Введение 3
1 Организационно-методологические аспекты организации
коммерческой деятельности 6
1.1 Коммерческая деятельность как система отношений по поводу
купли-продажи 6
1.2 Функции и содержание коммерческой деятельности 10
1.3 Принципы и подходы организации коммерческой деятельности 16
1.4 Механизмы коммерческой деятельности 20
1.5 Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия.... 24
«Одежда» 85
Заключение 91
Список используемых источников 94
Анализ коммерческой деятельности предприятия базируется на основных принципах диалектики, из которых следует, что все познается в движении; определенных связях, во взаимозависимости; причинно - следственных связей субъектов коммерческой деятельности; на законах развития, принципах и содержании систем коммерческой деятельности.
В связи с переходом к рыночным отношениям в России коммерческая деятельность становится центральным направлением в работе всех отраслей народного хозяйства, а сама коммерческая деятельность становится предметом повышенного интереса, как практиков, так и ученых. Такое повышенное внимание экономистов к коммерческой деятельности обуславливается возрастающей ролью товарного обращения в общественном воспроизводстве, которое отличается остротой проблем реализации продукции и услуг.
Актуальность и значимость темы выпускной квалификационной работы определяется также тем, что анализ и оценка коммерческой деятельности предприятий и её совершенствование позволяет руководителям оценить происходящие процессы, взвесить достигнутые результаты, выявить резервы и разработать мероприятия по их устранению.
В качестве объекта исследования, было выбрано предприятие розничной торговли магазина «Одежды» ИП Ходкевич.
В выпускной квалификационной работе ставится цель: провести анализ коммерческой деятельности магазина «Одежда» и на их основе предложить мероприятия по повышению эффективности его коммерческой деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы анализа коммерческой деятельности предприятия торговли.
- на материалах конкретного магазина «Одежда» провести анализ и оценку коммерческой деятельности предприятия, где осветить: его организационно - экономическую характеристику, финансовое и информационное, материально-техническое обеспечение, провести анализ трудовых ресурсов предприятия, закупочной деятельности, методов продаж и деятельности по оказанию услуг, анализ и оценку эффективности коммерческой деятельности;
- на основе проведенных исследований разработать мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности магазина «Одежда» ИП Ходкевич где: предложить варианты дальнейшего финансового и материально технического обеспечения; использования трудовых ресурсов; улучшения закупочной деятельности, методов продаж и информационного обеспечения и дать технико-экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает центральная сфера деятельности торгового предприятия - коммерческая деятельность, её функции, механизмы.
Объектом исследования является отчетные и статистические материалы магазина «Одежда».
Теоретической базой исследования, представленной работы, послужили: труды российских и зарубежных специалистов в области коммерции, нормативно правовые акты. Основной базой исследования являются труды д. э. н. Гунякова Ю. В. «Начала коммерциологии: функциональный аспект» и «Начала коммерциологии. Система внутренних механизмов», где автор раскрывает наиболее важные вопросы изучаемой области - прежде всего предмет и методы коммерческой деятельности, ее объекты, субъекты, финансовое и информационное обеспечение, коммерческие механизмы.
Выпускная квалификационная работа состоит из 98 страниц, проиллюстрирована 16 рисунками, содержит 45 таблиц. Список использованных источников включает - 57.
Предметом изучения в работе является коммерческая деятельность.
Объектом исследования - ИП Ходкевич С.В. магазин «Одежда», занимающийся розничной реализацией мужской и женской одежды и аксессуаров.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- среднегодовая стоимость основных фондов магазина «Одежда» за период анализа выросла на # тыс. руб. в денежной форме или на # в относительном выражении и составила # тыс. руб. в 2015 году;
- средняя стоимость оборотных средств в динамике выросла на # тыс. руб. в абсолютном выражении или на # в относительной форме, в результате чего она составила # тыс. руб. в 2015 году, что в первую очередь было связано с ростом товарных запасов предприятия;
- общая сумма доходов магазина «Одежда» в 2015 году составила # тыс. руб., что на # тыс. руб. в абсолютном выражении или на # в относительной форме выше доходов прошлого года. Рост доходов является положительным моментом в работе предприятия. Общая сумма расходов увеличилась в текущем периоде анализа на # в относительной форме или на # тыс. руб. в денежном выражении и составила ## тыс. руб. в 2015 году. Изменение расходов следует оценивать позитивно, так как их рост ## не превышает темпов роста оборота розничной торговли предприятия ##. То есть снижается уровень затрат, что свидетельствует об относительной экономии средств, имеющихся у магазина «Одежда». Чистая прибыль предприятия составила # тыс. руб. в 2015 году, что больше предыдущего года на # тыс. руб. в денежной форме или на # в относительном выражении. Рентабельность конечной деятельности снизилась с # до #, что свидетельствует о снижении эффективности работы;
- организацией закупочной деятельности в магазине «Одежда» занимается кладовщик. Преобладание посредников объясняется тем, что предприятие реализует широкий круг одежды и обуви, и ему выгоднее работать с предприятиями, которые уже собрали на своих складах однотипную продукцию различных производителей;
- средние товарные запасы рассматриваемого предприятия торговли в отчетном периоде анализа составили # тыс. руб., что больше прошлого года на # тыс. руб. в абсолютном выражении или на # в относительной форме;
- динамика таких показателей, как время и скорость обращения, уровень товарных запасов свидетельствует о повышении эффективности использовании рассматриваемого вида ресурсов торгового предприятия. Но при этом негативной оценки заслуживает изменение в динамике такого показателя, как коэффициент эффективности использования товарных запасов предприятия.
Таким образом, проведенный анализ коммерческой деятельности магазина «Одежда» позволил выявить, как положительные, так и отрицательные моменты в его работе. Отрицательные моменты требуют разработки мероприятий, направленных на их устранение в дальнейшем.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности в работе были предложены следующие мероприятия.
Целесообразно провести перепланировку для увеличения торгового зала, за счет уменьшения подсобных помещений. Данное мероприятие позволит увеличить торговую площадь до # кв.м.
Таким образом, товарооборот увеличится на ### тыс.руб. и составит, с учетом выдвинутого предложения, ### тыс.руб. (По Бланку).
В целях улучшения использования торговой площади для загрузки оборудования предлагаем расширить ассортимент, что буде способствовать росту чистой прибыли предприятия.
Таким образом данная рекомендация увеличит чистую прибыль на ### тыс.руб. ######## и повысит загруженность торгового зала, в результате введения новых товарных групп.
В настоящее время поставщиком мужской одежды в магазин является компания ООО «Ziver», Москва. Магазину предлагается заключить договор ООО «Классика Быта», г.Красноярск, в связи с тем, что данное предприятия при больших объемах покупок предлагает более выгодные условия.
Если приобретать продукцию у ООО «Классика Быта», можно снизить себестоимость продукции на 1% и получить дополнительную прибыль без каких-либо дополнительных затрат.
Рост товарооборота предприятия во многом зависит от уровня квалификации торгового персонала, квалифицированный персонал увеличивает рост товарооборота в год до 7-10%. Из анализа торгового персонала мы выявили, что 75% персонала имеют средне-специальное образование. Следовательно, необходимо повышение квалификации или отправить на обучение в Торгово-экономический институт. Стоимость обучения составит ## т.р. в год на человека, общая сумма затрат составит # т.р.
При этом социальный эффект будет заключаться в том, что снизится текучесть кадров и повысится производительность труда. Все это непосредственно приведет к увеличению объемов продаж.
В рамках расширения дополнительных услуг и с целью увеличения объемов продаж рекомендуем создать виртуальное представительство в сети Интернет. Это позволит не только увеличить товарооборот фирмы, но и положительно отразится на ее деловой репутации.
Можно предложить видеомаркетинг как эффективную схему получения дополнительных продаж, который доступен даже при небольшом бюджете. Данный метод можно использовать для тестирования спроса и получения стартовых продаж.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 02.11.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часто вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.07.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.11.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
4 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2013, с изм. от 23.07.2014). - Режим доступа: Консультант Плюс
5 ГОСТ Р 51303-13. Торговля. Термины и определения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru
6 ГОСТ Р 51304-2010. Услуги розничной торговли. Общие требования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc-load.ru
7 Абчук, В.А. Коммерция: учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А, 2012.- 475с.
8 Абрюшина, М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрюшина. - М.: Финпресс, 2011. - 176с.
9 Александров, Ю.Л. Оптовый товарооборот: текст лекции / Ю.Л. Александров; Краснояр. гос. торг. экон. ин - т. - Красноярск, 2007. - 20с.
10 Альбеков, А.У. Логистика коммерции: учебник / А.У. Альбеков, - Ростов-на Дону: Феникс, 2011. - 512с.
11 Брагина, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / Л.А. Брагина; Т. П. Даньков. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 560с.
12 Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 314с.
13 Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова - Минск: Высшая школа, 2013. - 321с.
14 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С.Н. Виноградов. - Минск; Высшая школа, 2012. - 176с.
15 Виноградова, С.Н. Организация и технология продажи: учебник / С. Н. Виноградова. - М: Высшая школа, 2009. - 224с.
16 Гуняков, Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие. Ч.І. Общие организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности; Ч.ІІ. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий оптовой и розничной продажи / Под общ. ред. Ю.В. Гунякова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин - т. - Красноярск, 2009. - 366с.
17 Гуняков, Ю.В. Коммерциология. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие. Ч.ІІІ. Организация и управление коммерческой деятельностью субъектов инфраструктуры / Под общ. ред. Ю.В. Гунякова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин - т. - Красноярск, 2009. - 258с.
18 Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен.
Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности : монография/Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - 2015
19 Дашков, Л.П. Коммерция и технология продажи: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2012. - 699с.
20 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К,2011. - 520с.
21 Диксон П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон. - М.: БИНОМ, 2013. - 542с.
22 Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: учебное пособие / П. Друкер; пер. с англ. - М.: Вильямс, 2008. - 454с.
23 Друкер, П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2008. -528с.
24 Елагин, Ю.А. Технология и коммерческая деятельность / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. - Екатеринбург, 2011. - 207с.
25 Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учебник / Н.Л. Зайцев.- М.: Экзамен, 2012. - 768с.
26 Каплина, С.А. Технология оптовой и розничной продажи: учебное пособие / С.А. Каплина. - М.: Феникс, 2013. - 416с.
27 Козлова, В.Н. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация и управление: учебное пособие / В.Н. Козлова. - СПб.: Политехника, 2009. - 322с.
28 Лифиц М.М. Экономика и организация продажи / М.М. Лифиц, Г.Л. Рубинштейн. - М.: Экономика, 2011. - 356с.
29 Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири: монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Л.В. Панкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун¬т, 2016. - 268с.
30 Организация и технология торговых процессов: учебник / Ф.Г Панкратов, О.А. Арустамов, П.Ю. Балабан [и др.]. - М.: Экономика, 2013. - 304с.
31 Организация коммерческой деятельности предприятия:
коммерциология.Ч.1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб. Пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова.-2-е изд., перераб. и доп. -Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 112 с.
32 Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / Под ред. С. Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2011. - 464с.
33 Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 602с.
34 Официальный сайт Территориального органа федеральной службы
- Режим доступа://http: //www.krasstat.gks .ru
35 Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 442с.
36 Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / В. К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2011.- 320с.
37 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М: Маркетинг. 2013. - 580с.
38 Панкратов, Ф.Г. Организация и технология торговых процессов. / Ф. Г. Панкратов. - М.: Экономика, 2012. - 304с.
39 Платонов, В.Н. Организация продажи: учебное пособие / В.П. Платонов. - Минск: БГЭУ, 2011. - 287с.
40 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 248 с.
41 Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 536с.
42 Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия): учебник / К.А. Раицкий. - М.: Дашков и К, 2013. - 1012с.
43 Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
44 Розничная и оптовая торговля [Электронный ресурс]. -
Режим доступа : http://uchebnik.kz/roznichnaya-i-optovaya-torgovlya.
45 Романенко, Е.А. Отчетность менеджеров по продажам: пути оптимизации // Управление сбытом, март 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http: //sellings .ru/archive/?act=view&id= 122
46 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Минск: Новое знание, 2011 - 128с.
47 Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник / Б. И. Синецкий. - М.: Юрист, 2012. - 658с.
48 Терещенко, Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография / Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова.- Краснояр. гос. торг.-экон ин-т. - Красноярск, 2004. - 229с.
49 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / Л.А. Брагина, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов [и др.]; под ред. Л.А. Брагина.- М.: ИНФРА - М, 2011. - 560с.
50 Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 669с.
51 Фатрелл, Ч. Основы продажи / Ч. Фатрелл. - М.: Довгань, 2011. - 600с.
52 Хопкинс, Т. Искусство торговать / Т. Хопкинс. - М.: Экономика,2012. - 543с.
53 Чкалова, О.Н. Организация товароснабжения и формирование ассортимента: методическое пособие / О.Н. Чкалова. - М.: Экономика, 2013.- 234с.
54 Шандезон, Ж. Методы продажи / Ж. Шандезон; Под ред. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, Универс, 2012. - 160с.
55 Щур, Д.Л. Основы продажи. Оптовая торговля: Настольная книга руководителя, главбуха и юриста / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - М.: ДИС, 2008. - 318с.
56 Экономика торгового предприятия / Под ред. А.И. Гребнева. - М.: Экономика, 2013. - 238с.
57 Якушев, А.А. Организация продажи на предприятии / А.А. Якушев
- М.: ИНФО, 2012. - 224с.