АННОТАЦИЯВВЕДЕНИЕ 5
СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
1.1 Основные подходы к интерпретации понятия «мягкая сила» в теории
международных отношений 12
1.2 Российские теоретические подходы к изучению концепции «мягкой силы» 22
2 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЕЙ КОНЦЕПЦИИ
«МЯГКОЙ СИЛЫ» НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
2.1 Идеологические основания концепции «Русского мира» 28
2.2 Идеологические основания «Евразийского проекта» 35
3 ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В
РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
3.1 Институциональный подход к реализации концепции «мягкой силы» во
внешней политике РФ 44
3.2 Информационные каналы как основные механизмы реализации «мягкой
силы» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Эпоха глобализации качественно изменила систему международных отношений за счет международного разделения труда, высокой степени культурной интеграции, роста влияния международных политических и экономических организаций, таких как ООН, МВФ, НАТО, ВТО, Мировой Банк, Европейский Союз, БРИКС, ШОС. Роль и влияние отдельных стран на мировой арене по-прежнему значительны, но все больший вес обретают коалиции и союзы, объединения и организации, создаваемые для решения конкретных вопросов и задач. В связи с этим, акторы мировой политики столкнулись с новыми проблемами и задачами, для решения которых требуются методы и подходы, отличные от традиционных и силовых.
Однако государства по-прежнему используют традиционные инструменты власти и принуждения: применение оружия, открытые конфликты, явное противоборство между странами, несмотря на то, что такие действия становятся все более опасными и разрушительными для всего мирового сообщества. И в этих условиях возникает острая необходимость в новых инструментах влияния и создании новых моделей глобального взаимодействия, основной целью которых является мирное сосуществование и достижение целей без использования агрессии и конфликтов.
Ответом на эти потребности мировой политики стала концепция «мягкой силы», предложенная Дж. Наем. Данная концепция отразила происходящие в мировом сообществе перемены и предложила широкий набор методов для выстраивания отношений иного качества, чем отношений, основанных на грубой силе и подавлении.
Для России в современных условиях обострившихся международных отношений и наступления, по мнению ряда ученых, второй «Холодной войны», концепция «мягкой силы» и ее использование может стать альтернативным способом взаимодействия с другими странами, в первую очередь с США и Европой. Это обусловливается необходимостью выстраивать конструктивные отношения с мировым сообществом и при этом отстаивать собственные интересы и позиции без использования военной силы.
Высшее руководство страны уже достаточно давно признало необходимость модернизации инструментов взаимодействия во внешней политике. Первым шагом в этом направлении стало создание в 2008 г. Россотрудничества - Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Данное агентство было создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 и управляется Министерством иностранных дел РФ. 12 февраля 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена обновленная концепция внешней политики Российской Федерации, в которой было дано следующее определение «мягкой силы» - «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [1, с. 7]. То есть, концепция «мягкой силы» получила правовое и институциональное закрепление для последующей реализации во внешней политики России.
За прошедший с 2008 по 2016 гг. период, о российской модели «мягкой силы» стали говорить как об имеющей свои особенности и черты. Зарубежные политики и эксперты начали обсуждать ее характерные способы реализации и отличительные признаки. В отечественной науке по-разному оценивают российскую модель «мягкой силы»: часть ученых, таких как, Казанцев А.А., Меркшуев В.Н., критически воспринимают данное явление, считая, что потенциал российской «мягкой силы» практически полностью растрачен, а другая часть, например, Капицын В.М., Сухарев А.И., Филимонов Г.Ю отмечает наличие явного прогресса в наращивании российским руководством «мягкой силы». И на наш взгляд крайне важно предпринять попытку анализа сильных и слабых сторон российской модели реализации «мягкой силы».
Тема силы и влияния всегда являлась одной из самых актуальных в теории международных отношений. В своих работах к ней обращались представители всех теоретических школ: реализма, либеральной традиции, геополитики, структурализма. О природе силы международных акторов писали: Г. Киссинджер, Р. Клайн, Дж. Миршаймер, Г. Моргентау, К. Норр, К. Уолтц, У. Фулбрайт и др.
Нюансы феномена «силы», который может выражаться также в форме власти, влияния, мощи, получили теоретическое развитие в работах Р. Арона, Дж. Харта, А. Уолферса. Значительный вклад в осмысление трансформаций, произошедших с феноменом «силы» в международных отношениях, с наступлением эпохи глобализации внесли исследования Д. Болдуина, Р. Кохейна и Дж. Ная, С. Стрендж.
Среди российских теоретиков, изучавших феномен силы в международных отношениях, особо следует выделить труды А.В. Долинского, А.П. Кубышкина, О.Ф. Русаковой, П.А. Цыганкова, Н.А. Цветковой, которые изучали различные теоретические и практические аспекты реализации «мягкой силы», разрабатывали модели ее реализации, исследовали дискурсивные аспекты «мягкой силы».
Объектом нашего исследования является внешняя политика Российской Федерации в условиях глобализации на современном этапе развития международных отношений с 2008 по 2015 гг.
Предметом - способы реализации «мягкой силы» в международной политике Российской Федерации с 2008 по 2015 гг.
Цель исследования - проанализировать особенности реализации концепции «мягкой силы» в российской внешней политике и оценить степень ее институализированности.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи исследования:
существующие в теории международных отношений;
2. Выявить специфику интерпретации концепции «мягкой силы» в российском научном сообществе и официальном внешнеполитическом курсе России;
3. Исследовать идеологические основания концепции «Русского мира», выделить ее основные положения и характерные черты;
4. Проанализировать концепцию «Евразийства» с точки зрения выявления ее основных постулатов и идеологических особенностей;
5. Изучить институциональные особенности реализации «мягкой силы» в РФ;
6. Выявить и изучить специфику использования основных информационных каналов, применяемых в российской внешней политике для реализации «мягкой силы».
Временные рамки исследования охватывают период с 2008 г., когда по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева, было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) по 2015 г., когда произошла смена главы этого ведомства.
При подготовке исследования использовались данные международных и отечественных рейтингов «мягкой силы», а также статистические и аналитические материалы The Pew Research, World Bank, UNESCO и др.
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы и подходы: системный и институциональный. Институциональный и системный методы позволили проанализировать систему институтов, реализующих политику «мягкой силы» Российской Федерацией на международной арене и выявить их историческую преемственность.
Также в работе использовались общенаучные принципы универсализма, комплексности, системности, связи, развития, а также фундаментальные положения политической науки о международных отношениях, глобальном и региональном развитии.
В качестве основных источников исследования использовались официальные внешнеполитические документы Российской Федерации: Стратегия
национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года, Концепция внешней политики РФ от 12 февраля 2013 года, Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию от 20 апреля 2014 года, а также документы Министерства иностранных дел и Россотрудничества, такие как: План деятельности МИД на период до 2018 года от 12 июля 2013 года, План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014 - 2016 годы от 9 октября 2014 года, отчеты о деятельности Россотрудничества и фонда «Русский мир» и другие.
Анализ концептуализации «мягкой силы» в российском публичном политическом пространстве, а также изучение практического применения данного внешнеполитического инструмента проводился на основе официальных заявлений, выступлений и комментариев первых лиц российского правительства, представителей органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию внешней политики, руководителей НКО и официальных церковных лиц.
Также в качестве источников автором использовались социальные медиа (интерактивные интернет-сайты ведомств и информационных агентств, глобальные социальные сети; к примеру, МИД активно ведет работы в Twitter, Facebook, все подразделения имеют свои каналы, само ведомство большое внимание уделяет наполненности сайта и ведению своих каналов), которые в последнее время активно используются российскими властями для разъяснения своей внешнеполитической позиции, влияния на зарубежное общественное мнение и дипломатической борьбы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, в каждом из которых по два параграфа, заключения и библиографического списка.
Понятие «сила» уже длительное время рассматривается теоретиками в сфере международных отношений. В связи с этим оно имеет довольно разнообразные трактовки: для реалистов силу представляют военные ресурсы, для геополитиков важную роль играют географические и экономические факторы, для либералов показателем силы будет служить честная система международных отношений. Благодаря эпохе глобализации, категория «силы» получила абсолютно новое толкование. С ростом взаимозависимости стран и появлению современных технологий, уже невозможно использовать военную силу как главный способ влияния и достижения реализации своих интересов. Именно в этот момент Дж. Наем была сформулирована концепция «мягкой силы», давшая ответ на вопросы, возникшие в ходе трансформации международных отношений. По мнению многих исследователей, идеи Ная нельзя назвать революционно новыми. Подобные мысли уже звучали у мыслителей Древнего Китая и Греции, философов Средневековья и Нового времени. Благодаря идеям Ная в научных кругах идее несилового влияния на международной арене было уделено большое внимание. В определении Дж. Ная «мягкая сила» представляет собой «способность влиять на других при помощи приобщающих инструментов, определяющих международную повестку дня, а также при помощи убеждения и позитивной привлекательности, с целью достижения желаемых результатов» [101]. В качестве ресурсов «мягкой силы» автор выделяет культуру, политические ценности и внешнюю политику. В основе «мягкой силы» должен лежать нарратив, т.е. ее идеи и ценности. В условиях борьбы между нарративами разных стран, победу сможет обеспечить наличие нарратива, согласно которому государство будет строить свою деятельность во внешней политике.
Большое количество критики концепция получила за свою размытость и эфемерность. В ней отсутствуют четкие шаги для достижения цели, а также не понятно с помощью каких инструментов должна быть реализована «мягкая сила». Концепция Дж. Ная стала отправной точкой для многих новых теорий, раскрывающих тему силы в сфере международных отношений. Примерами этого служит концепция «спектральной силы» (М. Коуналакис и А. Симоний), «космополитичной силы» (Дж. Галларотии), «вербальной схватки» (Дж. Матеррн), стратегического нарратива (Л. Росель). Российским исследователем П. Паршиным было дано новое определение «мягкой силы» - это «притягательная сила различных ценностей, устойчиво ассоциируемых с некоторой страной. К их числу относятся культурные ценности данной страны, организация и уровень жизни в ней, качество образования и т.д.» [34]. В целом концепцию «мягкой силы» нельзя назвать самой популярной или необходимой в рамках международного академического сообщества. Однако, она дала импульс для развития новых идей и выработки инструментов внешней политики в условиях глобализации.
Правительство Российской Федерации создало определенные институты, с целью координировать применение инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической жизни страны. Самым основным в данном списке является Россотрудничество (Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Оно было создано по указу президента РФ от 6 сентября 2008 года на основе Росзарубежцентра. На сегодняшний день агентство поддерживает и распространяет русский язык в мире, продвигает российскую науку, культуру и образование за границей, работает с соотечественниками, реализовывает мероприятия по содействию международному развитию и народной дипломатии. Агентство охватывает 80 стран. Наибольшее количество центров расположены в Европе и Азии, затем в Южной и Северной Америке, на третьем месте - в СНГ, и в Африке. В странах Прибалтики Россотрудничество не представлено, в связи с отсутствием разрешения от этих стран. К концу 2018 года планируется создать еще 45 РЦНК.
На посту руководителя Россотрудничества находилось 3 руководителя: Фарит Мухаметшин (2008-2012), Константин Косачев (2012-2015), Любовь Глебова (2015 - по настоящее время). Из всех руководителей стоит отметить Константина Косачева, чья деятельность была самой продуктивной и запоминающейся. В течение трех лет его руководства Агентство сформулировало принципы российской «мягкой силы», которые нашли отражение в Концепции содействия международному развитию, Плане мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарному сотрудничеству на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014-2016 годы. Как глава Россотрудничества Косачев был очень активен в написании статей на тему «мягкой силы», ведении блога на сайте Россотрудничества, а также в даче интервью и комментариев о «мягкой силе» в России. Косачев является кандидатом юридических наук и дипломатом с большим опытом, что обеспечило основательность его рассуждений о «мягкой силе».
В качестве неофициальных проводников «мягкой силы» России были созданы НКО. Среди них фонд «Русский мир», движение «Мир без нацизма», Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонд сотрудничества с русскоязычной прессой. Данные НКО занимаются распространением и популяризацией русского языка и культуры, помощью соотечественникам за рубежом, помощью в распространении объективной информации о России, а также содействием в экспорте российских образовательных услуг.
Для увеличения российского присутствия в глобальном информационном пространстве в 2005 году был открыт международный новостной телеканал Russia Today, возобновлена международная трансляция агентства «Россия сегодня», создан новый мультимедийный информационный канал «Спутник». Проводится работа над выпусками приложений к известным международным газетам: Washington Post (США), Daily Telegraph (Великобритания), Жэньминь
жибао (Китай). В качестве инструментов «мягкой силы», используемых Россией через специальные институты в настоящее время можно выделить распространение русского языка и культуры за рубежом; увеличение популярности на российские образовательные услуги для иностранных студентов; открытие обменных программ; сотрудничество с российскими соотечественниками в зарубежных странах; популяризация информационных каналов, распространяющих для международной аудитории российское видение мировых событий; увеличение информационного присутствия России в мировых социальных сетях.
По мнению Дж. Ная, теперь на смену военным действиям придет идеологическая борьба. Для эффективного использования «мягкой силы» государствам необходимо выработать достаточно привлекательную политическую идеологию, включающую в себя совокупность идей и представлений о разных событиях, которые актор считает самыми верными и правдивыми, транслирует их во внешний мир. Российское руководство за последние несколько лет сделали больной акцент на утверждение позиций «мягкой силы» в своей внешней политике. Россия предпринимала попытки по созданию собственного политического послания и идеологии для дополнения своей модели «мягкой силы». В противовес Европе, в основе российской идеологии были заложены традиционные консервативные ценности, с отведением главенствующей роли государству и религии. Артикуляцией российской идеологии явилась Валдайская речь Владимира Путина, произнесенная в октябре 2013 года. Владимир Владимирович заявляет, об уходе европейский стран от своих корней, «в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации», а также в этих странах «проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану», «люди стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности» [55]. Все вышеперечисленное, по мнению, Путина является угрозой для идентичности России, которой теперь предстоит бороться с Западом в идеологическом противостоянии.
Россия транслирует свою «мягкую силу» на региональном и глобальном уровне. Евразийский Экономический союз является региональной проекцией российской «мягкой силы», а концепция «Русского мира» - глобальной. На данный момент экономическое сотрудничество стран Евразии проходит на высоком уровне, видна заинтересованность стран в укреплении отношений. Доказательством этому служит успех ОДКБ и создание Евразийского Экономического союза. Однако, ориентируясь на опыт Европейского союза, становится очевидным, что эффективное сотрудничество возможно лишь при наличии единой парадигмы, представляющей собой совокупность общих для стран данного региона ценностей и идей. В вопросе о том, какие именно идеи должны лежать в основе евразийской парадигмы, Путин противопоставляет Евразию Западу, говоря о необходимости сохранения своих корней и защите традиционных семейных ценностей. Общим для всех евразийских стран является категорическое непринятие однополых отношений, не говоря уже о браках: законодательством России предусмотрены меры по запрету пропаганды нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних, Туркменистан по этому вопросу сохранил советскую статью в Уголовном кодексе за «мужеложство», Казахстан и Киргизия разрабатывают проекты законов подобных Российской Федерации. В странах Евразии распространены консервативные ценности, подразумевающие наличие национального лидера во главе сильного государства. Примерами этого являются В. Путин, А. Лукашенко, Н. Назарбаев, Э. Рахмон, А. Акаев, И. Каирмов, С. Ниязов. Важное место отводится также и религии, 80% стран Евразии являются мусульманскими и лишь в России, Белоруссии и Армении превалирует православие.
В отличие от Евразийского Экономического союза, география концепции «Русского мира» гораздо шире, она направлена, в первую очередь, на зарубежные страны. Идея «Русского мира» имеет длительную историю, начавшуюся с послания великого князя Изяслава Ярославовича «Херсон и Русский мир» в XI веке. Если изначально концепция включала в себя только русский народ, являющийся носителем традиционной русской культуры, то за годы изменений, «Русский мир» приобрел глобальный масштаб. Теперь же все, идентифицирующие себя с русской культурой и языком, кому важна судьба России, вне зависимости от национальности могут быть отнесены к «Русскому миру». В основе «мягкой силы» России заложена консервативная идеология. С одной стороны, роль России как защитника традиционных ценностей может укрепить ее статус на международной арене, добавляя к образу сильного государства. С другой, такое позиционирование страны определенно не позволит охватить достаточно широкие круги населения, если мы говорим о либеральных странах, в большинстве которых узаконены однополые браки и идея защиты традиционной семьи уже не является столь актуальной. Таким образом, России удастся охватить определенную аудиторию своей «мягкой силой», однако на глобальный масштаб претендовать не стоит. Также для успешной реализации «мягкой силы» за рубежом и увеличения привлекательности страны на международном уровне, необходимо сделать акцент на привлекательность страны изнутри. Для этого стоит уделить пристальное внимание улучшению качества жизни своих граждан, а также развитию производства, что автоматически обеспечит привлекательный образ за пределами страны. Руководству страны следует прилагать усилия не на создание привлекательного образа для трансляции его западной аудитории, а на создание по-настоящему привлекательного государства
1 Астахов, Е.М. Россия и «Русский мир» / Е.М. Астахов, Е.В. Астахова // Журнал Вестник МГИМО Университета. - 2011. - Вып. 1. - № 5 (14). - С. 15-18.
2 Барышников, Д.Н. Параметры публичной дипломатии: проблемы теории и практики / Д.Н. Барышников // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011. - С. 101-106.
3 Барышников, Д.Н. Эффективность дипломатии / Д.Н. Барышников, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко. - СПб.: ВВМ, 2009. - 469 с.
4 Баталов, Э.Я. Русская идея и Американская мечта / Э.Я. Баталов. - Москва: Институт США и Канады РАН, 2001. - 103 с.
5 Батанова, О.Н. Русский мир и проблемы его формирования: дис.... канд. полит. Наук / О.Н. Батанова. - Москва, 2009. - 215 с.
6 Белова, М.В. Гибкая власть как инструмент формирования позитивного имиджа / М.В. Белова // Социология. - 2008. - № 2. - С. 22-38.
7 Бжезинский, 3б. Великая шахматная доска. Господство Америки и геостратегические императивы / Зб. Бжезинский. - Москва: Международные отношения, 1998. - 410 с.
8 Бжезинский, Зб. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство / Зб. Бжезинский. - Москва: Международные отношения, 2004. - 325 с.
9 Бжезинский, Зб. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / Зб. Бжезинский. - Москва: Международные отношения, 2010. - 210 с.
10 Богатуров, А.Д. Глобализация как «синдром поглощения» в международной политике / А.Д. Богатуров, Н.А. Косолапов, М.А. Хрусталев // Очерки теории и политического анализа международных отношений. - Москва: Высшая школа, 2002. - С. 56-62.
11 Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен / Н.М. Боголюбова. - СПб: СПбКО, 2009. - 268 с.
12 Бочаров, А.В. Потенциал soft power в политическом концепте «Русский мир»: предпосылки и перспективы исследований / А.В. Бочаров // Дискурс-Пи. -
2014. - Выпуск № 2-3. - Том 11. - С. 85-91.
13 Братерский, М.В. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии США / М.В. Братерский, А.С. Скриба // Вестник международных организаций. - 2014. - Выпуск № 2. - Том 9. - С. 130-144.
14 Василенко, И.А. Евразийская идея как фактор формирования имиджа современной России / И.А. Василенко // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование. - 2015. - Выпуск № 6 (44). - С. 84-90.
15 Владимирова, А.В. Лучшие практики и инструменты «мягкой силы». Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «мягкой силы» / А.В. Владимирова, В.М. Королев, А.А. Трунина // Вестник международных организаций. - 2014. - Выпуск №2. - С. 209-228.
..107