Разработка инвестиционного проекта по открытию ресторана русской кухни «Царица»
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 10
1.1 Понятие, сущность, предназначение инвестиционных проектов 10
1.2 Основные подходы и порядок разработки инвестиционного проекта 16
1.3 Методы оценки эффективности инвестиционного проекта 24
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОТКРЫТИЯ РЕСТОРАНА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 38
2.1 Оценка рыночных возможностей 38
2.2 Общая концепция проекта и организационный план 47
2.3 Инвестиционный план и планирование источников средств 55
2.4 Планирование продаж и затрат ресторана 58
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
ОТКРЫТИЯ РЕСТОРАНА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 63
3.1 Оценка прибыли, денежных потоков и показателей эффективности 63
3.2 Оценка рисков и управление рисками проекта 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение А - Расчет показателей при снижении на 10% средней стоимости чека 83
Приложение Б - Расчет показателей при росте цен на продукты на 10 % 86
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 10
1.1 Понятие, сущность, предназначение инвестиционных проектов 10
1.2 Основные подходы и порядок разработки инвестиционного проекта 16
1.3 Методы оценки эффективности инвестиционного проекта 24
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОТКРЫТИЯ РЕСТОРАНА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 38
2.1 Оценка рыночных возможностей 38
2.2 Общая концепция проекта и организационный план 47
2.3 Инвестиционный план и планирование источников средств 55
2.4 Планирование продаж и затрат ресторана 58
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
ОТКРЫТИЯ РЕСТОРАНА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 63
3.1 Оценка прибыли, денежных потоков и показателей эффективности 63
3.2 Оценка рисков и управление рисками проекта 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение А - Расчет показателей при снижении на 10% средней стоимости чека 83
Приложение Б - Расчет показателей при росте цен на продукты на 10 % 86
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития бизнес сообществ риску и неопределенности, которые в свою очередь представляют собой имманентный параметр предпринимательской деятельности, уделяется значительное внимание. Данные параметры в последнее время достигли высокого уровня и значительного качественного отличия от уровня предыдущих периодов экономической истории. Взаимопереплетение данных параметров приводит к качественно новой, более высокой, степени нестабильности внешней среды функционирования бизнеса. В свою очередь это оказывает влияние на изменение структуры внешних ограничений деятельности предпринимательских структур. Ранее эти ограничения были заданы рынком, на современном этапе они определяются нестабильностью самих параметров внешней среды, в которой функционирует бизнес. К тому же циклическое развитие экономики на сегодняшний день происходит в сочетании с расшатанностью общественно-политической и институциональной среды. Исходя из этого, современная экономика характеризуется переходом от аккумуляции к мультипликации риска. Таким образом, становится достаточно проблематичным прогнозировать поведение рынка и изменений рыночных факторов. Негативным образом это сказывается в рамках инвестиционных проектов, где объективность оценки эффективности выступает как однозначность условия осуществления капиталовложений.
К сожалению, сейчас практически не существует таких инвестиционных проектов, бизнес-планов, которые бы имели под собою «научную базу», которая бы была согласована с настоящим положением дел рынка. Все, что имеется - это пособия, которые затрагивают бизнес-планирование в развитых зарубежных странах, не соответствующие сложившимся в нашей стране рыночным и хозяйственным отношениям субъектов. В условиях кризиса мало уделяется внимания данным вопросам. В связи с этим, ощущается необходимость совмещения и развития изучения разработки инвестиционных проектов вместе с внутрихозяйственным планированием организации, в организациях всех форм собственности и видов деятельности. Применяя этот симбиоз планов, можно получить реальный шанс развития предприятий и роста их конкурентоспособности.
Обобщая вышесказанное, необходимость исследования заключается в том, что современные темпы развития технологий и глобализация обуславливают необходимость быстрой и качественной организации собственного бизнеса. Чаще всего невозможно развить определенный проект без соответствующих капиталовложений, и в таких случаях на помощь приходят инвестиции. В современном мире инвестиционные проекты являются своеобразным гарантом значительного увеличения конкурентоспособности предприятия и его конечной рыночной ценности.
Объект исследования - инвестиционное проектирование на примере открытия ресторана русской кухни «Царица».
Предмет исследования - процесс разработки инвестиционного проекта.
Цель исследования в работе - разработать инвестиционный проект по открытию ресторана русской кухни «Царица» и оценить эффективность проекта.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- рассмотреть понятие, сущность, предназначение инвестиционных проектов;
- дать характеристику основным подходам и порядку разработки инвестиционного проекта;
- обозначить основные методы оценки эффективности инвестиционного проекта;
- провести оценку рыночных возможностей;
- привести общую концепцию проекта и организационный план;
- обозначить инвестиционный план и планирование источников средств;
- провести расчет планирования продаж и затрат ресторана;
- провести оценку прибыли, денежных потоков и показателей эффективности инвестиционного проекта по открытию ресторана русской кухни «Царица»;
- провести оценку рисков и управления рисками проекта по открытию ресторана русской кухни «Царица».
Практическая значимость проекта заключается в его дальнейшем внедрении и развитии бизнеса, а так же возможности применения процесса разработки инвестиционного проекта при открытии аналогичных предприятий.
Методы исследования, которые используются в работе: стратегический анализ, маркетинговый анализ, построение бизнес-процессов работы, формирование структуры управления, построение графика реализации проекта, планирование финансовых результатов, планирование денежных потоков, оценка эффективности способами расчета чистого приведенного дохода, внутренней нормы рентабельности, срока окупаемости, рентабельности инвестиций; оценка рисков методом анализа чувствительности проекта к изменению объемов продаж, затрат на услуги, ставки дисконтирования. То есть, предполагается планирование как бизнес-процессов данного проекта, организации его реализации, так и его маркетинговое обоснование, сравнение с конкурентами, а также и формирование финансового плана (доходы, расходы, финансовый результат, денежные потоки), комплексная оценка эффективности (NPV, IRR, срок окупаемости, рентабельность инвестиций), оценка рисков методом анализа чувствительности. Инструментом для проведения расчетов является Microsoft Excel 2007 / 2010.
Теоретической базой для написания работы являются книги, учебники и периодические издания, посвященные вопросам бизнес-планирования, управления проектами, оценки эффективности инвестиций таких авторов как В.А. Баринов, Ю.В. Богатин, С. Дороцки, Н.Н. Крупина, А.В. Поляков, В.М. Попов, М.И. Ример, В.П. Савчук, Х. Эрман, Е.М. Четыркин и других.
К сожалению, сейчас практически не существует таких инвестиционных проектов, бизнес-планов, которые бы имели под собою «научную базу», которая бы была согласована с настоящим положением дел рынка. Все, что имеется - это пособия, которые затрагивают бизнес-планирование в развитых зарубежных странах, не соответствующие сложившимся в нашей стране рыночным и хозяйственным отношениям субъектов. В условиях кризиса мало уделяется внимания данным вопросам. В связи с этим, ощущается необходимость совмещения и развития изучения разработки инвестиционных проектов вместе с внутрихозяйственным планированием организации, в организациях всех форм собственности и видов деятельности. Применяя этот симбиоз планов, можно получить реальный шанс развития предприятий и роста их конкурентоспособности.
Обобщая вышесказанное, необходимость исследования заключается в том, что современные темпы развития технологий и глобализация обуславливают необходимость быстрой и качественной организации собственного бизнеса. Чаще всего невозможно развить определенный проект без соответствующих капиталовложений, и в таких случаях на помощь приходят инвестиции. В современном мире инвестиционные проекты являются своеобразным гарантом значительного увеличения конкурентоспособности предприятия и его конечной рыночной ценности.
Объект исследования - инвестиционное проектирование на примере открытия ресторана русской кухни «Царица».
Предмет исследования - процесс разработки инвестиционного проекта.
Цель исследования в работе - разработать инвестиционный проект по открытию ресторана русской кухни «Царица» и оценить эффективность проекта.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- рассмотреть понятие, сущность, предназначение инвестиционных проектов;
- дать характеристику основным подходам и порядку разработки инвестиционного проекта;
- обозначить основные методы оценки эффективности инвестиционного проекта;
- провести оценку рыночных возможностей;
- привести общую концепцию проекта и организационный план;
- обозначить инвестиционный план и планирование источников средств;
- провести расчет планирования продаж и затрат ресторана;
- провести оценку прибыли, денежных потоков и показателей эффективности инвестиционного проекта по открытию ресторана русской кухни «Царица»;
- провести оценку рисков и управления рисками проекта по открытию ресторана русской кухни «Царица».
Практическая значимость проекта заключается в его дальнейшем внедрении и развитии бизнеса, а так же возможности применения процесса разработки инвестиционного проекта при открытии аналогичных предприятий.
Методы исследования, которые используются в работе: стратегический анализ, маркетинговый анализ, построение бизнес-процессов работы, формирование структуры управления, построение графика реализации проекта, планирование финансовых результатов, планирование денежных потоков, оценка эффективности способами расчета чистого приведенного дохода, внутренней нормы рентабельности, срока окупаемости, рентабельности инвестиций; оценка рисков методом анализа чувствительности проекта к изменению объемов продаж, затрат на услуги, ставки дисконтирования. То есть, предполагается планирование как бизнес-процессов данного проекта, организации его реализации, так и его маркетинговое обоснование, сравнение с конкурентами, а также и формирование финансового плана (доходы, расходы, финансовый результат, денежные потоки), комплексная оценка эффективности (NPV, IRR, срок окупаемости, рентабельность инвестиций), оценка рисков методом анализа чувствительности. Инструментом для проведения расчетов является Microsoft Excel 2007 / 2010.
Теоретической базой для написания работы являются книги, учебники и периодические издания, посвященные вопросам бизнес-планирования, управления проектами, оценки эффективности инвестиций таких авторов как В.А. Баринов, Ю.В. Богатин, С. Дороцки, Н.Н. Крупина, А.В. Поляков, В.М. Попов, М.И. Ример, В.П. Савчук, Х. Эрман, Е.М. Четыркин и других.
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи и сделаны основные выводы.
1) Инвестиционный проект представляет собой программу мероприятий по осуществлению материальных вложений и получением прибыли от них. Инвестиционный проект можно рассматривать в качестве письменного документа, который определяет цель и методы инвестирования. Так же инвестиционный проект можно рассматривать как комплекс самих действий, направленных на достижение цели инвестирования. Основное предназначение данного проекта определить целесообразность вложений.
2) Основной подход в разработке инвестиционного проекта - использование методов маркетингового и стратегического анализа рынка, на котором организация будет работать, а также методов стратегического планирования (миссия, цель (и), задачи и стратегии данного предприятия на данном рынке, в том числе, по результатам стратегического анализа). Так же предполагается использование методов управления проектами, планирования бизнес-процессов (основных и вспомогательных), а также методов финансово-экономического анализа (будущих доходов и расходов, инвестиций и т.п.), методов экономической оценки эффективности проекта и его рисков.
3) Использование методов оценки эффективности проекта можно разнести на три этапа. На первом этапе рассчитываются ресурсы, необходимые для его реализации и источники их финансирования, на втором - планируются показатели реализации проекта (доходы, расходы, денежные потоки). На третьей рассчитываются комплексные показатели, связанные с окупаемостью проекта, чистой приведенной стоимостью, внутренней нормой доходности. На основе этих показателей делается вывод о целесообразности инвестирования в данный проект. Помимо оценки эффективности оцениваются и риски проекта. Она связана с определения вероятности наступления негативных событий, потерь, связанных с реализацией проекта.
4) Проект предприятия питания «Царица» будет реализован в Челябинске. Предприятие питания будет иметь достаточный ассортимент и ориентирован на среднестатистического потребителя, финансироваться будет за счет заемных средств.
5) За последнее время ввиду продолжающегося кризиса пока наблюдается снижение доходов населения. Данный фактор можно назвать приоритетным в данном сегменте рынка, поскольку люди стали меньше посещать дорогие рестораны, соответственно снизив тем самым расходы на эту часть, но стали отдавать предпочтения более дешевому и достаточно качественному сегменту это небольшие рестораны Fast casual (семейные рестораны или рестораны быстрого питания). Данного вида рестораны имеют уютный интерьер, качественное обслуживание и достаточно качественное питание. Соответственно в данном сегменте и следует открывать ресторан.
6) В соответствии с вышесказанным концепцию проекта можно ориентировать на семейный отдых с русской кухней. Местом расположения будет район Челябинска. Рядом находятся торговые и офисные центры, помимо этого в данном районе нет большого наличия предприятий питания в основном фаст фуды. Так же преимущество в новых строящихся микрорайонах вблизи. Организационная структура предприятия питания достаточно оптимизирована. Основными вопросами поставок, продуктов питания и другими организационными вопросами занимается заместитель директора по коммерческой части. Финансовыми вопросами занимается главный бухгалтер. Шеф-повар - организационные мероприятия для слаженной работы кухни; составление меню; контролирование технологических процессов; надзор за соблюдением санитарных нормативов; инвентаризация остатков продуктов и оборудования и т.п..
7) Что касается инвестиционного плана, то он представлен затратами для открытия данного предприятия. Соответственно здесь расходы на открытие (расходы связанные с регистрацией предприятия), оборудование, а так же затраты на мебель, униформу и ремонт, всего требуемые инвестиции в размере 4036,4 тыс.руб. Основной источник финансирования инвестиционного проекта это кредитные средства (ОАО СМП Банк).
8) Что касается планирования объемов продаж то в первый год они составят 36301,4 тыс.руб. с учетом, что в первый год запуска проекта при загрузке в 18% фактически возможный объем посетителей в год. При полной загрузке ресторана планируется объем выручки в размере 50418,7 тыс.руб. Расходы составят 46759 тыс.руб.
9) Были рассчитаны денежные потоки по проекту и на основе них рассчитаны показатели его эффективности. При объеме в 4036,4 тыс.руб. первоначальных инвестиций создаваемого предприятия, участники проекта получат 10,8 млн.руб. чистый приведенный доход (NPV), окупится проект за 17 месяцев, а рентабельность инвестиций составит 168%, при высокой внутренней норме доходности в 52%. В целом, можно отметить, что проект выгоден и в случае соответствия основных параметров заложенным в проекте он принесет значительную прибыль его организаторам.
10) Были проанализированы риски проекта и его чувствительность к изменению основных параметров. Было проанализировано влияние возможных рисков на реализацию данного проекта (снижение количества посетителей, снижение стоимости чека средней, рост цен на продукты питания). Сильнее всего влияет риск роста цен на продукты (на 64% при росте на 10%), за ним следуют снижение количества клиентов и средней стоимости чека. Соответственно, для обеспечении наименее рисковой работы проекта требуется уделить значительное внимание работе с поставщиками а так же возможности внедрения бизнес-ланчей в дневное время для роста загрузки, участие в программах кетеринга - продажи пищи из ресторана по заказу через Интернет-сайт), чтобы обеспечить должный объем реализации, выгодность данного проекта.
1) Инвестиционный проект представляет собой программу мероприятий по осуществлению материальных вложений и получением прибыли от них. Инвестиционный проект можно рассматривать в качестве письменного документа, который определяет цель и методы инвестирования. Так же инвестиционный проект можно рассматривать как комплекс самих действий, направленных на достижение цели инвестирования. Основное предназначение данного проекта определить целесообразность вложений.
2) Основной подход в разработке инвестиционного проекта - использование методов маркетингового и стратегического анализа рынка, на котором организация будет работать, а также методов стратегического планирования (миссия, цель (и), задачи и стратегии данного предприятия на данном рынке, в том числе, по результатам стратегического анализа). Так же предполагается использование методов управления проектами, планирования бизнес-процессов (основных и вспомогательных), а также методов финансово-экономического анализа (будущих доходов и расходов, инвестиций и т.п.), методов экономической оценки эффективности проекта и его рисков.
3) Использование методов оценки эффективности проекта можно разнести на три этапа. На первом этапе рассчитываются ресурсы, необходимые для его реализации и источники их финансирования, на втором - планируются показатели реализации проекта (доходы, расходы, денежные потоки). На третьей рассчитываются комплексные показатели, связанные с окупаемостью проекта, чистой приведенной стоимостью, внутренней нормой доходности. На основе этих показателей делается вывод о целесообразности инвестирования в данный проект. Помимо оценки эффективности оцениваются и риски проекта. Она связана с определения вероятности наступления негативных событий, потерь, связанных с реализацией проекта.
4) Проект предприятия питания «Царица» будет реализован в Челябинске. Предприятие питания будет иметь достаточный ассортимент и ориентирован на среднестатистического потребителя, финансироваться будет за счет заемных средств.
5) За последнее время ввиду продолжающегося кризиса пока наблюдается снижение доходов населения. Данный фактор можно назвать приоритетным в данном сегменте рынка, поскольку люди стали меньше посещать дорогие рестораны, соответственно снизив тем самым расходы на эту часть, но стали отдавать предпочтения более дешевому и достаточно качественному сегменту это небольшие рестораны Fast casual (семейные рестораны или рестораны быстрого питания). Данного вида рестораны имеют уютный интерьер, качественное обслуживание и достаточно качественное питание. Соответственно в данном сегменте и следует открывать ресторан.
6) В соответствии с вышесказанным концепцию проекта можно ориентировать на семейный отдых с русской кухней. Местом расположения будет район Челябинска. Рядом находятся торговые и офисные центры, помимо этого в данном районе нет большого наличия предприятий питания в основном фаст фуды. Так же преимущество в новых строящихся микрорайонах вблизи. Организационная структура предприятия питания достаточно оптимизирована. Основными вопросами поставок, продуктов питания и другими организационными вопросами занимается заместитель директора по коммерческой части. Финансовыми вопросами занимается главный бухгалтер. Шеф-повар - организационные мероприятия для слаженной работы кухни; составление меню; контролирование технологических процессов; надзор за соблюдением санитарных нормативов; инвентаризация остатков продуктов и оборудования и т.п..
7) Что касается инвестиционного плана, то он представлен затратами для открытия данного предприятия. Соответственно здесь расходы на открытие (расходы связанные с регистрацией предприятия), оборудование, а так же затраты на мебель, униформу и ремонт, всего требуемые инвестиции в размере 4036,4 тыс.руб. Основной источник финансирования инвестиционного проекта это кредитные средства (ОАО СМП Банк).
8) Что касается планирования объемов продаж то в первый год они составят 36301,4 тыс.руб. с учетом, что в первый год запуска проекта при загрузке в 18% фактически возможный объем посетителей в год. При полной загрузке ресторана планируется объем выручки в размере 50418,7 тыс.руб. Расходы составят 46759 тыс.руб.
9) Были рассчитаны денежные потоки по проекту и на основе них рассчитаны показатели его эффективности. При объеме в 4036,4 тыс.руб. первоначальных инвестиций создаваемого предприятия, участники проекта получат 10,8 млн.руб. чистый приведенный доход (NPV), окупится проект за 17 месяцев, а рентабельность инвестиций составит 168%, при высокой внутренней норме доходности в 52%. В целом, можно отметить, что проект выгоден и в случае соответствия основных параметров заложенным в проекте он принесет значительную прибыль его организаторам.
10) Были проанализированы риски проекта и его чувствительность к изменению основных параметров. Было проанализировано влияние возможных рисков на реализацию данного проекта (снижение количества посетителей, снижение стоимости чека средней, рост цен на продукты питания). Сильнее всего влияет риск роста цен на продукты (на 64% при росте на 10%), за ним следуют снижение количества клиентов и средней стоимости чека. Соответственно, для обеспечении наименее рисковой работы проекта требуется уделить значительное внимание работе с поставщиками а так же возможности внедрения бизнес-ланчей в дневное время для роста загрузки, участие в программах кетеринга - продажи пищи из ресторана по заказу через Интернет-сайт), чтобы обеспечить должный объем реализации, выгодность данного проекта.



