ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
1.1 Понятие, сущность и значение государственной защиты по
уголовным делам………………………………………………
1.2 Правовые основы обеспечения безопасности потерпевших и
свидетелей………………………………………………………
1.3 Основания и порядок применения мер безопасности и соци
альной поддержки в отношении потерпевших и свидетелей органами внутренних дел…………………………………
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Особенности организации государственной защиты в зависимости от стадий уголовного судопроизводства……………
2.2 Взаимодействие органов предварительного расследования с
подразделениями органов внутренних дел и общественными организациями в целях оказания юридической и психологической помощи потерпевшим и свидетелям…………………
2.3 Защита жертв преступлений и свидетелей за рубежом и совершенствование правового регулирования в российском законодательстве………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..……….
ПРИЛОЖЕНИЯ……..…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
1.1 Понятие, сущность и значение государственной защиты по
уголовным делам………………………………………………
1.2 Правовые основы обеспечения безопасности потерпевших и
свидетелей………………………………………………………
1.3 Основания и порядок применения мер безопасности и соци
альной поддержки в отношении потерпевших и свидетелей органами внутренних дел…………………………………
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Особенности организации государственной защиты в зависимости от стадий уголовного судопроизводства……………
2.2 Взаимодействие органов предварительного расследования с
подразделениями органов внутренних дел и общественными организациями в целях оказания юридической и психологической помощи потерпевшим и свидетелям…………………
2.3 Защита жертв преступлений и свидетелей за рубежом и совершенствование правового регулирования в российском законодательстве………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..……….
ПРИЛОЖЕНИЯ……..…………………………………………
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ) закрепляет, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод, данные положения закреплены в ч. 1 ст. 6 указанного кодифицированного акта. Они определяют защиту важной гарантией безопасности для участников уголовного судопроизводства. Как следует из положений, закрепленных в ст. ст. 20-22, 35, 41 Конституции РФ, государство призвано гарантировать неприкосновенность личности и собственности, защищать жизнь, здоровье и достоинство граждан.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Ежегодно в ходе расследования уголовных дел не менее 10 млн человек приобретают статус потерпевших и свидетелей . Однако лица, выступающие в качестве жертв и свидетелей, не только не всегда могут надлежащим образом использовать свои права, но и подвергаются преступным посягательствам со стороны криминальных элементов. По данным Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ (далее – ВНИИ МВД РФ), более половины жертв преступлений не обращаются в правоохранительные органы, поскольку опасаются мести преступников. В каждом пятом случае свидетели и их родственники находятся под угрозой расправы в процессе расследования, и один из четырех меняет свои показания в суде . Чтобы это-
го не произошло, в отношении свидетелей, потерпевших и других участни-
ков уголовных дел применяются меры государственной защиты .
Большая часть преступлений совершается c детальной подготовкой и устранением следов противоправного деяния. B этой связи содействиеправо- охранительным и судебным органам таких участников уголовного судопро-
изводства как свидетеляи потерпевшего играет значимую роль, потому что благодаря им зачастую собираются важные и необходимые доказательствапо соответствующему уголовному делу, поскольку от дачи показаний потерпевшими или свидетелями, зависит всестороннее и объективное расследование и рассмотрение дела. Однако не каждый свидетель преступления желает дать показания, опасаясь, прежде всего, за свою жизнь и здоровье .
Несмотря на принятие Федерального закона«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводст- ва»от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (далее – Закон № 119-ФЗ) и подзаконных актов,а также многолетний опыт применения мер безопасности и социальной поддержки к участникам уголовного судопроизводства, законодательство РФ и механизм реализации правовых норм в этой сфере, по справедливому мнению специалистов, нуждается в реформировании .
Цель выпускной квалификационной работы состоит из комплексного анализаправовых норм по защите свидетелей и потерпевших по уголовным делам, как в российском законодательстве, так и в зарубежном, детальное изучение оснований и порядка применения мер по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших в российском уголовном судопроизводстве
органами внутренних дел, подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
- раскрыть теоретико-правовые основы государственной защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве, обосновать и сформулировать понятие и сущность безопасности участников уголовного судопроизводства;
- рассмотреть мерыбезопасности свидетелей и потерпевших по уголовным делам, предусмотренные законодательством РФ;
- определить основания и порядок применения вышеуказанных мер к свидетелям и потерпевшим по уголовным делам органами внутренних дел;
- выявить особенности применения мер государственной защиты и обеспечения уголовно-процессуальной безопасности свидетелей и потерпевших органами внутренних дел на разных стадиях уголовного судопроизводства;
- раскрыть аспекты внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел, а также взаимодействия с общественными организациями в целях обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших по уголовным делам;
- провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта по обеспечению защиты свидетелей и потерпевших по уголовным делам.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с защитой потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве, а также комплекс мер, разработанный в законодательстве РФ, направленных на защиту прав указанных категорий граждан.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы, предусматривающие основания, условия и процессуальный порядок обеспечения защиты потерпевших и свидетелей по уголовным делам органа-
ми внутренних дел, правовые нормы зарубежных государств, материалы практики применения этих норм, теоретические представления ученых по исследуемой проблеме, предусматривающие защиту указанных категорий граждан.
Теоретическая основа. Теоретический интерес к исследованию вопросов озащите прав потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве достаточно высок. На протяжении значительного периода времени проблема получила освещение в трудах Л.В. Брусницына, О.А. Зайцева, А.Ю. Епихина, Е.А. Дикусар, Т.Н. Бородкиной, К.В. Камчатова, С.А. Табакова, С.В. Зуеваи других авторов.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, международные соглашения, УПК РФ, Закон № 119-ФЗ, подзаконные нормативные правовые акты, материалы судебной практики Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а так же общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции, кроме того использованы специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двухглав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСОУЩЕСТВЛЕНИЯ ОР-
ГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕР-
ПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
1.1 Понятие, сущность и значение государственной защиты по уголовным
делам
В нынешних условиях жизни общества одним из острых вопросов является рост преступности и увеличение доли нераскрытых преступлений. Так, по данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» за 2020 г. было зарегистрировано 2044,2 тыс.преступлений, это на 1% больше, чем за 2019 г. Из этого количества противоправных деяний 63,3 тыс.приходится на Челябинскую область. Рост регистрируемых преступлений отмечен также в 50 субъектах РФ. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений вырос с 24,4% в январе-декабре 2019 г. до 27,6%.Организованными группами или преступными сообществами совершено 17 тыс.в общем числе расследованных преступлений этих категорий.
Не раскрытых преступлений 963,8 тыс., что на 5,3% большечем за январь-декабрь 2019 г., из них по Челябинской области 29,01 тыс .
Отказ со стороны потерпевших и свидетелей давать показания ведет к увеличению роста преступности, низкой раскрываемости преступлений, в основном тяжких и особо тяжких, непосредственно связанных, также и с давлением, оказываемых на потерпевших и свидетелей в процессе раскрытия преступлений. Подобное противодействие правосудию значительно снижает возможности органов предварительного расследования получить доказательства обвинения. Из-за этого обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства содержит в себе прямое влияние на уголовно-
процессуальную деятельность, поскольку напрямую относится к проблеме получения значительных по уголовному делу доказательственных сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Таким образом, обеспечение участия потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач органов досудебного расследования и суда.
На протяжении многих лет ученные и специалисты проявляют интерес к проблеме обеспечения и реализации мер государственной защиты потерпевших и свидетелей. Одним из таких заинтересованных лиц является Л.В. Брусницын, участник рабочей группы Комитета по безопасности Государственной думы Федерального собрания РФ по разработке Закона № 119-ФЗ.
Л.В. Брусницынпровел опрос свидетелей и потерпевших с целью выявить, скольких из них угрозами жизни или здоровью при непринятии надлежащих мер безопасности могут склонить к отказу от дачи показаний или даче заведомо ложных показаний, несмотря на предусмотренную уголовную ответственность за совершение данных деяний. Таковых оказалось 90% от числа участников исследования .Стоит заметить, что опрос проводился в 2003 г., до закрепления в российском законодательстве мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства и порядка их применения, что могло повлиять на результат опроса. Так как не был разработан процессуальный механизм защиты свидетелей и потерпевших, правоохранительные органы не имели достаточного опыта по качественному и компетентному обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства.
В 2020 г. в своем социологическом исследовании Е.А. Дикусар, будучи адъюнктом Санкт-Петербургского университета МВД России, провела анкетирование граждан с вопросом: станете ли Вы, будучи свидетелем по уголовному делу, давать правдивые изобличающие обвиняемого показания, если
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Ежегодно в ходе расследования уголовных дел не менее 10 млн человек приобретают статус потерпевших и свидетелей . Однако лица, выступающие в качестве жертв и свидетелей, не только не всегда могут надлежащим образом использовать свои права, но и подвергаются преступным посягательствам со стороны криминальных элементов. По данным Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ (далее – ВНИИ МВД РФ), более половины жертв преступлений не обращаются в правоохранительные органы, поскольку опасаются мести преступников. В каждом пятом случае свидетели и их родственники находятся под угрозой расправы в процессе расследования, и один из четырех меняет свои показания в суде . Чтобы это-
го не произошло, в отношении свидетелей, потерпевших и других участни-
ков уголовных дел применяются меры государственной защиты .
Большая часть преступлений совершается c детальной подготовкой и устранением следов противоправного деяния. B этой связи содействиеправо- охранительным и судебным органам таких участников уголовного судопро-
изводства как свидетеляи потерпевшего играет значимую роль, потому что благодаря им зачастую собираются важные и необходимые доказательствапо соответствующему уголовному делу, поскольку от дачи показаний потерпевшими или свидетелями, зависит всестороннее и объективное расследование и рассмотрение дела. Однако не каждый свидетель преступления желает дать показания, опасаясь, прежде всего, за свою жизнь и здоровье .
Несмотря на принятие Федерального закона«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводст- ва»от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (далее – Закон № 119-ФЗ) и подзаконных актов,а также многолетний опыт применения мер безопасности и социальной поддержки к участникам уголовного судопроизводства, законодательство РФ и механизм реализации правовых норм в этой сфере, по справедливому мнению специалистов, нуждается в реформировании .
Цель выпускной квалификационной работы состоит из комплексного анализаправовых норм по защите свидетелей и потерпевших по уголовным делам, как в российском законодательстве, так и в зарубежном, детальное изучение оснований и порядка применения мер по обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших в российском уголовном судопроизводстве
органами внутренних дел, подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
- раскрыть теоретико-правовые основы государственной защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве, обосновать и сформулировать понятие и сущность безопасности участников уголовного судопроизводства;
- рассмотреть мерыбезопасности свидетелей и потерпевших по уголовным делам, предусмотренные законодательством РФ;
- определить основания и порядок применения вышеуказанных мер к свидетелям и потерпевшим по уголовным делам органами внутренних дел;
- выявить особенности применения мер государственной защиты и обеспечения уголовно-процессуальной безопасности свидетелей и потерпевших органами внутренних дел на разных стадиях уголовного судопроизводства;
- раскрыть аспекты внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел, а также взаимодействия с общественными организациями в целях обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших по уголовным делам;
- провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта по обеспечению защиты свидетелей и потерпевших по уголовным делам.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с защитой потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве, а также комплекс мер, разработанный в законодательстве РФ, направленных на защиту прав указанных категорий граждан.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы, предусматривающие основания, условия и процессуальный порядок обеспечения защиты потерпевших и свидетелей по уголовным делам органа-
ми внутренних дел, правовые нормы зарубежных государств, материалы практики применения этих норм, теоретические представления ученых по исследуемой проблеме, предусматривающие защиту указанных категорий граждан.
Теоретическая основа. Теоретический интерес к исследованию вопросов озащите прав потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве достаточно высок. На протяжении значительного периода времени проблема получила освещение в трудах Л.В. Брусницына, О.А. Зайцева, А.Ю. Епихина, Е.А. Дикусар, Т.Н. Бородкиной, К.В. Камчатова, С.А. Табакова, С.В. Зуеваи других авторов.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, международные соглашения, УПК РФ, Закон № 119-ФЗ, подзаконные нормативные правовые акты, материалы судебной практики Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а так же общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции, кроме того использованы специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двухглав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСОУЩЕСТВЛЕНИЯ ОР-
ГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕР-
ПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
1.1 Понятие, сущность и значение государственной защиты по уголовным
делам
В нынешних условиях жизни общества одним из острых вопросов является рост преступности и увеличение доли нераскрытых преступлений. Так, по данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» за 2020 г. было зарегистрировано 2044,2 тыс.преступлений, это на 1% больше, чем за 2019 г. Из этого количества противоправных деяний 63,3 тыс.приходится на Челябинскую область. Рост регистрируемых преступлений отмечен также в 50 субъектах РФ. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений вырос с 24,4% в январе-декабре 2019 г. до 27,6%.Организованными группами или преступными сообществами совершено 17 тыс.в общем числе расследованных преступлений этих категорий.
Не раскрытых преступлений 963,8 тыс., что на 5,3% большечем за январь-декабрь 2019 г., из них по Челябинской области 29,01 тыс .
Отказ со стороны потерпевших и свидетелей давать показания ведет к увеличению роста преступности, низкой раскрываемости преступлений, в основном тяжких и особо тяжких, непосредственно связанных, также и с давлением, оказываемых на потерпевших и свидетелей в процессе раскрытия преступлений. Подобное противодействие правосудию значительно снижает возможности органов предварительного расследования получить доказательства обвинения. Из-за этого обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства содержит в себе прямое влияние на уголовно-
процессуальную деятельность, поскольку напрямую относится к проблеме получения значительных по уголовному делу доказательственных сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Таким образом, обеспечение участия потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач органов досудебного расследования и суда.
На протяжении многих лет ученные и специалисты проявляют интерес к проблеме обеспечения и реализации мер государственной защиты потерпевших и свидетелей. Одним из таких заинтересованных лиц является Л.В. Брусницын, участник рабочей группы Комитета по безопасности Государственной думы Федерального собрания РФ по разработке Закона № 119-ФЗ.
Л.В. Брусницынпровел опрос свидетелей и потерпевших с целью выявить, скольких из них угрозами жизни или здоровью при непринятии надлежащих мер безопасности могут склонить к отказу от дачи показаний или даче заведомо ложных показаний, несмотря на предусмотренную уголовную ответственность за совершение данных деяний. Таковых оказалось 90% от числа участников исследования .Стоит заметить, что опрос проводился в 2003 г., до закрепления в российском законодательстве мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства и порядка их применения, что могло повлиять на результат опроса. Так как не был разработан процессуальный механизм защиты свидетелей и потерпевших, правоохранительные органы не имели достаточного опыта по качественному и компетентному обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства.
В 2020 г. в своем социологическом исследовании Е.А. Дикусар, будучи адъюнктом Санкт-Петербургского университета МВД России, провела анкетирование граждан с вопросом: станете ли Вы, будучи свидетелем по уголовному делу, давать правдивые изобличающие обвиняемого показания, если
В России ежегодно свидетелями становятся около 10 млн человек.
Около четверти из них меняют показания в суде по разным причинам. При-
мерно каждому пятому свидетелю угрожают при расследовании уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Около 60% граждан, ставших жертвами преступления, не обращаются в полицию. Большинство из них опасаются мести преступников. По предварительным подсчетам экспертов, в 108
личной защите нуждаются около 5 тыс. человек, из них около тысячи человек вынуждены сменить место жительства после завершения уголовного процесса.
Государство гарантирует неприкосновенность личности и собственности, защищает жизнь, здоровье и достоинство участников уголовного судопроизводства. Обеспечение участия потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач органов досудебного расследования и суда, так как преступные лица зачастую готовы применять разного рода воздействия, как правило, угрозы, действия направленные против жизни, здоровья и свободы участников уголовного судопроизводства.
Благодаря потерпевшим и свидетелям собираются важные доказательства по конкретному уголовному делу, от дачи их показаний зависит всестороннее и объективное разрешение дела. Для их обеспечения безопасности применятся меры государственной защиты.
Проведенный анализ в данной работе позволяет сделать следующие выводы и внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. Государственной защитой является деятельность уполномоченных на то компетентных государственных органов и должностных лиц по осуществлению предусмотренных нормативными паровыми актами РФ и нормами международного правамер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества, честь и достоинство участников уголовного судопроизводства и иных лиц, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве или участием в предупреждении, раскрытии преступлений за пределами уголовно-процессуальной деятельности.
2. Правовые нормы о государственной защите основаны на действующих конституционных нормах РФ и международных нормативных правовых актах. Механизмы обеспечения мер государственной защиты урегулированы
как федеральными законами, так и федеральными подзаконными правовыми
актами.
3. Фактическое основание применения мер безопасности потерпевших и свидетелей, наряду с поводами и условиями, должно отвечать таким критериям, как реальность и объективность угрозы посткриминального воздействия в связи с оказанием противодействия расследованию уголовного дела и его последующему судебному рассмотрению по существу.
4. Порядок применения мер безопасности органами внутренних дел к потерпевшим и свидетелям складывается из следующих действий:
1) проверка информации об угрозах, поступающих в адрес участника уголовного судопроизводств, в целях установления их реальностиначальни- ком органа дознания, руководителем следственного органа или следователем с согласия руководителя следственного органа совместно с подразделениями системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
2) вынесение руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания и дознавателемрешения о применении мер безопасности либо об отказе в применении мер безопасности в форме постановления;
3) направление вынесенного постановления в день его вынесения в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление;
4) исполнение указанного постановления подразделениями системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
5) подразделения, обеспечивающие безопасность лиц заключают с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанно-
сти органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении;
6) если защищаемое лицо отказывается от заключения договора либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, меры безопасности отменяются должностным лицом органа предварительного расследования с вынесением об этом постановления.
Основываясь на положения ст. ст. 16 и 18 Закона № 119-ФЗ, нами была разработана схема порядка обеспечения мер безопасности органами внутренних дел потерпевших и свидетелей, отражающая процедуры организации указанных мер (Приложение 2).
7) В связи с отсутствием в отечественном законодательстве установленного срока обеспечения безопасности защищаемого лица и долгосрочным периодом времени проверки сообщения (заявления) о противоправном деянии в отношении потерпевшего и свидетеля, видится определить указанные сроки:
1) срок проверки сообщения (заявления) и принятия решения о применении мер безопасности в отношении свидетеля и потерпевшего – 24 часа;
2) срок, в который должны быть приняты меры безопасности в отношении потерпевшего и свидетеля – 3 суток без права продления указанного срока.
6. Меры социальной поддержки применяются только в связи с непосредственным участием потерпевшего и свидетеля в уголовном судопроизводстве. Основаниями применения являются гибель (смерть) защищаемого лица, физический вред его здоровью, причинение ему имущественного ущерба, по которым следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление о применении социальной поддержки. Роструд является уполномоченным осуществлять выплаты единовременных пособий защищаемым лицам и членам их семей, а также находящимся на их иждивении.
7. Мерами безопасности на стадии досудебного производства уголов-
ного дела в отношении потерпевшего и свидетеля являются.
1) В протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. Должностное лицо органа предварительного расследования выносит мотивированное постановление, которое помещается и опечатывается в конверт, приобщенный к уголовному делу, и исключает возможность ознакомления с ним иных лиц (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).
2) Постоянный или временный запрет на выдачу сведений, содержащихся в государственных и иных информационно-справочных фондах, изменении номеров телефонов и государственных регистрационных знаков, используемых или принадлежащих транспортных средств, содержащиеся в постановлении органа, осуществляющего меры безопасности, либо органа, обеспечивающего безопасность, или в выписке из него (п. «в» ч. 2 Правил защиты сведений).
3) Осуществление контроля и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).
4) Предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).
5) Выделение дела в отдельное производство в отношении свидетеля (подозреваемого, обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 154 УПК РФ) и вынесение постановления о хранении документов, свидетельствующих о заключении данного соглашения (ст. 317.4 УПК РФ).
6) Мера пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) (ст. 98 УПК РФ).
Мерами безопасности на стадии судебного производства уголовного дела в отношении потерпевшего и свидетеля являются.
1) Закрытые судебные разбирательства (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК РФ).
2) Допрос без оглашения настоящих данных о свидетеле и потерпевшем (с учетом ч. 1 ст. 277 УПК РФ) в исключающих визуальное наблюдение условиях (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Перечень приведенных мер, направленных на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля органами внутренних дел дополняется и конкретизируется Законом № 119-ФЗ. Это личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасное место и иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
8) Потерпевший вправе по заявленному ходатайству знать информацию о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое, а также знать о рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, вопросов об освобождении осужденного от наказания.
Потерпевший также вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопросов об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
9) Общими задачами межведомственного взаимодействия органов предварительного расследования с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в рассматриваемой сфере являются: обеспечение надлежащих условий для применения и прекращения мер безопасности в период предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицу, в отношении которого принято решение об осуществлении государственной защиты.
К задачампо взаимодействию подразделений государственной защиты с органами предварительного расследования (дознавателями и следователями органов внутренних дел) можно отнести:
1. Проведение проверки наличия либо отсутствия угрозы, установления причинно-следственной связи между поступившими угрозами в адрес защищаемого лица и его участием в уголовном процессе с использованием гласных и негласных методов оперативно-розыскной деятельности в целях принятия инициатором государственной защиты обоснованного решения о применении мер безопасности и его эффективной реализации.
2. Недопущение необоснованного применения мер безопасности, фактов осуществления государственной защиты лиц, не подпадающих под категорию защищаемых в соответствии с действующим законодательством, неправомерного применения отдельных мер безопасности.
3. Обеспечение выполнения плана мероприятий по обеспечению мер безопасности и выявлению угроз в отношении защищаемого лица, включая:
4. взаимное информирование о результатах предпринимаемых оперативным сотрудником и следователем действий, направленных на выявление свидетелей и очевидцев угроз в адрес защищаемого лица;
5. получение информации, необходимой для установления угрозоноси- теля, проверку установленных фактов угроз оперативным путем
– 0. Формы процессуального взаимодействия органов предварительного расследования с общественными организациями:
– привлечение сведущих лиц из общественных объединений к участию в следственных действиях в качестве специалистов;
– истребование документов общественных объединений, связанных с отражением их деятельности по проверке обстоятельств, представляющих интерес для уголовного дела;
– допрос работников общественных объединений, производивших лабораторные исследования изымаемых объектов, обследовавших предприятия и организации.
Непроцессуального взаимодействия органов предварительного расследования с общественными организациями:
– привлечение следователем (дознавателем) сотрудников общественных объединений для проведения проверок и ревизий;
– взаимный обмен информацией;
– проведение по информации, полученной от взаимодействующего субъекта, мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений;
– обмен опытом работы по предупреждению, пресечению, выявлению и расследованию правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения совещаний, конференций, семинаров;
– участие специалистов одного субъекта взаимодействия в проводимых мероприятиях другого субъекта;
– планирование и осуществление скоординированных мероприятий;
– обмен нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой;
– проведение взаимных консультаций по вопросам, входящим в компетенцию взаимодействующих субъектов, по конкретным уголовным делам
11. Важными направлениями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом и участие в деятельности международных организаций.За многолетнюю историю накоплен богатый и уникальный положительных опыт практики осуществления безопасности в зарубежных государствах, который может быть заимствован для опыта обеспечения безопасности участников уголовного процесса в России.
12. Предлагается определить и закрепить в ст. 16 Закона № 119-ФЗ такие преступления, потерпевшие и свидетели которых гарантировано получат государственную защиту вне зависимости от факта поступления угроз, что значительно бы сократило время принятия решения об обеспечении государственной защиты лицу(Приложение 1). Такая практика уже реализуется в США, ФРГ и Италии.
Отнести следует преступления, которые включают:
– участие в деятельности преступных формирований;
– легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём;
– коррупцию;
– воспрепятствование отправлению правосудия;
– торговлю людьми;
– незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему;
– другие преступления, которые включают в себя такие элементы, как транснациональный характер и причастность организованной преступной группы.
Около четверти из них меняют показания в суде по разным причинам. При-
мерно каждому пятому свидетелю угрожают при расследовании уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Около 60% граждан, ставших жертвами преступления, не обращаются в полицию. Большинство из них опасаются мести преступников. По предварительным подсчетам экспертов, в 108
личной защите нуждаются около 5 тыс. человек, из них около тысячи человек вынуждены сменить место жительства после завершения уголовного процесса.
Государство гарантирует неприкосновенность личности и собственности, защищает жизнь, здоровье и достоинство участников уголовного судопроизводства. Обеспечение участия потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач органов досудебного расследования и суда, так как преступные лица зачастую готовы применять разного рода воздействия, как правило, угрозы, действия направленные против жизни, здоровья и свободы участников уголовного судопроизводства.
Благодаря потерпевшим и свидетелям собираются важные доказательства по конкретному уголовному делу, от дачи их показаний зависит всестороннее и объективное разрешение дела. Для их обеспечения безопасности применятся меры государственной защиты.
Проведенный анализ в данной работе позволяет сделать следующие выводы и внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. Государственной защитой является деятельность уполномоченных на то компетентных государственных органов и должностных лиц по осуществлению предусмотренных нормативными паровыми актами РФ и нормами международного правамер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества, честь и достоинство участников уголовного судопроизводства и иных лиц, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве или участием в предупреждении, раскрытии преступлений за пределами уголовно-процессуальной деятельности.
2. Правовые нормы о государственной защите основаны на действующих конституционных нормах РФ и международных нормативных правовых актах. Механизмы обеспечения мер государственной защиты урегулированы
как федеральными законами, так и федеральными подзаконными правовыми
актами.
3. Фактическое основание применения мер безопасности потерпевших и свидетелей, наряду с поводами и условиями, должно отвечать таким критериям, как реальность и объективность угрозы посткриминального воздействия в связи с оказанием противодействия расследованию уголовного дела и его последующему судебному рассмотрению по существу.
4. Порядок применения мер безопасности органами внутренних дел к потерпевшим и свидетелям складывается из следующих действий:
1) проверка информации об угрозах, поступающих в адрес участника уголовного судопроизводств, в целях установления их реальностиначальни- ком органа дознания, руководителем следственного органа или следователем с согласия руководителя следственного органа совместно с подразделениями системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
2) вынесение руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания и дознавателемрешения о применении мер безопасности либо об отказе в применении мер безопасности в форме постановления;
3) направление вынесенного постановления в день его вынесения в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление;
4) исполнение указанного постановления подразделениями системы МВД России по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
5) подразделения, обеспечивающие безопасность лиц заключают с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанно-
сти органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении;
6) если защищаемое лицо отказывается от заключения договора либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, меры безопасности отменяются должностным лицом органа предварительного расследования с вынесением об этом постановления.
Основываясь на положения ст. ст. 16 и 18 Закона № 119-ФЗ, нами была разработана схема порядка обеспечения мер безопасности органами внутренних дел потерпевших и свидетелей, отражающая процедуры организации указанных мер (Приложение 2).
7) В связи с отсутствием в отечественном законодательстве установленного срока обеспечения безопасности защищаемого лица и долгосрочным периодом времени проверки сообщения (заявления) о противоправном деянии в отношении потерпевшего и свидетеля, видится определить указанные сроки:
1) срок проверки сообщения (заявления) и принятия решения о применении мер безопасности в отношении свидетеля и потерпевшего – 24 часа;
2) срок, в который должны быть приняты меры безопасности в отношении потерпевшего и свидетеля – 3 суток без права продления указанного срока.
6. Меры социальной поддержки применяются только в связи с непосредственным участием потерпевшего и свидетеля в уголовном судопроизводстве. Основаниями применения являются гибель (смерть) защищаемого лица, физический вред его здоровью, причинение ему имущественного ущерба, по которым следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление о применении социальной поддержки. Роструд является уполномоченным осуществлять выплаты единовременных пособий защищаемым лицам и членам их семей, а также находящимся на их иждивении.
7. Мерами безопасности на стадии досудебного производства уголов-
ного дела в отношении потерпевшего и свидетеля являются.
1) В протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. Должностное лицо органа предварительного расследования выносит мотивированное постановление, которое помещается и опечатывается в конверт, приобщенный к уголовному делу, и исключает возможность ознакомления с ним иных лиц (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).
2) Постоянный или временный запрет на выдачу сведений, содержащихся в государственных и иных информационно-справочных фондах, изменении номеров телефонов и государственных регистрационных знаков, используемых или принадлежащих транспортных средств, содержащиеся в постановлении органа, осуществляющего меры безопасности, либо органа, обеспечивающего безопасность, или в выписке из него (п. «в» ч. 2 Правил защиты сведений).
3) Осуществление контроля и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).
4) Предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).
5) Выделение дела в отдельное производство в отношении свидетеля (подозреваемого, обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 154 УПК РФ) и вынесение постановления о хранении документов, свидетельствующих о заключении данного соглашения (ст. 317.4 УПК РФ).
6) Мера пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) (ст. 98 УПК РФ).
Мерами безопасности на стадии судебного производства уголовного дела в отношении потерпевшего и свидетеля являются.
1) Закрытые судебные разбирательства (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК РФ).
2) Допрос без оглашения настоящих данных о свидетеле и потерпевшем (с учетом ч. 1 ст. 277 УПК РФ) в исключающих визуальное наблюдение условиях (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Перечень приведенных мер, направленных на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля органами внутренних дел дополняется и конкретизируется Законом № 119-ФЗ. Это личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасное место и иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
8) Потерпевший вправе по заявленному ходатайству знать информацию о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое, а также знать о рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, вопросов об освобождении осужденного от наказания.
Потерпевший также вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопросов об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
9) Общими задачами межведомственного взаимодействия органов предварительного расследования с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в рассматриваемой сфере являются: обеспечение надлежащих условий для применения и прекращения мер безопасности в период предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицу, в отношении которого принято решение об осуществлении государственной защиты.
К задачампо взаимодействию подразделений государственной защиты с органами предварительного расследования (дознавателями и следователями органов внутренних дел) можно отнести:
1. Проведение проверки наличия либо отсутствия угрозы, установления причинно-следственной связи между поступившими угрозами в адрес защищаемого лица и его участием в уголовном процессе с использованием гласных и негласных методов оперативно-розыскной деятельности в целях принятия инициатором государственной защиты обоснованного решения о применении мер безопасности и его эффективной реализации.
2. Недопущение необоснованного применения мер безопасности, фактов осуществления государственной защиты лиц, не подпадающих под категорию защищаемых в соответствии с действующим законодательством, неправомерного применения отдельных мер безопасности.
3. Обеспечение выполнения плана мероприятий по обеспечению мер безопасности и выявлению угроз в отношении защищаемого лица, включая:
4. взаимное информирование о результатах предпринимаемых оперативным сотрудником и следователем действий, направленных на выявление свидетелей и очевидцев угроз в адрес защищаемого лица;
5. получение информации, необходимой для установления угрозоноси- теля, проверку установленных фактов угроз оперативным путем
– 0. Формы процессуального взаимодействия органов предварительного расследования с общественными организациями:
– привлечение сведущих лиц из общественных объединений к участию в следственных действиях в качестве специалистов;
– истребование документов общественных объединений, связанных с отражением их деятельности по проверке обстоятельств, представляющих интерес для уголовного дела;
– допрос работников общественных объединений, производивших лабораторные исследования изымаемых объектов, обследовавших предприятия и организации.
Непроцессуального взаимодействия органов предварительного расследования с общественными организациями:
– привлечение следователем (дознавателем) сотрудников общественных объединений для проведения проверок и ревизий;
– взаимный обмен информацией;
– проведение по информации, полученной от взаимодействующего субъекта, мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений;
– обмен опытом работы по предупреждению, пресечению, выявлению и расследованию правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения совещаний, конференций, семинаров;
– участие специалистов одного субъекта взаимодействия в проводимых мероприятиях другого субъекта;
– планирование и осуществление скоординированных мероприятий;
– обмен нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой;
– проведение взаимных консультаций по вопросам, входящим в компетенцию взаимодействующих субъектов, по конкретным уголовным делам
11. Важными направлениями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом и участие в деятельности международных организаций.За многолетнюю историю накоплен богатый и уникальный положительных опыт практики осуществления безопасности в зарубежных государствах, который может быть заимствован для опыта обеспечения безопасности участников уголовного процесса в России.
12. Предлагается определить и закрепить в ст. 16 Закона № 119-ФЗ такие преступления, потерпевшие и свидетели которых гарантировано получат государственную защиту вне зависимости от факта поступления угроз, что значительно бы сократило время принятия решения об обеспечении государственной защиты лицу(Приложение 1). Такая практика уже реализуется в США, ФРГ и Италии.
Отнести следует преступления, которые включают:
– участие в деятельности преступных формирований;
– легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём;
– коррупцию;
– воспрепятствование отправлению правосудия;
– торговлю людьми;
– незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему;
– другие преступления, которые включают в себя такие элементы, как транснациональный характер и причастность организованной преступной группы.
Подобные работы
- Государственная защита потерпевших и свидетелей органами внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Специфика возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Полномочия председательствующего при производстве по уголовным
делам в суде с участием присяжных заседателей
Диссертация , уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Подготовка уголовного дела к судебному заседанию в российском уголовном процессе
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Порядок подготовки к судебному заседанию в уголовном процессе России
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и порядок назначения оперативно-розыскных мероприятий, а также использование их результатов по делам оперативного учета и в следственно-судебной практике
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетнего
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





