СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….6
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………….10
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности Российской Федерации………………………………………………………………..10
1.2 Основные составляющие национальной безопасности……………..18
2 УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………….27
2.1 Виды и формы угроз национальной безопасности Российской Федерации 27
2.2 Национальные интересы Российской Федерации……………………...35
3 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ И ВЫЗОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….45
3.1 Способы противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации………………………………………………….45
3.2 Методы совершенствования и укрепления национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….6
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………….10
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности Российской Федерации………………………………………………………………..10
1.2 Основные составляющие национальной безопасности……………..18
2 УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………….27
2.1 Виды и формы угроз национальной безопасности Российской Федерации 27
2.2 Национальные интересы Российской Федерации……………………...35
3 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ И ВЫЗОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….45
3.1 Способы противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации………………………………………………….45
3.2 Методы совершенствования и укрепления национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена не только тем, что изучением данной темы заинтересованы и вовлечены многие юристы, политологи, а также другие специалисты, со значительной репутацией, но и потому что, национальная безопасность, элемент, касающийся совершенно любого гражданина или лица проживающего в нём.
Проблема национальной безопасности стала одной из главных и глобальных ХХІ века, как для Российской Федерации, так и для других стран.
Согласно Стратегии № 683 от 31.12.2015 обеспечение национальной безопасности для России остается главным приоритетным направлением, как в политике, так и в других сферах .
Наше общество и государство постоянно сталкивается с проблемами, связанными с потребностью обеспечения благополучия общества в период экономический потрясений; сохранением и защиты государственности, поддержание целостности социума.
Также необходимо постоянно реагировать и предупреждать рост преступности, в том числе связанной с распространением наркотиков и оружия, коррупции, посягательством на государственную власть, шпионажем, распространением терроризма, государственной изменой и т.д.
Отсюда, следует сказать, что актуальность работы заключается возросшей значимостью безопасности как глобальной ценности для всего человечества, а также необходимостью определения ее специфики и сущности содержания применительно к современному этапу развития политической ситуации в России и мире.
В таких сложных условиях Российской Федерации необходимо обеспечивать максимальную защиту национальных интересов, стабильное
функционирование системы национальной безопасности, в частности военной и экономической сфер безопасности.
Интересы качественного роста и развития требуют активного экономического, социального, культурного сотрудничества со странами, обладающими современными технологиями и крупными инвестиционными возможностями.
Вопрос о государственной защищённости, касается никак не только о боевых опасностях, однако также в нюансах, никак не сопряженных с много вооруженным противостоянием.
В заключительный период Российская Федерация встречается с уникальными угрозами и вызовами национальной безопасности.
Она остановила падение уровня и качества жизни граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующегося многополярного мира.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение процесса формирования и прохождения такой темы как национальная защищённость, через «пронизывающую нить» истории от её появления до современного оформления.
Так же целью нужно поставить: понятие механизма государственной безопасности.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
– выявить и классифицировать современные угрозы государственной безопасности, которые реально могут нанести вред для страны в целом;
– рассмотреть виды угроз и вызовов для страны;
– сравнить наиболее эффективные методы защиты от угроз относящихся к национальным вопросам;
– обозначить национальные интересы России.
Объектом исследования являются общественные отношения, слагаемые в процессе истории, модернизация угроз и призывов в её разных проявлениях, а также их влияние на Россию.
Предметом исследования предстают, законы и нормы действующего законодательства Российской Федерации, а также аргументированные мнения и труды учёных, работающих в данном направлении.
Теоретическую основу составили – в последнее время многие отечественные исследователи обращают внимание на переосмысление угроз национальной безопасности в связи с изменением внешних условий безопасности, внутренней нестабильностью в стране (М.А. Абдурахманов, Т.А. Алексёева, В.А. Баришполец, В.И. Василенко, А.В. Возжеников, М.Г. Делягин, A.С. Куликов, И.К. Макаренко, Н.Р. Маликова, В.Л. Манилов, B.С. Пирумов, А.А. Прохожев, В.В. Серебрянников, Н.В. Синеок, C.В. Слуцкий, С.В Степашин, А.С. Шийко, Р.Г. Яновский и др.).
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их число входят: диалектический, системно-структурный и исправительно-правовой.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное, уголовное и административное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе и ведомственные нормативные акты МВД России.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, оглавления, трех глав, включающих, шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Проблема национальной безопасности стала одной из главных и глобальных ХХІ века, как для Российской Федерации, так и для других стран.
Согласно Стратегии № 683 от 31.12.2015 обеспечение национальной безопасности для России остается главным приоритетным направлением, как в политике, так и в других сферах .
Наше общество и государство постоянно сталкивается с проблемами, связанными с потребностью обеспечения благополучия общества в период экономический потрясений; сохранением и защиты государственности, поддержание целостности социума.
Также необходимо постоянно реагировать и предупреждать рост преступности, в том числе связанной с распространением наркотиков и оружия, коррупции, посягательством на государственную власть, шпионажем, распространением терроризма, государственной изменой и т.д.
Отсюда, следует сказать, что актуальность работы заключается возросшей значимостью безопасности как глобальной ценности для всего человечества, а также необходимостью определения ее специфики и сущности содержания применительно к современному этапу развития политической ситуации в России и мире.
В таких сложных условиях Российской Федерации необходимо обеспечивать максимальную защиту национальных интересов, стабильное
функционирование системы национальной безопасности, в частности военной и экономической сфер безопасности.
Интересы качественного роста и развития требуют активного экономического, социального, культурного сотрудничества со странами, обладающими современными технологиями и крупными инвестиционными возможностями.
Вопрос о государственной защищённости, касается никак не только о боевых опасностях, однако также в нюансах, никак не сопряженных с много вооруженным противостоянием.
В заключительный период Российская Федерация встречается с уникальными угрозами и вызовами национальной безопасности.
Она остановила падение уровня и качества жизни граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующегося многополярного мира.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение процесса формирования и прохождения такой темы как национальная защищённость, через «пронизывающую нить» истории от её появления до современного оформления.
Так же целью нужно поставить: понятие механизма государственной безопасности.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
– выявить и классифицировать современные угрозы государственной безопасности, которые реально могут нанести вред для страны в целом;
– рассмотреть виды угроз и вызовов для страны;
– сравнить наиболее эффективные методы защиты от угроз относящихся к национальным вопросам;
– обозначить национальные интересы России.
Объектом исследования являются общественные отношения, слагаемые в процессе истории, модернизация угроз и призывов в её разных проявлениях, а также их влияние на Россию.
Предметом исследования предстают, законы и нормы действующего законодательства Российской Федерации, а также аргументированные мнения и труды учёных, работающих в данном направлении.
Теоретическую основу составили – в последнее время многие отечественные исследователи обращают внимание на переосмысление угроз национальной безопасности в связи с изменением внешних условий безопасности, внутренней нестабильностью в стране (М.А. Абдурахманов, Т.А. Алексёева, В.А. Баришполец, В.И. Василенко, А.В. Возжеников, М.Г. Делягин, A.С. Куликов, И.К. Макаренко, Н.Р. Маликова, В.Л. Манилов, B.С. Пирумов, А.А. Прохожев, В.В. Серебрянников, Н.В. Синеок, C.В. Слуцкий, С.В Степашин, А.С. Шийко, Р.Г. Яновский и др.).
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их число входят: диалектический, системно-структурный и исправительно-правовой.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное, уголовное и административное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе и ведомственные нормативные акты МВД России.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, оглавления, трех глав, включающих, шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
В заключение рассматриваемой темы следует сказать, что национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов.
Национальная безопасность – это сложное явление, которое представляет собой систему всех взаимосвязанных элементов. Данная система позволяет не допускать и быстро реагировать на все возникшие опасности и угрозы, которые затрагивают суверенитет и интересы Российской Федерации.
Под угрозами национальной безопасности понимаются потенциальные угрозы экономическим, военным, экологическим, политическим, социальным и иным сфера общества, в том числе, интеллектуальным и духовным ценностям. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами, как внутри страны, так и за пределами ее территории.
Считаем, что национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Опыт XX столетия свидетельствует, что общество не застраховано от роста регрессивных процессов, хаос и распад – наиболее вероятные состояния спонтанного развития, а стабильность, устойчивость и порядок, напротив, требуют сознательных, специальных и целенаправленных усилий.
Таким образом, вопросы методологии определения угроз национальной безопасности рассматриваются в контексте таких категорий, как национальные интересы и национальная безопасность. Отмечается, что национальная безопасность – одно из центральных понятий в государственном управлении. Трактовка понятия национальная безопасность
в различных государствах отражается в характере государственных органов, ведающих национальной безопасностью.
Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансовобанковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.
В целях совершенствования правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны следует урегулировать на законодательном уровне совершенствование в правовом регулировании противодействия угроза и вызовов национальной безопасности.
Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы
основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.
Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.
Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.
Таким образом, в российской внешней политике возник серьезный тупик. Выход из него – в формировании современного внешнеполитического мышления, что позволит защитить «национальные интересы» и обеспечить международную безопасность России.
Официальное использование термина «национальная безопасность» содержалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 августа 1996 г. «О национальной безопасности». Категория национальная безопасность стала применяться в утверждаемых Президентом РФ Концепции (первоначально), а затем в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года (в 2009 г.).
Первостепенное значение для функционирования и развития страны имеет реализация национальных интересов государства в различных сферах: экономической, международной, внутриполитической, социальной (медицина, наука, образование, культура и т.д.), духовной, информационной, военной, пограничной, экологической и т.д. Совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих состояние защищённости личности, общества и государства от различных угроз, а также реализацию национальных интересов, характеризует уровень национальной безопасности государства.
Предметом посягательства при совершении преступления в сфере компьютерной информация является сама же компьютерная информация, определяемая как сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Обратим внимание на то, что несмотря на многообразие предметов посягательства при совершении преступлений в компьютерной сфере, у большинства сотрудников правоохранительных органов при расследовании практически не существует проблем в определении компьютерной информации как предмета преступления .
Предметом посягательства является и киберинформация, которая в отличие от компьютерной информации, находящейся на жестком диске
компьютера или на ином носителе (например, флэш-карте), поступает в компьютерное устройство через присоединенную или удаленную сеть.
К специальным правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений можно отнести следующие:
4. Совершенствование действующего уголовного законодательства, то есть решить проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации, которые обозначены в подразделе 1 данной главы. Кроме того, совершенствование судебной практики требует разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам квалификации деяний, предусмотренных ст. 272-274.1 УК РФ.
5. Совершенствование судебной практики по уголовным делам о компьютерных преступлениях в Российской Федерации. До сих пор отсутствуют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о практике рассмотрения судами уголовных дел по преступлениям в сфере компьютерной информации, что негативно сказывается на следственносудебной практике и единообразии применения уголовно-правовых норм правоохранительными органами.
6. Активизация и совершенствование международно-правового сотрудничества в сфере предупреждения компьютерных преступлений и борьбы с ними. Учитывая транснациональный и трансграничный характер рассматриваемых преступлений, большое значение приобретает вопрос взаимодействия правоохранительных органов России и зарубежных стран в сфере противодействия компьютерной преступности.
Так, 11 ноября 2013 г. Тушинским районным судом г. Москвы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, ч. 3 ст. 272 УК РФ, граждане Республики Молдова Б. и А. были осуждены к наказанию в виде двух лет шести месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима каждый. Преступная группа, состоявшая из граждан Республики Молдова, длительное время занималась скиммингом в Москве,
осуществляя хищение денежных средств с банковских карт физических лиц с помощью специального оборудования, устанавливаемого на картоприемник банкомата.
Несколько участников преступной группы скрылись от следствия и суда за пределами Российской Федерации .
Общепризнанным является вывод о том, что, для того чтобы быть эффективной, профилактика любого, в том числе и компьютерного, преступления должна носить комплексный системный характер. А применяемые на практике методы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности объектов должны быть тесно связаны друг с другом.
К специальным организационно-управленческим и техническим мерам предупреждения компьютерных преступлений можно отнести следующее:
7. Подготовка специалистов по специальностям «Информационная безопасность», «Защита информации и информационнотелекоммуникационных сетей» в высших учебных заведениях МВД, ФСБ, и др. с целью дальнейшего комплектования правоохранительных органов профессиональными и компетентными сотрудниками.
При этом следует также осуществлять повышение квалификации и профессорско-преподавательского состава вышеуказанных вузов, включая проведение стажировок, обмена опытом, мастер-классов, семинаров в соответствующих образовательных учреждениях за рубежом, а также в российских и иностранных компаниях, занимающихся информационной безопасностью, защитой информации, разработкой антивирусного программного обеспечения и т.п.
8. Создание в технических вузах, а также в НИИ МВД, ФСБ и др. научно-исследовательских лабораторий по разработке и модификации программных систем компьютерной защиты с правом реализации (продажи) своей продукции заинтересованным физическим и юридическим лицам.
Работа в лабораториях должна проводиться как в научных, так и в коммерческих целях на договорной основе, в том числе для государственных и муниципальных нужд.
9. При технических образовательных учреждениях, специализирующихся на подготовке специалистов по информационной безопасности, следует создать курсы обучения и повышения квалификации для сотрудников служб безопасности банков, предприятий, учреждений либо заинтересованных компьютерных пользователей.
10. Требуется тесное взаимодействие органов прокуратуры, органов внутренних дел (отделов «К»), органов Федеральной службы безопасности со средствами массовой информации при предупреждении и раскрытии преступлений в сфере компьютерной информации.
Анализ правоприменительной практики показывает эффективность такого взаимодействия, тем более что основные формы сотрудничества правоохранительных органов и средств массовой информации давно уже апробированы и активно используются.
11. Создание в Российской Федерации национальной операционной системы для компьютерных устройств, а также общенациональной компьютерной системы фиксации, анализа и учета преступлений в сфере компьютерной информации и компьютерных преступников (разработку таких систем можно поручить российским компаниям: «Лаборатория Касперского», Dr. Web, Group-IB).
К криминалистическим мерам предупреждения преступлений в сфере компьютерной ин формации можно отнести:
5. Создание новых и существующих методик выявления компьютерных преступлений с привлечением специалистов в области информационной безопасности (например, вышеуказанных специалистов компаний «Лаборатория Касперского», Dr. Web, Group-IB).
6. Обобщение и анализ юридической практики Прокуратурой РФ, СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ для дальнейшей выработки методических
рекомендаций по вопросам раскрытия и расследования компьютерных преступлений .
7. Создание во всех экспертно-криминалистических центрах МВД, ГУВД, ОВД отделов компьютерных экспертиз и технологий для производства необходимых судебно-компьютерных экспертиз, выдачи заключений и справок заинтересованным лицам.
8. Совершенствование подготовки экспертов-криминалистов, осуществляющих судебно-компьютерные экспертизы, на базе единого учебного центра.
В заключении данного параграфа, следует сделать вывод, что перечень мер по предупреждению компьютерной преступности может быть продолжен.
Однако, вне всякого сомнения, только интегративный и комплексный подходы в применении правоохранительными органами профилактических мер могут повысить уровень информационной безопасности России и сделать предупреждение компьютерных преступлений более эффективным.
При этом не стоит забывать, что предложенные превентивные меры дадут ощутимый результат только в случае совместных действий государства с институтами гражданского общества (органами местного самоуправления, образовательными и научными учреждениями, средствами массовой информации, общественными объединениями и т.д.).
Оптимизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за компьютерные преступления, представляется необходимым начать с совершенствованием терминологического аппарата.
Для конкретизации общественно опасных деяний в области компьютерной информации, а также для обеспечения стабильности понятийно-терминологического аппарата считаем целесообразным использовать понятие не «преступления в сфере компьютерной
информации», а прибегать к употреблению понятия «преступления в сфере информационных технологий», что поддерживается рядом ученых.
Данные преступления наносят вред законным интересам непосредственно собственникам или владельцам информации, могут причинять вред жизни и здоровью личности.
Также необходимо изменить название всей главы 28 УК РФ, сформулировав ее как «Преступления в сфере информационных технологий», так как данная корректировка даст возможность законодателю своевременно реагировать на криминализацию новых общественно-опасных деяний, а также позволит точно и своевременно включать новые нормы в УК РФ в связи с появлением новейших видов преступлений в области компьютерной информации, даст возможность своевременно дополнять главу 28 УК РФ новыми составами.
В связи с этим, считаем целесообразным дополнить ст. 271 УК РФ указанием на киберинформацию.
В частности, название ст. 271 УК РФ сформулировать следующим образом: «Неправомерный доступ к компьютерной и киберинформации».
По одному из уголовных дел к средствам хранения компьютерной информации была отнесена АИПС – автоматизированная информационнопоисковая система, предназначенная для автоматизации документооборота, для учёта и используется с целью ускорения поиска информации .
Таким образом, средства компьютерной информации достаточно разнообразны, действующее законодательство не содержит их перечень, а, значит, судебные органы, по каждому конкретному случаю определяют относится ли то или иное средство к предмету преступного посягательства по делам в сфере компьютерной информации.
Проблемы квалификации имеют место и при установлении субъективной стороны рассматриваемых деяний.
В связи с чем, можно с уверенностью утверждать о необходимости принятия соответствующего Постановления Верховного Суда РФ, учитывающего современные реалии, и которое будет способствовать правильной квалификации судами преступных деяний, совершаемых в области компьютерной информации.
Оптимизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за компьютерные преступления, представляется необходимым начать с совершенствованием терминологического аппарата.
Особую озабоченность вызывает активность юридических лиц в направлении нарушения закона посредством использования компьютерных технологий.
По общему правилу субъектом преступления, предусмотренного статьей 272 УК РФ, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, что и отражается в судебной практике .
Специальный субъект характерен для ч. 3 ст. 272 УК РФ. Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в своём надзорном определении от 12 декабря 2009 г. № 48-Д09-62 указала, что инженер по ремонту компьютерной техники С. имел доступ к компьютеру в силу своих служебных обязанностей, но вносить какие-либо изменения в информацию, находящуюся в памяти компьютера, не имеет права, данное обстоятельство, в связи с этим приговор в отношении осужденного С. за покушение на хищение денежных средств путем использования компьютерных устройств сотрудников организации оставлен без изменений,
поскольку наказание судом назначено с учетом обстоятельств дела и данных о личности осужденного .
В результате анализа возможно считаем целесообразным дополнить ст. 272 УК РФ указанием на киберинформацию.
В частности, название ст. 272 УК РФ сформулировать следующим образом: «Неправомерный доступ к компьютерной и киберинформации». Такое изменение обосновывается различием в предмете преступного посягательства.
Относительно возраста ответственности за компьютерные преступления также есть определенные предпосылки в направлении совершенствования действующих уголовно-правовых норм.
В научной литературе достаточно часто встречается мнение, которое на наш взгляд не безосновательно, снижения возраста уголовной ответственности за компьютерные преступления с 16 лет до 14 лет .
Такие предложения основаны на осознании того факта, что в XXI веке, в веке информационных технологий и широких киберотношений, молодые люди во многих случаях больше владеют компьютерными технологии, чем люди старшего поколения.
«Омоложение» преступности в сфере компьютерных технологий должно повлечь за собой и изменение действующего законодательства. Уголовно-правовые нормы должны идти «в ногу со временем», а не отставать от развития общественных отношений.
Однако, несмотря на научную разработанность данной проблемы, на практике, при квалификации преступлений в сфере компьютерной
информации правоприменитель часто сталкивается с затруднениями техникоюридического характера.
Так, например, у следователя или судьи возникает проблема при уяснении некоторых понятий, содержащихся в диспозициях ст. 272-274 УК РФ, а именно: «компьютерная программа», «несанкционированное уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации», «нейтрализация средств защиты компьютерной информации», «средства хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации».
Кроме того, при квалификации деяний, предусмотренных ст. ст. 272-274 УК РФ возникает ряд вопросов, требующих толкования для правоприменителя. Например, будет ли являться уничтожением компьютерной информации, деяние при котором информация была изначально уничтожена, но спустя определенное время частично или полностью восстановленная специалистами? Будет ли являться копированием компьютерной информации действия преступника при получении копии путем распечатывания информации на принтере, фотографирования или видеосъемки изображения с монитора компьютера? Наконец, как квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, когда преступник, визуально запомнив конфиденциальные сведения (например, персональные данные лица; информацию о содержании коммерческой сделки и сторонах договора; сведения об усыновлении (удочерении), врачебную тайну и т.д.), впоследствии переносит их на другой материальный носитель информации, создав ее копию (написав на листе бумаги, введя информацию в память своего компьютера или иного компьютерного устройства).
Поэтому полагаем целесообразным дополнить главу №28 УК РФ статьей 272.1: «Статья 272.1 Незаконное завладение носителем
компьютерной информации с целью осуществления неправомерного доступа к компьютерной информации».
Данная позиция обусловлена тем, что преступник тайно, открыто или обманным путем завладев, например, флэш-картой или DVD-диском с компьютерной информацией для последующего ее использования, избегает уголовной ответственности.
Наконец, как квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, когда преступник, визуально запомнив конфиденциальные сведения (например, персональные данные лица; информацию о содержании коммерческой сделки и сторонах договора; сведения об усыновлении (удочерении), врачебную тайну и т.д.), впоследствии переносит их на другой материальный носитель информации, создав ее копию (написав на листе бумаги, введя информацию в память своего компьютера или иного компьютерного устройства: айфона, смартфона, планшетного компьютера, коммуникатора и т.п.).
По мнению автора, описанные деяния и последствия носят противоправный характер и должны учитываться при квалификации преступлений в сфере компьютерной информации.
В результате изложенного считаем возможным констатировать, что действующее уголовное законодательство требует своего совершенствования, как в направлении корректировки категорийно-понятийного аппарата, так и в направлении понижения возраста уголовной ответственности лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации.
Перспективным видится и введение уголовной ответственности юридических лиц за компьютерные преступления, но данный вопрос является дискуссионным и требующим соответствующей научной разработки в связи с тем, что отечественное уголовное законодательство признаёт субъектом преступных деяний только физических лиц.
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности,
которые необходимо реализовывать продуманной как внутренней, так и внешней политикой.
Понятие «национальные интересы» с точки зрения, российской науки относительно новое.
Только в минувшие четверть столетия проходит процедура его абстрактного осмысления.
Имеются эксперты, кои опровергают благоприятное значение (общетеоретическую обеспеченность, а также фактическую рациональность) использования понятия «национальные интересы» во общественнополитической действительности.
Считается, то что в наши время проявление «национальные интересы» владеет абсолютно некоторыми объемно-скоротечными чертами.
Один из справедливых характеристик, как установлено выше, считается направленная национальная стратегия комплекс общественнофинансовых, политико-координационных, законных операций, организаций правительству также управления, содействующая их осуществлении.
Справедливым, кажется, утверждение, Н.Н. Кокошина, то что «национальные интересы» – группа настоящих общественно-политических действий, понятие, ранее обладающий относительно общепризнанным значением .
В системе различных интересов особое значение имеют национальные, государственные и партийные.
Перемены последнего времени предопределили возможности для реализации национальных интересов Российской Федерации, которые оцениваются в целом как благоприятные.
Вместе с тем полицентризм в мировой политике создает возможность неопределенности, а иногда и непредсказуемости развития международной обстановки.
С целью иных, в частности для Б.Г. Капустина, применение данного парадокса нереально, вследствие того, то что «единый национальный
интерес» подразумевает присутствие внутри государства, по виду
напоминаемый единую «культурную идентичность»
Во обстоятельствах «мультикультурализма», либо цивилизованного
плюрализма, свойственного с целью множества наций общества, общее представление социального блага «не будет обладать весьма достаточно
единой мыслью «национального интереса»».
Проблемы цивилизованного плюрализма также мультикультурализма, - они считаются объектом и целью единичного рассмотрения.
В контексте нашего изучения довольно принятия, то что мультикультурализм в демократической стране – данным теории будет «социальная интеграция культур» или спокойного, обоюдного партнерства, базирующаяся на принципах цивилизованного плюрализма, толерантности
также диалога, противостоящая в политическом смысле деятельности ассимиляции, то есть слияния.
О.Н. Астафьева сообщает: «Этнокультурное разнообразие никак не препятствует развитию конкретной штатской идентификации, что никак не идентична социокультурной идентичности, то есть – национальноцивилизованной или общественной идентичности, однако считается значимой составляющей целой идентификационной палитры, свойственной народам, живущим в рамках общего правительственного образования» .
Неправильно наблюдать в государственных заинтересованностях только национальную основу. Безусловно, она обладает значимым смыслом, однако, никак не ограничивается им.
Объективны фразы В.О. Ключевского: «Народ есть жители, не только лишь вместе проживающее, однако также, совместно функционирующее, обладающее единой речью также разделяющие единую судьбу.
Таковы два непосредственно, сопряженных среди собою, показателя, означающие основание истории нации; наиболее раннее его воспоминание о себе, как единого «я», а также наиболее преждевременная социальная модель, соединяющая его в котором-либо совместном действии» .
Для нормальной жизнедеятельности граждан наше государство, как главный субъект обеспечения национальной безопасности, должно ставить безопасность личности и общества на передний план, но нынешняя современная ситуация на мировой арене не дает государству реализовывать в полной мере данную функцию.
Нашей стране нужно определиться со стратегическими приоритетами и союзниками, разработать этапы и определить сроки реализации намеченных планов, закрепить зону ответственности за конкретными органами власти и физическими лицами. Только в этом случае
Стратегия национальной безопасности будет иметь практическую значимость и достигнет обозначенной цели «укрепит доверие граждан к власти, будет содействовать позитивному восприятию международным сообществом внешней политики России, и в целом, внесёт существенный вклад в формирование консолидирующей национальной идеи».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность Российской Федерации формулируется как «…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные
качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Таким образом, понятие национальная безопасность Российской Федерации можно определить, как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее – граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Национальная безопасность – это сложное явление, которое представляет собой систему всех взаимосвязанных элементов. Данная система позволяет не допускать и быстро реагировать на все возникшие опасности и угрозы, которые затрагивают суверенитет и интересы Российской Федерации.
Под угрозами национальной безопасности понимаются потенциальные угрозы экономическим, военным, экологическим, политическим, социальным и иным сфера общества, в том числе, интеллектуальным и духовным ценностям. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами, как внутри страны, так и за пределами ее территории.
Считаем, что национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Опыт XX столетия свидетельствует, что общество не застраховано от роста регрессивных процессов, хаос и распад – наиболее вероятные состояния спонтанного развития, а стабильность, устойчивость и порядок, напротив, требуют сознательных, специальных и целенаправленных усилий.
Таким образом, вопросы методологии определения угроз национальной безопасности рассматриваются в контексте таких категорий, как национальные интересы и национальная безопасность. Отмечается, что национальная безопасность – одно из центральных понятий в государственном управлении. Трактовка понятия национальная безопасность
в различных государствах отражается в характере государственных органов, ведающих национальной безопасностью.
Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансовобанковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.
В целях совершенствования правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны следует урегулировать на законодательном уровне совершенствование в правовом регулировании противодействия угроза и вызовов национальной безопасности.
Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы
основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.
Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.
Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.
Таким образом, в российской внешней политике возник серьезный тупик. Выход из него – в формировании современного внешнеполитического мышления, что позволит защитить «национальные интересы» и обеспечить международную безопасность России.
Официальное использование термина «национальная безопасность» содержалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 августа 1996 г. «О национальной безопасности». Категория национальная безопасность стала применяться в утверждаемых Президентом РФ Концепции (первоначально), а затем в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года (в 2009 г.).
Первостепенное значение для функционирования и развития страны имеет реализация национальных интересов государства в различных сферах: экономической, международной, внутриполитической, социальной (медицина, наука, образование, культура и т.д.), духовной, информационной, военной, пограничной, экологической и т.д. Совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих состояние защищённости личности, общества и государства от различных угроз, а также реализацию национальных интересов, характеризует уровень национальной безопасности государства.
Предметом посягательства при совершении преступления в сфере компьютерной информация является сама же компьютерная информация, определяемая как сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Обратим внимание на то, что несмотря на многообразие предметов посягательства при совершении преступлений в компьютерной сфере, у большинства сотрудников правоохранительных органов при расследовании практически не существует проблем в определении компьютерной информации как предмета преступления .
Предметом посягательства является и киберинформация, которая в отличие от компьютерной информации, находящейся на жестком диске
компьютера или на ином носителе (например, флэш-карте), поступает в компьютерное устройство через присоединенную или удаленную сеть.
К специальным правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений можно отнести следующие:
4. Совершенствование действующего уголовного законодательства, то есть решить проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации, которые обозначены в подразделе 1 данной главы. Кроме того, совершенствование судебной практики требует разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам квалификации деяний, предусмотренных ст. 272-274.1 УК РФ.
5. Совершенствование судебной практики по уголовным делам о компьютерных преступлениях в Российской Федерации. До сих пор отсутствуют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о практике рассмотрения судами уголовных дел по преступлениям в сфере компьютерной информации, что негативно сказывается на следственносудебной практике и единообразии применения уголовно-правовых норм правоохранительными органами.
6. Активизация и совершенствование международно-правового сотрудничества в сфере предупреждения компьютерных преступлений и борьбы с ними. Учитывая транснациональный и трансграничный характер рассматриваемых преступлений, большое значение приобретает вопрос взаимодействия правоохранительных органов России и зарубежных стран в сфере противодействия компьютерной преступности.
Так, 11 ноября 2013 г. Тушинским районным судом г. Москвы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158, ч. 3 ст. 272 УК РФ, граждане Республики Молдова Б. и А. были осуждены к наказанию в виде двух лет шести месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима каждый. Преступная группа, состоявшая из граждан Республики Молдова, длительное время занималась скиммингом в Москве,
осуществляя хищение денежных средств с банковских карт физических лиц с помощью специального оборудования, устанавливаемого на картоприемник банкомата.
Несколько участников преступной группы скрылись от следствия и суда за пределами Российской Федерации .
Общепризнанным является вывод о том, что, для того чтобы быть эффективной, профилактика любого, в том числе и компьютерного, преступления должна носить комплексный системный характер. А применяемые на практике методы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности объектов должны быть тесно связаны друг с другом.
К специальным организационно-управленческим и техническим мерам предупреждения компьютерных преступлений можно отнести следующее:
7. Подготовка специалистов по специальностям «Информационная безопасность», «Защита информации и информационнотелекоммуникационных сетей» в высших учебных заведениях МВД, ФСБ, и др. с целью дальнейшего комплектования правоохранительных органов профессиональными и компетентными сотрудниками.
При этом следует также осуществлять повышение квалификации и профессорско-преподавательского состава вышеуказанных вузов, включая проведение стажировок, обмена опытом, мастер-классов, семинаров в соответствующих образовательных учреждениях за рубежом, а также в российских и иностранных компаниях, занимающихся информационной безопасностью, защитой информации, разработкой антивирусного программного обеспечения и т.п.
8. Создание в технических вузах, а также в НИИ МВД, ФСБ и др. научно-исследовательских лабораторий по разработке и модификации программных систем компьютерной защиты с правом реализации (продажи) своей продукции заинтересованным физическим и юридическим лицам.
Работа в лабораториях должна проводиться как в научных, так и в коммерческих целях на договорной основе, в том числе для государственных и муниципальных нужд.
9. При технических образовательных учреждениях, специализирующихся на подготовке специалистов по информационной безопасности, следует создать курсы обучения и повышения квалификации для сотрудников служб безопасности банков, предприятий, учреждений либо заинтересованных компьютерных пользователей.
10. Требуется тесное взаимодействие органов прокуратуры, органов внутренних дел (отделов «К»), органов Федеральной службы безопасности со средствами массовой информации при предупреждении и раскрытии преступлений в сфере компьютерной информации.
Анализ правоприменительной практики показывает эффективность такого взаимодействия, тем более что основные формы сотрудничества правоохранительных органов и средств массовой информации давно уже апробированы и активно используются.
11. Создание в Российской Федерации национальной операционной системы для компьютерных устройств, а также общенациональной компьютерной системы фиксации, анализа и учета преступлений в сфере компьютерной информации и компьютерных преступников (разработку таких систем можно поручить российским компаниям: «Лаборатория Касперского», Dr. Web, Group-IB).
К криминалистическим мерам предупреждения преступлений в сфере компьютерной ин формации можно отнести:
5. Создание новых и существующих методик выявления компьютерных преступлений с привлечением специалистов в области информационной безопасности (например, вышеуказанных специалистов компаний «Лаборатория Касперского», Dr. Web, Group-IB).
6. Обобщение и анализ юридической практики Прокуратурой РФ, СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ для дальнейшей выработки методических
рекомендаций по вопросам раскрытия и расследования компьютерных преступлений .
7. Создание во всех экспертно-криминалистических центрах МВД, ГУВД, ОВД отделов компьютерных экспертиз и технологий для производства необходимых судебно-компьютерных экспертиз, выдачи заключений и справок заинтересованным лицам.
8. Совершенствование подготовки экспертов-криминалистов, осуществляющих судебно-компьютерные экспертизы, на базе единого учебного центра.
В заключении данного параграфа, следует сделать вывод, что перечень мер по предупреждению компьютерной преступности может быть продолжен.
Однако, вне всякого сомнения, только интегративный и комплексный подходы в применении правоохранительными органами профилактических мер могут повысить уровень информационной безопасности России и сделать предупреждение компьютерных преступлений более эффективным.
При этом не стоит забывать, что предложенные превентивные меры дадут ощутимый результат только в случае совместных действий государства с институтами гражданского общества (органами местного самоуправления, образовательными и научными учреждениями, средствами массовой информации, общественными объединениями и т.д.).
Оптимизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за компьютерные преступления, представляется необходимым начать с совершенствованием терминологического аппарата.
Для конкретизации общественно опасных деяний в области компьютерной информации, а также для обеспечения стабильности понятийно-терминологического аппарата считаем целесообразным использовать понятие не «преступления в сфере компьютерной
информации», а прибегать к употреблению понятия «преступления в сфере информационных технологий», что поддерживается рядом ученых.
Данные преступления наносят вред законным интересам непосредственно собственникам или владельцам информации, могут причинять вред жизни и здоровью личности.
Также необходимо изменить название всей главы 28 УК РФ, сформулировав ее как «Преступления в сфере информационных технологий», так как данная корректировка даст возможность законодателю своевременно реагировать на криминализацию новых общественно-опасных деяний, а также позволит точно и своевременно включать новые нормы в УК РФ в связи с появлением новейших видов преступлений в области компьютерной информации, даст возможность своевременно дополнять главу 28 УК РФ новыми составами.
В связи с этим, считаем целесообразным дополнить ст. 271 УК РФ указанием на киберинформацию.
В частности, название ст. 271 УК РФ сформулировать следующим образом: «Неправомерный доступ к компьютерной и киберинформации».
По одному из уголовных дел к средствам хранения компьютерной информации была отнесена АИПС – автоматизированная информационнопоисковая система, предназначенная для автоматизации документооборота, для учёта и используется с целью ускорения поиска информации .
Таким образом, средства компьютерной информации достаточно разнообразны, действующее законодательство не содержит их перечень, а, значит, судебные органы, по каждому конкретному случаю определяют относится ли то или иное средство к предмету преступного посягательства по делам в сфере компьютерной информации.
Проблемы квалификации имеют место и при установлении субъективной стороны рассматриваемых деяний.
В связи с чем, можно с уверенностью утверждать о необходимости принятия соответствующего Постановления Верховного Суда РФ, учитывающего современные реалии, и которое будет способствовать правильной квалификации судами преступных деяний, совершаемых в области компьютерной информации.
Оптимизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за компьютерные преступления, представляется необходимым начать с совершенствованием терминологического аппарата.
Особую озабоченность вызывает активность юридических лиц в направлении нарушения закона посредством использования компьютерных технологий.
По общему правилу субъектом преступления, предусмотренного статьей 272 УК РФ, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, что и отражается в судебной практике .
Специальный субъект характерен для ч. 3 ст. 272 УК РФ. Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в своём надзорном определении от 12 декабря 2009 г. № 48-Д09-62 указала, что инженер по ремонту компьютерной техники С. имел доступ к компьютеру в силу своих служебных обязанностей, но вносить какие-либо изменения в информацию, находящуюся в памяти компьютера, не имеет права, данное обстоятельство, в связи с этим приговор в отношении осужденного С. за покушение на хищение денежных средств путем использования компьютерных устройств сотрудников организации оставлен без изменений,
поскольку наказание судом назначено с учетом обстоятельств дела и данных о личности осужденного .
В результате анализа возможно считаем целесообразным дополнить ст. 272 УК РФ указанием на киберинформацию.
В частности, название ст. 272 УК РФ сформулировать следующим образом: «Неправомерный доступ к компьютерной и киберинформации». Такое изменение обосновывается различием в предмете преступного посягательства.
Относительно возраста ответственности за компьютерные преступления также есть определенные предпосылки в направлении совершенствования действующих уголовно-правовых норм.
В научной литературе достаточно часто встречается мнение, которое на наш взгляд не безосновательно, снижения возраста уголовной ответственности за компьютерные преступления с 16 лет до 14 лет .
Такие предложения основаны на осознании того факта, что в XXI веке, в веке информационных технологий и широких киберотношений, молодые люди во многих случаях больше владеют компьютерными технологии, чем люди старшего поколения.
«Омоложение» преступности в сфере компьютерных технологий должно повлечь за собой и изменение действующего законодательства. Уголовно-правовые нормы должны идти «в ногу со временем», а не отставать от развития общественных отношений.
Однако, несмотря на научную разработанность данной проблемы, на практике, при квалификации преступлений в сфере компьютерной
информации правоприменитель часто сталкивается с затруднениями техникоюридического характера.
Так, например, у следователя или судьи возникает проблема при уяснении некоторых понятий, содержащихся в диспозициях ст. 272-274 УК РФ, а именно: «компьютерная программа», «несанкционированное уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации», «нейтрализация средств защиты компьютерной информации», «средства хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации».
Кроме того, при квалификации деяний, предусмотренных ст. ст. 272-274 УК РФ возникает ряд вопросов, требующих толкования для правоприменителя. Например, будет ли являться уничтожением компьютерной информации, деяние при котором информация была изначально уничтожена, но спустя определенное время частично или полностью восстановленная специалистами? Будет ли являться копированием компьютерной информации действия преступника при получении копии путем распечатывания информации на принтере, фотографирования или видеосъемки изображения с монитора компьютера? Наконец, как квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, когда преступник, визуально запомнив конфиденциальные сведения (например, персональные данные лица; информацию о содержании коммерческой сделки и сторонах договора; сведения об усыновлении (удочерении), врачебную тайну и т.д.), впоследствии переносит их на другой материальный носитель информации, создав ее копию (написав на листе бумаги, введя информацию в память своего компьютера или иного компьютерного устройства).
Поэтому полагаем целесообразным дополнить главу №28 УК РФ статьей 272.1: «Статья 272.1 Незаконное завладение носителем
компьютерной информации с целью осуществления неправомерного доступа к компьютерной информации».
Данная позиция обусловлена тем, что преступник тайно, открыто или обманным путем завладев, например, флэш-картой или DVD-диском с компьютерной информацией для последующего ее использования, избегает уголовной ответственности.
Наконец, как квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, когда преступник, визуально запомнив конфиденциальные сведения (например, персональные данные лица; информацию о содержании коммерческой сделки и сторонах договора; сведения об усыновлении (удочерении), врачебную тайну и т.д.), впоследствии переносит их на другой материальный носитель информации, создав ее копию (написав на листе бумаги, введя информацию в память своего компьютера или иного компьютерного устройства: айфона, смартфона, планшетного компьютера, коммуникатора и т.п.).
По мнению автора, описанные деяния и последствия носят противоправный характер и должны учитываться при квалификации преступлений в сфере компьютерной информации.
В результате изложенного считаем возможным констатировать, что действующее уголовное законодательство требует своего совершенствования, как в направлении корректировки категорийно-понятийного аппарата, так и в направлении понижения возраста уголовной ответственности лиц, совершающих преступления в сфере компьютерной информации.
Перспективным видится и введение уголовной ответственности юридических лиц за компьютерные преступления, но данный вопрос является дискуссионным и требующим соответствующей научной разработки в связи с тем, что отечественное уголовное законодательство признаёт субъектом преступных деяний только физических лиц.
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности,
которые необходимо реализовывать продуманной как внутренней, так и внешней политикой.
Понятие «национальные интересы» с точки зрения, российской науки относительно новое.
Только в минувшие четверть столетия проходит процедура его абстрактного осмысления.
Имеются эксперты, кои опровергают благоприятное значение (общетеоретическую обеспеченность, а также фактическую рациональность) использования понятия «национальные интересы» во общественнополитической действительности.
Считается, то что в наши время проявление «национальные интересы» владеет абсолютно некоторыми объемно-скоротечными чертами.
Один из справедливых характеристик, как установлено выше, считается направленная национальная стратегия комплекс общественнофинансовых, политико-координационных, законных операций, организаций правительству также управления, содействующая их осуществлении.
Справедливым, кажется, утверждение, Н.Н. Кокошина, то что «национальные интересы» – группа настоящих общественно-политических действий, понятие, ранее обладающий относительно общепризнанным значением .
В системе различных интересов особое значение имеют национальные, государственные и партийные.
Перемены последнего времени предопределили возможности для реализации национальных интересов Российской Федерации, которые оцениваются в целом как благоприятные.
Вместе с тем полицентризм в мировой политике создает возможность неопределенности, а иногда и непредсказуемости развития международной обстановки.
С целью иных, в частности для Б.Г. Капустина, применение данного парадокса нереально, вследствие того, то что «единый национальный
интерес» подразумевает присутствие внутри государства, по виду
напоминаемый единую «культурную идентичность»
Во обстоятельствах «мультикультурализма», либо цивилизованного
плюрализма, свойственного с целью множества наций общества, общее представление социального блага «не будет обладать весьма достаточно
единой мыслью «национального интереса»».
Проблемы цивилизованного плюрализма также мультикультурализма, - они считаются объектом и целью единичного рассмотрения.
В контексте нашего изучения довольно принятия, то что мультикультурализм в демократической стране – данным теории будет «социальная интеграция культур» или спокойного, обоюдного партнерства, базирующаяся на принципах цивилизованного плюрализма, толерантности
также диалога, противостоящая в политическом смысле деятельности ассимиляции, то есть слияния.
О.Н. Астафьева сообщает: «Этнокультурное разнообразие никак не препятствует развитию конкретной штатской идентификации, что никак не идентична социокультурной идентичности, то есть – национальноцивилизованной или общественной идентичности, однако считается значимой составляющей целой идентификационной палитры, свойственной народам, живущим в рамках общего правительственного образования» .
Неправильно наблюдать в государственных заинтересованностях только национальную основу. Безусловно, она обладает значимым смыслом, однако, никак не ограничивается им.
Объективны фразы В.О. Ключевского: «Народ есть жители, не только лишь вместе проживающее, однако также, совместно функционирующее, обладающее единой речью также разделяющие единую судьбу.
Таковы два непосредственно, сопряженных среди собою, показателя, означающие основание истории нации; наиболее раннее его воспоминание о себе, как единого «я», а также наиболее преждевременная социальная модель, соединяющая его в котором-либо совместном действии» .
Для нормальной жизнедеятельности граждан наше государство, как главный субъект обеспечения национальной безопасности, должно ставить безопасность личности и общества на передний план, но нынешняя современная ситуация на мировой арене не дает государству реализовывать в полной мере данную функцию.
Нашей стране нужно определиться со стратегическими приоритетами и союзниками, разработать этапы и определить сроки реализации намеченных планов, закрепить зону ответственности за конкретными органами власти и физическими лицами. Только в этом случае
Стратегия национальной безопасности будет иметь практическую значимость и достигнет обозначенной цели «укрепит доверие граждан к власти, будет содействовать позитивному восприятию международным сообществом внешней политики России, и в целом, внесёт существенный вклад в формирование консолидирующей национальной идеи».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность Российской Федерации формулируется как «…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные
качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Таким образом, понятие национальная безопасность Российской Федерации можно определить, как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее – граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Подобные работы
- СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Международный терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2021 - Административно-правовая охрана национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МЧС России в системе органов государственной власти, обеспечивающих национальную безопасность
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ КАК НОВЫЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности (Национальная безопасность, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовые меры защиты, направленные на обеспечение национальной безопасности: понятие, системы и виды
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022





