Анализ источников финансового обеспечения учреждений здравоохранения
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 9
1.1 Особенности правового статуса государственных учреждений
здравоохранения 9
1.2 Источники финансового обеспечения учреждений
здравоохранения 15
1.3 Методика анализа источников финансового обеспечения
учреждений здравоохранения 30
2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ЦМСЧ № 15 Г. СНЕЖИНСКА) 35
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности в ЦМСЧ № 15
г. Снежинск 35
2.2 Анализ источников финансового обеспечения учреждения
здравоохранения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 9
1.1 Особенности правового статуса государственных учреждений
здравоохранения 9
1.2 Источники финансового обеспечения учреждений
здравоохранения 15
1.3 Методика анализа источников финансового обеспечения
учреждений здравоохранения 30
2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ЦМСЧ № 15 Г. СНЕЖИНСКА) 35
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности в ЦМСЧ № 15
г. Снежинск 35
2.2 Анализ источников финансового обеспечения учреждения
здравоохранения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Вопросы здравоохранения в любом государстве являются приоритетными вопросами. От того, как налажена система финансирования учреждений здравоохранения зависит многое, в том числе, здоровье общества, его работоспособность, продолжительность жизни в стране и т. д.
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации - это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.
В современных условиях сфере здравоохранения отводится значительная роль, поскольку здоровая нация - залог успешного развития любого государства. Следует отметить, что для повышения качества медицинского обслуживания сфера здравоохранения постоянно реформируется. В настоящее время наступил очередной масштабный этап преобразований в отрасли, направленный на повышение эффективности системы здравоохранения в России. В частности, преобразования направлены на оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений, изменение требований к квалификации и профессиональной подготовленности медицинских работников, формирование новых критериев качества и доступности медицинской помощи.
Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения.
Современное состояние здравоохранения в России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством медицинской помощи при наличии достаточной обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками.
В настоящих условиях рациональная стратегия не только развития, но и функционирования здравоохранения предполагает опережение качественных параметров изменений по сравнению с количественными. В другом направлении средства, вкладываемые в данную сферу, не дадут должного результата.
Анализируя финансирование учреждений здравоохранения следует помнить о существующем многообразие и специфике административно-правового статуса учреждений данной сферы. В зависимости от формы собственности современные медицинские учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Говоря непосредственно о финансировании, стоит заострить внимание, в частности, на государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В последние годы, особенно с принятием приоритетного национального проекта «Здоровье», заметно улучшилось государственное финансирование здравоохранения. Это, несомненно, обнадеживает, но отнюдь не снимает проблему более четкого определения меры государственных гарантий медицинской помощи и снижения бремени личных платежей населения за медицинскую помощь. Декларативность государственных гарантий сохраняется.
Финансовая необеспеченность российского здравоохранения определяет нарастание «платности» медицинской помощи для населения.
Проведенные в последние годы исследования показывают, что объем личных расходов населения на медицинскую помощь составляет 40-45 % от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50 % пациентов платят за лечение в стационарах, 30 % - за амбулаторно¬
поликлиническую помощь, 65 % - за стоматологические услуги.
Конкретизация государственных гарантий с их реальным обеспечением из налоговых средств - важнейшее направление реформирования здравоохранения. Но это лишь часть проблемы. Чтобы покрыть все расходы на медицинскую помощь, государственное финансирование должно увеличиться как минимум в 2 раза. Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. В настоящее время почти не осталось бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от иной приносящей доход деятельности.
Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать альтернативные способы получения денежных средств.
В связи с этим, проблемы планирования и финансирования учреждений здравоохранения являются весьма актуальными.
Прогнозы и планы в развитии сферы здравоохранения, расширения её материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов.
На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности медицинских учреждений - в этом заключается актуальность данной работы.
Медицина в России в соответствии с Конституцией РФ является бесплатной, а именно ее финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Бесплатная медицинская помощь реализуется в России в соответствии с Программой государственных гарантий предоставления медицинской помощи.
Вместе с тем следует отметить, что бюджетных средств стабильно из года в год недостаточно для достойного оказания медицинских услуг гражданам России. В особенности ситуация с финансированием здравоохранения усугубляется под воздействием внешнеполитического и внутреннего экономического кризиса.
Несмотря на сложности в финансовом обеспечении отрасли, она относится к социально значимой сфере бюджетного финансирования и реализуется в рамках социальной политики государства. Поэтому стратегически важно поддерживать достойный уровень финансового обеспечения сферы здравоохранения с целью повышения качества оказания медицинских услуг.
В связи с этим актуальность темы «Анализ источников финансового обеспечения учреждений здравоохранения» бесспорна.
Объект исследования - финансовые ресурсы Федерального учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального
медико-биологического агентства».
Предмет исследования - источники финансового обеспечения учреждений здравоохранения.
Цель исследования - выявить направления совершенствования финансирования деятельности учреждений здравоохранения.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения;
2) определить и проанализировать источники финансового обеспечения
деятельности учреждений здравоохранения;
3) проанализировать финансовое состояние Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства»;
4) сформулировать проблемы финансирования деятельности учреждений здравоохранения и предложить возможные пути решения.
Теоретической и практической основой дипломной работы послужили федеральные законы, постановления Правительства РФ, Бюджетное законодательство РФ, труды российских ученых Бойкова В.П., Самойловой К.Н., Такмазян А.С. [13, 25], статистические обзоры.
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации - это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.
В современных условиях сфере здравоохранения отводится значительная роль, поскольку здоровая нация - залог успешного развития любого государства. Следует отметить, что для повышения качества медицинского обслуживания сфера здравоохранения постоянно реформируется. В настоящее время наступил очередной масштабный этап преобразований в отрасли, направленный на повышение эффективности системы здравоохранения в России. В частности, преобразования направлены на оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений, изменение требований к квалификации и профессиональной подготовленности медицинских работников, формирование новых критериев качества и доступности медицинской помощи.
Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения.
Современное состояние здравоохранения в России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством медицинской помощи при наличии достаточной обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками.
В настоящих условиях рациональная стратегия не только развития, но и функционирования здравоохранения предполагает опережение качественных параметров изменений по сравнению с количественными. В другом направлении средства, вкладываемые в данную сферу, не дадут должного результата.
Анализируя финансирование учреждений здравоохранения следует помнить о существующем многообразие и специфике административно-правового статуса учреждений данной сферы. В зависимости от формы собственности современные медицинские учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Говоря непосредственно о финансировании, стоит заострить внимание, в частности, на государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В последние годы, особенно с принятием приоритетного национального проекта «Здоровье», заметно улучшилось государственное финансирование здравоохранения. Это, несомненно, обнадеживает, но отнюдь не снимает проблему более четкого определения меры государственных гарантий медицинской помощи и снижения бремени личных платежей населения за медицинскую помощь. Декларативность государственных гарантий сохраняется.
Финансовая необеспеченность российского здравоохранения определяет нарастание «платности» медицинской помощи для населения.
Проведенные в последние годы исследования показывают, что объем личных расходов населения на медицинскую помощь составляет 40-45 % от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50 % пациентов платят за лечение в стационарах, 30 % - за амбулаторно¬
поликлиническую помощь, 65 % - за стоматологические услуги.
Конкретизация государственных гарантий с их реальным обеспечением из налоговых средств - важнейшее направление реформирования здравоохранения. Но это лишь часть проблемы. Чтобы покрыть все расходы на медицинскую помощь, государственное финансирование должно увеличиться как минимум в 2 раза. Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. В настоящее время почти не осталось бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от иной приносящей доход деятельности.
Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать альтернативные способы получения денежных средств.
В связи с этим, проблемы планирования и финансирования учреждений здравоохранения являются весьма актуальными.
Прогнозы и планы в развитии сферы здравоохранения, расширения её материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов.
На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности медицинских учреждений - в этом заключается актуальность данной работы.
Медицина в России в соответствии с Конституцией РФ является бесплатной, а именно ее финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Бесплатная медицинская помощь реализуется в России в соответствии с Программой государственных гарантий предоставления медицинской помощи.
Вместе с тем следует отметить, что бюджетных средств стабильно из года в год недостаточно для достойного оказания медицинских услуг гражданам России. В особенности ситуация с финансированием здравоохранения усугубляется под воздействием внешнеполитического и внутреннего экономического кризиса.
Несмотря на сложности в финансовом обеспечении отрасли, она относится к социально значимой сфере бюджетного финансирования и реализуется в рамках социальной политики государства. Поэтому стратегически важно поддерживать достойный уровень финансового обеспечения сферы здравоохранения с целью повышения качества оказания медицинских услуг.
В связи с этим актуальность темы «Анализ источников финансового обеспечения учреждений здравоохранения» бесспорна.
Объект исследования - финансовые ресурсы Федерального учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального
медико-биологического агентства».
Предмет исследования - источники финансового обеспечения учреждений здравоохранения.
Цель исследования - выявить направления совершенствования финансирования деятельности учреждений здравоохранения.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения;
2) определить и проанализировать источники финансового обеспечения
деятельности учреждений здравоохранения;
3) проанализировать финансовое состояние Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства»;
4) сформулировать проблемы финансирования деятельности учреждений здравоохранения и предложить возможные пути решения.
Теоретической и практической основой дипломной работы послужили федеральные законы, постановления Правительства РФ, Бюджетное законодательство РФ, труды российских ученых Бойкова В.П., Самойловой К.Н., Такмазян А.С. [13, 25], статистические обзоры.
Здравоохранение - это специфическая область, которая создает различные медицинские услуги, она направлена на то, чтобы не только сохранить, но и всеми силами улучшить общественное здоровье. Говоря о сфере здравоохранения, на первый план специалисты выдвигают его доступность и качество предоставляемых услуг.
Качество медицинской услуги предполагает высочайший уровень профилактики и последующего восстановления, выздоровления пациента без рецидивов. Также важно обеспечить низкий уровень индивидуальных рисков потребителей, которые напрямую связаны с побочными эффектами от предоставляемого лечения. Ситуация становится очень наглядной, и нуждается в применении мер по устранению возможных негативных последствий подобной деятельности.
На сегодняшний день в области здравоохранения наиболее распространенной формой становятся практики оплаты предоставляемых медицинских услуг. За последние годы отмечено, что практически каждая вторая семья вынуждена самостоятельно оплачивать медицинские услуги и лекарства, и речь идет не только о традиционно частных практиках (например, в стоматологии), но также и об оплате элементарных диагностических услуг и консультации со стороны специалистов. Платное лечение сегодня носит в большей степени принудительный, вынужденный характер. Но уровень благосостояния семей, обращающихся за помощью, недостаточно высок, и в условиях, когда мы отмечаем заметное расширение масштабов платной медицины, происходит падение доходов населения.
В связи с этим, большое количество людей попросту отказываются от лечения по причине того, что у них недостаточно средств для его осуществления.
За годы реформ лекарственные товары перестали быть в дефиците, но для большей части населения они недоступны из-за неприлично высоких цен. Поэтому примерно 35 % больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств, использовать их более дешевые аналоги, которые менее эффективны и, соответственно, качественны.
Несмотря на то, что государство постепенно вводит льготы на приобретение препаратов, из-за финансового положения это право осталось на уровне формальности, и в действительности люди по-прежнему вынуждены отказывать себе в приобретении качественных медицинских товаров и в принципе в обращении к специалистам из-за высоких цен.
Ситуация продолжает ухудшаться, что выражается в очевидном разрыве между официально провозглашенными гарантиями со стороны государства и реальным финансированием, а также в очевидной незавершенности реформ здравоохранения.
Гарантии оказания медицинской помощи и формирования благоприятствующих жизнедеятельности санитарно-эпидемиологических
условий обеспечиваются Конституцией Российской Федерации. Правовую основу управления здравоохранением составляет целый ряд нормативных документов, начиная с Конституции Российской Федерации, федеральных законов («О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ» и так далее) и заканчивая нормативно-правовыми актами различных уровней власти [1, 2, 3].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации здравоохранение является предметом совместного ведения федерации и субъектов.
Этот факт позволяет определить российскую систему здравоохранения как иерархическую. Решение более сложных вопросов относительно медицинской помощи осуществляется в рамках реализации государственных полномочий, передаваемых муниципальным органам власти вместе с соответствующим финансированием.
Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:
- бюджет (федеральный и территориальный);
- фонды обязательного медицинского страхования;
- денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе;
- доходы от предпринимательской и иных видов деятельности;
- добровольные взносы;
- другие денежные поступления.
В настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
В настоящее время для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:
- бюджетные средства, выделяемые учреждениям здравоохранения на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю;
- ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций;
- денежные средства государственных, частных и общественных организаций, граждан, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе в соответствии с заключением с юридическими лицами договоров и заказам населения. Например, сюда можно отнести поступление денежных средств за предоставление сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан;
- доходы от предпринимательской и иных видов деятельности (поступления от продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов и т. п.), выручка от сдачи в аренду основных фондов и имущества учреждения здравоохранения; приобретение ценных бумаг и получение дивидендов по ним и т. п.);
- услуги, относимые к предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения, определяются законодательными актами Российской Федерации в области здравоохранения, например, Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».;
- добровольные взносы и безвозмездно переданные учреждению здравоохранения материальные ценности, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций, благотворительных и иных общественных фондов, отдельных граждан (включая средства опекунов) и т. п.;
- другие денежные поступления (кредиты, лизинговые операции, выпуск ценных бумаг и т. п.).
Основными источниками поступления финансовых ресурсов в учреждения здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и средства федерального бюджета.
Федеральное учреждение здравоохранения ЦМСЧ № 15 г. Снежинска не
является исключением. Абсолютное значение объема финансирования внебюджетных фондов в размере финансирования ежегодно увеличивается, а бюджетные средства в основном уменьшаются.
При анализе можно обнаружить, что в период с 2020 года по 2022 год субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания снизились на 14,3 %, целевые субсидии увеличились на 12,3 % и в 2022 году составили
25,8 %. Поступления от оказания учреждением платных услуг (выполнение работ) и иной приносящей доход деятельности в 2022 году по сравнению с 2020 годом увеличились на 2 % и составили 701 320 273,01 рублей.
Таким образом, анализ показал, что общая сумма кассовых поступлений в 2022 году по сравнению с 2020 годом увеличилась на 284 911 731,2 рублей Однако такой прирост составил за счет оказания платных услуг, оказываемых ЦМСЧ № 15.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода работников. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Качество медицинской услуги предполагает высочайший уровень профилактики и последующего восстановления, выздоровления пациента без рецидивов. Также важно обеспечить низкий уровень индивидуальных рисков потребителей, которые напрямую связаны с побочными эффектами от предоставляемого лечения. Ситуация становится очень наглядной, и нуждается в применении мер по устранению возможных негативных последствий подобной деятельности.
На сегодняшний день в области здравоохранения наиболее распространенной формой становятся практики оплаты предоставляемых медицинских услуг. За последние годы отмечено, что практически каждая вторая семья вынуждена самостоятельно оплачивать медицинские услуги и лекарства, и речь идет не только о традиционно частных практиках (например, в стоматологии), но также и об оплате элементарных диагностических услуг и консультации со стороны специалистов. Платное лечение сегодня носит в большей степени принудительный, вынужденный характер. Но уровень благосостояния семей, обращающихся за помощью, недостаточно высок, и в условиях, когда мы отмечаем заметное расширение масштабов платной медицины, происходит падение доходов населения.
В связи с этим, большое количество людей попросту отказываются от лечения по причине того, что у них недостаточно средств для его осуществления.
За годы реформ лекарственные товары перестали быть в дефиците, но для большей части населения они недоступны из-за неприлично высоких цен. Поэтому примерно 35 % больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств, использовать их более дешевые аналоги, которые менее эффективны и, соответственно, качественны.
Несмотря на то, что государство постепенно вводит льготы на приобретение препаратов, из-за финансового положения это право осталось на уровне формальности, и в действительности люди по-прежнему вынуждены отказывать себе в приобретении качественных медицинских товаров и в принципе в обращении к специалистам из-за высоких цен.
Ситуация продолжает ухудшаться, что выражается в очевидном разрыве между официально провозглашенными гарантиями со стороны государства и реальным финансированием, а также в очевидной незавершенности реформ здравоохранения.
Гарантии оказания медицинской помощи и формирования благоприятствующих жизнедеятельности санитарно-эпидемиологических
условий обеспечиваются Конституцией Российской Федерации. Правовую основу управления здравоохранением составляет целый ряд нормативных документов, начиная с Конституции Российской Федерации, федеральных законов («О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ» и так далее) и заканчивая нормативно-правовыми актами различных уровней власти [1, 2, 3].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации здравоохранение является предметом совместного ведения федерации и субъектов.
Этот факт позволяет определить российскую систему здравоохранения как иерархическую. Решение более сложных вопросов относительно медицинской помощи осуществляется в рамках реализации государственных полномочий, передаваемых муниципальным органам власти вместе с соответствующим финансированием.
Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:
- бюджет (федеральный и территориальный);
- фонды обязательного медицинского страхования;
- денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе;
- доходы от предпринимательской и иных видов деятельности;
- добровольные взносы;
- другие денежные поступления.
В настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
В настоящее время для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:
- бюджетные средства, выделяемые учреждениям здравоохранения на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю;
- ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций;
- денежные средства государственных, частных и общественных организаций, граждан, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе в соответствии с заключением с юридическими лицами договоров и заказам населения. Например, сюда можно отнести поступление денежных средств за предоставление сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан;
- доходы от предпринимательской и иных видов деятельности (поступления от продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов и т. п.), выручка от сдачи в аренду основных фондов и имущества учреждения здравоохранения; приобретение ценных бумаг и получение дивидендов по ним и т. п.);
- услуги, относимые к предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения, определяются законодательными актами Российской Федерации в области здравоохранения, например, Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».;
- добровольные взносы и безвозмездно переданные учреждению здравоохранения материальные ценности, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций, благотворительных и иных общественных фондов, отдельных граждан (включая средства опекунов) и т. п.;
- другие денежные поступления (кредиты, лизинговые операции, выпуск ценных бумаг и т. п.).
Основными источниками поступления финансовых ресурсов в учреждения здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и средства федерального бюджета.
Федеральное учреждение здравоохранения ЦМСЧ № 15 г. Снежинска не
является исключением. Абсолютное значение объема финансирования внебюджетных фондов в размере финансирования ежегодно увеличивается, а бюджетные средства в основном уменьшаются.
При анализе можно обнаружить, что в период с 2020 года по 2022 год субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания снизились на 14,3 %, целевые субсидии увеличились на 12,3 % и в 2022 году составили
25,8 %. Поступления от оказания учреждением платных услуг (выполнение работ) и иной приносящей доход деятельности в 2022 году по сравнению с 2020 годом увеличились на 2 % и составили 701 320 273,01 рублей.
Таким образом, анализ показал, что общая сумма кассовых поступлений в 2022 году по сравнению с 2020 годом увеличилась на 284 911 731,2 рублей Однако такой прирост составил за счет оказания платных услуг, оказываемых ЦМСЧ № 15.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода работников. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Подобные работы
- Финансовое обеспечение развития здравоохранения в субъекте РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Резервы улучшения финансового состояния учреждений здравоохранения
Бакалаврская работа, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование механизма управления финансированием медицинских учреждений в современных условиях (на примере медицинского учреждения ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2020 - Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ФГБУ «Санаторий «Озеро Горькое»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Отчет по производственной практике (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Алтайский филиал), Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 10 г. Барнаул» )
Отчеты по практике, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств бюджетными (муниципальными) учреждениями
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





