ТРАНСФОРМАЦИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ "ДОБРА" И "ЗЛА" В ФИЛЬМАХ О ДЖЕЙМСЕ БОНДЕ
|
Введение 5
1 Историко-теоретические аспекты изучения проблемы понимания и
интерпретации феноменов «добра» и «зла» 10
1.1 Анализ динамики понятий «добро» и «зло» в философии, этике,
эстетике и религиоведении 10
1.2 Анализ особенностей искусства кинематографа 25
2 Трансформация кинематографических образов «добра» и «зла» в серии
фильмов о Джеймсе Бонде 37
2.1 История создания кинематографического феномена «бондиана» 37
2.2 Трансформация образов «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде 49
Заключение 57
Список использованных источников
Приложения
1 Историко-теоретические аспекты изучения проблемы понимания и
интерпретации феноменов «добра» и «зла» 10
1.1 Анализ динамики понятий «добро» и «зло» в философии, этике,
эстетике и религиоведении 10
1.2 Анализ особенностей искусства кинематографа 25
2 Трансформация кинематографических образов «добра» и «зла» в серии
фильмов о Джеймсе Бонде 37
2.1 История создания кинематографического феномена «бондиана» 37
2.2 Трансформация образов «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде 49
Заключение 57
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы данной работы обусловлена, прежде всего, той огромной ролью, которую играет кинематограф в современном мире. Так как кинематограф - это синтетический вид искусства, он вобрал в себя выразительные средства всех остальных видов искусств, таких как литература, театр, живопись. Посредством кино осуществляется массовая коммуникация, то есть происходит передача знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм на большие аудитории. Поэтому то, как в кинотексте закодирована информация, касающаяся этических тем добра и зла, определяет настроения общественности и их способности вложить в полученную информацию правильное содержание, наполнить ее верными смыслами.
Вопросы добра и зла являются фундаментальными понятиями для мировой философии. Добро и зло - это категории этики и морали, которые отграничивают нравственное от безнравственного, моральное от аморального, должное от предосудительного в поведении и поступках как отдельных индивидов, так и целых сообществ, а также они работают в отношении различных социальных явлений, происходящих во всем мировом сообществе, не зависимо от территориальных границ. Понимание сути таких явлений, как добро и зло, существенно облегчает задачу детерминирования установок людей, что ими движет при совершении того или иного поступка, какие цели они преследуют и какими ценностными ориентирами руководствуются.
Немаловажную роль в развитии культурной цивилизации играет способность человека различать добро и зло. Однако существует определенная проблема в разграничении этих двух понятий. Вопрос «Что такое добро, а что такое зло?» актуален во все времена и волнует умы великих ученых уже не первое столетие. Оба этих термина всегда трактуются по-разному, но зачастую все сводится к признанию добра, как явлению противоположному злу. Несомненно, диалектическое единство добра и зла дает право многим ученым разрешать противоречие между добром и злом. Но простое противопоставление одного явления другому не позволяет более углубленно применять эти понятия на практике, в сфере природных или социальных явлений.
Иметь представление о том, как изменялись оценочные суждения о добре и зле в философии и религии, крайне важно для формирования индивидуального мировосприятия. Современный человек всё чаще подвергается влиянию не только научно-философским концепциям, а массовому культурному восприятию, в особенности киновосприятию. Искусство кинематографа выполняет немаловажную роль в обществе. Мастера режиссерского дела, подобно философам, создают такие кинопроизведения, в которых отражаются ценностные ориентиры своего времени. Научно доказано, что кинокартины влияют на зрительские предпочтения, настраивают на определенные мыслительные процессы.
А если это не один знаменательный фильм, а серия кинофильмов с одним и тем же героем, выходящая на протяжении десятков лет. Именно на таком основании франшиза о Джеймсе Бонде была выбрана в качестве объекта исследования. Персонажа Бонда знает не одно поколение. Продолжительность его жизни на киноэкране едва ли уступает какому-либо другому киногерою. Его история длится на протяжении последних 53 лет, а значит все сопутствующие настроения в мире отражаются непосредственно в тех приключениях, которые выпадают на долю этого киногероя. Так как бондиана является продуктом массовой культуры, то и показываемые в ней представления о добре и зле отвечают основным тенденциям, доминирующим в обществе в то или иное время.
Степень научной разработанности темы исследования
На сегодняшний день достаточно высока степень общенаучной разработанности этических проблем, связанных с феноменами «добра» и «зла». Теоретическая база была заложена еще в древней Греции. Платон в своих сочинениях «Диалоги» отмечал, что существует единственная наука о добре и зле, которая способна привести к благополучию и счастью . Другие античные философы также посвятили много своих трудов проблемам этики. Аристотель, Аристипп, Эпикур в своих трудах раскрывали истоки добра и зла на земле, а также подробно раскрывали значения сущности добрых явлений и злых . Такие труды античности, как «Евдемова этика» (Аристотель), «О природе» (Эпикур) показывают, что каждый мыслитель по- своему толковал соотношение добра и зла. Аристотель ввел термин «этика», он же считал, что этические качества человека формируются под действием общественной жизни. Эпикур был древнегреческим материалистом и видел достижение счастья в материальных благах и удовольствиях.
Философы Нового времени более подробно структурировали накопленные знания. Такие ученые, как Френсис Бэкон, Дэвид Юм, Поль Анри Гольбах говорили о первоочередности «общественной пользы». Сторонник утилитаризма Дж. С. Милль в работе «Utilitarianism» (1861 г.) говорит об общественной пользе и приравнивает ее к добру. Высшей ценностью Милль считал справедливость, как способ платить добром за добро. Джон Локк в своем трактате «Опыты о человеческом разумении» также считал добродетелью полезность поставленных целей. Диалектика добра и зла выражается в труде Гегеля «Феноменология духа» (1807 г.). Он признает, что право на добро в равной степени, как и право на зло лежит в основе осознанного выбора каждого человека. В субъективном идеализме Канта и его работе «Критика чистого разума» (1781 г.) говорится, что человеку свойственны «задатки добра» и «склонности ко злу», а поведение человека регулируют существующие в нем «добрые» или «злые» максимы.
Также стоит отметить русских мыслителей, которые много рассуждали об истоках зла. Н. Бердяев отмечает, что зло есть отпадение от абсолютного бытия . В. Соловьев связывает зло с человеческими страданиями, появившимися в результате нарушения нравственного порядка . Л. Карсавин в работе «О добре и зле» определяет зло, как недостаток добра .
Свой вклад внесли и представители психоанализа, такие как З. Фрейд,Э. Фромм, К. Хорни. Работа Фрейда «Психология масс и анализ человеческого “Я”» (1921 г.), книга Фромма «Психоанализ и этика» (1946 г.), а также труд Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» (1937 г.) связывали этические представления с психикой человека. По мнению Фрейда, с точки зрения бессознательного влечение и отвращение - это по сути одно и то же, а разница между ними - лишь иллюзия, вызванная наличием у нас сознания.
Однако вопросы «добра» и «зла» применительно к кинопроизведениям о Джеймсе Бонде, их сущности и трансформации ранее не ставились.
Объектом исследования являются образы «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде.
Предмет исследования - особенности трансформации данных образов.
Методология исследования основана на диалектическом подходе в познании явлений природы и общества. В данном исследовании были использованы как общенаучные методы, например, аналогия, экстраполяция, формализация, анализ, обобщение, так и философско-искусствоведческий метод, разработанный в рамках теории искусства В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой , используемый в практической части работы.
Цель исследования заключается в проведении анализа трансформации кинообразов «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде.
Задачи исследования выражаются в следующем:
1. Изучить интерпретации понятий «добра» и «зла» в философии, этике, эстетике и религиоведении.
2. Выявить специфику киноискусства, раскрыть значение искусства кинематографа для культуры современности.
3. Изучить историю создания серии фильмов о Джеймсе Бонде («бондианы»).
4. Исследовать трансформации образов, раскрывающих представления о добре и зле в фильмах о Джеймсе Бонде.
Результаты исследования были апробированы на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» (Красноярск, 2016).
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования специалистами киноведческого направления при написании работ по мировому кинематографу современного времени, а также при изучении философско-этических проблем «добра» и «зла».
Вопросы добра и зла являются фундаментальными понятиями для мировой философии. Добро и зло - это категории этики и морали, которые отграничивают нравственное от безнравственного, моральное от аморального, должное от предосудительного в поведении и поступках как отдельных индивидов, так и целых сообществ, а также они работают в отношении различных социальных явлений, происходящих во всем мировом сообществе, не зависимо от территориальных границ. Понимание сути таких явлений, как добро и зло, существенно облегчает задачу детерминирования установок людей, что ими движет при совершении того или иного поступка, какие цели они преследуют и какими ценностными ориентирами руководствуются.
Немаловажную роль в развитии культурной цивилизации играет способность человека различать добро и зло. Однако существует определенная проблема в разграничении этих двух понятий. Вопрос «Что такое добро, а что такое зло?» актуален во все времена и волнует умы великих ученых уже не первое столетие. Оба этих термина всегда трактуются по-разному, но зачастую все сводится к признанию добра, как явлению противоположному злу. Несомненно, диалектическое единство добра и зла дает право многим ученым разрешать противоречие между добром и злом. Но простое противопоставление одного явления другому не позволяет более углубленно применять эти понятия на практике, в сфере природных или социальных явлений.
Иметь представление о том, как изменялись оценочные суждения о добре и зле в философии и религии, крайне важно для формирования индивидуального мировосприятия. Современный человек всё чаще подвергается влиянию не только научно-философским концепциям, а массовому культурному восприятию, в особенности киновосприятию. Искусство кинематографа выполняет немаловажную роль в обществе. Мастера режиссерского дела, подобно философам, создают такие кинопроизведения, в которых отражаются ценностные ориентиры своего времени. Научно доказано, что кинокартины влияют на зрительские предпочтения, настраивают на определенные мыслительные процессы.
А если это не один знаменательный фильм, а серия кинофильмов с одним и тем же героем, выходящая на протяжении десятков лет. Именно на таком основании франшиза о Джеймсе Бонде была выбрана в качестве объекта исследования. Персонажа Бонда знает не одно поколение. Продолжительность его жизни на киноэкране едва ли уступает какому-либо другому киногерою. Его история длится на протяжении последних 53 лет, а значит все сопутствующие настроения в мире отражаются непосредственно в тех приключениях, которые выпадают на долю этого киногероя. Так как бондиана является продуктом массовой культуры, то и показываемые в ней представления о добре и зле отвечают основным тенденциям, доминирующим в обществе в то или иное время.
Степень научной разработанности темы исследования
На сегодняшний день достаточно высока степень общенаучной разработанности этических проблем, связанных с феноменами «добра» и «зла». Теоретическая база была заложена еще в древней Греции. Платон в своих сочинениях «Диалоги» отмечал, что существует единственная наука о добре и зле, которая способна привести к благополучию и счастью . Другие античные философы также посвятили много своих трудов проблемам этики. Аристотель, Аристипп, Эпикур в своих трудах раскрывали истоки добра и зла на земле, а также подробно раскрывали значения сущности добрых явлений и злых . Такие труды античности, как «Евдемова этика» (Аристотель), «О природе» (Эпикур) показывают, что каждый мыслитель по- своему толковал соотношение добра и зла. Аристотель ввел термин «этика», он же считал, что этические качества человека формируются под действием общественной жизни. Эпикур был древнегреческим материалистом и видел достижение счастья в материальных благах и удовольствиях.
Философы Нового времени более подробно структурировали накопленные знания. Такие ученые, как Френсис Бэкон, Дэвид Юм, Поль Анри Гольбах говорили о первоочередности «общественной пользы». Сторонник утилитаризма Дж. С. Милль в работе «Utilitarianism» (1861 г.) говорит об общественной пользе и приравнивает ее к добру. Высшей ценностью Милль считал справедливость, как способ платить добром за добро. Джон Локк в своем трактате «Опыты о человеческом разумении» также считал добродетелью полезность поставленных целей. Диалектика добра и зла выражается в труде Гегеля «Феноменология духа» (1807 г.). Он признает, что право на добро в равной степени, как и право на зло лежит в основе осознанного выбора каждого человека. В субъективном идеализме Канта и его работе «Критика чистого разума» (1781 г.) говорится, что человеку свойственны «задатки добра» и «склонности ко злу», а поведение человека регулируют существующие в нем «добрые» или «злые» максимы.
Также стоит отметить русских мыслителей, которые много рассуждали об истоках зла. Н. Бердяев отмечает, что зло есть отпадение от абсолютного бытия . В. Соловьев связывает зло с человеческими страданиями, появившимися в результате нарушения нравственного порядка . Л. Карсавин в работе «О добре и зле» определяет зло, как недостаток добра .
Свой вклад внесли и представители психоанализа, такие как З. Фрейд,Э. Фромм, К. Хорни. Работа Фрейда «Психология масс и анализ человеческого “Я”» (1921 г.), книга Фромма «Психоанализ и этика» (1946 г.), а также труд Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» (1937 г.) связывали этические представления с психикой человека. По мнению Фрейда, с точки зрения бессознательного влечение и отвращение - это по сути одно и то же, а разница между ними - лишь иллюзия, вызванная наличием у нас сознания.
Однако вопросы «добра» и «зла» применительно к кинопроизведениям о Джеймсе Бонде, их сущности и трансформации ранее не ставились.
Объектом исследования являются образы «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде.
Предмет исследования - особенности трансформации данных образов.
Методология исследования основана на диалектическом подходе в познании явлений природы и общества. В данном исследовании были использованы как общенаучные методы, например, аналогия, экстраполяция, формализация, анализ, обобщение, так и философско-искусствоведческий метод, разработанный в рамках теории искусства В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой , используемый в практической части работы.
Цель исследования заключается в проведении анализа трансформации кинообразов «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде.
Задачи исследования выражаются в следующем:
1. Изучить интерпретации понятий «добра» и «зла» в философии, этике, эстетике и религиоведении.
2. Выявить специфику киноискусства, раскрыть значение искусства кинематографа для культуры современности.
3. Изучить историю создания серии фильмов о Джеймсе Бонде («бондианы»).
4. Исследовать трансформации образов, раскрывающих представления о добре и зле в фильмах о Джеймсе Бонде.
Результаты исследования были апробированы на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» (Красноярск, 2016).
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования специалистами киноведческого направления при написании работ по мировому кинематографу современного времени, а также при изучении философско-этических проблем «добра» и «зла».
Целью настоящей выпускной квалификационной работы было проведение анализа трансформации кинообразов «добра» и «зла» в фильмах о Джеймсе Бонде.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, рассмотрена интерпретация понятий «добро» и «зло» в философии, этике, эстетике, религиоведении.
Во-вторых, выявлена специфика киноискусства и раскрыто его значение для культуры современности.
В-третьих, изучена история создания кинематографического феномена Джеймса Бонда.
В-четвертых, проведено исследование трансформации образов, раскрывающих представление о добре и зле в фильмах о Джеймсе Бонде.
Таким образом, в ходе исследования были рассмотрены основные изменения, произошедшие за время существования фильмов о Джеймсе Бонде. Было установлено, что образ Джеймса Бонда более чем мифологичен, а его популярность обусловлена тем, что он воплощает в себе мечты любого человека. Такие качества, как эрудированность, сила, умение найти выход из безвыходного положения и необычайное везение заставляют зрителя с восхищением смотреть за приключениями героя.
Таков образ настоящего героя. Добро, в его облике, не стареет и всегда готово к новым подвигам. Изменения, произошедшие с самим героем, напрямую коснулись важной философской проблематики добра и зла.
Воспользовавшись методом аналогии, стоит отметить схожесть наблюдаемых явлений, происходящих, с одной стороны, в древнегреческой философии, а с другой стороны, в таком феномене мирового кинематографа, как «бондиана».
Появившись первее, гедонистические теории Аристиппа и Эпикура рассматривали добро только с позиций получения удовольствий. Первые фильмы о Бонде показали героя с самовлюбленным характером, заботящемся только о своих поручениях, удачное выполнение которых непременно приносило герою удовольствие. Джеймс Бонд выполняет миссию супергероя, и неважно какое зло его окружает, он с легкостью справится с любым.
Бергонзи и Джонсон провели параллель и назвали Бонда «гедонистическим дамским угодником и эпикурейским снобом» , но при этом он ни разу не поставил под сомнение преданность своему делу и своей стране.
Позже теория стоицизма рассматривала добро и зло, соотнося человека и его гармонию с этим миром. Так и более проработанный психологически герой Дэниела Крейга отдает вопросы по решению справедливости и несправедливости в мире судебному закону.
Сам же он пытается наладить свою жизнь в соответствии с законами мироздания. В определенном смысле, герою Бонда впервые дают свободу выбора, и это ярко представлено в финальной сцене на мосту в фильме «007: СПЕКТР». В предыдущих фильмах никакого выбора у Бонда не было. Неспроста в этом фильме дана отсылка к Прусту, как способ провести саморефлексию своего существования, для чего нужно вернуться в свое прошлое.
Подробно изучив становление нравственных взглядов на диалектическое противостояние добра и зла в современных религиях и этических учениях, была проведена взаимосвязь времени и представлений о добре и зле.
Далее были кратко изложены основные философско-психологические признаки, присущие искусству кинематографа. Стало очевидно, что влияние кинематографа набирало обороты с момента своего рождения и в современном мире посредством кинопроизведений выражаются многие философские парадигмы, влияющие как на отдельного зрителя и его сознание, так и на целые общественные устои в пределах страны и наций.
При проведении анализа кинематографического феномена бондианы, сложившегося в середине прошлого века и существующего по сей день, была выявлена актуальность данной кинематографической франшизы для всего Западного общества.
Вопросы добра и зла, касающиеся любого человека, можно изучать как на примере научных концепций, так и на примере одного большого феномена массовой культуры. Трансформация образов добра и зла, проявленная в фильмах о Джеймсе Бонде, показывает и трансформации всеобщих этических парадигм, определяющих всё современное общество.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, рассмотрена интерпретация понятий «добро» и «зло» в философии, этике, эстетике, религиоведении.
Во-вторых, выявлена специфика киноискусства и раскрыто его значение для культуры современности.
В-третьих, изучена история создания кинематографического феномена Джеймса Бонда.
В-четвертых, проведено исследование трансформации образов, раскрывающих представление о добре и зле в фильмах о Джеймсе Бонде.
Таким образом, в ходе исследования были рассмотрены основные изменения, произошедшие за время существования фильмов о Джеймсе Бонде. Было установлено, что образ Джеймса Бонда более чем мифологичен, а его популярность обусловлена тем, что он воплощает в себе мечты любого человека. Такие качества, как эрудированность, сила, умение найти выход из безвыходного положения и необычайное везение заставляют зрителя с восхищением смотреть за приключениями героя.
Таков образ настоящего героя. Добро, в его облике, не стареет и всегда готово к новым подвигам. Изменения, произошедшие с самим героем, напрямую коснулись важной философской проблематики добра и зла.
Воспользовавшись методом аналогии, стоит отметить схожесть наблюдаемых явлений, происходящих, с одной стороны, в древнегреческой философии, а с другой стороны, в таком феномене мирового кинематографа, как «бондиана».
Появившись первее, гедонистические теории Аристиппа и Эпикура рассматривали добро только с позиций получения удовольствий. Первые фильмы о Бонде показали героя с самовлюбленным характером, заботящемся только о своих поручениях, удачное выполнение которых непременно приносило герою удовольствие. Джеймс Бонд выполняет миссию супергероя, и неважно какое зло его окружает, он с легкостью справится с любым.
Бергонзи и Джонсон провели параллель и назвали Бонда «гедонистическим дамским угодником и эпикурейским снобом» , но при этом он ни разу не поставил под сомнение преданность своему делу и своей стране.
Позже теория стоицизма рассматривала добро и зло, соотнося человека и его гармонию с этим миром. Так и более проработанный психологически герой Дэниела Крейга отдает вопросы по решению справедливости и несправедливости в мире судебному закону.
Сам же он пытается наладить свою жизнь в соответствии с законами мироздания. В определенном смысле, герою Бонда впервые дают свободу выбора, и это ярко представлено в финальной сцене на мосту в фильме «007: СПЕКТР». В предыдущих фильмах никакого выбора у Бонда не было. Неспроста в этом фильме дана отсылка к Прусту, как способ провести саморефлексию своего существования, для чего нужно вернуться в свое прошлое.
Подробно изучив становление нравственных взглядов на диалектическое противостояние добра и зла в современных религиях и этических учениях, была проведена взаимосвязь времени и представлений о добре и зле.
Далее были кратко изложены основные философско-психологические признаки, присущие искусству кинематографа. Стало очевидно, что влияние кинематографа набирало обороты с момента своего рождения и в современном мире посредством кинопроизведений выражаются многие философские парадигмы, влияющие как на отдельного зрителя и его сознание, так и на целые общественные устои в пределах страны и наций.
При проведении анализа кинематографического феномена бондианы, сложившегося в середине прошлого века и существующего по сей день, была выявлена актуальность данной кинематографической франшизы для всего Западного общества.
Вопросы добра и зла, касающиеся любого человека, можно изучать как на примере научных концепций, так и на примере одного большого феномена массовой культуры. Трансформация образов добра и зла, проявленная в фильмах о Джеймсе Бонде, показывает и трансформации всеобщих этических парадигм, определяющих всё современное общество.



