МОТИВЫ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ ДЕТОРОЖДЕНИЯ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧАЙЛДФРИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ 8
1.1 История, причины возникновения явления чайлдфри 8
1.2 Социологические подходы к изучению явлений чайлдфри 16
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ
33
2.1 Влияние родительской семьи на формирование добровольного отказа от
детей 33
2.2 Факторы изменения отношения к добровольной бездетности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа исследования добровольной бездетности .... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Инструмент социологического исследования 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты статистической обработки данных 99
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧАЙЛДФРИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ 8
1.1 История, причины возникновения явления чайлдфри 8
1.2 Социологические подходы к изучению явлений чайлдфри 16
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ
33
2.1 Влияние родительской семьи на формирование добровольного отказа от
детей 33
2.2 Факторы изменения отношения к добровольной бездетности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа исследования добровольной бездетности .... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Инструмент социологического исследования 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты статистической обработки данных 99
В 70-е годы в США, на волне активно развивающихся в обществе феминистских взглядов зародилось сообщество, людей добровольно отказавшихся от деторождения и соответственно их воспитания. Тогда же была создана организация, получившая официальное название «The National Organization for Non-Parents» (в последствии оно часто менялось) или коротко NON, а само движение получило короткое, но емкое «childfree» (англ. — свободный от детей). Его основателями стали писательница Эллен Пек и ее подруга Ширли Радл, которые за короткое время смогли популяризировать свою идеологию и расширить взгляды, тогда, американского общества, а сейчас и людей во всем мире.
Именно это мировоззрение помогло бездетным женщинам по всему миру чувствовать себя «нормальными», объедения в сообщества, и развенчание стереотипов о браке семье и детях. Даже если рассматривать, как пример Америку 70-ых, это достаточно прогрессивная, либеральная страна, в которой быть женщиной за 30 и без детей это отклонение, «ненормальность», с которой достаточно сложно справляться. Быть не таким как все, без группы, с которой ты можешь себя идентифицировать. Не говоря уже о странах третьего мира, в которых, как правило, царил бескомпромиссный патриархат, права женщины принижались, а к их мнению прислушивались достаточно редко.
За последние 10 лет в России произошли серьёзные изменения в модели формирования семьи. Поколение XXI века, молодые люди детородного возраста 20 — 30 лет в своём демографическом поведении сильно отличаются от своих родителей, что позволяет оценить произошедшие изменения как революционные. В мире где равноправие полов играет немаловажную роль, возрастает социальная нагрузка на женщину, становится гораздо труднее сочетать трудовые, общественно полезные и материнские функции. В свою очередь мужчины пытаются отойти от устоявшейся модели воспитания детей, при которой отец, большую часть своего времени отдает работе, фактически не уделяя никакого внимания своему ребенку. К тому же, нельзя забывать о низкой институциональной поддержке со стороны государства, дороговизне и малом количестве муниципальных и частных дошкольных образовательных учреждений, о возросших требованиях к качеству жизни, о современных репродуктивных технологиях, позволяющих раздвигать рамки фертильности, и пр.
При написании данной дипломной работы мы опирались на теоретические концепции, разработанные в области социологии и социологии семьи. При изучении явления чайлдфри использовались концепции таких авторов как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Ф. Скиннер, Ч. Кули и Дж. Мид. Особое внимание уделялось трудам и теоретическим концепциям ученных непосредственно изучавших чайлдфри: Дж. Виверс, Л. Чанси, Дж. Мур. В качестве основной теории социологического исследования был выбран подход, описанный в трудах Андрющенко Л.В., Антонова А.И., а также С. Холла.
Объектом исследования являются представители движения чайлдфри в городе Челябинск. Предметом - факторы, влияющие на принятие чайлдфри. Цель исследования - изучить факторы и мотивы, влияющие на мотивацию добровольного отказа от деторождения. Данная цель решалась с помощью следующих задач:
1. Проанализировать систему ценностей представителей чайлдфри
2. Изучить роль семьи, в формировании стратегии на бездетность
3. Изучить влияние гендерных особенностей на мотивацию отказа от деторождения
4. Проанализировать факторы, способные изменить желание чайлдфри не заводить детей
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Именно это мировоззрение помогло бездетным женщинам по всему миру чувствовать себя «нормальными», объедения в сообщества, и развенчание стереотипов о браке семье и детях. Даже если рассматривать, как пример Америку 70-ых, это достаточно прогрессивная, либеральная страна, в которой быть женщиной за 30 и без детей это отклонение, «ненормальность», с которой достаточно сложно справляться. Быть не таким как все, без группы, с которой ты можешь себя идентифицировать. Не говоря уже о странах третьего мира, в которых, как правило, царил бескомпромиссный патриархат, права женщины принижались, а к их мнению прислушивались достаточно редко.
За последние 10 лет в России произошли серьёзные изменения в модели формирования семьи. Поколение XXI века, молодые люди детородного возраста 20 — 30 лет в своём демографическом поведении сильно отличаются от своих родителей, что позволяет оценить произошедшие изменения как революционные. В мире где равноправие полов играет немаловажную роль, возрастает социальная нагрузка на женщину, становится гораздо труднее сочетать трудовые, общественно полезные и материнские функции. В свою очередь мужчины пытаются отойти от устоявшейся модели воспитания детей, при которой отец, большую часть своего времени отдает работе, фактически не уделяя никакого внимания своему ребенку. К тому же, нельзя забывать о низкой институциональной поддержке со стороны государства, дороговизне и малом количестве муниципальных и частных дошкольных образовательных учреждений, о возросших требованиях к качеству жизни, о современных репродуктивных технологиях, позволяющих раздвигать рамки фертильности, и пр.
При написании данной дипломной работы мы опирались на теоретические концепции, разработанные в области социологии и социологии семьи. При изучении явления чайлдфри использовались концепции таких авторов как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Ф. Скиннер, Ч. Кули и Дж. Мид. Особое внимание уделялось трудам и теоретическим концепциям ученных непосредственно изучавших чайлдфри: Дж. Виверс, Л. Чанси, Дж. Мур. В качестве основной теории социологического исследования был выбран подход, описанный в трудах Андрющенко Л.В., Антонова А.И., а также С. Холла.
Объектом исследования являются представители движения чайлдфри в городе Челябинск. Предметом - факторы, влияющие на принятие чайлдфри. Цель исследования - изучить факторы и мотивы, влияющие на мотивацию добровольного отказа от деторождения. Данная цель решалась с помощью следующих задач:
1. Проанализировать систему ценностей представителей чайлдфри
2. Изучить роль семьи, в формировании стратегии на бездетность
3. Изучить влияние гендерных особенностей на мотивацию отказа от деторождения
4. Проанализировать факторы, способные изменить желание чайлдфри не заводить детей
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
При написании данной выпускной квалификационной работы мы опирались на теоретические концепции, разработанные в области социологии и социологии семьи. При изучении явления чайлдфри использовались концепции таких авторов как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Ф. Скиннер, Ч. Кули и Дж. Мид. Особое внимание уделялось трудам и теоретическим концепциям ученных непосредственно изучавших чайлдфри: Дж. Виверс, Л. Чанси, Дж. Мур. В качестве основной теории социологического исследования был выбран подход, описанный в трудах Андрющенко Л.В., Антонова А.И., а также С. Холла.
В ходе проведенного исследования относительно мотивов добровольной бездетности было выявлено, что представителям чайлдфри был характерен низкий уровень материального благосостояния, в момент проживания с родительской семьей. Так же большинство из них негативно оценивают психологическую обстановку и не согласны с методами, которые применяли родители при их воспитании. В результате многие чайлдфри имеют плохие отношения с родительской семьей на данный момент, они редко с ними встречаются, а так же игнорируют их советы. При этом большинство родственников знают о выбранной репродуктивной тактике наших респондентов, и оценивают ее негативно.
Кроме того, мы выявили особенности ценностных характеристик чайлдфри, исходя из подтвержденной нами гипотезы, большое влияние на их формирование оказывает именно родительская семья. У добровольно бездетных превалируют ценности, которые были недоступны им в детстве, к тому же они отвергают стратегии поведения характерные для их родителей. В этом контексте, отказ от детности, можно рассматривать как радикальную форму бунта, направленную против традиций более старшего поколения.
Помимо этого, мы определили разности в мотивации у женщин и мужчин чайлдфри, в первую очередь они отражают стереотипы принятые в обществе для материнских и отцовских ролей. Так же характерно отличие и в ценностных ориентациях, они диктуются разными возможностями, которые предоставляет отказ от детей, для мужчин и женщин.
В целом говоря о чайлдфри в России нужно подчеркнуть, что большое количество проблем никак не осмысленно с научной точки зрения. Существует много публикаций анализирующих бесплодие и последствия, сказывающиеся на демографии. Но добровольная бездетность как социальный феномен почти не исследуется, хотя имеет серьезные и масштабные основания. СМИ в основном маргинализируют данное явления, представляя его как неправильное, даже недостойное. Лидеры общественного мнения формируют представления о женщинах, как о второсортных людях, которые годятся только для рождения детей. А государственные органы, не разбираясь вопросах политики детности, пытаются откупиться от действительно нуждающихся в помощи семьях деньгами, что в свою очередь лишь смещает возраст рождения ребенка и негативным образом сказывается на благополучности отдельно взятых семей и демографической политике страны в целом. Подробное изучение мотивов отказа от деторождения лишь первый шаг на пути к развертыванию семейноориентированной, смешанной и долгоиграющей политике детности. Которая в будущем способна принести реальные плоды. Бесспорно представление о том, что группа чайлдфри в Российском обществе достаточно мала, но в тоже время она отражает суждения большого пласта населения страны, которые хоть и не причисляют себя к добровольно бездетным, но все же понимают что рождения ребенка это не простой шаг, по отношению к которому позиция государства ни как не упрощает его преодоление.
В ходе проведенного исследования относительно мотивов добровольной бездетности было выявлено, что представителям чайлдфри был характерен низкий уровень материального благосостояния, в момент проживания с родительской семьей. Так же большинство из них негативно оценивают психологическую обстановку и не согласны с методами, которые применяли родители при их воспитании. В результате многие чайлдфри имеют плохие отношения с родительской семьей на данный момент, они редко с ними встречаются, а так же игнорируют их советы. При этом большинство родственников знают о выбранной репродуктивной тактике наших респондентов, и оценивают ее негативно.
Кроме того, мы выявили особенности ценностных характеристик чайлдфри, исходя из подтвержденной нами гипотезы, большое влияние на их формирование оказывает именно родительская семья. У добровольно бездетных превалируют ценности, которые были недоступны им в детстве, к тому же они отвергают стратегии поведения характерные для их родителей. В этом контексте, отказ от детности, можно рассматривать как радикальную форму бунта, направленную против традиций более старшего поколения.
Помимо этого, мы определили разности в мотивации у женщин и мужчин чайлдфри, в первую очередь они отражают стереотипы принятые в обществе для материнских и отцовских ролей. Так же характерно отличие и в ценностных ориентациях, они диктуются разными возможностями, которые предоставляет отказ от детей, для мужчин и женщин.
В целом говоря о чайлдфри в России нужно подчеркнуть, что большое количество проблем никак не осмысленно с научной точки зрения. Существует много публикаций анализирующих бесплодие и последствия, сказывающиеся на демографии. Но добровольная бездетность как социальный феномен почти не исследуется, хотя имеет серьезные и масштабные основания. СМИ в основном маргинализируют данное явления, представляя его как неправильное, даже недостойное. Лидеры общественного мнения формируют представления о женщинах, как о второсортных людях, которые годятся только для рождения детей. А государственные органы, не разбираясь вопросах политики детности, пытаются откупиться от действительно нуждающихся в помощи семьях деньгами, что в свою очередь лишь смещает возраст рождения ребенка и негативным образом сказывается на благополучности отдельно взятых семей и демографической политике страны в целом. Подробное изучение мотивов отказа от деторождения лишь первый шаг на пути к развертыванию семейноориентированной, смешанной и долгоиграющей политике детности. Которая в будущем способна принести реальные плоды. Бесспорно представление о том, что группа чайлдфри в Российском обществе достаточно мала, но в тоже время она отражает суждения большого пласта населения страны, которые хоть и не причисляют себя к добровольно бездетным, но все же понимают что рождения ребенка это не простой шаг, по отношению к которому позиция государства ни как не упрощает его преодоление.
Подобные работы
- ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ
БЕЗДЕТНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ ЧАЙЛДФРИ
И ЧАЙЛДХЕЙТ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И
ИСПАНСКОГО ЯЗЫКОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Семейные ценности и идеология чайлдфри (сравнительно-сопоставительный анализ России и Германии)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Осознанная бездетность в современном российском обществе: гендерный аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Социологический анализ трансформации репродуктивной функции семьи в XXI веке
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ СООБЩЕСТВА ЧАЙЛДФРИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТОРОДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО МОДЕРНА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ДЕКАДЕНТСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТКИ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016





