ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ (РОМАН В. КАЧАНА «ЮНОСТЬ БАБЫ ЯГИ»)
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ЕЕ Обзор исследований, посвященных образу Бабы Яги 9
1.2. Классификации образа Бабы Яги 14
1.3. Развитие образа в современной литературе 22
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА БАБЫ ЯГИ В РОМАНЕ В. КАЧАНА
«ЮНОСТЬ БАБЫ ЯГИ» 24
2.1. Специфика интерпретации образа Бабы Яги в романе 25
2.2. Мотивы, связанные с образом Бабы Яги 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ЕЕ Обзор исследований, посвященных образу Бабы Яги 9
1.2. Классификации образа Бабы Яги 14
1.3. Развитие образа в современной литературе 22
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА БАБЫ ЯГИ В РОМАНЕ В. КАЧАНА
«ЮНОСТЬ БАБЫ ЯГИ» 24
2.1. Специфика интерпретации образа Бабы Яги в романе 25
2.2. Мотивы, связанные с образом Бабы Яги 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Художественная литература имеет неразрывную связь с устным народным творчеством, черпая из него многие фольклорные элементы поэтики. Обращение к архетипическим фольклорным образам и мотивам стало неотъемлемой чертой как классической, так и современной литературы.
Одним из таких ключевых мифологических «кочующих» образов является образ Бабы Яги. Этот образ стал символом и знаком современной культуры в разных ее ипостасях. Он получил отражение в разных видах искусства, опираясь на разные мифологические представления. По словам Д. Угрешич, «Баба Яга — это единый орально-текстуальный patchwork (мозаика, лоскутное одеяло (англ.), составленный из различных фольклорных и мифоритуальных традиций (шаманизма, тотемизма, анимизма, матриархата), так что ее статус, функция и полномочия меняются от сказки к сказке, от одной фольклорной зоны к другой, от рассказчика к рассказчице» [22].
Баба Яга — один из самых многогранных и архаичных образов русского фольклора. Как один из неоднозначных и загадочных персонажей, Баба Яга представляет большой интерес для исследования с точки зрения исторического, культурного, этнографического, литературоведческого, лингвистического и др. направлений. Существует значительное количество работ, посвященных исследованию поэтики данного образа, как в литературе, так и других видах искусства. Несмотря на достаточную степень изученности морфологии образа Бабы Яги и репрезентации его в фольклоре и литературе, каждая индивидуально-авторская интерпретация и трансформация вносит свой вклад в развитие данного образа.
Современный русский писатель В. А. Качан (родился в 1947 году) известен произведениями «Роковая Маруся» (1999), «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка» (2000), «Юность Бабы Яги» (2007), «Арт-пасьянс» (2011) и др. В романе «Юность Бабы Яги» автор продолжает традицию изображения образа Бабы Яги в литературе. В настоящее время не существует работ, посвященных анализу творчества В. Качана.
Актуальность исследования обусловлена малоизученностью творчества В. Качана и дополнением исследования фольклорных образов в русской литературе. Новизна состоит в том, в ВКР впервые предпринята попытка литературоведческого анализа романа В. Качана «Юность Бабы Яги» в аспекте функционирования и трансформации ключевого образа.
Объект исследования — образ Бабы Яги в романе В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Предмет исследования — трансформация и поэтика образа Бабы Яги в романе В. А. Качана.
Цель работы — исследование поэтики образа Бабы Яги в современной прозе на материале романа В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные исследования, посвященные фольклорным образам (и образу Бабы Яги), репрезентации образа в фольклоре и русской литературе.
2. Изучить научные работы, посвященные творчеству современного писателя В. А. Качана.
3. Исследовать своеобразие репрезентации фольклорного образа Бабы Яги в русском фольклоре — в текстах русских народных сказок (сборник
А. И. Афанасьева).
4. Исследовать поэтику образа в романе В. Качана «Юность Бабы Яги».
Теоретической базой исследования стали работы А. И. Веселовского [7, 8], Б. А. Рыбакова [30], В. Я. Проппа [27, 28], К. Д. Лаушкина [20]
Э. В. Померанцева [24], Е. М. Мелетинского [23], Ф. И. Буслаева [6], Е. А. Грушко [12], В. П. Аникина [2], А. А. Баркова [5], Е. Ю. Власенко [9], Ю. А. Шилова [36], Н. С. Шапаровой [35], С. А. Кошарной [19], В. К. Соколовой [32], А. Н. Малаховской [21], С. Т. Махлиной [22] и др.
В работе были использованы описательный и сравнительный методы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографического списка и двух Приложений.
Во Введении формулируется цель и задачи исследования, определяются актуальность и новизна исследования. В первой Главе представлен теоретический аспект темы ВКР, произведен обзор работ, посвященных поэтике фольклорного образа Бабы Яги, его происхождению, выявлены функции и атрибутика образа в сказках и представлены классификации, предложенные исследователями. Вторая Глава дипломной работы посвящена анализу романа В. Качана в аспекте функционирования и репрезентации образа Бабы Яги. В Заключении приведены основные выводы выпускной квалификационной работы. В Приложении 1 приведена этимология слова «Баба Яга». В Приложении 2 представлены биографические сведения о В. А. Качане. Список использованной литературы включает 38 наименований.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов «История русской литературы», «Устное народное творчество».
Апробация результатов работы.
Работа апробирована в рамках XIII международной научнопрактической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018).
Одним из таких ключевых мифологических «кочующих» образов является образ Бабы Яги. Этот образ стал символом и знаком современной культуры в разных ее ипостасях. Он получил отражение в разных видах искусства, опираясь на разные мифологические представления. По словам Д. Угрешич, «Баба Яга — это единый орально-текстуальный patchwork (мозаика, лоскутное одеяло (англ.), составленный из различных фольклорных и мифоритуальных традиций (шаманизма, тотемизма, анимизма, матриархата), так что ее статус, функция и полномочия меняются от сказки к сказке, от одной фольклорной зоны к другой, от рассказчика к рассказчице» [22].
Баба Яга — один из самых многогранных и архаичных образов русского фольклора. Как один из неоднозначных и загадочных персонажей, Баба Яга представляет большой интерес для исследования с точки зрения исторического, культурного, этнографического, литературоведческого, лингвистического и др. направлений. Существует значительное количество работ, посвященных исследованию поэтики данного образа, как в литературе, так и других видах искусства. Несмотря на достаточную степень изученности морфологии образа Бабы Яги и репрезентации его в фольклоре и литературе, каждая индивидуально-авторская интерпретация и трансформация вносит свой вклад в развитие данного образа.
Современный русский писатель В. А. Качан (родился в 1947 году) известен произведениями «Роковая Маруся» (1999), «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка» (2000), «Юность Бабы Яги» (2007), «Арт-пасьянс» (2011) и др. В романе «Юность Бабы Яги» автор продолжает традицию изображения образа Бабы Яги в литературе. В настоящее время не существует работ, посвященных анализу творчества В. Качана.
Актуальность исследования обусловлена малоизученностью творчества В. Качана и дополнением исследования фольклорных образов в русской литературе. Новизна состоит в том, в ВКР впервые предпринята попытка литературоведческого анализа романа В. Качана «Юность Бабы Яги» в аспекте функционирования и трансформации ключевого образа.
Объект исследования — образ Бабы Яги в романе В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Предмет исследования — трансформация и поэтика образа Бабы Яги в романе В. А. Качана.
Цель работы — исследование поэтики образа Бабы Яги в современной прозе на материале романа В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные исследования, посвященные фольклорным образам (и образу Бабы Яги), репрезентации образа в фольклоре и русской литературе.
2. Изучить научные работы, посвященные творчеству современного писателя В. А. Качана.
3. Исследовать своеобразие репрезентации фольклорного образа Бабы Яги в русском фольклоре — в текстах русских народных сказок (сборник
А. И. Афанасьева).
4. Исследовать поэтику образа в романе В. Качана «Юность Бабы Яги».
Теоретической базой исследования стали работы А. И. Веселовского [7, 8], Б. А. Рыбакова [30], В. Я. Проппа [27, 28], К. Д. Лаушкина [20]
Э. В. Померанцева [24], Е. М. Мелетинского [23], Ф. И. Буслаева [6], Е. А. Грушко [12], В. П. Аникина [2], А. А. Баркова [5], Е. Ю. Власенко [9], Ю. А. Шилова [36], Н. С. Шапаровой [35], С. А. Кошарной [19], В. К. Соколовой [32], А. Н. Малаховской [21], С. Т. Махлиной [22] и др.
В работе были использованы описательный и сравнительный методы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографического списка и двух Приложений.
Во Введении формулируется цель и задачи исследования, определяются актуальность и новизна исследования. В первой Главе представлен теоретический аспект темы ВКР, произведен обзор работ, посвященных поэтике фольклорного образа Бабы Яги, его происхождению, выявлены функции и атрибутика образа в сказках и представлены классификации, предложенные исследователями. Вторая Глава дипломной работы посвящена анализу романа В. Качана в аспекте функционирования и репрезентации образа Бабы Яги. В Заключении приведены основные выводы выпускной квалификационной работы. В Приложении 1 приведена этимология слова «Баба Яга». В Приложении 2 представлены биографические сведения о В. А. Качане. Список использованной литературы включает 38 наименований.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов «История русской литературы», «Устное народное творчество».
Апробация результатов работы.
Работа апробирована в рамках XIII международной научнопрактической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018).
Обзор исследований показал, что образ Бабы Яги является одним из древнейших фольклорных образов. Однако среди существующих исследований подавляющее большинство посвящено анализу данного образа с точки зрения фольклористики, культурологи и т. д. Работ, посвященных интерпретации этого образа в современной литературе, мало.
Ведущую роль в изучении данного образа играют концепции В. Я. Проппа (реконструкция древнейших славянских верований на основе изучения составляющих фрагментов фольклорных текстов), В. В. Иванова и В. Н. Топорова (анализ на основе методов сравнительно-исторической и лингвистической реконструкции мифологических образов), Б. А. Успенского (обоснование двух путей реконструкции славянских языческих культов: проспективного, основанного на данных индоевропейской сравнительно-исторической мифологии и ретроспективного, основанного на фольклорных источниках), В. И. Ереминой (систематизация изучения архаических явлений семейных обрядах), А. С. Байбурина (разработка типологической концепции в изучении обрядовой системы восточных славян) и др. Существующие работы посвящены исследованию этимологии происхождения данного образа, интерпретации его сущности, описанию атрибутики, функциям в сказке и других жанрах и проч.
Опираясь на этимологию образа, связь с мифологией и верованиями, внешнюю атрибутику и описание персонажей, выполняемые функции и проч., исследователи сходятся во мнении, что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей, а также что подобный образ встречается не только в восточнославянском фольклоре. Наибольший вклад в понимание и изучения феномена Бабы Яги внёс В. Я. Пропп. Исследователь, изучив этнографический и мифологический материал, пришел к выводам, что данный образ имеет мифологическое происхождение и сходство со многими персонажами других народов и что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. Именно поэтому столь различны функции, которые Баба Яга выполняет в разных сюжетах.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный образ эклектичен и слагается из разных деталей — функций, сюжетных ролей, этимологии происхождения, атрибутики и проч.
Опираясь на обзор основных исследований по теме, а также на характеристику образа с учетом атрибутики и функциональной значимости, мы составили сводную классификацию образа Бабы Яги, в которую входят следующие типы:
1. Образ хозяйки зверей и леса, лесной ведьмы.
2. Образ ведуньи, знахарки.
3. Образ мертвеца, привратницы, охраняющей переход из мира живого в мир мертвых.
4. Образ злого существа, совмещающего черты разных отрицательных персонажей.
5. Образ жрицы связан с ритуальными действами — обрядом инициации детей / героев (возвращение живым после встречи с Бабой Ягой, посаже- ние детей в печь, кража детей, людоедство и проч.).
6. Образ женщины (Праматерь, женское начало, триединство юности, молодости, старости).
7. Образ богини (одна из богинь славянского пантеона, связь с одноногими божествами, змеевидными и проч.).
8. Образ воительницы.
Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Исследователи выделяют следующие характерные признаки образа Бабы Яги:
— специфические портретные характеристики (например, клыки, наличие костяной ноги или одноногость и проч.);
— символы «пограничного» пространства (избушка на курьих ножках, наделённую зооморфными чертами, глубокий, «дремучий» лес как знак отшельничества, мост или река, камень / развилка и проч.);
— магическая атрибутика (ступа и пест как средства передвижения). Данная черта роднит Бабу Ягу с ведьмами: они всегда использовали средства домашнего обихода как в качестве личного транспорта — летали на лопатах, мётлах и пр.;
— специфика хронотопа (связь с потусторонним миром, переходность);
— функции в сюжете. (Традиционно Яга-дарительница появляется, когда главному герою нужна помощь, а Яга-похитительница — когда дети остаются одни. Появление Бабы Яги как антагониста связано с кульминационной частью сказки. Развязка обычно символизирует победу главных героев над Бабой Ягой);
— выполнение специфических функций — когнитивной, воспитательной, коммуникативной.
При анализе трансформации образа Бабы Яги в романе современного писателя В. Качана «Юность Бабы Яги» мы пришли к выводу, что при всей схожести портретных характеристик, функциональной значимости и проч, современной интерпретации образа Бабы Яги с фольклорным праобразом следует отметить, что в романе практически не упоминаются элементы традиционной атрибутики. Соотнося образ главной героини романа В. Качана Виолетты с традиционными чертами образа Бабы Яги можно сделать вывод, что героиня романа В. Качана представляет собой собирательный образ, основанных на сочетании разных типов образа Бабы Яги:
• Подчеркивается женское начало героини, преобладание женских чар и ее исключительная внешность, манипулирование мужчинами посредством облика прекрасной невинной девушки, что отсылает нас к трактовке Бабы Яги как триединству юности, молодости, старости. Хотя нам не показаны другие этапы становления образа Виолетты, но в романе встречается много отсылок к образу Бабы Яги в виде старухи (описание внешности постаревшей и подурневшей матери героини, старухи, собирающие бутылки в кафе Севастополя и проч.).
• Колдовская деятельность, а также черты образа Бабы Яги-злодейки подчеркиваются мотивами колдовского воздействия Виолетты на мужчин, ее интересом к магическому, а также мотивами смерти, смертельной опасности (например, стычка поэта Саши с хулиганом во время встречи с Виолеттой, упоминание самки богомола, съедающей самца и проч.).
• Функции Яги-дарительницы, реализующиеся в образе Виолетты, связаны с ее «сомнительными дарами» — освобождением персонажей от мешающих им, по мнению Виолетты, людей или явлений, но в первую очередь от нее самой. Также встреча с героиней кардинально меняет жизненный путь остальных персонажей (отчим разводится с ее матерью, поэт Саша пускается во все тяжкие и получает свой вечный источник вдохновения — трагическую любовь проч.).
• В романе можно выделить традиционные мотивы и образы, связанные с образом Бабы Яги. Например, мотив дороги, представленный в романе и как описание перемещения главной героини, так и описание ее жизненного пути и пути героев, встречающихся ей. Или мотив страха связан с устрашающим цинизмом, расчетливостью, жестокостью, манипулированием людьми, безразличием и всепожирающим безумным весельем, проявляющимися в Виолетте. Мотив колдовства проходит через весь роман.
Однако современная интерпретация образа в романе всё же отличается от традиционных представлений о Бабе Яге: созревание героини не гиперболизировано и уродливо, как в сказках, а наоборот, тяготеет к женственности. Развивающееся уродство связано не с физическим состоянием героини, а с духовным, и отражается в ее поступках. Кроме этого, несмотря на магический план романа, показаны подростковые проблемы девушки (ее отношения с отцом, матерью и отчимом, подругами, первая влюбленность и проч.). Также героиня помещена в контекст советской действительности и ее становление во многом зависит не только от ее характера и поступков, но и от испорченности окружающих ее людей и их отношения к действительности.
Являясь неотъемлемой частью репрезентации образа Бабы Яги в русской литературе, роман В. Качана «Юность Бабы Яги» демонстрирует неразрывную связь не только с традицией представления центрального образа в фольклоре и литературе, но и с интерпретацией ключевых образов и мотивов мировых художественных произведений.
Ведущую роль в изучении данного образа играют концепции В. Я. Проппа (реконструкция древнейших славянских верований на основе изучения составляющих фрагментов фольклорных текстов), В. В. Иванова и В. Н. Топорова (анализ на основе методов сравнительно-исторической и лингвистической реконструкции мифологических образов), Б. А. Успенского (обоснование двух путей реконструкции славянских языческих культов: проспективного, основанного на данных индоевропейской сравнительно-исторической мифологии и ретроспективного, основанного на фольклорных источниках), В. И. Ереминой (систематизация изучения архаических явлений семейных обрядах), А. С. Байбурина (разработка типологической концепции в изучении обрядовой системы восточных славян) и др. Существующие работы посвящены исследованию этимологии происхождения данного образа, интерпретации его сущности, описанию атрибутики, функциям в сказке и других жанрах и проч.
Опираясь на этимологию образа, связь с мифологией и верованиями, внешнюю атрибутику и описание персонажей, выполняемые функции и проч., исследователи сходятся во мнении, что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей, а также что подобный образ встречается не только в восточнославянском фольклоре. Наибольший вклад в понимание и изучения феномена Бабы Яги внёс В. Я. Пропп. Исследователь, изучив этнографический и мифологический материал, пришел к выводам, что данный образ имеет мифологическое происхождение и сходство со многими персонажами других народов и что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. Именно поэтому столь различны функции, которые Баба Яга выполняет в разных сюжетах.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный образ эклектичен и слагается из разных деталей — функций, сюжетных ролей, этимологии происхождения, атрибутики и проч.
Опираясь на обзор основных исследований по теме, а также на характеристику образа с учетом атрибутики и функциональной значимости, мы составили сводную классификацию образа Бабы Яги, в которую входят следующие типы:
1. Образ хозяйки зверей и леса, лесной ведьмы.
2. Образ ведуньи, знахарки.
3. Образ мертвеца, привратницы, охраняющей переход из мира живого в мир мертвых.
4. Образ злого существа, совмещающего черты разных отрицательных персонажей.
5. Образ жрицы связан с ритуальными действами — обрядом инициации детей / героев (возвращение живым после встречи с Бабой Ягой, посаже- ние детей в печь, кража детей, людоедство и проч.).
6. Образ женщины (Праматерь, женское начало, триединство юности, молодости, старости).
7. Образ богини (одна из богинь славянского пантеона, связь с одноногими божествами, змеевидными и проч.).
8. Образ воительницы.
Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Исследователи выделяют следующие характерные признаки образа Бабы Яги:
— специфические портретные характеристики (например, клыки, наличие костяной ноги или одноногость и проч.);
— символы «пограничного» пространства (избушка на курьих ножках, наделённую зооморфными чертами, глубокий, «дремучий» лес как знак отшельничества, мост или река, камень / развилка и проч.);
— магическая атрибутика (ступа и пест как средства передвижения). Данная черта роднит Бабу Ягу с ведьмами: они всегда использовали средства домашнего обихода как в качестве личного транспорта — летали на лопатах, мётлах и пр.;
— специфика хронотопа (связь с потусторонним миром, переходность);
— функции в сюжете. (Традиционно Яга-дарительница появляется, когда главному герою нужна помощь, а Яга-похитительница — когда дети остаются одни. Появление Бабы Яги как антагониста связано с кульминационной частью сказки. Развязка обычно символизирует победу главных героев над Бабой Ягой);
— выполнение специфических функций — когнитивной, воспитательной, коммуникативной.
При анализе трансформации образа Бабы Яги в романе современного писателя В. Качана «Юность Бабы Яги» мы пришли к выводу, что при всей схожести портретных характеристик, функциональной значимости и проч, современной интерпретации образа Бабы Яги с фольклорным праобразом следует отметить, что в романе практически не упоминаются элементы традиционной атрибутики. Соотнося образ главной героини романа В. Качана Виолетты с традиционными чертами образа Бабы Яги можно сделать вывод, что героиня романа В. Качана представляет собой собирательный образ, основанных на сочетании разных типов образа Бабы Яги:
• Подчеркивается женское начало героини, преобладание женских чар и ее исключительная внешность, манипулирование мужчинами посредством облика прекрасной невинной девушки, что отсылает нас к трактовке Бабы Яги как триединству юности, молодости, старости. Хотя нам не показаны другие этапы становления образа Виолетты, но в романе встречается много отсылок к образу Бабы Яги в виде старухи (описание внешности постаревшей и подурневшей матери героини, старухи, собирающие бутылки в кафе Севастополя и проч.).
• Колдовская деятельность, а также черты образа Бабы Яги-злодейки подчеркиваются мотивами колдовского воздействия Виолетты на мужчин, ее интересом к магическому, а также мотивами смерти, смертельной опасности (например, стычка поэта Саши с хулиганом во время встречи с Виолеттой, упоминание самки богомола, съедающей самца и проч.).
• Функции Яги-дарительницы, реализующиеся в образе Виолетты, связаны с ее «сомнительными дарами» — освобождением персонажей от мешающих им, по мнению Виолетты, людей или явлений, но в первую очередь от нее самой. Также встреча с героиней кардинально меняет жизненный путь остальных персонажей (отчим разводится с ее матерью, поэт Саша пускается во все тяжкие и получает свой вечный источник вдохновения — трагическую любовь проч.).
• В романе можно выделить традиционные мотивы и образы, связанные с образом Бабы Яги. Например, мотив дороги, представленный в романе и как описание перемещения главной героини, так и описание ее жизненного пути и пути героев, встречающихся ей. Или мотив страха связан с устрашающим цинизмом, расчетливостью, жестокостью, манипулированием людьми, безразличием и всепожирающим безумным весельем, проявляющимися в Виолетте. Мотив колдовства проходит через весь роман.
Однако современная интерпретация образа в романе всё же отличается от традиционных представлений о Бабе Яге: созревание героини не гиперболизировано и уродливо, как в сказках, а наоборот, тяготеет к женственности. Развивающееся уродство связано не с физическим состоянием героини, а с духовным, и отражается в ее поступках. Кроме этого, несмотря на магический план романа, показаны подростковые проблемы девушки (ее отношения с отцом, матерью и отчимом, подругами, первая влюбленность и проч.). Также героиня помещена в контекст советской действительности и ее становление во многом зависит не только от ее характера и поступков, но и от испорченности окружающих ее людей и их отношения к действительности.
Являясь неотъемлемой частью репрезентации образа Бабы Яги в русской литературе, роман В. Качана «Юность Бабы Яги» демонстрирует неразрывную связь не только с традицией представления центрального образа в фольклоре и литературе, но и с интерпретацией ключевых образов и мотивов мировых художественных произведений.





