Методические особенности подготовки учащихся 5-6 классов школы к выполнению нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 10
1.1 Понятие выносливости и ее воспитание в физическом воспитании
ШКОЛЬНИКОВ |0
1.2 Морфофункциональные особенности организма школьников и
воздействие нагрузок на выносливость
1.3 Методические основы развития выносливости у школьников
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 30
2.3 Обоснование средств и методов развития выносливости на уроках
физической культуры 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К
ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЯВЛЕНИЕМ
ВЫНОСЛИВОСТИ 35
3.1 Характеристика уровня физической подготовленности школьников 11 -
13 лет 35
3.2 Готовность школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости
3.3 Динамика физической подготовленности учащихся V-VI классов за
время эксперимента
3.4 Изменение результатов в контрольных упражнениях на выносливость у
учащихся V-VI классов в процессе педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 10
1.1 Понятие выносливости и ее воспитание в физическом воспитании
ШКОЛЬНИКОВ |0
1.2 Морфофункциональные особенности организма школьников и
воздействие нагрузок на выносливость
1.3 Методические основы развития выносливости у школьников
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 30
2.3 Обоснование средств и методов развития выносливости на уроках
физической культуры 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К
ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЯВЛЕНИЕМ
ВЫНОСЛИВОСТИ 35
3.1 Характеристика уровня физической подготовленности школьников 11 -
13 лет 35
3.2 Готовность школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости
3.3 Динамика физической подготовленности учащихся V-VI классов за
время эксперимента
3.4 Изменение результатов в контрольных упражнениях на выносливость у
учащихся V-VI классов в процессе педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Актуальность. Гармоничное развитие человеческой личности, ощущение полноты своего существования, творческая деятельность всегда требуют более или менее выраженного напряжения, которое невозможно без должного физического развития, высокого уровня физической подготовленности. Грамотно организованное физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни [31].
Школьный возраст является особо важным периодом жизни подрастающего поколения. Цель физического воспитания в школе - содействие гармоничному развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся. Достижение цели физического воспитания невозможно без решения одной из важнейших задач - воспитания физических качеств [13]. По признанию многочисленных специалистов, одним из важнейших физических качеств человека является выносливость, проявляющаяся и в повседневной жизни людей, и в профессиональной, и в спортивной деятельности [31, 48].
Выносливость отражает общий уровень работоспособности человека, это способность человека без вреда для здоровья выдерживать разного рода нагрузки, переносить напряжение, повышать устойчивость к утомлению, и самое важное, что эта способность поддается тренировке [6].
В последнее время выполнено достаточное количество работ, посвященных развитию выносливости школьников [9, 19, 35, 37, 42, 43, 63, 68, 72, 90, 92 и др.], однако большая их часть, в основном, относится к спортивной тренировке, оставляя открытым вопрос об особенностях становления и развития этого качества в процессе физического воспитания школьников на уроках физической культуры.
Систематическое применение упражнений на выносливость в структуре всесторонней физической подготовки у школьников 5-6 классов на уроках физической культуры, во-первых, содействует активизации естественных процессов развития систем и функций организма. Во-вторых, является основой для закладки надежного фундамента физической и функциональной подготовленности. И наконец, создает благоприятные предпосылки для успешной сдачи норм ГТО. Неоднозначность взглядов на процесс развития выносливости у школьников на уроках физической культуры, а также отсутствие в некоторых случаях достаточных условий для полноценного проведения уроков физической культуры, ставит задачу по поиску рациональных и универсальных методик развития выносливости у школьников на протяжении всего учебного года [4, 12, 13, 34, 45, 46, 54, 55].
Несмотря на то, что общественность и специалисты признают важность достаточного уровня развития выносливости у детей школьного возраста, все еще отсутствует системность в процессе ее совершенствования. При наличии большого количества методической литературы, не описаны конкретные рекомендации по развитию выносливости у школьников на уроках физической культуры.
Прослеживается противоречие между требованием общественности к повышению работоспособности населения, в том числе связанным с внедрением физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» с одной стороны, и отсутствием систематичного развития этого качества на уроках физической культуры, способствующего поддержанию должного уровня выносливости у современных учащихся V-VI классов и выполнению нормативов на беговую выносливость.
Объект исследования - физическое воспитание школьников V-VI классов.
Предмет исследования - особенности подготовки учащихся 5-6 классов школы к выполнению нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования - обоснование эффективности методики развития выносливости у школьников V-VI классов на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты формирования выносливости в процессе физического воспитания учащихся 11-12 лет.
2 Разработать методику развития выносливости с учетом принципа систематичности на уроках физической культуры у школьников V-VI классов.
3 На основании динамики выполнения нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости, обосновать эффективность экспериментальной методики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов диссертационного исследования для:
- актуализации рабочих программ по предмету «Физическая культура» для учащихся основной общеобразовательной школы;
- систематизации работы по развитию выносливости у школьников V-VI классов на уроках физической культуры;
- подготовки к выполнению нормативов на выносливость (бег 1500 м) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» III ступени.
Школьный возраст является особо важным периодом жизни подрастающего поколения. Цель физического воспитания в школе - содействие гармоничному развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся. Достижение цели физического воспитания невозможно без решения одной из важнейших задач - воспитания физических качеств [13]. По признанию многочисленных специалистов, одним из важнейших физических качеств человека является выносливость, проявляющаяся и в повседневной жизни людей, и в профессиональной, и в спортивной деятельности [31, 48].
Выносливость отражает общий уровень работоспособности человека, это способность человека без вреда для здоровья выдерживать разного рода нагрузки, переносить напряжение, повышать устойчивость к утомлению, и самое важное, что эта способность поддается тренировке [6].
В последнее время выполнено достаточное количество работ, посвященных развитию выносливости школьников [9, 19, 35, 37, 42, 43, 63, 68, 72, 90, 92 и др.], однако большая их часть, в основном, относится к спортивной тренировке, оставляя открытым вопрос об особенностях становления и развития этого качества в процессе физического воспитания школьников на уроках физической культуры.
Систематическое применение упражнений на выносливость в структуре всесторонней физической подготовки у школьников 5-6 классов на уроках физической культуры, во-первых, содействует активизации естественных процессов развития систем и функций организма. Во-вторых, является основой для закладки надежного фундамента физической и функциональной подготовленности. И наконец, создает благоприятные предпосылки для успешной сдачи норм ГТО. Неоднозначность взглядов на процесс развития выносливости у школьников на уроках физической культуры, а также отсутствие в некоторых случаях достаточных условий для полноценного проведения уроков физической культуры, ставит задачу по поиску рациональных и универсальных методик развития выносливости у школьников на протяжении всего учебного года [4, 12, 13, 34, 45, 46, 54, 55].
Несмотря на то, что общественность и специалисты признают важность достаточного уровня развития выносливости у детей школьного возраста, все еще отсутствует системность в процессе ее совершенствования. При наличии большого количества методической литературы, не описаны конкретные рекомендации по развитию выносливости у школьников на уроках физической культуры.
Прослеживается противоречие между требованием общественности к повышению работоспособности населения, в том числе связанным с внедрением физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» с одной стороны, и отсутствием систематичного развития этого качества на уроках физической культуры, способствующего поддержанию должного уровня выносливости у современных учащихся V-VI классов и выполнению нормативов на беговую выносливость.
Объект исследования - физическое воспитание школьников V-VI классов.
Предмет исследования - особенности подготовки учащихся 5-6 классов школы к выполнению нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования - обоснование эффективности методики развития выносливости у школьников V-VI классов на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты формирования выносливости в процессе физического воспитания учащихся 11-12 лет.
2 Разработать методику развития выносливости с учетом принципа систематичности на уроках физической культуры у школьников V-VI классов.
3 На основании динамики выполнения нормативов комплекса ГТО, связанных с проявлением выносливости, обосновать эффективность экспериментальной методики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов диссертационного исследования для:
- актуализации рабочих программ по предмету «Физическая культура» для учащихся основной общеобразовательной школы;
- систематизации работы по развитию выносливости у школьников V-VI классов на уроках физической культуры;
- подготовки к выполнению нормативов на выносливость (бег 1500 м) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» III ступени.
В результате проведённой работы достигнута цель исследования и успешно решены поставленные задачи. В частности, определена структура всесторонней физической подготовленности учащихся 11-12 лет и готовность к выполнению нормативов на выносливость (Бег 1500 м) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» III ступени.; доказана эффективность методики непрерывного развития выносливости у школьников V-VI классов на уроках физической культуры с применением челночного бега со ступенчато возрастающей скоростью.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время развитие выносливости в процессе уроков физической культуры в школе носит эпизодический характер, что в большей степени определяет значительное снижение результативности школьников в выполнении нормативов на выносливость.
2. Определена структура всесторонней физической подготовленности учащихся 11-12 лет. Исходя из полученных результатов, была определена направленность процесса развития выносливости у школьников V-VI классов - систематичное использование упражнений на выносливость в процессе уроков физической культуры в течение всего учебного года.
3. Разработанная методика непрерывного развития выносливости на уроках физической культуры показала, что для качественной подготовки к выполнению нормативов на выносливость можно рекомендовать применение упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью», отводя для его выполнения 1 урочное занятие в неделю: в первой учебной четверти будет 9 уроков с данной направленностью, во второй четверти - 7 уроков, в третьей - 10 уроков, в четвертой - 8 уроков, всего - 34 урока за учебный год.
4. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность занятий с применением упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» для развития выносливости школьников V-VI классов по сравнению с другими группами. Статистически значимые итоговые приросты в экспериментальной группе «А», где мы применяли разработанную нами методику, составили: у мальчиков - 33,99% в тесте «Бег 1500 м», 24,61% в испытании «6-минутный бег», 32,69% в тестовом упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью». У девочек той же группы приросты в результатах тестов на выносливость составили: 35,4% в тестовом испытании «Бег 1500 м», 22,95% в тесте «6-минутный бег», в контрольном упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» 29,78%.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время развитие выносливости в процессе уроков физической культуры в школе носит эпизодический характер, что в большей степени определяет значительное снижение результативности школьников в выполнении нормативов на выносливость.
2. Определена структура всесторонней физической подготовленности учащихся 11-12 лет. Исходя из полученных результатов, была определена направленность процесса развития выносливости у школьников V-VI классов - систематичное использование упражнений на выносливость в процессе уроков физической культуры в течение всего учебного года.
3. Разработанная методика непрерывного развития выносливости на уроках физической культуры показала, что для качественной подготовки к выполнению нормативов на выносливость можно рекомендовать применение упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью», отводя для его выполнения 1 урочное занятие в неделю: в первой учебной четверти будет 9 уроков с данной направленностью, во второй четверти - 7 уроков, в третьей - 10 уроков, в четвертой - 8 уроков, всего - 34 урока за учебный год.
4. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность занятий с применением упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» для развития выносливости школьников V-VI классов по сравнению с другими группами. Статистически значимые итоговые приросты в экспериментальной группе «А», где мы применяли разработанную нами методику, составили: у мальчиков - 33,99% в тесте «Бег 1500 м», 24,61% в испытании «6-минутный бег», 32,69% в тестовом упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью». У девочек той же группы приросты в результатах тестов на выносливость составили: 35,4% в тестовом испытании «Бег 1500 м», 22,95% в тесте «6-минутный бег», в контрольном упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» 29,78%.
Подобные работы
- Развитие выносливости обучающихся старшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие выносливости обучающихся старшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие выносливости у обучающихся 13-14 летнего возраста на уроках по физической культуре (Гжельский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Влияние средств аэробики и шейпинга на развитие физических способностей
у девушек старших классов 16-17 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020





