ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ
1.1 Понятие и структура государственного (муниципального)
контракта 5
1.2 Специфика процедуры заключения контракта 22
1.3 Способы обеспечения государственного (муниципального)
контракта 32
II ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1 Существенные условия, расторжение государственного и
муниципального контракта 42
2.2 Изменение условий государственного (муниципального)
контракта 53
2.3 Взаимодействие сторон при исполнении контракта, приемке товаров,
работ и услуг 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ
1.1 Понятие и структура государственного (муниципального)
контракта 5
1.2 Специфика процедуры заключения контракта 22
1.3 Способы обеспечения государственного (муниципального)
контракта 32
II ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1 Существенные условия, расторжение государственного и
муниципального контракта 42
2.2 Изменение условий государственного (муниципального)
контракта 53
2.3 Взаимодействие сторон при исполнении контракта, приемке товаров,
работ и услуг 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Проблематика участия в обязательствах публично-правовых образований и их органов является предметом научных исследований с середины XIX века. Решение практических и теоретических проблем, связанные с отличительными чертами участия государственных органов и муниципальных образований, в правоотношениях обязательственного характера, обеспечение соблюдения принципов гражданского
законодательства, совершенствование правовых норм, предупреждению коррупции.
В науке существуют закономерные проблемы правового регулирования государственных и муниципальных контрактов в нормах ГК РФ и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Государственный и муниципальный контракт сегодня является основной формой участия образований в обязательственных правоотношениях, которые предусматриваются нормами отечественного законодательства.
Чаще всего контракты заключаются с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также муниципальными казенными учреждениями для решения вопросов местного значения и осуществлении иных функций государственной и муниципальной власти. Обязательства, которые возникают из государственных и муниципальных контрактов, относятся к особому виду правоотношений, именуемых контрактным правоотношениям.
Наибольшие обсуждения среди ученых при исследовании государственных и муниципальных контрактов вызывают вопросы их отраслевой принадлежности, правовой природы специальных способов заключения, и проблемы соотношения общих норм Гражданского законодательства о видах и норм специального законодательства, о контрактной системе при регулировании условий контрактов.
Государственный и муниципальный контракт обладает достаточно большой ролью: с помощью его реализуются общественные потребности, а так же организуется любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Государственные контракты получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.
Данные вопросы являются актуальным и являются необходимыми к рассмотрению в исследовании государственных и муниципальных контрактов.
Цели работы:
- выявить особенности правового регулирования государственного и муниципального контракта;
- провести анализ института государственных и муниципальных контрактов, их особенности;
- определить существенные условия государственного и муниципального контракта;
- раскрыть проблемы, которые существуют при исполнении и заключении государственных и муниципальных контрактов, и найти возможные их решения.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
- определение понятия государственных и муниципальных контрактов, анализ структуры;
- выявление его положительных и отрицательных сторон;
- провести анализ нормативных актов, связанных с отношениями, которые регулируют заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов.
Предметом исследования являются использованные нормы отечественного и законодательства, материалы юридической практики, а также и доктринальные исследования по заключению, исполнению и прекращению государственных и муниципальных контрактов.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при разработке и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Методологическая основа исследования. В работе использованы общие и частно-правовые методы исследования, сравнительного правоведения, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
Теоретической основой исследования являются труды ученых-юристов В.Е. Белов, О.И. Борисов, Л.Ф. Гатаулина, В.В. Ерин, А.В. Мандрюков, И.В. Пастухова, А.С. Ротенберг, А. В. Сергеев, Д. А. Чваненко и др.
Нормативную основу работы составляют: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Структура работы. Работа состоит из двух глав и шести параграфов, введения, заключения и списка литературы.
законодательства, совершенствование правовых норм, предупреждению коррупции.
В науке существуют закономерные проблемы правового регулирования государственных и муниципальных контрактов в нормах ГК РФ и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Государственный и муниципальный контракт сегодня является основной формой участия образований в обязательственных правоотношениях, которые предусматриваются нормами отечественного законодательства.
Чаще всего контракты заключаются с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также муниципальными казенными учреждениями для решения вопросов местного значения и осуществлении иных функций государственной и муниципальной власти. Обязательства, которые возникают из государственных и муниципальных контрактов, относятся к особому виду правоотношений, именуемых контрактным правоотношениям.
Наибольшие обсуждения среди ученых при исследовании государственных и муниципальных контрактов вызывают вопросы их отраслевой принадлежности, правовой природы специальных способов заключения, и проблемы соотношения общих норм Гражданского законодательства о видах и норм специального законодательства, о контрактной системе при регулировании условий контрактов.
Государственный и муниципальный контракт обладает достаточно большой ролью: с помощью его реализуются общественные потребности, а так же организуется любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Государственные контракты получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.
Данные вопросы являются актуальным и являются необходимыми к рассмотрению в исследовании государственных и муниципальных контрактов.
Цели работы:
- выявить особенности правового регулирования государственного и муниципального контракта;
- провести анализ института государственных и муниципальных контрактов, их особенности;
- определить существенные условия государственного и муниципального контракта;
- раскрыть проблемы, которые существуют при исполнении и заключении государственных и муниципальных контрактов, и найти возможные их решения.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
- определение понятия государственных и муниципальных контрактов, анализ структуры;
- выявление его положительных и отрицательных сторон;
- провести анализ нормативных актов, связанных с отношениями, которые регулируют заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов.
Предметом исследования являются использованные нормы отечественного и законодательства, материалы юридической практики, а также и доктринальные исследования по заключению, исполнению и прекращению государственных и муниципальных контрактов.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при разработке и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Методологическая основа исследования. В работе использованы общие и частно-правовые методы исследования, сравнительного правоведения, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
Теоретической основой исследования являются труды ученых-юристов В.Е. Белов, О.И. Борисов, Л.Ф. Гатаулина, В.В. Ерин, А.В. Мандрюков, И.В. Пастухова, А.С. Ротенберг, А. В. Сергеев, Д. А. Чваненко и др.
Нормативную основу работы составляют: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Структура работы. Работа состоит из двух глав и шести параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Закон о контрактной системе регулирует правоотношения по обеспечению муниципальных и государственных нужд в целях повышения результативности и эффективности проведения закупок товаров, услуг работ и обеспечения прозрачности и гласности таких закупок. Данный нормативный акт также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. Закон о контрактной системе также призван регулировать вопросы по определению поставщиков, исполнителей или подрядчиков.
Проведя данное исследование, мы проанализировали многие аспекты функционирования, формирования контрактной системы, а также выявили проблемы в законодательстве о контрактной системе.
В связи с тем, что количество бюджетных средств, расходуемых на государственные закупки растет с каждым годом, государству просто необходимо было создать систему, эффективно расходующую эти средства. Поэтому, законодатели в первую очередь руководствуются принципами прозрачности государственного и муниципального контракта.
Однако добиться этих целей достаточно трудно, так как законодатель не всегда досконально регулирует ту или иную сферу норм права о контрактной системе.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19 были внесены изменения. Обозначен новый случай, в котором должна быть указана формула цены и максимальное значение - заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Но, не разъяснив положение о самой формуле, на практике возникли проблемы, связанные с применением данной нормы. В этом случае отсутствие формулы в действующем законодательстве, неуказание зависимости тех или иных показателей, которые позволяют самостоятельно установить эту формулу может привести к
злоупотреблениям при реализации этого положения. В настоящее время не выработан единый подход ни в административной , ни в судебной практике.
С 1 июля 2018 г. вступают в силу изменения, которые будут способствовать решению проблемы, ещё не урегулированной Законом о контрактной системе, и коснутся ч. 29 ст. 34. Данное положение предусматривает возможность Правительства Российской федерации устанавливать порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.
Норма имеет цель выявлять недобросовестных субъектов государственных и муниципальных закупок. Попытка решить проблему как правило согласованных действий заинтересованных лиц закупки по поводу заключения и исполнения контракта, реализация возможности участия широкого круга субъектов в государственных и муниципальных закупках.
Отсутствие в законодательстве требований к срокам приводило к тому, что устанавливался преимущественный срок для определенных компаний, у которых уже имеются необходимые товары, либо выполнены работы и оказаны услуги. Разработка Постановления Правительства РФ во исполнение ч. 29 в ст. 34 позволит квалифицировать такие нарушения и с большой долей вероятности блокировать возможность установление нереальных, неисполнимых сроков или сроков, которые могут исполнить только ограниченный круг лиц.
Другую проблему в части установления и применения различным штрафным санкциям уже неоднократно были попытки решить. Текший норматиный акт , который устанавливает размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта - Постановление Правительства № 1042. Но вопрос соразмерности штрафов в процентах от цены контракта на сегодняшний день остаётся открытым.
За нарушение государственного и муниципального контракта с ценой 50 млн. руб. будет взыскан штраф 2,5 млн. руб., а за нарушение контракта с ценой 100 млн.
руб. размер штрафа будет составлять всего 1 млн. руб., а по контракту с ценой 150 млн. руб., и вовсе 750 тыс. руб.
Из этого можно сделать вывод: чем больше цена контракта, тем выше штраф. Это соотношение цены контракта и штрафа ставит в неравное положение субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными компаниями. Предприниматели не имеют возможности участвовать в более крупных контрактах, т.к. у них отсутствуют в таких объемах денежные ресурсы, которые есть у крупных компаний. И, следовательно, участвуют в контрактах с наименьшей ценой, где штрафные санкции выше. Этот вопрос вызывает определённую несоизмеримость и требует нормативного урегулирования.
Ещё существует проблема большого количества различных штрафов, которые подлежат отражению в контракте. Например, если представить государственный контракт на строительство объекта, он должен содержать в себе такие штрафы как: штрафы по каждому отдельному этапу работ, штрафы, которые не имеют стоимостного выражения, штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объёмов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, штраф за не неисполнение условий о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соискателей из числа субъектов малого
предпринимательства. Зачем предусматривать такую сложную систему штрафов, если можно упростить этот порядок и привести его к унификации.
В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в Российской Федерации проходит в верном направлении. Необходимо лишь постоянно следить за процессом надлежащего исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, проводить работу над ошибками, вносить корректировки, и тогда, безусловно, удастся получить эффективную систему государственных закупок.
Поэтому совершенствование положений, которые регулируют требования к содержанию и исполнению государственного и муниципального контракта имеет важнейшее значение для повышения эффективности поставок товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. В последнее время наблюдается усиление роли контракта в регулировании деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Данная тенденция ведет к повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности указанных органов при условии, что заключение государственных и муниципальных контрактов будет происходить на высоком профессиональном уровне, и при повышении контроля над надлежащим исполнением заключенных контрактов.
Проведя данное исследование, мы проанализировали многие аспекты функционирования, формирования контрактной системы, а также выявили проблемы в законодательстве о контрактной системе.
В связи с тем, что количество бюджетных средств, расходуемых на государственные закупки растет с каждым годом, государству просто необходимо было создать систему, эффективно расходующую эти средства. Поэтому, законодатели в первую очередь руководствуются принципами прозрачности государственного и муниципального контракта.
Однако добиться этих целей достаточно трудно, так как законодатель не всегда досконально регулирует ту или иную сферу норм права о контрактной системе.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19 были внесены изменения. Обозначен новый случай, в котором должна быть указана формула цены и максимальное значение - заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Но, не разъяснив положение о самой формуле, на практике возникли проблемы, связанные с применением данной нормы. В этом случае отсутствие формулы в действующем законодательстве, неуказание зависимости тех или иных показателей, которые позволяют самостоятельно установить эту формулу может привести к
злоупотреблениям при реализации этого положения. В настоящее время не выработан единый подход ни в административной , ни в судебной практике.
С 1 июля 2018 г. вступают в силу изменения, которые будут способствовать решению проблемы, ещё не урегулированной Законом о контрактной системе, и коснутся ч. 29 ст. 34. Данное положение предусматривает возможность Правительства Российской федерации устанавливать порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.
Норма имеет цель выявлять недобросовестных субъектов государственных и муниципальных закупок. Попытка решить проблему как правило согласованных действий заинтересованных лиц закупки по поводу заключения и исполнения контракта, реализация возможности участия широкого круга субъектов в государственных и муниципальных закупках.
Отсутствие в законодательстве требований к срокам приводило к тому, что устанавливался преимущественный срок для определенных компаний, у которых уже имеются необходимые товары, либо выполнены работы и оказаны услуги. Разработка Постановления Правительства РФ во исполнение ч. 29 в ст. 34 позволит квалифицировать такие нарушения и с большой долей вероятности блокировать возможность установление нереальных, неисполнимых сроков или сроков, которые могут исполнить только ограниченный круг лиц.
Другую проблему в части установления и применения различным штрафным санкциям уже неоднократно были попытки решить. Текший норматиный акт , который устанавливает размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта - Постановление Правительства № 1042. Но вопрос соразмерности штрафов в процентах от цены контракта на сегодняшний день остаётся открытым.
За нарушение государственного и муниципального контракта с ценой 50 млн. руб. будет взыскан штраф 2,5 млн. руб., а за нарушение контракта с ценой 100 млн.
руб. размер штрафа будет составлять всего 1 млн. руб., а по контракту с ценой 150 млн. руб., и вовсе 750 тыс. руб.
Из этого можно сделать вывод: чем больше цена контракта, тем выше штраф. Это соотношение цены контракта и штрафа ставит в неравное положение субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными компаниями. Предприниматели не имеют возможности участвовать в более крупных контрактах, т.к. у них отсутствуют в таких объемах денежные ресурсы, которые есть у крупных компаний. И, следовательно, участвуют в контрактах с наименьшей ценой, где штрафные санкции выше. Этот вопрос вызывает определённую несоизмеримость и требует нормативного урегулирования.
Ещё существует проблема большого количества различных штрафов, которые подлежат отражению в контракте. Например, если представить государственный контракт на строительство объекта, он должен содержать в себе такие штрафы как: штрафы по каждому отдельному этапу работ, штрафы, которые не имеют стоимостного выражения, штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объёмов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, штраф за не неисполнение условий о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соискателей из числа субъектов малого
предпринимательства. Зачем предусматривать такую сложную систему штрафов, если можно упростить этот порядок и привести его к унификации.
В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в Российской Федерации проходит в верном направлении. Необходимо лишь постоянно следить за процессом надлежащего исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, проводить работу над ошибками, вносить корректировки, и тогда, безусловно, удастся получить эффективную систему государственных закупок.
Поэтому совершенствование положений, которые регулируют требования к содержанию и исполнению государственного и муниципального контракта имеет важнейшее значение для повышения эффективности поставок товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. В последнее время наблюдается усиление роли контракта в регулировании деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Данная тенденция ведет к повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности указанных органов при условии, что заключение государственных и муниципальных контрактов будет происходить на высоком профессиональном уровне, и при повышении контроля над надлежащим исполнением заключенных контрактов.
Подобные работы
- Система государственных закупок по законодательству России и Великобритании
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Начальная максимальная цена контракта как базовая основа контрактной системы РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИМОРСКОГО УФАС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016





