🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Развитие координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет

Работа №198346

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ 13
1.1 Специфика проявления координационных способностей у
слабовидящих 13
1.2 Особенности развития координационных способностей у
слабовидящих 18
1.3 Особенности развития координационных способностей у
слабовидящих 23
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 31
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1 Показатели уровня развития координационных способностей
слабовидящих школьников в группах исследования 37
3.2 Показатели уровня мотивации к занятиям физической культурой в
группах исследования 40
3.3 Показатели уровня физической подготовленности слабовидящих
школьников в группах исследования 42
3.4 Показатели уровня функционального состояния в группах
исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Актуальность исследования. Современное информационное пространство предполагает сверхинтенсивное использование различных устройств визуального воздействия: в информационном поле, социально-коммуникативной и развлекательной сферах жизни учащегося. Данная ситуация сопряжена еще и с тем, что при обучении в школе, подготовке домашних заданий у учащихся возникает значительная учебная зрительная нагрузка, которая сочетается с малоподвижным образом жизни современного школьника, несбалансированным питанием и ослабленной иммунной системой. Это провоцирует возникновение различных глазных патологий.
«Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Слабовидящие - это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечётко. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу)» [7].
Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны: это обусловлено клиническими формами и степенью их глазной патологии. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.
«У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и развитии двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду» [58].
«Нарушение деятельности зрительного анализатора сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. Любая степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно¬сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям» [7]. По уровню физического развития дети c нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы в: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие, ожирение.
Нарушение и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др.
У слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, изменяется их точность и соразмерность. У многих детей недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.
У слабовидящих детей выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения корректив в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора.
Создание благоприятных условий для развития координационных способностей учащихся с нарушением зрения может способствовать расширению арсенала двигательных умений и навыков; в конечном итоге, повысит возможности их социализации и интеграции в общество нормально видящих сверстников. Однако, существующие программы адаптивной физической культуры не в полной мере используют координационные способности для расширения двигательного диапазона и профилактики вторичных нарушений при различных патологиях зрения, их содержательная часть требует совершенствования.
Цель исследования: сформировать и экспериментально обосновать эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей в процессе физического воспитания слабовидящих школьников.
Объект исследования - процесс физического воспитания слабовидящих школьников.
Предмет исследования - координационные способности слабовидящих школьников 14-15 лет.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1 Изучить особенности процесса физического воспитания слабовидящих школьников.
2 Сформировать комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет.
3 Обосновать эффективность применения экспериментального комплекса упражнений на основе динамики исследуемых показателей .
Результаты исследования. По показателям уровня развития координационных способностей относительно первичного исследования отмечается наличие достоверно значимых изменений (в 4-х из 7-ми - в контрольной группе, во всех исследуемых показателях - в экспериментальной группе); достоверно значимые различия между группами по результатам повторного исследования отмечены по 6 показателям из 7-ми, положительная динамика в среднем по всем показателям: в контрольной группе - 13,75%, в экспериментальной - 24,83%.
В обеих группах исследования наблюдается положительная динамика в количестве школьников, имеющих среднюю и высокую мотивацию к занятиям физической культурой. Однако, в экспериментальной группе была отмечена превосходящая динамика.
По показателям уровня физической подготовленности внутригрупповая динамика обнаружила достоверные различия (в 4-х из 5-ти исследуемых показателей в контрольной группе и во всех показателях экспериментальной группы); повторное тестирование показало преимущество в показателях физической подготовленности представителей экспериментальной группы: достоверные различия между группами выявлены в 4-х из 5-ти показателей. В среднем, по всем показателям положительная динамика составила: в контрольной группе - 8,99%, в экспериментальной группе - 15,09%.
Полученные данные динамики исследованных показателей слабовидящих школьников могут свидетельствовать о преимущественном эффекте включения экспериментального комплекса упражнений в реализуемую программу по физической культуре для слабовидящих школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для слабовидящих школьников характерен ряд особенностей психофизического и личностного развития, обусловленных прямым или косвенным негативным влиянием нарушенного зрения, которые определяют их психолого-педагогические особенности (связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе).
Ослабленное зрение обуславливает возможность развития у школьников вторичных нарушений: бедность чувственного опыта; малый запас и низкое качество зрительных образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, образов сенсорных эталонов, движений и действий; вербализм представлений; недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения; недостаточность осмысленности
чувственного отражения; недостаточная развитость физических качеств, координации, отставание в моторных умениях, недостаточное развитие психической структуры тела; малый запас предметно-практических умений; пассивность во взаимодействии с физической средой.
Повышение уровня развития координационных способностей позволяет сформировать умения и навыки, способствующие улучшению
пространственной ориентировки, и стимулированию освоения разнообразных двигательных действий, овладение которыми ранее вызывало трудности (накопление двигательного опыта и базы двигательных действий).
Успешность освоения разнообразного двигательного арсенала позволяет получить превосходящие показатели уровня мотивации к занятиям физической культурой слабовидящих школьников, что способствовало более успешному освоения широкого диапазона двигательных задач, предусмотренных стандартной программой по физической культуре для слабовидящих, направленных на профилактику вторичных нарушений.
По показателям уровня развития координационных способностей относительно первичного исследования отмечается наличие достоверно значимых изменений (в 4-х из 7-ми - в контрольной группе, во всех исследуемых показателях - в экспериментальной группе); достоверно значимые различия между группами по результатам повторного исследования отмечены по 6 показателям из 7-ми, положительная динамика в среднем по всем показателям: в контрольной группе - 13,75%, в экспериментальной - 24,83%.
В обеих группах исследования наблюдается положительная динамика в количестве школьников, имеющих среднюю и высокую мотивацию к занятиям физической культурой. Однако, в экспериментальной группе была отмечена превосходящая динамика.
По показателям уровня физической подготовленности внутригрупповая динамика обнаружила достоверные различия (в 4-х из 5-ти исследуемых показателей в контрольной группе и во всех показателях экспериментальной группы); повторное тестирование показало преимущество в показателях физической подготовленности представителей экспериментальной группы: достоверные различия между группами выявлены в 4-х из 5-ти показателей. В среднем, по всем показателям положительная динамика составила: в контрольной группе - 8,99%, в экспериментальной группе - 15,09%.
Полученные данные динамики исследованных показателей
слабовидящих школьников могут свидетельствовать о преимущественном эффекте включения экспериментального комплекса упражнений в реализуемую программу по физической культуре для слабовидящих школьников.



1 Адаптивная физическая культура / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 427 с.
2 Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / составители Н.А. Бойко, В.Н. Бойко. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. - 116 с.
3 Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И.А. Попова. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 63 с.
4 Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи:
учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) / составители А.Г. Привалова, А.А. Говорухина, О.А. Мальков. - Сургут: Сургутский
государственный педагогический университет, 2016. - 81 с.
5 Андреев, В.В. Коррекция и развитие ловкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 2. - С. 22-25.
6 Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 с.
7 Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. [Электронный ресурс] - М.: Владос-Пресс, 2017. - 28 с. - Режим доступа: https://clck.ru/YZfvJ (дата обращения: 12.02.2023).
8 Башмаков, В.П. Педагогические и медицинские аспекты занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие / В.П. Башмаков. - СПб: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. - 52 с.
9 Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры.
[Электронный ресурс] - Москва, 2019. - 55-91 с. - Режим доступа: https://urait.ru/book/osnovy-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-43 8915 (дата
обращения: 02.03.2023).
10 Бегидова, Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. [Электронный ресурс] - М.: Юрайт, 2020. 192 с. - Режим доступа: https://urait.ru/book/teoriya-i-organizaciya-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-454154 (дата обращения: 12.02.2023).
11 Бегидова, Т.П. Теория и организация адаптивной физической
культуры. [Электронный ресурс] - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 188 с. - Режим доступа: https://urait.ru/book/teoriya-i-organizaciya-adaptivnoy-
fizicheskoy-kultury-415972 (дата обращения: 12.02.2023).
12 Беженцева, Л.И. Оздоровительные технологии в физическом воспитании специальных медицинских групп // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 12. - С. 79-81.
13 Белова, Л.Б. Цигун: 7 шелковых движений здоровья, молодости и долголетия / Л.Б. Белова. - М.: АСТ; СПб: Сова, 2008. - 158 с.
14 Близнюк, Ю.В. Эффективность применения комплексной методики, основанной на сочетании поисковых и традиционных методов обучения, в процессе формирования двигательных навыков у учащихся 11-13 лет с разной силой нервной системы / Ю.В. Близнюк, О.А. Пилипко // Слобожанский научно-спортивный вестник ХГАФК. 2012. № 1. - С. 12-18.
15 Бурцева, М.Е. Упражнения в равновесии / М.Е. Бурцева. - М.: ФиС, 1985. - 48 с...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ