти реформы». Это утверждение доказывает, что законодательство, регламентирующее преступления против государства в России, имеет многолетнею историю. Этот подход прослеживается во всех уголовных кодификациях середины XIX - начала XX в. Ответственность за государственную измену становится менее суровой, чем на предыдущих этапах развития государства и права России, такими как смертная казнь, каторжные работы и другие виды наказаний. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования - основы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против безопасности государственных тайн и конституционного строя.....
Государственная измена и шпионаж представляют собой специфический вид преступлений. Разница между ними такова, что обвиненным в государственной измене может быть только лицо являющиеся гражданином Российской Федерации, а обвиненным в шпионаже может быть лицо иностранного гражданства или без гражданства.
На протяжении всех этапов истории Российского государства, и по настоящее время, данное преступление относиться к категории особо тяжкое. Следует отметить что в разных эпохах данные преступления называли по разному, например в Российской Империи были понятия «Против персоны его Величества», «Против Короны», «Против Царя», а в СССР было понятие «Измена Родине».
Развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства.
В настоящее время наблюдается формирование новых региональных и локальных моделей межгосударственного соперничества. Следствием этого стала новая вспышка национальных конфликтов, борьба России с Исламским государством. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.
По итогам исследования считаю необходимым сделать следующие выводы и рекомендации:
I. В диспозиции ст. 275 УК РФ существует своеобразное дублирование терминов «враждебная деятельность» и «ущерб внешней безопасности РФ». Такое противоречие можно разрешить двумя способами:
1. Заменить термин «враждебная деятельность» на термин «любая деятельность», поскольку прилагательное «любая» гораздо шире по объему и точнее по содержанию.
2. Исключить из диспозиции ст. 275 УК РФ словосочетание «в проведении враждебной деятельности». Некоторые авторы отождествляют понятие «враждебная деятельность» и понятие «ущерб внешней безопасности», что является неверным, поскольку приводит к тавтологии данных терминов.
II. Предлагается дополнить диспозицию ст. 275 УК РФ, следующим содержанием «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации, представителям, или иностранному гражданину...». Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, и на мой взгляд это правильное решение, но законодателю следует не только вводить строгие санкции в отношении обвиняемых в государственной измене и шпионаже, но и правильно конкретизировать все нормативно-правовые акты где есть упоминание этих преступлений.
Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РФ в отличие от УК РСФСР расширен список, составляющий объективную сторону данного преступления.
На протяжении всех этапов истории Российского государства, и по настоящее время, данное преступление относиться к категории особо тяжкое. Следует отметить что в разных эпохах данные преступления называли по разному, например в Российской Империи были понятия «Против персоны его Величества», «Против Короны», «Против Царя», а в СССР было понятие «Измена Родине».
Развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства.
В настоящее время наблюдается формирование новых региональных и локальных моделей межгосударственного соперничества. Следствием этого стала новая вспышка национальных конфликтов, борьба России с Исламским государством. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.
По итогам исследования считаю необходимым сделать следующие выводы и рекомендации:
I. В диспозиции ст. 275 УК РФ существует своеобразное дублирование терминов «враждебная деятельность» и «ущерб внешней безопасности РФ». Такое противоречие можно разрешить двумя способами:
1. Заменить термин «враждебная деятельность» на термин «любая деятельность», поскольку прилагательное «любая» гораздо шире по объему и точнее по содержанию.
2. Исключить из диспозиции ст. 275 УК РФ словосочетание «в проведении враждебной деятельности». Некоторые авторы отождествляют понятие «враждебная деятельность» и понятие «ущерб внешней безопасности», что является неверным, поскольку приводит к тавтологии данных терминов.
II. Предлагается дополнить диспозицию ст. 275 УК РФ, следующим содержанием «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации, представителям, или иностранному гражданину...». Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, и на мой взгляд это правильное решение, но законодателю следует не только вводить строгие санкции в отношении обвиняемых в государственной измене и шпионаже, но и правильно конкретизировать все нормативно-правовые акты где есть упоминание этих преступлений.
Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РФ в отличие от УК РСФСР расширен список, составляющий объективную сторону данного преступления.





