ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы субъективного благополучия в условиях пандемии
COVID-19 8
1.1 Понятие субъективного благополучия, его структура и компоненты 8
1.2 Влияние пандемии COVID-19 на психическое состояние населения и на
субъективное благополучие 15
1.3 Субъективное благополучие у лиц разного возраста в период пандемии
COVID-19 20
2 Эмпирическое исследование особенностей субъективного благополучия у лиц
разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19 25
2.1 Описание выборки и методов эмпирического исследования 25
2.2 Изучение особенностей субъективного благополучия у представителей
разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19 33
2.3 Описание специфических особенностей влияния пандемии COVID-19 на жизнь
у респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) 40
2.4 Описание показателей субъективного благополучия, связанных с негативной и
позитивной оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) 42
3 Программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни
(на примере пандемии COVID-19) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики «Индекс личного благополучия взрослых» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк методики «Шкала ответственности за счастье» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шаблон анкеты «Влияние пандемии на жизнь» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Проверка исследуемых признаков на нормальность распределения 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты частотного анализа 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты сравнительного анализа 80
1 Теоретические основы субъективного благополучия в условиях пандемии
COVID-19 8
1.1 Понятие субъективного благополучия, его структура и компоненты 8
1.2 Влияние пандемии COVID-19 на психическое состояние населения и на
субъективное благополучие 15
1.3 Субъективное благополучие у лиц разного возраста в период пандемии
COVID-19 20
2 Эмпирическое исследование особенностей субъективного благополучия у лиц
разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19 25
2.1 Описание выборки и методов эмпирического исследования 25
2.2 Изучение особенностей субъективного благополучия у представителей
разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19 33
2.3 Описание специфических особенностей влияния пандемии COVID-19 на жизнь
у респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) 40
2.4 Описание показателей субъективного благополучия, связанных с негативной и
позитивной оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) 42
3 Программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни
(на примере пандемии COVID-19) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики «Индекс личного благополучия взрослых» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк методики «Шкала ответственности за счастье» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шаблон анкеты «Влияние пандемии на жизнь» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Проверка исследуемых признаков на нормальность распределения 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты частотного анализа 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты сравнительного анализа 80
Пандемия COVID-19 из-за стремительной скорости распространения и тяжести инфекции стала одним из тяжелых мировых кризисов для общества и здравоохранения за последние десятилетия. Новая коронавирусная инфекция непосредственно повлияла на физическое и психическое здоровье (нарушение сна, выявление посттравматического стрессового расстройства, рост тревожных и депрессивных расстройств, алкоголизма, семейного насилия, суицидального поведения), особенно, среди уязвимых групп населения, вызвала социально-экономические ответные меры (самоизоляция, противоречивые, нагнетающие страх сообщения СМИ, острая нехватка средств защиты), что, в свою очередь, обострило проблемы благополучия и качества жизни населения [1, 2].
За последние десятилетия различные исследователи достаточно часто поднимали вопрос субъективного благополучия. В первую очередь, это связано с нерешенной в психологии проблемой того, что для человека служит источником внутренней устойчивости, что влияет на данный процесс, благодаря каким компонентам он формируется, и, самое главное, - каким образом можно оптимизировать уровень субъективного благополучия. Субъективное благополучие, как интегративное психическое образование, определяет различные аспекты отношения субъекта с миром, а также, успешность его взаимодействия с предметным и социальным окружением. Согласно Э. Динеру субъективное благополучие имеет трехкомпонентный состав: удовлетворение (когнитивная составляющая), приятные и неприятные эмоции (эмоциональная составляющая). Когнитивная сторона включает субъективную интеллектуальную оценку удовлетворенности различными сферами своей жизни, а эмоциональная сторона - наличие хорошего или плохого настроения [3].
В этой связи важным представляется вопрос о том, как люди разного возраста и социального статуса воспринимают экстремальные условия пандемии, и каким образом субъективное благополучие помогает людям проживать пандемию и справляться с ее негативными последствиями.
Постановка проблемы исследования
Вспышка COVID-19 была объявлена чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения в 2020 году. Пандемия COVID-19 и меры по борьбе с распространением коронавируса внесли беспрецедентные нарушения в повседневную жизнь людей и оказали широкомасштабное воздействие на физическое, психическое здоровье и благополучие людей. Ситуация пандемии COVID-19 рассматривается с точки зрения психической травматизации, которая провоцирует развитие различных дистрессовых состояний у населения [4]. При этом доказана защитная роль благополучия в минимизации психологических симптомов дистресса и, таким образом, за счет повышения субъективного благополучия предлагаются механизмы борьбы с негативными психологическими последствиями пандемии [5]. Проблема субъективного благополучия встает чрезвычайно остро в экстремальные условиях пандемии COVID-19, захватившей весь мир.
Также важно отметить, что события могут восприниматься людьми разного возраста и разного социального статуса очень по-разному и именно оценка конкретного события и его интерпретация делают его критическим жизненным событием [6].
В рамках данного исследования особый интерес вызывает изучение субъективного благополучия у людей разных возрастных групп в условиях пандемии COVID-19 (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста). А также выявление возрастных различий во взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и оценкой негативного и позитивного влияния пандемии COVID-19 на жизнь.
Цель исследования: установить особенности субъективного благополучия у лиц разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
Объект исследования: феномен субъективного благополучия в условиях пандемии COVID-19.
Предмет исследования: особенности субъективного благополучия у лиц разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
Гипотеза исследования определяется предположениями:
- существуют различия в особенностях субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19;
- существует взаимосвязь между показателями субъективного благополучия и отношением к пандемии COVID-19 у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста).
Задачи исследования:
1. На основе анализа данных современных исследований изучить структуру и компоненты субъективного благополучия и влияние пандемии COVID-19 на психическое состояние населения и на субъективное благополучие;
2. Выявить и описать особенности субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19;
3. Изучить различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
4. Выявить и описать показатели субъективного благополучия, связанные с негативной и позитивной оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
5. Разработать программу психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19).
Теоретико-методологические основания исследования
Исследование проводится на основе методологических представлений о субъективном благополучии Э. Динера, Д.А. Леонтьева. Возрастной аспект изучался на основании трудов по возрастной психологии и психологии развития Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, А.В. Толстых, В.И. Слободчикова.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические, эмпирические и методы статистической обработки данных. При выполнении теоретической части применялись анализ и систематизация информации, собранной по теме исследования. Использованные эмпирические методы включали в себя анкетирование через онлайн платформуhttps://www.1ka.si/.
Методики исследования:
1. «Индекс личного благополучия взрослых» (PWI) в переводе Е.А. Углановой (в оригинале Personal Wellbeing Index -Adult) для изучения когнитивного компонента субъективного благополучия.
2. «Шкала позитивного и негативного аффекта» PANAS Д. Уотсона в адаптации Е.Н. Осина (сокращенная версия) для изучения эмоционального компонента субъективного благополучия.
3. «Шкала ответственности за счастье» Б. Форда для изучения уровня ответственности за счастье.
4. Для изучения отношения разных возрастных групп к пандемии была использована анкета «Влияние пандемии на жизнь», вопросы которой направлены на предполагаемое влияние пандемии и самоизоляции на жизнь человека, текущие изменения настроения и физического состояния, на профессиональные перспективы, финансовое положение, тревожность в связи с пандемией и отношение к режиму.
Статистические методы обработки данных: графический анализ с помощью гистограмм распределения частот, критерий Колмогорова-Смирнова, методы описательной статистики, сравнительный анализ с помощью U-критерия МаннаУитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена.
Выборку составили 467 человек, проживающих в Сибирском Федеральном округе. Из них 383 - женщины, 83 - мужчины. Все испытуемые были разделены на 4 группы по возрасту и социальному статусу: первая группа 18-22 года - юность (110 человек), вторая группа (23-30 лет) - молодость (94 человека), третья группа 31-40 лет - ранняя зрелость (101 человек), четвертая группа 41-55 лет - поздняя зрелость (162 человека).
Научная новизна
Выявлены специфические особенности субъективного благополучия и ответственности за счастье у лиц разного возраста (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19. Экспериментально установлено, что представители юношеского и молодого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия не удовлетворены своей жизнью, на уровне эмоционального компонента у них доминируют негативные эмоции над позитивными. Для данной группы характерен низкий уровень ответственности за счастье. В то время как представители зрелого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия удовлетворены своей жизнью, на уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у них превалируют позитивные над негативными. Представители зрелого возраста ответственны за достижение своего счастья и за свои успехи.
Установлены различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь у респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста). Во всех группах эмпирически подтверждена связь показателей субъективного благополучия с оценкой влияния пандемии на жизнь. Респонденты с более высокими показателями субъективного благополучия (зрелый возраст) более склонны оценить позитивные аспекты влияния пандемии на жизнь.
Теоретическая значимость заключается в:
- расширении теоретических представлений о понятии субъективного благополучия за счет описания возрастных аспектов в условиях пандемии COVID-19;
- описании взаимосвязи между компонентами субъективного благополучия и оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь у разных возрастных групп.
Практическая значимость
На основании полученных эмпирических данных была разработана программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19). Разработанная программа может быть использована психологическими службами различных ВУЗов и других организаций, работающих с молодежью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности субъективного благополучия отличаются у людей разного возраста. Для людей более старшего возраста оценка удовлетворенности и благополучия жизни будет значимо выше.
2. Особенности субъективного благополучия будут взаимосвязаны с оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь. Люди с более высокими показателями субъективного благополучия будут более склонны оценить позитивные аспекты влияния пандемии на жизнь.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были представлены на V Молодежном Сибирском психологическом форуме (ноябрь 2022, г. Томск, Томский государственный университет), на IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации» (март 2023, Москва, Психолого-педагогический факультет ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»).
Структура работы
Работа изложена на 82 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 78 библиографических источника, в том числе 47 на иностранных языках, семи приложений.
За последние десятилетия различные исследователи достаточно часто поднимали вопрос субъективного благополучия. В первую очередь, это связано с нерешенной в психологии проблемой того, что для человека служит источником внутренней устойчивости, что влияет на данный процесс, благодаря каким компонентам он формируется, и, самое главное, - каким образом можно оптимизировать уровень субъективного благополучия. Субъективное благополучие, как интегративное психическое образование, определяет различные аспекты отношения субъекта с миром, а также, успешность его взаимодействия с предметным и социальным окружением. Согласно Э. Динеру субъективное благополучие имеет трехкомпонентный состав: удовлетворение (когнитивная составляющая), приятные и неприятные эмоции (эмоциональная составляющая). Когнитивная сторона включает субъективную интеллектуальную оценку удовлетворенности различными сферами своей жизни, а эмоциональная сторона - наличие хорошего или плохого настроения [3].
В этой связи важным представляется вопрос о том, как люди разного возраста и социального статуса воспринимают экстремальные условия пандемии, и каким образом субъективное благополучие помогает людям проживать пандемию и справляться с ее негативными последствиями.
Постановка проблемы исследования
Вспышка COVID-19 была объявлена чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения в 2020 году. Пандемия COVID-19 и меры по борьбе с распространением коронавируса внесли беспрецедентные нарушения в повседневную жизнь людей и оказали широкомасштабное воздействие на физическое, психическое здоровье и благополучие людей. Ситуация пандемии COVID-19 рассматривается с точки зрения психической травматизации, которая провоцирует развитие различных дистрессовых состояний у населения [4]. При этом доказана защитная роль благополучия в минимизации психологических симптомов дистресса и, таким образом, за счет повышения субъективного благополучия предлагаются механизмы борьбы с негативными психологическими последствиями пандемии [5]. Проблема субъективного благополучия встает чрезвычайно остро в экстремальные условиях пандемии COVID-19, захватившей весь мир.
Также важно отметить, что события могут восприниматься людьми разного возраста и разного социального статуса очень по-разному и именно оценка конкретного события и его интерпретация делают его критическим жизненным событием [6].
В рамках данного исследования особый интерес вызывает изучение субъективного благополучия у людей разных возрастных групп в условиях пандемии COVID-19 (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста). А также выявление возрастных различий во взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и оценкой негативного и позитивного влияния пандемии COVID-19 на жизнь.
Цель исследования: установить особенности субъективного благополучия у лиц разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
Объект исследования: феномен субъективного благополучия в условиях пандемии COVID-19.
Предмет исследования: особенности субъективного благополучия у лиц разного возраста (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
Гипотеза исследования определяется предположениями:
- существуют различия в особенностях субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19;
- существует взаимосвязь между показателями субъективного благополучия и отношением к пандемии COVID-19 у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста).
Задачи исследования:
1. На основе анализа данных современных исследований изучить структуру и компоненты субъективного благополучия и влияние пандемии COVID-19 на психическое состояние населения и на субъективное благополучие;
2. Выявить и описать особенности субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19;
3. Изучить различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
4. Выявить и описать показатели субъективного благополучия, связанные с негативной и позитивной оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
5. Разработать программу психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19).
Теоретико-методологические основания исследования
Исследование проводится на основе методологических представлений о субъективном благополучии Э. Динера, Д.А. Леонтьева. Возрастной аспект изучался на основании трудов по возрастной психологии и психологии развития Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, А.В. Толстых, В.И. Слободчикова.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические, эмпирические и методы статистической обработки данных. При выполнении теоретической части применялись анализ и систематизация информации, собранной по теме исследования. Использованные эмпирические методы включали в себя анкетирование через онлайн платформуhttps://www.1ka.si/.
Методики исследования:
1. «Индекс личного благополучия взрослых» (PWI) в переводе Е.А. Углановой (в оригинале Personal Wellbeing Index -Adult) для изучения когнитивного компонента субъективного благополучия.
2. «Шкала позитивного и негативного аффекта» PANAS Д. Уотсона в адаптации Е.Н. Осина (сокращенная версия) для изучения эмоционального компонента субъективного благополучия.
3. «Шкала ответственности за счастье» Б. Форда для изучения уровня ответственности за счастье.
4. Для изучения отношения разных возрастных групп к пандемии была использована анкета «Влияние пандемии на жизнь», вопросы которой направлены на предполагаемое влияние пандемии и самоизоляции на жизнь человека, текущие изменения настроения и физического состояния, на профессиональные перспективы, финансовое положение, тревожность в связи с пандемией и отношение к режиму.
Статистические методы обработки данных: графический анализ с помощью гистограмм распределения частот, критерий Колмогорова-Смирнова, методы описательной статистики, сравнительный анализ с помощью U-критерия МаннаУитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена.
Выборку составили 467 человек, проживающих в Сибирском Федеральном округе. Из них 383 - женщины, 83 - мужчины. Все испытуемые были разделены на 4 группы по возрасту и социальному статусу: первая группа 18-22 года - юность (110 человек), вторая группа (23-30 лет) - молодость (94 человека), третья группа 31-40 лет - ранняя зрелость (101 человек), четвертая группа 41-55 лет - поздняя зрелость (162 человека).
Научная новизна
Выявлены специфические особенности субъективного благополучия и ответственности за счастье у лиц разного возраста (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19. Экспериментально установлено, что представители юношеского и молодого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия не удовлетворены своей жизнью, на уровне эмоционального компонента у них доминируют негативные эмоции над позитивными. Для данной группы характерен низкий уровень ответственности за счастье. В то время как представители зрелого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия удовлетворены своей жизнью, на уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у них превалируют позитивные над негативными. Представители зрелого возраста ответственны за достижение своего счастья и за свои успехи.
Установлены различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь у респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста). Во всех группах эмпирически подтверждена связь показателей субъективного благополучия с оценкой влияния пандемии на жизнь. Респонденты с более высокими показателями субъективного благополучия (зрелый возраст) более склонны оценить позитивные аспекты влияния пандемии на жизнь.
Теоретическая значимость заключается в:
- расширении теоретических представлений о понятии субъективного благополучия за счет описания возрастных аспектов в условиях пандемии COVID-19;
- описании взаимосвязи между компонентами субъективного благополучия и оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь у разных возрастных групп.
Практическая значимость
На основании полученных эмпирических данных была разработана программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19). Разработанная программа может быть использована психологическими службами различных ВУЗов и других организаций, работающих с молодежью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности субъективного благополучия отличаются у людей разного возраста. Для людей более старшего возраста оценка удовлетворенности и благополучия жизни будет значимо выше.
2. Особенности субъективного благополучия будут взаимосвязаны с оценкой влияния пандемии COVID-19 на жизнь. Люди с более высокими показателями субъективного благополучия будут более склонны оценить позитивные аспекты влияния пандемии на жизнь.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были представлены на V Молодежном Сибирском психологическом форуме (ноябрь 2022, г. Томск, Томский государственный университет), на IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации» (март 2023, Москва, Психолого-педагогический факультет ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»).
Структура работы
Работа изложена на 82 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 78 библиографических источника, в том числе 47 на иностранных языках, семи приложений.
В результате выполнения магистерской диссертации цель исследования была достигнута, задачи полностью выполнены. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа данных современных исследований изучен феномен субъективного благополучия, описана его структура и компоненты. Проведен анализ работ по исследованию влияния пандемии COVID-19 на психическое состояние населения, а также на некоторые компоненты субъективного благополучия.
2. В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности субъективного благополучия и ответственности за счастье у лиц разного возраста (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии CGVID-19.
Установлено, что большинство представителей юношеского возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия не совсем удовлетворены своей жизнью, имеют самый низкий показатель удовлетворенности жизнью, по сравнению с другими возрастными группами. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у представителей группы «юность» доминируют негативные эмоции (самый высокий показатель из всех групп): беспокойство, подавленность, тревожность, раздраженность. В то время как позитивные эмоции менее выражены (самый низкий показатель из всех групп). Для группы «юность» характерен самый низкий уровень ответственности за счастье и управления позитивными эмоциями, по сравнению с группами «молодость» и «зрелость». Соответственно, им сложно находить способы почувствовать себя счастливее, они склонны обвинять других в своих неудачах.
Установлено, что представители юношеского и молодого возраста по всем показателям субъективного благополучия и ответственности за счастье похожи. Большинство представителей молодого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия имеют средний уровень удовлетворенности, они более удовлетворены жизнью, чем представители юношеской группы. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у представителей группы «молодость» доминируют негативные эмоции, в то время как позитивные эмоции менее выражены. Для группы «молодость» характерен более низкий уровень ответственности за счастье и менее выражен интернальный локус контроля эмоционального состояния, по сравнению с группой «зрелость». Следовательно, они склонны обвинять других в своих неудачах, им сложно взять ответственность за происходящее на себя.
Установлено, что большинство представителей зрелого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия удовлетворены своей жизнью: они удовлетворены своим уровнем жизни, своими достижениями в жизни, своими взаимоотношениями с окружающими людьми, уверены в своем будущем. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у респондентов групп «ранняя зрелость» и «поздняя зрелость» превалируют положительные эмоции, которые выражаются в радости, вдохновении, уверенности и заинтересованности, в то время как негативные эмоции менее выражены.
Респонденты группы «ранняя зрелость» в большей степени ответственны за достижение своего счастья и за свои успехи, по сравнению с респондентами групп «юность» и «молодость»: они умеют смотреть на ситуацию иначе и менять положение вещей в своей жизни, чтобы испытать радость, веселье, они понимают, что положительные эмоции зависят только от них.
Представители группы «поздняя зрелость» на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия имеют самый высокий показатель из всех групп, на уровне эмоционального компонента (негативные эмоции) - самый низкий показатель из всех групп.
Таким образом, подтверждается гипотеза о существовании различий в особенностях субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
3. Установлены различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
Представители юношеского возраста высоко оценивают негативное влияние пандемии на жизнь (самое высокое значение из всех групп), не видят позитивного влияния пандемии. У них выражена тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией. Большинство представителей группы «юность» опасаются, что пандемия повлияет на профессиональную реализацию.
Респонденты молодого возраста не так критично оценивают негативные последствия пандемии, по сравнению с первой группой, однако, и позитивные последствия так же оценивают не высоко. Для них не так значима тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией, по сравнению с представителями первой группы. У представителей группы «молодость» значительно снижаются опасения по поводу профессиональной реализации. Респонденты молодого возраста меньше чем респонденты других возрастных групп ориентированы на активные защитные действия.
Представители зрелого возраста не так критично оценивают негативные последствия пандемии, по сравнению с первой группой, они в большей степени позитивно ориентированы в отношении пандемии (готовы посмотреть на нее с позитивной стороны). Для них не так значима тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией, по сравнению с представителями юношеского возраста. У представителей группы «зрелость» значительно снижены опасения по поводу профессиональной реализации. Респонденты зрелого возраста демонстрируют высокий уровень активных защитных действий, что может указывать на высокую ответственность за свое здоровье.
4. Во всех группах эмпирически подтверждена связь показателей субъективного благополучия с оценкой влияния пандемии на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста), что подтверждает вторую гипотезу.
Установлены похожие взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и ответственности за счастье у представителей юношеского и молодого возраста. Чем выше уровень субъективного благополучия (выше уровень личного благополучия и позитивных эмоций, ниже уровень негативных эмоций) в данных возрастных группах, тем больше отмечается позитивное влияние пандемии на жизнь, и тем ниже негативное влияние пандемии на жизнь, тем меньше тревоги в отношении ограничений и меньше опасений по влиянию пандемии на наличие и перспективы работы.
При увеличении показателей ответственности за счастье у представителей юношеского возраста увеличивается позитивное влияние пандемии на жизнь и уменьшается влияние пандемии на наличие и перспективы работы, и тем меньше тревоги в отношении ограничений и влияния пандемии на наличие и перспективы работы. Чем выше развит интернальный локус контроля эмоционального состояния у респондентов молодого возраста, тем больше действий по самоизоляции и больше общих защитных действий в отношении пандемии.
Чем выше показатели субъективного благополучия (выше уровень личного благополучия и позитивных эмоций, ниже уровень негативных эмоций) у представителей зрелого возраста, тем больше отмечается позитивное влияние пандемии на жизнь, и тем ниже негативное влияние пандемии на жизнь, тем меньше тревоги как в отношении физического здоровья, так и в отношении ограничений и меньше опасений по влиянию пандемии на наличие и перспективы работы.
Чем выше выражена ответственность за счастье в группе «поздняя зрелость», тем выше респонденты оценивают позитивное влияние пандемии на жизнь и ниже - негативное влияние и уровень тревоги в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией.
5. На основании полученных эмпирических данных была разработана программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19). Разработанная программа может быть использована психологическими службами различных ВУЗов и других организаций, работающих с молодежью.
1. На основе теоретического анализа данных современных исследований изучен феномен субъективного благополучия, описана его структура и компоненты. Проведен анализ работ по исследованию влияния пандемии COVID-19 на психическое состояние населения, а также на некоторые компоненты субъективного благополучия.
2. В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности субъективного благополучия и ответственности за счастье у лиц разного возраста (на примере групп юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии CGVID-19.
Установлено, что большинство представителей юношеского возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия не совсем удовлетворены своей жизнью, имеют самый низкий показатель удовлетворенности жизнью, по сравнению с другими возрастными группами. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у представителей группы «юность» доминируют негативные эмоции (самый высокий показатель из всех групп): беспокойство, подавленность, тревожность, раздраженность. В то время как позитивные эмоции менее выражены (самый низкий показатель из всех групп). Для группы «юность» характерен самый низкий уровень ответственности за счастье и управления позитивными эмоциями, по сравнению с группами «молодость» и «зрелость». Соответственно, им сложно находить способы почувствовать себя счастливее, они склонны обвинять других в своих неудачах.
Установлено, что представители юношеского и молодого возраста по всем показателям субъективного благополучия и ответственности за счастье похожи. Большинство представителей молодого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия имеют средний уровень удовлетворенности, они более удовлетворены жизнью, чем представители юношеской группы. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у представителей группы «молодость» доминируют негативные эмоции, в то время как позитивные эмоции менее выражены. Для группы «молодость» характерен более низкий уровень ответственности за счастье и менее выражен интернальный локус контроля эмоционального состояния, по сравнению с группой «зрелость». Следовательно, они склонны обвинять других в своих неудачах, им сложно взять ответственность за происходящее на себя.
Установлено, что большинство представителей зрелого возраста на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия удовлетворены своей жизнью: они удовлетворены своим уровнем жизни, своими достижениями в жизни, своими взаимоотношениями с окружающими людьми, уверены в своем будущем. На уровне эмоционального компонента субъективного благополучия у респондентов групп «ранняя зрелость» и «поздняя зрелость» превалируют положительные эмоции, которые выражаются в радости, вдохновении, уверенности и заинтересованности, в то время как негативные эмоции менее выражены.
Респонденты группы «ранняя зрелость» в большей степени ответственны за достижение своего счастья и за свои успехи, по сравнению с респондентами групп «юность» и «молодость»: они умеют смотреть на ситуацию иначе и менять положение вещей в своей жизни, чтобы испытать радость, веселье, они понимают, что положительные эмоции зависят только от них.
Представители группы «поздняя зрелость» на уровне когнитивного компонента субъективного благополучия имеют самый высокий показатель из всех групп, на уровне эмоционального компонента (негативные эмоции) - самый низкий показатель из всех групп.
Таким образом, подтверждается гипотеза о существовании различий в особенностях субъективного благополучия у представителей разных возрастных групп (на примере юношеского, молодого и зрелого возраста) в условиях пандемии COVID-19.
3. Установлены различия в оценке влияния пандемии COVID-19 на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста).
Представители юношеского возраста высоко оценивают негативное влияние пандемии на жизнь (самое высокое значение из всех групп), не видят позитивного влияния пандемии. У них выражена тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией. Большинство представителей группы «юность» опасаются, что пандемия повлияет на профессиональную реализацию.
Респонденты молодого возраста не так критично оценивают негативные последствия пандемии, по сравнению с первой группой, однако, и позитивные последствия так же оценивают не высоко. Для них не так значима тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией, по сравнению с представителями первой группы. У представителей группы «молодость» значительно снижаются опасения по поводу профессиональной реализации. Респонденты молодого возраста меньше чем респонденты других возрастных групп ориентированы на активные защитные действия.
Представители зрелого возраста не так критично оценивают негативные последствия пандемии, по сравнению с первой группой, они в большей степени позитивно ориентированы в отношении пандемии (готовы посмотреть на нее с позитивной стороны). Для них не так значима тревога в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией, по сравнению с представителями юношеского возраста. У представителей группы «зрелость» значительно снижены опасения по поводу профессиональной реализации. Респонденты зрелого возраста демонстрируют высокий уровень активных защитных действий, что может указывать на высокую ответственность за свое здоровье.
4. Во всех группах эмпирически подтверждена связь показателей субъективного благополучия с оценкой влияния пандемии на жизнь респондентов разных возрастных групп (юношеского, молодого и зрелого возраста), что подтверждает вторую гипотезу.
Установлены похожие взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и ответственности за счастье у представителей юношеского и молодого возраста. Чем выше уровень субъективного благополучия (выше уровень личного благополучия и позитивных эмоций, ниже уровень негативных эмоций) в данных возрастных группах, тем больше отмечается позитивное влияние пандемии на жизнь, и тем ниже негативное влияние пандемии на жизнь, тем меньше тревоги в отношении ограничений и меньше опасений по влиянию пандемии на наличие и перспективы работы.
При увеличении показателей ответственности за счастье у представителей юношеского возраста увеличивается позитивное влияние пандемии на жизнь и уменьшается влияние пандемии на наличие и перспективы работы, и тем меньше тревоги в отношении ограничений и влияния пандемии на наличие и перспективы работы. Чем выше развит интернальный локус контроля эмоционального состояния у респондентов молодого возраста, тем больше действий по самоизоляции и больше общих защитных действий в отношении пандемии.
Чем выше показатели субъективного благополучия (выше уровень личного благополучия и позитивных эмоций, ниже уровень негативных эмоций) у представителей зрелого возраста, тем больше отмечается позитивное влияние пандемии на жизнь, и тем ниже негативное влияние пандемии на жизнь, тем меньше тревоги как в отношении физического здоровья, так и в отношении ограничений и меньше опасений по влиянию пандемии на наличие и перспективы работы.
Чем выше выражена ответственность за счастье в группе «поздняя зрелость», тем выше респонденты оценивают позитивное влияние пандемии на жизнь и ниже - негативное влияние и уровень тревоги в отношении ограничений и других изменений в связи с пандемией.
5. На основании полученных эмпирических данных была разработана программа психологического сопровождения по оптимизации субъективного благополучия для молодых людей в особых длительных стрессовых условиях жизни (на примере пандемии COVID-19). Разработанная программа может быть использована психологическими службами различных ВУЗов и других организаций, работающих с молодежью.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Исследование стресса и психоэмоционального состояния пользователей IT бот- психолог в условиях пандемии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные стереотипы восприятия представителей противоположного пола
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2023 - Перфекционизм как фактор эмоционального выгорания участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности переживания одиночества в пожилом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Исследование осмысленности жизни, жизнестойкости и копинг-стратегий у молодых людей с разными уровнями удовлетворенности жизнью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - Динамика эмоционального состояния в период вынужденной самоизоляции у людей в связи с их личностными особенностями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



