ВВЕДЕНИЕ 3
1 Использование компьютерных технологий в спорте и футболе. Особенности
спортивной подготовки футболистов 11-12 лет 6
1.1 Использование компьютерных технологий в спорте и футболе 6
1.2 Особенности спортивной подготовки футболистов 11-12 лет 15
1.3 Физическая подготовка футболистов 11-12 лет 20
1.4 Техническая подготовка футболистов 11-12 лет 23
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 43
3 Результаты использования программно-методического сопровождения в
учебно-тренировочном процессе футболистов 11-12 лет 44
3.1 Описание программного обеспечения тренировочного процесса
футболистов 11-12 лет 44
3.2 Педагогический контроль подготовленности футболистов 11-12 лет 54
3.3 Экспериментальная проверка эффективности программно-методического
сопровождения учебно-тренировочного процесса футболистов 11-12 лет 59
ВЫВОДЫ 66
ЛИТЕРАТУРА 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
В настоящее время наблюдается информационный прогресс, который внес весомый вклад в развитие спорта, в том числе и футбола, сделав его доступнее для людей из всех точек земного шара. Компьютерные программы, как технические средства обучения футболистов, развиваются в рамках самого процесса обучения, поэтому должны быть в большей степени совместимы с этим процессом, с точки зрения управляющих воздействий на текущее состояние спортсменов [14,40].
В то же время эти программы должны влиять не только на отдельные методики преподавания, но и на весь учебный процесс целиком. Особенно важно это учитывать при разработке тренировочных планов для юных футболистов, чтобы планировать оптимальную физическую нагрузку, способствующую повышению физической и технической подготовленности каждого спортсмена [6].
Вместе с тем, следует отметить, что процесс планирования спортивной подготовки юных футболистов не является до конца структурированным, и для его оптимизации требуется большое количество времени [17,27].
Степень разработанности темы. Совершенствованию тренировочного процесса юных футболистов посвящены работы А.В. Антипова, А.А. Миранчука, А.А. Миранчука (2018), И.Н. Калининой, В.В. Лавриченко, Сугак Н.А. (2023), Э. А. Кубекова (2018) и других ученых. Использование информационных технологий в спорте, в том числе и в футболе, показано в работах И.В. Абрашиной, М.А. Солдатовой, С.В. Титовец (2020), Ф.Г. Ахметова Ф.Г., однако в основном они посвящены анализу опыта в спорте высших достижений, а в детском спорте не нашли должного применения.
Специфика футбола как вида спорта предполагает решение довольно обширного круга задач во время учебно-тренировочного процесса, и, соответственно, для решения этих задач тренеру необходимо изучить огромное число существующих физических упражнений в зависимости от уровня физической и технической подготовленности каждого спортсмена, периода тренировочного процесса и его задач, т.е., требуется индивидуальный подход к планированию тренировочных занятий [37,38].
В связи с этим актуализируется поиск эффективных технических средств для повышения качества тренировочного процесса юных футболистов [46,28]. На наш взгляд, это возможно с использованием программно-методического сопровождения тренировочного процесса юных футболистов, которое помогло бы оптимизировать процесс составления тренировочного плана, предложив конкретный план, исходя из задач по спортивной подготовке футболистов, поставленных перед тренером.
Цель исследования заключалась в изучении возможности использования компьютерных технологий в спортивной подготовке футболистов 11-12 лет.
Задачи исследования:
1) Изучить опыт использования компьютерных технологий в подготовке футболистов на основе анализа научно-педагогической литературы.
2) Провести педагогический контроль физической и технической подготовленности футболистов 11-12 лет.
3) Разработать программное обеспечение для сопровождения тренировочного процесса футболистов 11-12 лет и проверить возможность его применения в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс футболистов 11-12 лет.
Предмет исследования - программно-методическое сопровождение тренировочного процесса футболистов 11-12 лет.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что разработанное программное обеспечение позволит повысить уровень физической и технической подготовленности футболистов 11-12 лет.
Научная новизна исследования: обоснована возможность использования компьютерных технологий для оптимизации процесса физической и технической подготовки футболистов 11-12 лет.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут применяться тренерами ДЮСШ, при подготовке футболистов разного возраста.
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация изложена на 75 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 4 рисунками и 6 таблицами. Список литературы включает 50 источников.
- В результате изучения и анализа научно-педагогической литературы были выявлены особенности учебно-тренировочного процесса подготовки футболистов 11-12 лет, а также описан опыт использования компьютерных технологий в подготовке футболистов.
- В ходе педагогического контроля физической и технической подготовленности футболистов 11-12 лет было установлено, что уровень проявления физических и технических качеств был ниже среднего уровня их проявления.
- Результаты педагогического эксперимента показали возможность применения разработанного программно-методического сопровождения тренировочного процесса футболистов 11-12 лет. У футболистов экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента наблюдается достоверный прирост результатов по основным тестируемым показателям.