🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД

Работа №198616

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 6
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД
1.1 Нормативно-правовая основа организации деятельности 9
следственных подразделений ОВД….…………………
1.2 Следственные подразделения ОВД: понятие и структура 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД
2.1 Организация управления и работы с кадрами в
следственных подразделениях
ОВД…………………………………………... 30
2.2 Взаимодействие следственных подразделений ОВД с
другими подразделениями ОВД………… 45
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО
ОПЫТА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД
3.1 Перспективные направления совершенствования
деятельности следственных подразделений ОВД…………… 57
3.2 Опыт зарубежных стран организации системы органов
предварительного расследования…………………………… 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..……….. 84
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………... 96

Два последних десятилетия характеризуются постепенным реформированием системы правоохранительных органов, в том числе, органов внутренних дел. Центральным субъектомОВД в процессе предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, а также разрешения иных задач, стоящих перед полицией, выступают следственные подразделения, деятельность которых нуждается в совершенствовании. Деятельность следственных подразделений ОВД отличается повышенной сложностью и многоаспектностью. С целью повышения эффективности организации деятельности следственных подразделений ОВД, необходимо провести многоаспектный анализ данного направления, формулируя проблемные аспекты и пути их преодоления.
За период с января по март 2021 года было зарегистрировано 309,3 тыс. преступлений, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. 93,3% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, из них 5,1% на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 15,6 тыс. преступлений (+2,6%).За 2020 год было зарегистрировано 2044,2 тыс. преступлений, или на 1,0% больше, чем за 2019 год. За 2019 год было зарегистрировано 2024,3 тыс. преступлений, или на 1,6% больше, чем за 2018 год. В 2018 году 1991,5 тыс. преступлений, или на 3,3% меньше, чем за аналогичный период 2017 года .
Актуальность темы выпускной квалификационной работыподтверждается тем, что следственные подразделения ОВД выступают одними из наиболее загруженных служб органов внутренних дел, деятельность которых с организационных и правовых сторон характеризуется рядом сложностей и противоречий. Ввиду того, что следственные подразделения реализуют множество различных направлений,
задач и целей, стоящих перед полицией, организации деятельности рассматриваемой службы следует уделять более внимание. Несмотря на то, что рассматриваемая тема весьма актуальна и некоторые ее аспекты являлись объектами исследований многих ученых, до сих пор не сформулированы полноценные концепции и направления совершенствования организации деятельности следственных подразделений ОВД. Сложившаяся ситуация несомненно негативно воздействует на практическую деятельность, а значит, сказывается на эффективность реализации функций и задач, стоящих перед полицией, в том числе, на процесс расследования и раскрытия преступлений.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования организационно-правовых основ деятельности следственных подразделений ОВД, выявление проблемных аспектов и формулирование путей их преодоления.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи квалификационной выпускной работы:
1. Изучение нормативно-правовой основы организации
деятельности следственных подразделений ОВД.
2. Исследование понятия и структуры следственных подразделений ОВД.
3. Рассмотрение организации управления и работы с кадрами в
следственных подразделениях ОВД.
4. Анализ взаимодействия следственных подразделений ОВД с
другими подразделениями ОВД.
5. Выявление перспективных направлений совершенствования деятельности следственных подразделений ОВД.
6. Изучение опыта зарубежных стран в вопросах организации системы следственных подразделений.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают, совершенствуются и прекращаются в процессе организации
деятельности следственных подразделений ОВДпо реализации задач, функций и целей.
Предметом выпускной квалификационной работы являются положения уголовно-процессуального и иного федерального законодательства РФ, результаты судебной практики, статистические сведения в вопросах организации деятельности следственных подразделений ОВД.
Теоретической основой исследованияявляются результаты исследований ученых в области исследования отдельных организационноправовых аспектов деятельности следственных подразделений ОВД. Так, в основу выпускной квалификационной работы легли труды Н.А. Бурнашева, И.Ф. Герасимова, Л.В. Головко, Е.Р. Россинской, В.А. Семенцова, А.В. Смирнова, М.С. Строговича, О.В. Химичевой и других исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, система федерального законодательства, подзаконных нормативных, а также ведомственных актов, решения судебных инстанций, статистические данные по теме выпускной квалификационной работы .
Методологическую основу работы составила система общенаучных и частно-научных методов познания социально-правовых явлений: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, описание, сравнение, а также исторические, социологические, экономические методы.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, трех глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Исследования выпускной квалификационной работы были положены в научно-исследовательскую работу, которая была представлена на конкурсе научных работ Юридического института ЮУрГУ (НИУ). Также данные исследования были отражены в научных статьях, с которыми студент, принимал участие в конференциях, что подтверждается сертификатами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Следственные подразделения являются одними из центральных в системе ОВД, поскольку реализуют большинство задач и функций, стоящих перед полицией в целом. Ввиду того, что на практике нередко складываются некоторые сложности в тех или иных аспектах деятельности следственных подразделений ОВД, необходимо рассматривать и исследовать отдельные направления работы следователей, выявляя проблемные аспекты и формулируя пути их преодоления. В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены организационные основы деятельности следственных подразделений ОВД. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Нормативно-правовая основа организации деятельности следственных подразделений условно может быть представлена в виде системы нормативных актов различного уровня и юридической силы:
- международные нормативные акты – закладывают общие положения и принципы деятельности органов государственной власти, охраны прав и свобод человека;
- система федерального законодательства, во главе которой стоит Конституция РФ, определяющая принципы, имплементированные из международных актов. Деятельность следственных подразделений регламентируется ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в ОВД», УПК РФ;
- подзаконные нормативные акты регламентируют отдельные направления полиции, в том числе следственных подразделений. Так, на уровне постановлений Правительства РФ устанавливаются размеры должностных окладов сотрудников полиции, порядок взаимодействия полиции с иными органами государственной власти, а также пути совершенствования деятельности следственных подразделений ОВД;
- ведомственные нормативные правовые акты регулируют особенности деятельности следственных подразделений, их задачи, функции, полномочия и пути совершенствования.
2. Следственные подразделения в структуре ОВД представляют собой одно из важнейших подразделений полиции, должностные лица которого (следователи) уполномочены осуществлять предварительное следствие. Проведенный анализ позволил выявить недостаток действующего уголовно-процессуального законодательства, а именно, отсутствие нормативно регламентированного определения категории «следственное подразделение и органы предварительного следствия». На наш взгляд, ввиду того, что в УПК РФ законодатель активно использует указанные понятия, целесообразно раскрыть их с целью формирования единообразного подхода к понимаю сущности данных определений. В связи с этим, в ч. 1 ст. 5 УПК РФ следует включить дополнение, раскрывающее понятие не только следственного подразделения, но и органов предварительного следствия как смежных категорий. Рассматривая структуру следственных подразделений в системе органов внутренних дел, отметим, что любой следственный орган имеет подчинение как внутри следственной вертикали, то есть в структуре юстиции, так и в системе всего МВД России, то есть по отношению к Министру или начальникам территориальных органов. На наш взгляд, сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на сложившуюся практику, двойственное положение следственных подразделений вызывает конфликтные ситуации и приводит к возникновению конфликта интересов.
3. Важное значение в правоприменительной деятельности следственных подразделений приобретают организационные аспекты. Особое внимание нами было уделено наставничеству, первичному обучению, а также профессиональной адаптации молодых сотрудников, распределению нагрузки между следователями, формированию благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе. В современных условиях наставничество и процесс первичного обучения не регламентирован на 80
ведомственном уровне. В связи с этим, в первую очередь следует разработать и принять самостоятельный ведомственный акт, посвященный наставничеству, первичному обучению вновь назначенного сотрудника, а также его адаптации в новом коллективе и на новой должности. В рамках адаптации молодого сотрудника следует особое внимание уделить работе психологов с вновь назначенным сотрудником, изучению причин и факторов, способствующих увольнению или переводу сотрудников следственных подразделений в иные службы ОВД, а также осуществление мер по устранению и нейтрализации данных факторов. Кроме того, следует совершенствовать систему формирования благоприятного климата внутри коллектива, поскольку он оказывает существенное влияние на производительность труда каждого из сотрудников. В рамках данного направления целесообразно разрабатывать и реализовывать систему мотивации сотрудников; равномерно распределять нагрузку между следователями; вести учет сверхурочной работы каждого из сотрудников; разрабатывать и осуществлять кадровую политику следственных подразделений.
4. Эффективность деятельности следственных подразделений во многом зависит от степени налаженного взаимодействия данной службы с иными подразделениями ОВД. Важнейшей формой взаимодействия следователя с иными подразделениями ОВД выступает формирование следственно-оперативной группы. Необходимо разрешить вопросы организационного характера. Так, со следователем следует проводить постоянные занятия, повышающие профессиональный уровень должностных лиц. Отдельные категории уголовных дел следует разбирать на общих собраниях, в результате чего сотрудники смогут обмениваться опытом и разрабатывать алгоритмы деятельности группы на месте происшествия. Руководители следственных органов должны разбирать наиболее распространенные ошибки, возникающие на практике. Кроме того, следует разрабатывать учебно-методические пособия, устанавливающие правила 81
организации работы следователей и членов следственно-оперативной группы на месте происшествия. На практике особое значение отводится также взаимодействию следственных подразделений с экспертно
криминалистическими. С целью совершенствования данного направления деятельности целесообразно закрепить обязательное участие специалистов при производстве следственных действий, а также участие специалистов при подготовке постановления о назначении экспертизы в части составления вопросов эксперту. Консультационная помощь специалистов позволит избежать неверных, двусмысленных, коллизионных вопросов, выносимых на рассмотрение эксперта.
5. Исследование позволяет сформулировать несколько направлений совершенствования деятельности следственных подразделений ОВД:
- ввиду того, что взаимодействие следственных подразделений с оперативными на практике приобретает колоссальное значение, следует внести дополнения в ст. 163 УПК РФ в части формирования определения, порядка организации и особенностей деятельности СОГ;
- особое значение следует уделить формированию международной следственной группы, порядок и особенности учреждения которой должны быть закреплены в УПК РФ, а именно, в ст. 163.1 УПК РФ;
- в структуре Следственного Департамента МВД России следует включить научно-консультативный совет, который мог бы быть ответственным за рассмотрение отдельных законопроектов, принимаемых законодательных актов и иных аспектов совершенствования деятельности следственных подразделений;
- особое внимание в современных условиях следует уделить информационному обмену, а также более активному внедрению информационных технологий в деятельность следственных подразделений;
- несмотря на то, что в современных условиях отсутствуют необходимые социально-экономические предпосылки для учреждения единого федерального следственного органа путем выделения всех 82
подразделений, в том числе ОВД, ФСБ, следует постепенно начать реформирования данной системы. На наш взгляд, учреждение самостоятельного органа, уполномоченного расследовать дела всех категорий, окажет положительное воздействие на складывающуюся практику.
6. В ряде зарубежных стран система следственных подразделений в целом, и ОВД в частности, отличается непроработанностью. Так, исследование опыта Франции, Германии и США указывает на отсутствие единого следственного органа, занимающего расследованием преступлений всех категорий. Вместе с этим, исследование опыта иностранных государств позволило сформулировать ряд недостатков российской правовой системы в исследуемом направлении:
- чрезмерная загруженность следственных подразделений канцелярской работой, оформлением колоссального количества процессуальных документов. В данном вопросе следует обратиться к опыту США, где следователь занимается только расследованием преступлений, а оформление процессуальных документов ложится на иных сотрудников;
- недостаточная процессуальная самостоятельность следователя – в РФ над каждым следователем стоит три начальствующих звена, это руководитель следственного органа, представители процессуального контроля, прокурор и суд. На наш взгляд, в данном аспекте следует воспользоваться опытом Франции, в которой следственный судья действует по своему личному усмотрению свободно и самостоятельно;
- по опыту Германии следовало бы несколько реформировать системы органов прокуратуры, сформировав внутри них подразделения, занимающиеся вопросами расследований отдельных категорий уголовных дел. В таком случае взаимодействие ОВД и прокуратуры может перейти из контрольно-надзорной тенденции к консультационной, в рамках которой прокуроры могли бы координировать и направлять деятельность следователя.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека.Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. № 11.
3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. // Российская газета. 2003. № 13.
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. 1992.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата
обращения 11.02.2021).
6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядкаот 17 декабря 1979 г.№ 34/169 // Российская газета. 1991. № 8.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.№ 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
8. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011.№ 7.Ст. 900.
9. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011.№ 49 (ч. 1). Ст. 7020.
10. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ // СЗ РФ. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
11. Федеральный закон «О международных договорах Российской
Федерации» 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
12. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. 5). Ст. 7614.
13. Указ Президента РФ «Вопросы организации полиции»от 01 марта 2011 г. № 250 // СЗ РФ. 2011.№ 10.Ст. 1336.
14. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»от 23 ноября 1998 г. № 1422 // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.
15. Постановление Правительства РФ «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»от 03 ноября 2011 г. № 878 // СЗ РФ. 2011.№ 46. Ст. 6504.
..93


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ