ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
|
АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... 7
1 ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.1 Становление и развитие законодательства о применении физической силы сотрудниками органов внутренних дел………………………………………………………… 10
1.2 Понятие и основания применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел…………………… 18
1.3 Условия, порядок и пределы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы………………... 28
2 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Правовые основы тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при угрозе нападения…………………………………………….………38
2.2 Правовые основы тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при задержании и доставлении………………………………………………….48
2.3 Актуальные вопросы применения сотрудниками органов внутренних дел боевых приемов борьбы…………………. 57
3 РЕАЛИЗИЦИЯ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы правового регулирования применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы…………………………………………………………. 68
3.2 Основные направления совершенствования института применения физической силы сотрудниками органов
внутренних дел на современном этапе развития
общества……………………………………………………... 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………... 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
92
1 ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.1 Становление и развитие законодательства о применении физической силы сотрудниками органов внутренних дел………………………………………………………… 10
1.2 Понятие и основания применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел…………………… 18
1.3 Условия, порядок и пределы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы………………... 28
2 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Правовые основы тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при угрозе нападения…………………………………………….………38
2.2 Правовые основы тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при задержании и доставлении………………………………………………….48
2.3 Актуальные вопросы применения сотрудниками органов внутренних дел боевых приемов борьбы…………………. 57
3 РЕАЛИЗИЦИЯ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы правового регулирования применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы…………………………………………………………. 68
3.2 Основные направления совершенствования института применения физической силы сотрудниками органов
внутренних дел на современном этапе развития
общества……………………………………………………... 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………... 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
92
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Применение физической силы одна из жестких и крайних мер принуждения, применяемая сотрудниками органов внутренних дел. Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает активность оппозиционно настроенных граждан. Проводимые в нашей стране акции и митинги не обходятся без применения насилия в отношении сотрудников полиции. В связи с этим возрастает необходимость в правильной тактической оснащённости сотрудников полиции при применении физической силы, что будет являться гарантией безопасности как для самих сотрудников полиции, так и для граждан.
В числе законодательных актов, составляющих правовую базу применения сотрудниками полиции физической силы, особую роль играют и нормы уголовного права. Пресекая преступления и иные общественно опасные деяния, сотрудники полиции действуют в обстоятельствах, исключающих преступность деяния. В связи с этим возникает вопрос, какие нормы имеют преобладающее значение и какими нормами должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел в процессе применения физической силы. С момента принятия в 2011 году Федерального закона «О полиции» до настоящего времени нормы, регламентирующие применение сотрудниками полиции физической силы, не претерпели никаких изменений. Но в связи с изменяющимися условиями данный институт нуждается в правовом совершенствовании.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правовой природы применения физической силы, определении тактических основ применения физической силы, а также в определении проблем правового регулирования применения физической силы и разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию норм, регулирующих применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1. Изучение становления и развития института применения физической силы.
2. Анализ содержания термина «применение физической силы» и оснований применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел
3. Исследование условий, пределов и порядка применения
физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
4. Определение правовых основ тактики действий применения
сотрудниками органов внутренних дел физической силы при угрозе нападения, задержания и доставления
5. Рассмотрение актуальных вопросов применения сотрудниками органов внутренних дел боевых приемов борьбы.
6. Исследование вопроса правового регулирования применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
7. Разработка предложений в целях совершенствования дальнейшего развития законодательства и практики применения.
Объектом исследования является система общественных отношений, урегулированных нормами права, которые складываются в процессе применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы.
Предметом выпускной квалификационной работы являются административно-правовые нормы, устанавливающие полномочия сотрудников органов внутренних дел по применению физической силы, а также научные работы по данной теме и правоприменительная практика.
Теоретическая основа. Проблемы применения физической силы в специальной юридической литературе рассматривались авторамив контексте других мер принуждения, таких как применение специальных средств и огнестрельного оружия. При исследовании вопроса применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел использовались работы таких авторов как: Ю.Е. Аврутин, М.Х. Аносян, С.Н. Баркалов, С.П. Булавин, А.В.
Гадалов, А.Г. Гришаков,А.И. Каплунов, О.В. Красилов, В.В. Семенов, Е.А. Федяев, Р.Ш. Ширинов и других авторов.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют Конституция РФ,Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, система федерального законодательства, а также материалы правоприменительной практики, связанные с вопросами применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания, а также правил вывода, основанных на логике. В частности, в работе использовались следующие общенаучные методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение. К частнонаучным методам, используемым в выпускной квалификационной работе, следует отнести формально-юридический метод, сравнительноправовой метод.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
В числе законодательных актов, составляющих правовую базу применения сотрудниками полиции физической силы, особую роль играют и нормы уголовного права. Пресекая преступления и иные общественно опасные деяния, сотрудники полиции действуют в обстоятельствах, исключающих преступность деяния. В связи с этим возникает вопрос, какие нормы имеют преобладающее значение и какими нормами должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел в процессе применения физической силы. С момента принятия в 2011 году Федерального закона «О полиции» до настоящего времени нормы, регламентирующие применение сотрудниками полиции физической силы, не претерпели никаких изменений. Но в связи с изменяющимися условиями данный институт нуждается в правовом совершенствовании.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правовой природы применения физической силы, определении тактических основ применения физической силы, а также в определении проблем правового регулирования применения физической силы и разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию норм, регулирующих применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
1. Изучение становления и развития института применения физической силы.
2. Анализ содержания термина «применение физической силы» и оснований применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел
3. Исследование условий, пределов и порядка применения
физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
4. Определение правовых основ тактики действий применения
сотрудниками органов внутренних дел физической силы при угрозе нападения, задержания и доставления
5. Рассмотрение актуальных вопросов применения сотрудниками органов внутренних дел боевых приемов борьбы.
6. Исследование вопроса правового регулирования применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
7. Разработка предложений в целях совершенствования дальнейшего развития законодательства и практики применения.
Объектом исследования является система общественных отношений, урегулированных нормами права, которые складываются в процессе применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы.
Предметом выпускной квалификационной работы являются административно-правовые нормы, устанавливающие полномочия сотрудников органов внутренних дел по применению физической силы, а также научные работы по данной теме и правоприменительная практика.
Теоретическая основа. Проблемы применения физической силы в специальной юридической литературе рассматривались авторамив контексте других мер принуждения, таких как применение специальных средств и огнестрельного оружия. При исследовании вопроса применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел использовались работы таких авторов как: Ю.Е. Аврутин, М.Х. Аносян, С.Н. Баркалов, С.П. Булавин, А.В.
Гадалов, А.Г. Гришаков,А.И. Каплунов, О.В. Красилов, В.В. Семенов, Е.А. Федяев, Р.Ш. Ширинов и других авторов.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют Конституция РФ,Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, система федерального законодательства, а также материалы правоприменительной практики, связанные с вопросами применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания, а также правил вывода, основанных на логике. В частности, в работе использовались следующие общенаучные методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение. К частнонаучным методам, используемым в выпускной квалификационной работе, следует отнести формально-юридический метод, сравнительноправовой метод.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
Таким образом, анализ вопросов и положений, рассмотренных ввыпускной квалификационной работе, позволяет сделать следующие выводы:
1. Первым законодательном актом, где содержались нормы, устанавливающие основания, порядок и пределы применения физической
силы сотрудниками органов внутренних можно считать, Устав патрульнопостовой службы советской милиции, но содержащиеся в нем положения не соответствовали повседневной деятельности сотрудников милиции. В Уставе применялся термин «приемы самбо», который был чрезмерно узок и не точен.С принятием Закона СССР от 6 марта 1991 года №2001-1 «О советской милиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставлялось право применять боевые приемы борьбы. Термин «боевые приемы борьбы» более широкий, чем «приемы самбо», так как включают в себя ударные техники и приемы из всех спортивных единоборств, расширяя круг форм физического воздействия, применяемый сотрудниками органов внутренних дел, однако не охватывает всего того комплекса действий, применяемых сотрудниками в повседневной деятельности.
В Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» впервые был закреплен термин «физическая сила», но не было раскрыто его содержание. Термин «физическая сила» наиболее точно характеризовал весь комплекс действий используемый в ежедневной полицейской практики, в частности термин «физическая сила» предполагает физическое воздействие на людей, животных или предметы с использованием мускульной силы, разрушение, повреждение предметов, веществ, механизмов или временное их изъятие.Дальнейшее развитие институт применения физической силы получил в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
2. Законодательно определение «применение физической силы» не закреплено, но из содержащихся в Федеральном законе «О полиции» положениях, можно сказать, что применение физической силы - это не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами, животными или имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью
или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества. Основания применения физической силы – это обстоятельства, при наличии которых сотрудник полиции имеет право применить физическую силу, к основаниям применения физической силы относятся: пресечение преступлений и административных
правонарушений; доставление и задержание лиц, совершивших преступление и административные правонарушения; преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
3. Условия, порядок и пределы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы содержатся в Федеральном законе «О полиции».Условия закреплены в законе в виде обязательных требований и правил, которые должны соблюдаться при применении сотрудниками физической силы.Порядок применения физической силы – это предусмотренная законом процедура, которой должен следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к применению физической силы. Пределы применения физической силы – это законодательно установленные границы применения силы, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
4. Тактика применения физической силы сотрудниками полиции в различных ситуациях законодательно не закреплена, но она содержится в методических и учебных пособиях по применению физической силы. Методические и учебные пособия можно считать правовой основой тактики применения физической силы, так как пособия являются актами толкования относительно правовых основ применения физической силы. Под тактикой применения физической силы понимается специфический способ мышления относительно применения боевых приемов борьбы, обеспечивающих сотруднику автоматический выбор наиболее эффективных действий с учетом места и времени, погоды, дистанции, возможностей в противоборстве с различными по стилю и манере правонарушителями. В случаях нападения 89
сотруднику полиции необходимо: оценить обстановку, выбрать удобную для себя дистанцию, сохранять видимое спокойствие, вывести правонарушителя из равновесия для того, чтобы в дальнейшем произвести приемы ограничения подвижности правонарушителя. Даже после проведения удачного броска или удара, когда может сложится представление, что правонарушитель больше не представляет угрозы, недопустимо оставлять правонарушителя без контроля.
При угрозе нападения вооруженного противника стоит уйти с линии огня и попытаться сблизиться с противником, приступить к приемам обезоруживания, при этом отводить ствол оружия от себя и посторонних лиц, прием обезоруживания заканчивается подчинением воли правонарушителя воли сотрудника.
5. Правовую основу тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при задержании и доставлении, будет составлять не только учебные и методические пособия, а также Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», но и Приказ МВД РФ «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», где содержатся тактические приемы при задержании и доставлении.Задержание с применением боевых приемов борьбы, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции. Для успешного выполнения силового задержания необходимо проводить приемы задержания неожиданно, для того, чтобы застать правонарушителя врасплох. При проведении задержания самыми эффективными боевыми приемами борьбы будут являться: болевые приемы на руки или удушающие приемы. Существенно упрощает проведение силового задержания, если задержание будет проводиться во взаимодействии с напарником.
Для успешного конвоирования лица в требуемое место, необходимо придерживаться определенных тактических действий. Сотруднику полиции
следует ограничить свободу передвижения задержанного (применения болевого приема на руку), при этом необходимо контролировать свободную руку, выбрать безопасный маршрут следования, а стараться всеми возможными способами исключить возможность побега.
6. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что боевые приёмы борьбы представляют собой вид служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. В Приказе МВД России от 1 июля 2017 года № 450 четко определен круг боевых приемов борьбы, которым сотрудники полиции обучаются и применяют на практике.Для решение актуальных вопросов применения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы необходимо: руководителям и преподавателям физической подготовки, проводить отработку с сотрудниками полиции определённого перечня приемов, которые чаще всего применяются в полицейской практике для привития чувства соразмерности и силы их применения. На занятиях по физической подготовке и при сдачи зачета необходимо создать условия, чтобы действия ассистента были внезапными для выполняющего, чтобы сотрудник мог мгновенно среагировать на действия ассистента. Также на занятиях следует моделировать различные оперативно-служебные ситуации, для готовности сотрудника действовать в различных ситуациях.
7. Применение физической силы сотрудниками полиции регулируется не только Федеральным законом «О полиции», но и Уголовным кодексом РФ, взятые в единстве данные нормативно-правовые акты составляют правовую основу применения физической силы сотрудниками полиции. По нашему мнению, преобладающее значение имеют нормы уголовного законодательства, положения Федерального закона «О полиции» стоит рассматривать как конкретизирующие с учетом избранного способа принудительного воздействия. Исследования в данной области 91
свидетельствуют о наличии межотраслевой коллизии, заключающейся в следующем: Федеральный закон «О полиции» регламентирует обязательное стремление сотрудника полиции к минимизации ущерба при применении физической силы в любой ситуации, в то время как Уголовный кодекс РФ устанавливает право человека и гражданина на необходимую оборону. В этом отношении исследователи приходят к выводу, что нормы, устанавливающие условия применения физической силы сотрудниками полиции, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны, а также при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
8. Институт применения физической силы нуждается в правовом совершенствовании. Для ответа на вопрос о соотношении норм Федерального закона «О полиции» и норм уголовного законодательства, необходимо дополнить ст. 18 Федерального закона «О полиции» отсылочной нормой к Уголовному кодексу РФ. Так же требуется добавить в Уголовный кодекс РФ еще одно обстоятельство, исключающее преступность деяния. Предлагаемые изменения законодательства дают ответ на вопрос о соотношении норм Федерального закона «О полиции», устанавливающих порядок применения физической силы, и норм уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Требуют изменения ст. 20 Федерального закона «О полиции», непосредственно регулирующая применения физической силы.
1. Первым законодательном актом, где содержались нормы, устанавливающие основания, порядок и пределы применения физической
силы сотрудниками органов внутренних можно считать, Устав патрульнопостовой службы советской милиции, но содержащиеся в нем положения не соответствовали повседневной деятельности сотрудников милиции. В Уставе применялся термин «приемы самбо», который был чрезмерно узок и не точен.С принятием Закона СССР от 6 марта 1991 года №2001-1 «О советской милиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставлялось право применять боевые приемы борьбы. Термин «боевые приемы борьбы» более широкий, чем «приемы самбо», так как включают в себя ударные техники и приемы из всех спортивных единоборств, расширяя круг форм физического воздействия, применяемый сотрудниками органов внутренних дел, однако не охватывает всего того комплекса действий, применяемых сотрудниками в повседневной деятельности.
В Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» впервые был закреплен термин «физическая сила», но не было раскрыто его содержание. Термин «физическая сила» наиболее точно характеризовал весь комплекс действий используемый в ежедневной полицейской практики, в частности термин «физическая сила» предполагает физическое воздействие на людей, животных или предметы с использованием мускульной силы, разрушение, повреждение предметов, веществ, механизмов или временное их изъятие.Дальнейшее развитие институт применения физической силы получил в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
2. Законодательно определение «применение физической силы» не закреплено, но из содержащихся в Федеральном законе «О полиции» положениях, можно сказать, что применение физической силы - это не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами, животными или имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью
или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества. Основания применения физической силы – это обстоятельства, при наличии которых сотрудник полиции имеет право применить физическую силу, к основаниям применения физической силы относятся: пресечение преступлений и административных
правонарушений; доставление и задержание лиц, совершивших преступление и административные правонарушения; преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
3. Условия, порядок и пределы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы содержатся в Федеральном законе «О полиции».Условия закреплены в законе в виде обязательных требований и правил, которые должны соблюдаться при применении сотрудниками физической силы.Порядок применения физической силы – это предусмотренная законом процедура, которой должен следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к применению физической силы. Пределы применения физической силы – это законодательно установленные границы применения силы, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
4. Тактика применения физической силы сотрудниками полиции в различных ситуациях законодательно не закреплена, но она содержится в методических и учебных пособиях по применению физической силы. Методические и учебные пособия можно считать правовой основой тактики применения физической силы, так как пособия являются актами толкования относительно правовых основ применения физической силы. Под тактикой применения физической силы понимается специфический способ мышления относительно применения боевых приемов борьбы, обеспечивающих сотруднику автоматический выбор наиболее эффективных действий с учетом места и времени, погоды, дистанции, возможностей в противоборстве с различными по стилю и манере правонарушителями. В случаях нападения 89
сотруднику полиции необходимо: оценить обстановку, выбрать удобную для себя дистанцию, сохранять видимое спокойствие, вывести правонарушителя из равновесия для того, чтобы в дальнейшем произвести приемы ограничения подвижности правонарушителя. Даже после проведения удачного броска или удара, когда может сложится представление, что правонарушитель больше не представляет угрозы, недопустимо оставлять правонарушителя без контроля.
При угрозе нападения вооруженного противника стоит уйти с линии огня и попытаться сблизиться с противником, приступить к приемам обезоруживания, при этом отводить ствол оружия от себя и посторонних лиц, прием обезоруживания заканчивается подчинением воли правонарушителя воли сотрудника.
5. Правовую основу тактики применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел при задержании и доставлении, будет составлять не только учебные и методические пособия, а также Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», но и Приказ МВД РФ «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», где содержатся тактические приемы при задержании и доставлении.Задержание с применением боевых приемов борьбы, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции. Для успешного выполнения силового задержания необходимо проводить приемы задержания неожиданно, для того, чтобы застать правонарушителя врасплох. При проведении задержания самыми эффективными боевыми приемами борьбы будут являться: болевые приемы на руки или удушающие приемы. Существенно упрощает проведение силового задержания, если задержание будет проводиться во взаимодействии с напарником.
Для успешного конвоирования лица в требуемое место, необходимо придерживаться определенных тактических действий. Сотруднику полиции
следует ограничить свободу передвижения задержанного (применения болевого приема на руку), при этом необходимо контролировать свободную руку, выбрать безопасный маршрут следования, а стараться всеми возможными способами исключить возможность побега.
6. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что боевые приёмы борьбы представляют собой вид служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. В Приказе МВД России от 1 июля 2017 года № 450 четко определен круг боевых приемов борьбы, которым сотрудники полиции обучаются и применяют на практике.Для решение актуальных вопросов применения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы необходимо: руководителям и преподавателям физической подготовки, проводить отработку с сотрудниками полиции определённого перечня приемов, которые чаще всего применяются в полицейской практике для привития чувства соразмерности и силы их применения. На занятиях по физической подготовке и при сдачи зачета необходимо создать условия, чтобы действия ассистента были внезапными для выполняющего, чтобы сотрудник мог мгновенно среагировать на действия ассистента. Также на занятиях следует моделировать различные оперативно-служебные ситуации, для готовности сотрудника действовать в различных ситуациях.
7. Применение физической силы сотрудниками полиции регулируется не только Федеральным законом «О полиции», но и Уголовным кодексом РФ, взятые в единстве данные нормативно-правовые акты составляют правовую основу применения физической силы сотрудниками полиции. По нашему мнению, преобладающее значение имеют нормы уголовного законодательства, положения Федерального закона «О полиции» стоит рассматривать как конкретизирующие с учетом избранного способа принудительного воздействия. Исследования в данной области 91
свидетельствуют о наличии межотраслевой коллизии, заключающейся в следующем: Федеральный закон «О полиции» регламентирует обязательное стремление сотрудника полиции к минимизации ущерба при применении физической силы в любой ситуации, в то время как Уголовный кодекс РФ устанавливает право человека и гражданина на необходимую оборону. В этом отношении исследователи приходят к выводу, что нормы, устанавливающие условия применения физической силы сотрудниками полиции, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны, а также при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
8. Институт применения физической силы нуждается в правовом совершенствовании. Для ответа на вопрос о соотношении норм Федерального закона «О полиции» и норм уголовного законодательства, необходимо дополнить ст. 18 Федерального закона «О полиции» отсылочной нормой к Уголовному кодексу РФ. Так же требуется добавить в Уголовный кодекс РФ еще одно обстоятельство, исключающее преступность деяния. Предлагаемые изменения законодательства дают ответ на вопрос о соотношении норм Федерального закона «О полиции», устанавливающих порядок применения физической силы, и норм уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Требуют изменения ст. 20 Федерального закона «О полиции», непосредственно регулирующая применения физической силы.
Подобные работы
- Деятельность органов внутренних дел по задержанию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Административная деятельность органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности органов внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Особенности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ППС УМВД РФ ПО Г. КЫЗЫЛУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





