🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ (РОМАН В. КАЧАНА «ЮНОСТЬ БАБЫ ЯГИ»)

Работа №198043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4440 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ЕЕ Обзор исследований, посвященных образу Бабы Яги 9
1.2. Классификации образа Бабы Яги 14
1.3. Развитие образа в современной литературе 22
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА БАБЫ ЯГИ В РОМАНЕ В. КАЧАНА
«ЮНОСТЬ БАБЫ ЯГИ» 24
2.1. Специфика интерпретации образа Бабы Яги в романе 25
2.2. Мотивы, связанные с образом Бабы Яги 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Художественная литература имеет неразрывную связь с устным народным творчеством, черпая из него многие фольклорные элементы поэтики. Обращение к архетипическим фольклорным образам и мотивам стало неотъемлемой чертой как классической, так и современной литературы.
Одним из таких ключевых мифологических «кочующих» образов является образ Бабы Яги. Этот образ стал символом и знаком современной культуры в разных ее ипостасях. Он получил отражение в разных видах искусства, опираясь на разные мифологические представления. По словам Д. Угрешич, «Баба Яга — это единый орально-текстуальный patchwork (мозаика, лоскутное одеяло (англ.), составленный из различных фольклорных и мифоритуальных традиций (шаманизма, тотемизма, анимизма, матриархата), так что ее статус, функция и полномочия меняются от сказки к сказке, от одной фольклорной зоны к другой, от рассказчика к рассказчице» [22].
Баба Яга — один из самых многогранных и архаичных образов русского фольклора. Как один из неоднозначных и загадочных персонажей, Баба Яга представляет большой интерес для исследования с точки зрения исторического, культурного, этнографического, литературоведческого, лингвистического и др. направлений. Существует значительное количество работ, посвященных исследованию поэтики данного образа, как в литературе, так и других видах искусства. Несмотря на достаточную степень изученности морфологии образа Бабы Яги и репрезентации его в фольклоре и литературе, каждая индивидуально-авторская интерпретация и трансформация вносит свой вклад в развитие данного образа.
Современный русский писатель В. А. Качан (родился в 1947 году) известен произведениями «Роковая Маруся» (1999), «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка» (2000), «Юность Бабы Яги» (2007), «Арт-пасьянс» (2011) и др. В романе «Юность Бабы Яги» автор продолжает традицию изображения образа Бабы Яги в литературе. В настоящее время не существует работ, посвященных анализу творчества В. Качана.
Актуальность исследования обусловлена малоизученностью творчества В. Качана и дополнением исследования фольклорных образов в русской литературе. Новизна состоит в том, в ВКР впервые предпринята попытка литературоведческого анализа романа В. Качана «Юность Бабы Яги» в аспекте функционирования и трансформации ключевого образа.
Объект исследования — образ Бабы Яги в романе В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Предмет исследования — трансформация и поэтика образа Бабы Яги в романе В. А. Качана.
Цель работы — исследование поэтики образа Бабы Яги в современной прозе на материале романа В. А. Качана «Юность Бабы Яги».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные исследования, посвященные фольклорным образам (и образу Бабы Яги), репрезентации образа в фольклоре и русской литературе.
2. Изучить научные работы, посвященные творчеству современного писателя В. А. Качана.
3. Исследовать своеобразие репрезентации фольклорного образа Бабы Яги в русском фольклоре — в текстах русских народных сказок (сборник
А. И. Афанасьева).
4. Исследовать поэтику образа в романе В. Качана «Юность Бабы Яги».
Теоретической базой исследования стали работы А. И. Веселовского [7, 8], Б. А. Рыбакова [30], В. Я. Проппа [27, 28], К. Д. Лаушкина [20]
Э. В. Померанцева [24], Е. М. Мелетинского [23], Ф. И. Буслаева [6], Е. А. Грушко [12], В. П. Аникина [2], А. А. Баркова [5], Е. Ю. Власенко [9], Ю. А. Шилова [36], Н. С. Шапаровой [35], С. А. Кошарной [19], В. К. Соколовой [32], А. Н. Малаховской [21], С. Т. Махлиной [22] и др.
В работе были использованы описательный и сравнительный методы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографического списка и двух Приложений.
Во Введении формулируется цель и задачи исследования, определяются актуальность и новизна исследования. В первой Главе представлен теоретический аспект темы ВКР, произведен обзор работ, посвященных поэтике фольклорного образа Бабы Яги, его происхождению, выявлены функции и атрибутика образа в сказках и представлены классификации, предложенные исследователями. Вторая Глава дипломной работы посвящена анализу романа В. Качана в аспекте функционирования и репрезентации образа Бабы Яги. В Заключении приведены основные выводы выпускной квалификационной работы. В Приложении 1 приведена этимология слова «Баба Яга». В Приложении 2 представлены биографические сведения о В. А. Качане. Список использованной литературы включает 38 наименований.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов «История русской литературы», «Устное народное творчество».
Апробация результатов работы.
Работа апробирована в рамках XIII международной научнопрактической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2018).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обзор исследований показал, что образ Бабы Яги является одним из древнейших фольклорных образов. Однако среди существующих исследований подавляющее большинство посвящено анализу данного образа с точки зрения фольклористики, культурологи и т. д. Работ, посвященных интерпретации этого образа в современной литературе, мало.
Ведущую роль в изучении данного образа играют концепции В. Я. Проппа (реконструкция древнейших славянских верований на основе изучения составляющих фрагментов фольклорных текстов), В. В. Иванова и В. Н. Топорова (анализ на основе методов сравнительно-исторической и лингвистической реконструкции мифологических образов), Б. А. Успенского (обоснование двух путей реконструкции славянских языческих культов: проспективного, основанного на данных индоевропейской сравнительно-исторической мифологии и ретроспективного, основанного на фольклорных источниках), В. И. Ереминой (систематизация изучения архаических явлений семейных обрядах), А. С. Байбурина (разработка типологической концепции в изучении обрядовой системы восточных славян) и др. Существующие работы посвящены исследованию этимологии происхождения данного образа, интерпретации его сущности, описанию атрибутики, функциям в сказке и других жанрах и проч.
Опираясь на этимологию образа, связь с мифологией и верованиями, внешнюю атрибутику и описание персонажей, выполняемые функции и проч., исследователи сходятся во мнении, что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей, а также что подобный образ встречается не только в восточнославянском фольклоре. Наибольший вклад в понимание и изучения феномена Бабы Яги внёс В. Я. Пропп. Исследователь, изучив этнографический и мифологический материал, пришел к выводам, что данный образ имеет мифологическое происхождение и сходство со многими персонажами других народов и что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. Именно поэтому столь различны функции, которые Баба Яга выполняет в разных сюжетах.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный образ эклектичен и слагается из разных деталей — функций, сюжетных ролей, этимологии происхождения, атрибутики и проч.
Опираясь на обзор основных исследований по теме, а также на характеристику образа с учетом атрибутики и функциональной значимости, мы составили сводную классификацию образа Бабы Яги, в которую входят следующие типы:
1. Образ хозяйки зверей и леса, лесной ведьмы.
2. Образ ведуньи, знахарки.
3. Образ мертвеца, привратницы, охраняющей переход из мира живого в мир мертвых.
4. Образ злого существа, совмещающего черты разных отрицательных персонажей.
5. Образ жрицы связан с ритуальными действами — обрядом инициации детей / героев (возвращение живым после встречи с Бабой Ягой, посаже- ние детей в печь, кража детей, людоедство и проч.).
6. Образ женщины (Праматерь, женское начало, триединство юности, молодости, старости).
7. Образ богини (одна из богинь славянского пантеона, связь с одноногими божествами, змеевидными и проч.).
8. Образ воительницы.
Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Исследователи выделяют следующие характерные признаки образа Бабы Яги:
— специфические портретные характеристики (например, клыки, наличие костяной ноги или одноногость и проч.);
— символы «пограничного» пространства (избушка на курьих ножках, наделённую зооморфными чертами, глубокий, «дремучий» лес как знак отшельничества, мост или река, камень / развилка и проч.);
— магическая атрибутика (ступа и пест как средства передвижения). Данная черта роднит Бабу Ягу с ведьмами: они всегда использовали средства домашнего обихода как в качестве личного транспорта — летали на лопатах, мётлах и пр.;
— специфика хронотопа (связь с потусторонним миром, переходность);
— функции в сюжете. (Традиционно Яга-дарительница появляется, когда главному герою нужна помощь, а Яга-похитительница — когда дети остаются одни. Появление Бабы Яги как антагониста связано с кульминационной частью сказки. Развязка обычно символизирует победу главных героев над Бабой Ягой);
— выполнение специфических функций — когнитивной, воспитательной, коммуникативной.
При анализе трансформации образа Бабы Яги в романе современного писателя В. Качана «Юность Бабы Яги» мы пришли к выводу, что при всей схожести портретных характеристик, функциональной значимости и проч, современной интерпретации образа Бабы Яги с фольклорным праобразом следует отметить, что в романе практически не упоминаются элементы традиционной атрибутики. Соотнося образ главной героини романа В. Качана Виолетты с традиционными чертами образа Бабы Яги можно сделать вывод, что героиня романа В. Качана представляет собой собирательный образ, основанных на сочетании разных типов образа Бабы Яги:
• Подчеркивается женское начало героини, преобладание женских чар и ее исключительная внешность, манипулирование мужчинами посредством облика прекрасной невинной девушки, что отсылает нас к трактовке Бабы Яги как триединству юности, молодости, старости. Хотя нам не показаны другие этапы становления образа Виолетты, но в романе встречается много отсылок к образу Бабы Яги в виде старухи (описание внешности постаревшей и подурневшей матери героини, старухи, собирающие бутылки в кафе Севастополя и проч.).
• Колдовская деятельность, а также черты образа Бабы Яги-злодейки подчеркиваются мотивами колдовского воздействия Виолетты на мужчин, ее интересом к магическому, а также мотивами смерти, смертельной опасности (например, стычка поэта Саши с хулиганом во время встречи с Виолеттой, упоминание самки богомола, съедающей самца и проч.).
• Функции Яги-дарительницы, реализующиеся в образе Виолетты, связаны с ее «сомнительными дарами» — освобождением персонажей от мешающих им, по мнению Виолетты, людей или явлений, но в первую очередь от нее самой. Также встреча с героиней кардинально меняет жизненный путь остальных персонажей (отчим разводится с ее матерью, поэт Саша пускается во все тяжкие и получает свой вечный источник вдохновения — трагическую любовь проч.).
• В романе можно выделить традиционные мотивы и образы, связанные с образом Бабы Яги. Например, мотив дороги, представленный в романе и как описание перемещения главной героини, так и описание ее жизненного пути и пути героев, встречающихся ей. Или мотив страха связан с устрашающим цинизмом, расчетливостью, жестокостью, манипулированием людьми, безразличием и всепожирающим безумным весельем, проявляющимися в Виолетте. Мотив колдовства проходит через весь роман.
Однако современная интерпретация образа в романе всё же отличается от традиционных представлений о Бабе Яге: созревание героини не гиперболизировано и уродливо, как в сказках, а наоборот, тяготеет к женственности. Развивающееся уродство связано не с физическим состоянием героини, а с духовным, и отражается в ее поступках. Кроме этого, несмотря на магический план романа, показаны подростковые проблемы девушки (ее отношения с отцом, матерью и отчимом, подругами, первая влюбленность и проч.). Также героиня помещена в контекст советской действительности и ее становление во многом зависит не только от ее характера и поступков, но и от испорченности окружающих ее людей и их отношения к действительности.
Являясь неотъемлемой частью репрезентации образа Бабы Яги в русской литературе, роман В. Качана «Юность Бабы Яги» демонстрирует неразрывную связь не только с традицией представления центрального образа в фольклоре и литературе, но и с интерпретацией ключевых образов и мотивов мировых художественных произведений.



1. Андреев, А. А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга // А. А. Андреев // Мифы и магия индоевропейцев. — Вып. 3. — М., 1996.
2. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. — М. : Просвещение, 1977. —208 с.
3. Афанасьев, А. Н. Народные сказки : в 3 т. / А. Н. Афанасьев. — М., 1984.
4. Афанасьев, А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу :в 3 т / А. Н. Афанасьев. — М., 2002. — Т. 1. — С. 136—142.
5. Баркова, А. А. Славянская мифология и эпос / А. А. Баркова. — http://paranormal-news.rii/news/izbiishka_na_kiirikh_nozhkakhjazycheskij_domik_ mertvykh/2013-05-29-6975 (дата обращения 27.05.2018).
6. Буслаев, Ф. И. Славянские сказки / Ф. И. Буслаев // Исторические очерки русской словесности и искусства. Т. 1. — СПб., 1861. — С. 308—354.
7. Веселовский, А. Н. Собрание сочинений / А. Н. Веселовский. — Т. 16. Статьи о сказке. — 1868—1890. — М. ; Л., 1938. — 368 с.
8. Веселовский, Н. И. Мнимые каменные бабы // Н. И. Веселовский Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. — Вып. XVII. — СПб., 1906.
9. Власенко, Е. Ю. Функции архетипов и архетипических образов в
произведениях П. В. Засодимского : дис канд. филол. наук / Е. Ю. Вла
сенко. — Ульяновск, 2005. — 163 с.
10. Гимбутас, М. Цивилизация Великой Богини / М. Гимбутас. — М., 2006.
11. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. — http://ilibrary.rU/text/5/p.l/index.html (дата обращения — 27. 06. 2018).
12. Грушко, Е. А. Энциклопедия славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. — М., 1996. — 206 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М., 1980.
14. Ефимкина, Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках : монография / Р. П. Ефимкина. — СПб., 2006. — 263 с.
15. Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. — М., 1880. — 629 с.
..38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ