Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коллективная память о Великой Октябрьской социалистической революции в 1950 - 1980-е гг.

Работа №197900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ 10
1.1 Значение визуальных образов при исследовании коллективной памяти 10
1.2 Методика исследования визуальных образов 26
Раздел 2. ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ОТКРЫТКАХ И ПЛАКАТАХ СССР 1950-1980-Х
ГГ 42
2.1 Особенности формирования коллективной памяти о Великой
Октябрьской революции в 1950 - 1980-е гг 42
2.2 Образы Великой Октябрьской социалистической революции на открытках и плакатах СССР 1950-1980-х гг.
58
Заключение 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96

Актуальность темы исследования. Понятие коллективной памяти существует в социальной науке продолжительный период времени. Однако до сих пор нет единого мнения на этот счёт. Оно также считается недостаточно изученным. В настоящее время возросло внимание к повседневным формам коллективных воспоминаний, понятиям «память поколений» и «коллективная память», что объясняется как накоплением научного знания, так и запросом социальной истории. В критериях стремительных общественных перемен социум обращает внимание на поиск свежих основ самоопределения. Такими основами может быть историческое прошлое, которое становится объектом конструирования и новых интерпретаций, в том числе Великая Октябрьская социалистическая революция. В общественной памяти конструируется видение прошлого и исходя из этого прошлого проводится связь с сегодняшними актуальными времени массовыми потребностями и интересами настоящего. Таким образом создаётся абсолютно новый тип общественной памяти - коллективная память.
Однако существенно увеличившееся число работ в контексте memory studies, общая концепция коллективной памяти вплоть до нашего времени не сформулирована. Многообразие интерпретаций и раскладов к парадоксу коллективной памяти акцентирует внимание его неодномерности и полноту, в то же время открывая область неразрешённых вопросов в концепции общей коллективной памяти, мотивируя дальнейшее изучение. Повсюду замечается концептуальная неясность сравнительно определения «коллективная память» и расположения с родных с ним явлений массового сознания. Такие расхождения показывают потребность последующего исследования этого парадокса с целью развития наиболее точного и ёмкого объяснения его сущности.
Исследование важной социальной составляющей создает потребность соответственного осмысления нахождения сегодняшнего повседневного общественно-политической парадигмы, то что допустимо посредством единого исследования общественных взглядов, общественно-политических направлений и определенных фигур общественной памяти, делимых членами разных слоёв сообщества. Исследование мнений общественно-политических фигур минувшего дает возможность узнать не только лишь свойства предмета взглядов, однако кроме того исследовать важные аспекты, направления и чаяния обывателей сравнительно режима в стране.
2017 время считается годом столетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции.
События 1917 годы - переломный момент в Российской истории. Те события никак не только лишь установили направление пути нежели чем на более семидесятилетний период, но и выражают прямое воздействие на сегодняшний день. К этим событиям постоянно соотносят не только при осмыслении минувшего, а также и будщего государства. Дискуссии о революции никак не стихли вплоть до сегодняшнего дня. Но присутствует существенное несоответствие меж академическим осмыслением вопроса, если Февральская и Октябрьская революции представляются общим действием, и социально-общественно-политическим сознанием, где обе стороны одной медали твердо размежеваны и имеют абсолютно различную цивилизационную и общественно-общественно-политическую составляющую. Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века. При всём расхождении взглядов на события почти столетней давности невозможно отрицать тот факт, что попытка построения на земле нового справедливого общества решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов всей планеты. Революционная трансформация России положила начало новому глобальному проекту цивилизационного масштаба.
Революционные катаклизмы начала XXI в. в разных странах делают актуальными исследования образов Великой Октябрьской социалистической революции.
В современном мире визуальные образы (реклама, баннеры, логотипы и пр.) играю важную роль в различных сферах человеческой жизни, следовательно, актуальны исследования эволюции и роли визуальных объектов на разных этапах истории.
Объект исследования - память о Великой Октябрьской социалистической революции в 1950 - 1980-е гг.
Предмет исследования - визуальные образы Великой Октябрьской социалистической революции в 1950-1980-е гг. на примере открыток и плакатов.
Хронологические рамки. Хронологические рамки, определяющие коллективную память о Великой Октябрьской социалистической революции составляют 1950-1980-е гг.
Первый этап - период правления Хрущева - романтизация и рутинизация революции;
Второй этап - период правления Брежнева (1970-е гг.).
Третий этап - перестройка (1980-е гг.).
Территориальные рамки определяются административными границами СССР, установленными Конституцией.
Цель исследования: реконструкция визуальных образов в коллективной памяти о революции, в 1950-1980-е гг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть значение визуальных образов при исследовании коллективной памяти;
2. Рассмотреть методику исследования визуальных образов;
3. Выявить особенности формирования коллективной памяти о Великой Октябрьской революции в 1950 - 1980 гг.;
4. Охарактеризовать образы Великой Октябрьской социалистической революции на открытках и плакатах СССР 1950-1980-х гг.
Степень научной разработанности темы исследования. Историографию коллективной памяти о Великой Октябрьской социалистической революции в 1950 - 1980 гг. как и всей современной истории Отечества, можно условно разделить на два основных периода. Первый охватывает работы, опубликованные с середины 50-х гг. до середины 80-х гг.; второй - с середины 80-х гг. до наших дней.
Источниковой базой исследования является корпус визуальных источников, посвящённых теме Великой Октябрьской социалистической революции в 1950е - 1980е гг.
Открытки и плакаты относятся к малоисследованным историческим источникам, для изучения которых многие источники были привлечены впервые. Открытки и плакаты жёстко цензурировались официальной властью, поэтому перед нами - сознательное конструирование коллективной памяти. Коллеткивная память по сути собой представляет собой идеологию, то есть представление взгляда власти на данные события в тот период. Так как исследование проводится на стыке нескольких дисциплин, то круг литературы довольно широк. В работе использованы труды М. Хальбвакса «Социальные рамки памяти» 2007 г., А. Ассман «Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика» 2014 г., П. Нора «Всемирное торжество памяти» 2005 г. Использованы работы по визуальной истории: Е.И. Щербакова «Визуальная история: освоение нового пространства» 2007 г., А.В. Костенко «Визуальная история России XIX-XX вв.
Методологическая основа исследования. В работе используется междисциплинарный методологический подход, рассматриваются методические ресурсы визуальной социологии, использованы методы анализа содержания (контента) визуального текста (иконологический анализ; контент-анализ, сопоставительный анализ), нацеленные на описание основных параметров изобразительного текста, и методы анализа контекста визуальных данных (дискурсивный анализ, партисипаторные методы), позволяющие посредством анализа высказываний по поводу и в связи с визуальным текстом получить информацию о его производстве и потреблении.
В качестве методической задачи являлось создание комплекса методик, позволяющих выявить содержание и процессы конструирования коллективных воспоминаний о значимых событиях исторического прошлого страны. Опора была на результаты, полученные ведущими отечественными и зарубежными представителями общегуманитарной мысли, связанные с раскрытием сущностных характеристик феномена коллективной памяти, ее культурообразующего потенциала. Для обеспечения наиболее полного анализа визуализации революции коллективной памяти о Великой Октябрьской социалистической революции в 1950 - 1980-е гг. автор использовал исходные положения системного подхода, принципа «дополнительности», структурно-функционального и качественного анализ. К разновидностям последнего может быть отнесен символический интеракционизм, этнометодология, эвристические элементы теории коммуникативного действия и теории структурации. Совокупное использование указанных методологических принципов призвано было обеспечить надежный теоретический фундамент диссертационного исследования.
При работе с визуальными источниками важен комплексный подход, включающий полноценный источниковедческий анализ, дополненный характеристикой особенностей технологии съемки фильмов, их монтажа, построения кадра и прочих тонкостей кинопроизводства, без которых невозможно понять природу рассматриваемого источника. Помимо этого, возникает необходимость применения методов фиксации и интерпретации визуально воспринимаемой динамичной информации, основанных на понимании природы «образа» - основного информационного элемента кинодокумента. Интерпретация образа осложняется задачей вычленения и верификации той «исторической» информации, которая содержится в источнике и позволяет реконструировать прошлое в его субъективной или объективной форме.
При работе с визуальными источниками понятие образа становится ключевым, поскольку и на входе, и на выходе исследовательского процесса оно определяет всю методику работы историка. Необходимо не только декодировать тот образ (образы), который был положен в основу документа, но и проинтерпретировать его опять, же в образной форме.
Изучение содержания визуальных источников в свою очередь требует применения метода наблюдения в его классической форме - целенаправленного, организованного прослеживания важных для наблюдателя-исследователя информационных элементов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, понятие коллективной памяти, введенное французским социологом Морисом Хальбваксом в 1920-е годы, было изначально воспринято настороженно; оно и по сей день вызывает сомнения и недоразумения. Сам Хальбвакс развернуто откликнулся на критику, говоря о социальной памяти, которая возникает не благодаря мистическому причащению, а единственно благодаря повествованию, актуализации прошлого и коммуникативному обмену.
Оьюзен Зонтаг пишет в своей книге «Когда мы смотрим на боль других»: «Фотографии, которые узнает каждый, сегодня являют собой неизменное смыслообразование того, что общество выбирает как предмет своих размышлений, или же того, что оно декларирует в качестве своего выбора. Оно называет эти мыслеобразы «воспоминаниями», но это в конце концов оказывается фикцией. Строго говоря, такого явления, как коллективная память, не существует. Любая память индивидуальна, невоспроизводима - она умирает со смертью ее носителя. То, что мы зовем коллективной памятью, - на самом деле не память, не воспоминание, а условность, конвенция, соглашение: вот это важно, и вот это и есть история о том, как это случилось, с иллюстрацией в виде картинки, закрепляющей эту историю в нашем сознании. Идеологии создают целые архивы образов, помещая в них, как в капсулы, наши представления о важном, значимом и порождая тем самым циркуляцию в обществе весьма предсказуемых идей и впечатлений».
Методический подход к анализу изображения состоит из трех фаз: описания видимых данных, разделение их на структурные элементы во взаимоотношениях и поиск значения взаимосвязи текста и изображения в определенном социально-историческом контексте. Этому членению фаз анализа соответствуют и три фазы интерпретации:
1) дескрипция, вербальное парафразирование текстовых и изобразительных посылов;
2) акрибическая реконструкция, анализ значений символического содержания текстовых и изобразительных материалов;
3) социо-культурная интерпретация.
Рассмотренные выше подходы имеют общие теоретикометодологические корни, что неизбежно сближает их. Однако они отличаются фокусом исследовательского интереса, глубиной и нацеленностью анализа. Какой бы подход или сочетание подходов ни использовался, результатом всегда будет научная интерпретация увиденного. Интерпретация в данном случае является одной из версий действительности, а не конечным пунктом или абсолютной истиной. В этом заключается как преимущество, так и недостаток данного исследовательского направления. С одной стороны, она позволяет избежать ригидных методологических установок, дает исследователю простор для научного творчества и даже фантазии, с другой стороны, результаты подобной интерпретации довольно сложно верифицировать. Максимум, что может сделать исследователь, это поинтересоваться (если, конечно, есть такая возможность) у автора или смотрящего, насколько исследовательская интерпретация схожа с их собственной. В то же время разнообразие интерпретаций дает бескрайнее поле для дополнительного анализа. Каким образом аудитория интерпретирует факты социальной реальности? Что роднит людей со схожими интерпретациями? Какие факторы влияют на интерпретацию сообщения (например, возраст, гендер, социальный статус и т.д.)? Ответы на эти вопросы, без сомнения, представляют научный интерес, что и определяет то место, которое занимают визуальные исследования в системе социальных наук.
В истории работы над образами революции 1917 г. можно условно сконструировать следующие периоды:
1950-х гг. - институционализация коллективного поминовения Октябрьской революции;
- середина 1950-х-середина 1980-х гг. - время романтизации и рутинизации революции;
- середина 1980-х-середина 2000-х гг. - «плюрализм памяти без барьеров»;
- с середины 2000-х гг. - патриотический поворот в интерпретации русской революции.
Рассмотрен период середины 1950-х - середина 1980-х гг., то есть время романтизации и рутинизации революции.
Коллективная «единственная истина», которая «объемлет и прошлое, и настоящее», есть учредительный миф - еще один концепт и последнее понятие, важное для понимания трансформаций памяти. Согласно определению, «миф - это обосновывающая история, история, которая рассказывается, чтобы объяснить настоящее из его происхождения». Вопрос о том, опирается ли эта история на факты, или она фиктивна, при таком определении мифа о происхождении утрачивает свое значение. Исходя из приведенных теоретических посылок, можно интерпретировать миф как инструмент и стратегию целенаправленного забывания: миф шлифует прошлое, освобождая последнее от «ненужных» деталей, придавая ему смысл и нормативное звучание.
Со смертью Сталина рамка коллективных воспоминаний о советском прошлом, в том числе об Октябрьской революции, радикально изменилась. В СССР периода хрущевской оттепели по инициативе высшего руководства начался короткий период публичного обсуждения связанных с именем Сталина «неудобных страниц» советского прошлого, прежде всего - большого террора 1937 - 1938 гг. При этом Октябрьская революция стала удобным инструментом критики Сталина. Революция и Ленин были переосмыслены заново: Октябрьская революция и гражданская война были романтизированы, революция была восславлена как ленинский проект «подлинного» коммунизма, от которого Сталин якобы отступил, опорочив революцию кровавым и необоснованным насилием. Эта интерпретация инструментализировала версию революции, предложенную Троцким, без упоминания и реабилитации его имени.
Романтизация революции позволяла Н.С.Хрущеву репрезентировать себя в качестве «подлинного» революционера и продолжателя «дела Ленина». На короткое время критики сталинского прошлого из рядов писателей и художников стали союзниками Хрущева. Романтическая интерпретация Октябрьской революции нашла отражение в фильмах и песнях 1960-х гг.
Параллельно с этим процессом и особенно с середины 1960-х гг. миф Октябрьской революции начал бледнеть и уступать место другому событию - Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. - в качестве учредительного мифа. Несколько факторов облегчали этот процесс. Во-первых, политика Л.И. Брежнева в 1970-е гг. попала в идеологически сложную ситуацию. Невозможность построить в Советском Союзе коммунизм к 1980 г., как было обещано Программой КПСС 1961 г., была очевидной. Поэтому брежневское руководство решило апеллировать не к «светлому будущему», а к вновь отретушированному «славному прошлому». Во-вторых, руководство опасалось, что разрешенная в середине 1950-х гг. критика преступлений Сталина выйдет из-под партийно-государственного цензурного контроля.
Сюжеты октябрьских открыток постоянно отображали рубежи развития Страны Советов. Спасская башня, в начале 1950-х лет - данное многоэтажное здание Московского университета.
С 1954 г. в открытках возникает изображение благополучной семьи, что глядит в окошко на салют, детей с красными флажками и игрушками в руках. В 1957 г. в изобразительный ряд была внедрена тема штурма Зимнего дворца, и красный тон применяют как знак Октября. А с 1960 года данный тон стал практически неотъемлемым - от общего красного фона, зачастую в варианте знамени, вплоть до красного тона шрифтовых компонентов и красной гвоздики. К окончанию 60-х годов - минувшего столетия тема октябрьских открыток стабилизировалась и сохранилась почти неизменной, при этом почти были вытеснены сюжетные темы таким образом либо по- другому отражавшие житейские реалии: семья, демонстрация, новостройка, а сохранились только лишь эмблемы - знаки серп и молот, «Аврора», дата «1917». профиль Ленина, девиз «Слава Октябрю».
Октябрьские открытки издавали многочисленные издательства: «Минсвязи», «Изобразительное искусство», «Плакат» и прочие. Издательства «Правда» и «Известия» издавали открытки увеличенного формата с золочением и тиснением, они практически никак не поступали в продажу, а распределялись по учреждениям. В 1970-1980-х годах издавали в среднем по 40 наименований в год. А в 1991 г. осуществлён выпуск 6 наименований.
Почтовая открытка, равно как наиболее глобальное и легкодоступное типографическое издание, оповещала население об официальной точке зрения на революционную символику, сопряженную с празднованием юбилея октябрьских событий. И данный небольшой кусочек яркого картона обладает поразительным свойством: по истечении определенного периода он делается неповторимым важным документом эпохи.


1. Открытка «С Великим праздником Октября!» «Госзнак», Художник / Е. Гундобин. 1953 год.
2. Открытка «С праздником Великого Октября!» / Художник С.В. Адрианов. - М.: МПФ Гознака, 1954. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 140. Л. 1.
3. Открытка "37 годовщина Октября. С праздником / Художник Г. Шубина, 1954 год.
4. Открытка "Слава Октябрю!" Художник / В. Климашин. 1958 год.
5. Открытка «С праздником Великого Октября!» / Художник С. Ильин. - М.: МПФ Гознака, 1958. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 153. Л. 7.
6. Открытка «С праздником Великого Октября!» / Художник М. Сухов. - М.: МПФ Гознака, 1959. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 153. Л. 4.
7. Открытка «Слава Великому Октябрю!» / Художник К. Бокарев (Палех). - М.: Изогиз, 1960. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 140. Л. 34.
8. Открытка «С праздником!» / Художник В.С. Климашин. - М.: МПФ Гознака. 1960. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 154. Л. 23.
9. Открытка «Слава Октябрю!» / Художник Н.Н. Акимушкин. - М.: МПФ Гознака, 1961. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 139. Л. 65.
10.Открытка «Слава Октябрю!» / Художник Н.Н. Акимушкин. - М.: МПФ Гознака, 1961. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 141. Л. 73.
11.Открытка «С праздником Великого Октября» / Художник Г. Ренков. - М.: МПФ Гознака, 1962. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 150. Л. 23.
12.Открытка «Слава Великому Октябрю!» / Художники Н.Я. Гликштейн и В.В. Макридин. - М.: МПФ Гознака, 1963. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 140. Л. 82.
13. Открытка «Слава Октябрю!» / Художник В. Некрасов. - М.: Советский художник, 1965. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 149. Л. 71.
14. Открытка «С праздником Великого Октября!» / Художник Е.Д. Анискин, редактор Ю.В. Ряховский. - М.: МПФ Гознака, 1966. Ф. Р1997. Оп. 1. Д. 139. Л. 60.
15. Открытка «Славься, Октябрь!» / Художник И.А. Комиранец ; редактор Е.Д. Анискин. - М.: МПФ Гознака, 1967. Ф. Р-1997. Оп. 1. Д. 139. Л. 90....189


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ