ВВЕДЕНИЕ 10
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ НА ПРЕДПРИЯТИИ 12
1.1 История предприятия 12
1.2 Номенклатура продукции 14
1.3 Анализ СМК 17
1.4 Диагностика проблем предприятия 19
Цель и задачи ВКР 20
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕНОСТИ ВОПРОСА 21
2.1 Анализ изученности процесса 21
2.2 Сравнение передовых отечественных и зарубежных методов
и технологий совершенствования процесса «Управление несоответствующими результатами процессов» 26
2.2.1 Метод «Шесть сигм» 26
2.2.2 Метод FMEA 29
2.2.3 Метод 5S 33
2.2.4 Метод «Бенчмаркинг» 35
2.2.5 Метод «Кружки качества» 38
Выводы по разделу два 40
3 РАЗРАБОТКА И СОЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
«УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЦЕССОВ» 40
3.1 Описание процесса «Управление несоответствующими
результатами процессов» 41
3.2 Визуализация процесса «Управление несоответствующими
результатами процессов» 42
3.3 Разработка оценочных показателей процесса «Управление
несоответствующими результатами процессов» 44
Выводы по разделу три 45
4 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ «КРУЖКОВ
КАЧЕСТВА» ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЦЕССОВ» 46
Выводы по разделу четыре А-1
5 МЕНЕДЖМЕНТ РИСКОВ ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ
НЕСООТВЕТСТВУЮЩИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЦЕССА» 47
5.1 Идентификация рисков процесса «Управление
несоответствующими результатами процессов» 47
5.2 Анализ рисков процесса «управление несоответствующими
результатами процессов» 49
5.3 Оценка рисков процесса «управление несоответствующими
результатами процессов» 51
5.3.1 Количественная оценка рисков процесса «Управление
несоответствующими результатами процессов» 51
5.3.2 Качественная оценка вероятностей и последствий рисков
процесса «Управление несоответствующими результатами процессов» 54
5.4 Меры предупреждения и уменьшения рисков процесса
«Управление несоответствующими результатами процессов» 56
Выводы по разделу пять 57
6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВКР 57
6.1 Затраты на выполнение ВКР 59
6.1.1 Определение затрат на материалы для разработки ВКР... 59
6.1.2 Определение затрат на электроэнергию 60
6.1.3 Определение затрат на заработную плату 60
6.1.4 Определение затрат на накладные расходы 62
6.1.5 Определение затрат на амортизацию 62
6.2 Расчет чистой прибыли предприятия до внедрения ВКР 62
6.3 Расчет чистой прибыли после внедрения результатов ВКР 63
6.4 Расчёт ожидаемого экономического эффекта от внедрения ВКР
за первый год 65
6.5 Расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения ВКР
за шесть лет 65
Выводы по разделу шесть 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сертификаты СМК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Паспорт процесса «Управление несоответствующими результатами процесса» 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Блок схема и алгоритм процесса «Управление несоответствующими результатами процесса» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. IDEF0 модель процесса «Управление
несоответствующими результатами процесса» 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика применения кружков качеств 79
Актуальность работы. В условиях растущей конкуренции предприятиям очень сложно занимать лидирующие позиции на российском и мировом рынках. Для того чтобы конкурировать на рынке предприятиям необходимо непрерывно совершенствовать свою деятельность, а так же снижать себестоимость продукции. Повышение конкурентоспособности достигается за счет повышения качества продукции.
За основу реализации постоянного улучшения было решено принять метод «Кружки качества» в рамках бизнес процесса «Управление несоответствующими результатами процессов». Данный метод позволяет повысить качество продукции снизить уровень брака, за счет разработки корректирующих и предупреждающих действий, а так же закладывает основу для дальнейшего непрерывного совершенствования.
Актуальность выполнения данной работы заключается в том, что сделанные выводы и рекомендации могут быть непосредственно использованы предприятием для повышения качества продукции, экономии ресурсов, а так же повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции
Цель работы - совершенствование системы менеджмента качества промышленного предприятия путем разработки процесса и методики применения «Кружков качества».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) анализ состояния и диагностика проблем предприятия;
2) анализ состояния изученности вопроса;
3) сравнение методов и технологий совершенствования процесса «Управление несоответствующими результатами процессов»;
4) разработка процесса «Управление несоответствующими результатами процессов» для ЧЧЗ «Молния»;
5) разработка методики применения кружков качеств для совершенствования процесса «Управление несоответствующими результатами процессов»;
6) риск-менеджмент процесса «Управление несоответствующими результатами процессов»;
7) экономическое обоснование внедрения результатов ВКР.
Объектом исследования является процесс СМК «Управление несоответствующими результатами процессов».
Предметом исследования является методы менеджмента качества
В результате выполнения выпускной квалификационной работы достигнута её цель - разработка и совершенствование процесса управления несоответствующими результатами процессов при помощи методики применения кружков качества.
В работе решены следующие задачи: проведён анализ состояния существующей СМК и диагностика проблем ПАО ЧЧЗ «Молния»; выполнено сравнение методов совершенствования и технологий для процесса «Управление несоответствующими результатами процессов». Произведён выбор наиболее подходящего метода, который был взят за основу для разработки методики. Разработан процесс «Управление несоответствующими результатами процессов»; разработана методика применения «Кружков качества» для условий предприятия ПАО «Молния»; разработан риск-менеджмент для процесса «Управление несоответствующими результатами процессов»; показано экономическое обоснование результатов работы.
При выполнении работы использовались методы менеджмента качества: мозговой штурм, блок-схема, диаграмма принятия решений, диаграмма Гантта; методы визуализации: функциональные модели IDEF0 с применением программного продукта BPWin; методы оценки рисков: анализ сценариев.
При внедрении результатов выпускной квалификационной работы получение ожидаемого экономического эффекта достигается за счёт следующих факторов:
- увеличение прибыли предприятия за счёт увеличения продаж;
- экономия средств за счёт сокращения брака.
Ожидаемый экономический эффект за первый год составит 34 637руб., за шесть лет - 644 961руб.
Проект имеет практическую ценность и рекомендуется для реализации на ПАО ЧЧЗ «Молния».
1 ПАО Челябинский часовой завод «Молния» / история предприятия - http://www.molnija-ltd.ru/
2 ГОСТ Р ИСО 9001- 2015 Системы менеджмента качества. Требования. - М: Стандартинформ, 2015. - 23 с.
3 Руководство по качеству РК 4.2.2 - 2011
4 Пономарев, С. В. Методика проведения практического занятия при изучении актуальности и содержания процесса «8.7 Управление несоответствующими результатами процессов» в системе менеджмента качества/ С.В Пономарев, Н.М. Гребенникова , О.В. Проскурякова // Вопросы современной науки и практики.-2016.-№3 (61).
5 Шелепова, Л.В. Применение статистических методов в управлении несоответствующими результатами процессов/ Л.В. Шелепова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017.
6 Терешин, А.А. Анализ процедуры "Управление несоответствующей продукцией"/ А.А Терешин, Е.Л Москвичева, А.В. Серкова, И.А.Абдуллин, Н.А. Алексеева // Вестник технологического университета. - 2015. - №2.
7 Ушакова, Н.А. Эффективность применения FMEA-анализа при управлении потенциальными несоответствиями / Н.А. Ушакова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.
8 Груздев, В.В. Управление несоответствиями в системе менеджмента качества организации/ В.В. Груздев // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015.
9 Russakoff, R. Quality managment systems and processes/ R. Russakoff // Franchising world. - 1996. - №2.
10 George M.L. Lean Six Sigma for Service. How to Use Lean Speed & Six Sigma Quality to Improve Services and Transactions./ M.L. George // - N.Y., McGrow- Hill Co., 2003.
11 Ковалева, C.A. Развитие российского бизнеса на основе применения методологии бережливого производства и бережливых шести сигм/ С.А Ковалева, В.К. Докальская // Негион: системы, экономика, управление. - 2013. - №3 (22).
12 Адлер, Ю. П. «Шесть сигм»: еще одна дорога, ведущая к храму/ Ю.П. Адлер, В.Л. Шпер, // Методы менеджмента качества. - 2000. - № 10.
13 Розенталь, Р. Методика FMEA - путь повышения качества продукции/ Р. Розенталь // Электроника: Наука, технология, бизнес. - 2010. № 7.
14 Болтрукевич, В. 5S: Как улучшить свое рабочее место./ В. Болтрукевич // Сборка в машиностроении, приборостроении. - 2008г - № 3.
15 Марин, Н.И. «Кружки качества» в России / Н.И. Марин, К.В. Токметова // Гагаринские чтения - 2017...22