ГОСУДАРТСВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
1.1 Занятость: понятие, признаки и виды 9
1.2 Понятие, принципы и виды государственной политики в области
занятости населения 29
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Федеральные государственные программы в области занятости
населения 46
2.2 Программы Челябинской области и других субъектов РФ в области
занятости населения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
1.1 Занятость: понятие, признаки и виды 9
1.2 Понятие, принципы и виды государственной политики в области
занятости населения 29
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Федеральные государственные программы в области занятости
населения 46
2.2 Программы Челябинской области и других субъектов РФ в области
занятости населения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Актуальность работы определяется тем, что в настоящее время проведение государственной политики по обеспечению занятости населения является очень важным и необходимым. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране и развивающейся российской экономики, при несоответствии спроса и предложения на такой специфический товар, как рабочую силу, от государства в первоочерёдном порядке требуется серьёзное вмешательство в данную сферу общественных отношений.
Поскольку при рыночной экономике механизмы социальной защищённости граждан изначально отсутствуют, возникает необходимость их привнесения извне. Эту задачу как раз и призвано решить государство посредством разработки и проведения мероприятий, направленных на содействие гражданам в трудоустройстве и защиту их от безработицы. Эти мероприятия составляют содержание политики государства в области занятости населения.
Вместе с тем, для того, чтобы государственная политика была эффективной, необходимо осуществлять полный и всесторонний анализ существующей социально-экономической ситуации, определять дальнейшие цели и задачи, разрабатывать конкретные мероприятия по их достижению. В этой связи при проведении политики в области занятости большое внимание должно уделяться программно-целевому методу, разработке различных государственных программ в указанной области.
Целью исследования в настоящей работе является теоретический, практический и сравнительно-правовой анализ государственной политики в области занятости населения.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть законодательное определение понятия занятости, выделить его признаки и виды; проанализировать различные подходы к понятию государственной политики в области занятости населения, выяснить на каких принципах она основывается, определить содержание активной и пассивной политики занятости; проанализировать действующие государственные программы в области занятости населения на федеральном и региональном уровне; определить сходства и различия в правовом регулировании государственной политики в области занятости населения в России и Беларуси; выяснить, какие вопросы возникают в судебной практике при применении законодательства о занятости населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при проведении государственной политики в области занятости населения.
Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства и законодательства о занятости населения, регулирующие те или иные вопросы государственной политики по обеспечению занятости населения.
Методологической основой в данной работе выступают методы общенаучного и частно-научного познания, а именно: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, диалектический, статистический, системно-структурный и др.
Нормативной основой исследования являются: международно-правовые акты в области труда и занятости (Конвенции и Рекомендации Международной организации труда), Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, различные государственные программы в области занятости населения и т.д., а также нормативные правовые акты зарубежных государств, в частности, Республики Беларусь.
В качестве теоретической основы работы послужили труды различных учёных, в том числе Медведева О.М., Орловой Е.Е., Морозова П.Е., Димитровой С.А., Зуба П.П., Пузыревского С.А., Собченко О.В., Гусова А.Ю., Серегиной Л.В., Хохлова Е.Б., Филипповой М.В. и др. В них раскрыты многие вопросы в области занятости населения, касающиеся, например, понятия занятости, рынка труда, правового статуса безработного, социально-правовых гарантий в области занятости в целом и в отношении отдельных категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и т.д.). В то же время вопросы, связанные с анализом государственных программ в области занятости не получили должного раскрытия, а если и получили, то во многом утратили свою актуальность в связи с существенным изменением действующего законодательства.
Научная новизна работы определятся тем, что в ней большое внимание уделяется исследованию принятых в России государственных программ, в которых, по сути, заложена дальнейшая стратегия нашего государства в области занятости населения на ближайшие годы. Кроме того, в работе даётся сравнительный анализ правового регулирования отношений по обеспечению занятости населения в России и Беларуси.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающие четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
Поскольку при рыночной экономике механизмы социальной защищённости граждан изначально отсутствуют, возникает необходимость их привнесения извне. Эту задачу как раз и призвано решить государство посредством разработки и проведения мероприятий, направленных на содействие гражданам в трудоустройстве и защиту их от безработицы. Эти мероприятия составляют содержание политики государства в области занятости населения.
Вместе с тем, для того, чтобы государственная политика была эффективной, необходимо осуществлять полный и всесторонний анализ существующей социально-экономической ситуации, определять дальнейшие цели и задачи, разрабатывать конкретные мероприятия по их достижению. В этой связи при проведении политики в области занятости большое внимание должно уделяться программно-целевому методу, разработке различных государственных программ в указанной области.
Целью исследования в настоящей работе является теоретический, практический и сравнительно-правовой анализ государственной политики в области занятости населения.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть законодательное определение понятия занятости, выделить его признаки и виды; проанализировать различные подходы к понятию государственной политики в области занятости населения, выяснить на каких принципах она основывается, определить содержание активной и пассивной политики занятости; проанализировать действующие государственные программы в области занятости населения на федеральном и региональном уровне; определить сходства и различия в правовом регулировании государственной политики в области занятости населения в России и Беларуси; выяснить, какие вопросы возникают в судебной практике при применении законодательства о занятости населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при проведении государственной политики в области занятости населения.
Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства и законодательства о занятости населения, регулирующие те или иные вопросы государственной политики по обеспечению занятости населения.
Методологической основой в данной работе выступают методы общенаучного и частно-научного познания, а именно: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, диалектический, статистический, системно-структурный и др.
Нормативной основой исследования являются: международно-правовые акты в области труда и занятости (Конвенции и Рекомендации Международной организации труда), Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, различные государственные программы в области занятости населения и т.д., а также нормативные правовые акты зарубежных государств, в частности, Республики Беларусь.
В качестве теоретической основы работы послужили труды различных учёных, в том числе Медведева О.М., Орловой Е.Е., Морозова П.Е., Димитровой С.А., Зуба П.П., Пузыревского С.А., Собченко О.В., Гусова А.Ю., Серегиной Л.В., Хохлова Е.Б., Филипповой М.В. и др. В них раскрыты многие вопросы в области занятости населения, касающиеся, например, понятия занятости, рынка труда, правового статуса безработного, социально-правовых гарантий в области занятости в целом и в отношении отдельных категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и т.д.). В то же время вопросы, связанные с анализом государственных программ в области занятости не получили должного раскрытия, а если и получили, то во многом утратили свою актуальность в связи с существенным изменением действующего законодательства.
Научная новизна работы определятся тем, что в ней большое внимание уделяется исследованию принятых в России государственных программ, в которых, по сути, заложена дальнейшая стратегия нашего государства в области занятости населения на ближайшие годы. Кроме того, в работе даётся сравнительный анализ правового регулирования отношений по обеспечению занятости населения в России и Беларуси.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающие четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Опираясь на легальное определение занятости, обычно выделяют четыре её признака. Занятость - это деятельность; она направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей; не должна противоречить законодательству; и сопряжена, как правило, с получением заработка, трудового дохода. Некоторые из этих признаков носят дискуссионный характер и вызывают научные споры.
Необходимо различать собственно классификацию занятости и классификацию занятого населения.
Различные авторы предлагают свои варианты классификации занятого населения. Наиболее правильным, на наш взгляд, будет выделение следующих трёх групп занятых граждан:
- граждане, которые осуществляют трудовую (в широком смысле) деятельность (работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели и т.д.)
- граждане, которые заняты иными видами общественно-полезной деятельности (проходящие военную и альтернативную гражданскую службу и др.)
- граждане, которые какой-либо деятельности не осуществляют, однако все-таки относятся к числу занятых в силу закона (временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине; акционеры и т.д.).
Виды занятости следующие: полная и неполная (при этом о полной и неполной занятости можно говорить, имея ввиду всё население в целом или же только отдельного человека); формальная и неформальная; первичная и вторичная; типичная и нетипичная и т.д.
Государственная политика в области занятости населения представляет собой совокупность проводимых государством мер, мероприятий, целью которых является содействие в обеспечении занятости и защита от безработицы.
Наиболее важными принципами политики занятости являются следующие: свобода в выборе занятости; запрещение принудительного труда; защита всех без дискриминации граждан от безработицы с возможностью установления повышенных гарантий для отдельных социально незащищённых категорий граждан; государственное содействие в обеспечении полной, продуктивной и свободно избранной занятости и защиты от безработицы.
Традиционно в литературе говорят о двух видах политики занятости: активной и пассивной. Активная политика направлена на предотвращение безработицы; пассивная - на сглаживание её негативных последствий.
2. На сегодняшний день в России принято множество самых различных государственных программ, закладывающих основы проводимой государственной политики в области занятости населения. Среди них можно, в частности, отметить:
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Применительно к обеспечению занятости населения она называет несколько задач, которые необходимо решить в этой области: увеличение гибкости рынка труда и сокращение уровня нелегальной занятости; улучшение качества трудовых ресурсов и развитие профессиональной мобильности населения; рост занятости и эффективности использования труда, развитие институтов рынка труда и т.д.
- Государственную программу РФ «Содействие занятости населения». Она подразделена на три подпрограммы, применительно к которым устанавливаются свои цели, задачи, мероприятия по их достижению, ответственные исполнители этих мероприятий, решаются вопросы финансового обеспечения и т.д.
- Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Этот документ называет несколько мероприятий, направленных на повышение внутренней трудовой миграции населения.
- Государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Эта программа направлена на создание необходимых условий для повышения уровня жизни инвалидов, интеграции их в общество. Достижение данной цели означает, в том числе, необходимость решения вопросов занятости инвалидов.
- Г осударственную программу РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Одна из её подпрограмм направлена на поддержку развития малого и среднего предпринимательства, играющего важную роль в обеспечении занятости населения за счёт создания новых рабочих мест.
На уровне субъектов РФ большое значение имеют принимаемые ими региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, целью которых является переориентация внутренних трудовых потоков из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы, а также в стратегически важные территории, такие как приграничные территории, Сибирь и Дальний Восток.
3. Основным нормативным актом, регулирующим отношения занятости в Беларуси, является Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».
Говоря о государственной политике по обеспечению занятости населения в этой стране можно отметить следующее:
- в Беларуси потеря работы относится к страховому случаю, при наступлении которого граждане обеспечиваются соответствующей страховой выплатой по государственному социальному страхованию — пособием по безработице. Выплата пособий по безработице осуществляется из средств государственного внебюджетного фонда. В России же потеря работы не относится к числу страховых случаев, а пособие по безработице и иные выплаты безработным осуществляются исключительно из бюджетных средств.
- в отличие от России в законодательстве Беларуси предусматриваются более высокие дополнительные гарантии по обеспечению занятости особо нуждающихся в социальной защите граждан. Это проявляется, например, в том, что если наш Закон о занятости предусматривает квотирование рабочих мест только для инвалидов, то белорусский закон устанавливает квоты (броню) в отношении всех граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
- в законе о занятости Беларуси есть и другие положения, не отражённые в российском законодательстве. Это, например, касается обязанности государства гарантировать предоставление первого рабочего места определённым категориям лиц (выпускникам государственных учреждений, лицам с особенностями психофизического развития, военнослужащим срочной службы и т.д.)...
1. Опираясь на легальное определение занятости, обычно выделяют четыре её признака. Занятость - это деятельность; она направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей; не должна противоречить законодательству; и сопряжена, как правило, с получением заработка, трудового дохода. Некоторые из этих признаков носят дискуссионный характер и вызывают научные споры.
Необходимо различать собственно классификацию занятости и классификацию занятого населения.
Различные авторы предлагают свои варианты классификации занятого населения. Наиболее правильным, на наш взгляд, будет выделение следующих трёх групп занятых граждан:
- граждане, которые осуществляют трудовую (в широком смысле) деятельность (работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели и т.д.)
- граждане, которые заняты иными видами общественно-полезной деятельности (проходящие военную и альтернативную гражданскую службу и др.)
- граждане, которые какой-либо деятельности не осуществляют, однако все-таки относятся к числу занятых в силу закона (временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине; акционеры и т.д.).
Виды занятости следующие: полная и неполная (при этом о полной и неполной занятости можно говорить, имея ввиду всё население в целом или же только отдельного человека); формальная и неформальная; первичная и вторичная; типичная и нетипичная и т.д.
Государственная политика в области занятости населения представляет собой совокупность проводимых государством мер, мероприятий, целью которых является содействие в обеспечении занятости и защита от безработицы.
Наиболее важными принципами политики занятости являются следующие: свобода в выборе занятости; запрещение принудительного труда; защита всех без дискриминации граждан от безработицы с возможностью установления повышенных гарантий для отдельных социально незащищённых категорий граждан; государственное содействие в обеспечении полной, продуктивной и свободно избранной занятости и защиты от безработицы.
Традиционно в литературе говорят о двух видах политики занятости: активной и пассивной. Активная политика направлена на предотвращение безработицы; пассивная - на сглаживание её негативных последствий.
2. На сегодняшний день в России принято множество самых различных государственных программ, закладывающих основы проводимой государственной политики в области занятости населения. Среди них можно, в частности, отметить:
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Применительно к обеспечению занятости населения она называет несколько задач, которые необходимо решить в этой области: увеличение гибкости рынка труда и сокращение уровня нелегальной занятости; улучшение качества трудовых ресурсов и развитие профессиональной мобильности населения; рост занятости и эффективности использования труда, развитие институтов рынка труда и т.д.
- Государственную программу РФ «Содействие занятости населения». Она подразделена на три подпрограммы, применительно к которым устанавливаются свои цели, задачи, мероприятия по их достижению, ответственные исполнители этих мероприятий, решаются вопросы финансового обеспечения и т.д.
- Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Этот документ называет несколько мероприятий, направленных на повышение внутренней трудовой миграции населения.
- Государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Эта программа направлена на создание необходимых условий для повышения уровня жизни инвалидов, интеграции их в общество. Достижение данной цели означает, в том числе, необходимость решения вопросов занятости инвалидов.
- Г осударственную программу РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Одна из её подпрограмм направлена на поддержку развития малого и среднего предпринимательства, играющего важную роль в обеспечении занятости населения за счёт создания новых рабочих мест.
На уровне субъектов РФ большое значение имеют принимаемые ими региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, целью которых является переориентация внутренних трудовых потоков из трудоизбыточных в трудонедостаточные регионы, а также в стратегически важные территории, такие как приграничные территории, Сибирь и Дальний Восток.
3. Основным нормативным актом, регулирующим отношения занятости в Беларуси, является Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».
Говоря о государственной политике по обеспечению занятости населения в этой стране можно отметить следующее:
- в Беларуси потеря работы относится к страховому случаю, при наступлении которого граждане обеспечиваются соответствующей страховой выплатой по государственному социальному страхованию — пособием по безработице. Выплата пособий по безработице осуществляется из средств государственного внебюджетного фонда. В России же потеря работы не относится к числу страховых случаев, а пособие по безработице и иные выплаты безработным осуществляются исключительно из бюджетных средств.
- в отличие от России в законодательстве Беларуси предусматриваются более высокие дополнительные гарантии по обеспечению занятости особо нуждающихся в социальной защите граждан. Это проявляется, например, в том, что если наш Закон о занятости предусматривает квотирование рабочих мест только для инвалидов, то белорусский закон устанавливает квоты (броню) в отношении всех граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
- в законе о занятости Беларуси есть и другие положения, не отражённые в российском законодательстве. Это, например, касается обязанности государства гарантировать предоставление первого рабочего места определённым категориям лиц (выпускникам государственных учреждений, лицам с особенностями психофизического развития, военнослужащим срочной службы и т.д.)...
Подобные работы
- Роль политики в области гендерного равенства в продвижении имиджа Узбекистана на международной арене
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2013 - Политика поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Политика поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Управление развитием системы дошкольного образования территории (на примере Ленинского района г Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016





