ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 9
(ТЕРРИТОРИИ)
1.1. Теория добавленной стоимости как основа конкурентоспособности
продукции, отрасли, региона
1.2. Макроэкономический аспект применения показателя
экономической добавленной стоимости 20
1.3. Методические подходы к разработке стратегии развития региона
(города) 24
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ 41
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка динамики социально-экономических показателей и
факторов развития Челябинской области
2.2. SWOT-анализ Челябинской области в разрезе направлений
конкуренции
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 100
3.1. Модель разработки стратегии социально-экономического развития
региона
3.2. Модель управления реализацией стратегии 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 117
Актуальность темы. В современных условиях стратегическое планирование становится одним из основных инструментов управления экономическими интересами не только организаций различных типов, но и органов государственной и региональной власти. Оно позволяет разрабатывать механизмы реагирования и адаптации к внешней среде хозяйствования, способствует снижению ее неопределенности и формирует основу для последовательной политики, направленной как на решение текущих проблем, так и вопросов долгосрочного развития.
Несмотря на доказанную эффективность инструментов стратегического планирования на территориальном уровне в зарубежных странах, в российских условиях многие регионы лишь начинают задумываться над вопросами разработки жизнеспособных стратегий экономического развития. При этом предложение конкретных стратегических мер нуждается в концептуальном обосновании, формирующем общий взгляд на перспективы развития территориального образования и определяющем основные направления реализации стратегических, цел ей и задач.
Концепция стратегического планирования развития региона представляет собой результат теоретического осмысления стратегических ориентиров и перспектив развития территории, полученный в ходе всестороннего анализа социально-экономической ситуации, макроэкономических факторов развития национальной и мировой экономики.
Ключевым барьером на пути развития стратегического планирования на территориальном уровне является недостаток практического опыта, который подлежит восполнению путем формирования комплекса методического и инструментарного обеспечения процессов планирования. Наличие данной проблемы и обусловливает актуальность тематики исследования.
Объект исследования - процесс стратегического планирования региона как инструмент обеспечения его долгосрочного экономического развития.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, формируемые в процессе разработки и реализации стратегии развития региона.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое обоснование и разработка методики стратегического планирования как инструмента регионального экономического развития.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- исследовать содержание стратегического планирования в территориальном развитии;
- рассмотреть особенности системы стратегического планирования экономического развития региона;
- разработать концепцию стратегического планирования на уровне региона;
- предложить алгоритм стратегического планирования в условиях реформирования экономики;
- систематизировать инструментарий стратегического
планирования на региональном уровне.
Теоретической и методологической базой исследования послужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблемам стратегического планирования на территориальном, уровне, изложенные в научных трудах и периодических изданиях, исследования в области развития региональной экономики и управления территориальными образованиями.
Инструментарно-методический аппарат исследования составили общенаучные методы исследования в рамках системного подхода: экономико-статистический, сравнительный, структурно-логический анализ, статистические методы исследования, а также ряд специальных методов изучения социально-экономических процессов: экспертных оценок и наблюдения, ранжирования, группировок, сравнения.
Информационно-эмпирический аппарат исследования основан на данных Федеральной службы государственной статистики, информационных материалах статистики Челябинской области, а также иных источников научной информации.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Вопросы экономического развития территории являются актуальными достаточно длительный период времени. Однако до настоящего момента не разработан единый подход к его обеспечению! Управление экономическим развитием предполагает реализацию органами государственной власти определенной единой политики, затрагивающей различные уровни управления, и вовлекающей в управленческие мероприятия различные группы бизнес-сообщества и населения.
Управление экономическим развитием реализуется с помощью ряда методов и инструментов, анализ которых проведен в исследовании. В результате установлено, что современный инструментарий управления экономическим развитием территорий достаточно разнообразен. Подобное многообразие можно объяснить множественностью целей экономического развития. Каждый из инструментов и методов позволяет приблизиться к определенным целям экономического развития, однако, универсального варианта, позволяющего разрешить все имеющиеся проблемы развития, в настоящее время не существует.
При этом необходимость в интеграции различных инструментов управления все-таки существует, и таким связующим звеном, является стратегическое планирование. Стратегическое планирование позволяет изменить направления инерционного развития территории, поскольку в ряде случаев медленное эволюционное поступательное движение ведет к консервации накапливающихся проблем и не позволяет значительно повысить эффективность инновационных процессов в экономике.
Выявить барьеры на пути внедрения механизмов стратегического планирования в деятельность территориальных образований РФ позволяет анализ его сущности.
Реформы последних лет ввели в оборот стратегического планирования новые термины - макрорегион, федеральный округ, что делает территориальную структуру РФ более сложной с точки зрения прогнозирования ее развития. Результаты проведенного, исследования позволили установить оптимальное соотношение исследуемых терминов территориального развития. При этом необходимо отметить и возможности перекрестного использования данных терминов (в частности, это относится к «региону»).
Рассмотрение специфики понятия «территория» и основных ее характеристик позволило сформировать концептуальные основы стратегического планирования на данном уровне управления: анализ различных концепций стратегического планирования территориального развития показывает, что в настоящее время не выработано единого, лишенного слабых сторон варианта концепции. В связи с этим возникает необходимость координации устанавливаемых целей развития в рамках единого комплексного подхода. Структура стратегического планирования экономического развития территориального образования должна включать, блоки: формирования входных параметров, развития, целевой ориентации территории, определения стратегической направленности развития территории, разработки методического и инструментального обеспечениям реализации целей, совокупность результирующих показателей экономического развития, что предопределяет вектор экономического планирования для участников процесса разработки стратегии и программы развития территориального образования.
В исследовании: предложена методика стратегического планирования на территориальному уровне. Реализация предложенной методики должна осуществляться с использованием разнообразного экономического инструментария, включающего следующие ключевые инструменты планирования: SWOT-анализ, матричные методы методы, сценарного
прогнозирования, анализ разрывов; система сбалансированных показателей, индикативное планирование, бюджетное планирование и контроль.
Стратегическое планирование традиционно осуществляется в достаточно сложных условиях, когда на органы власти, а также на лиц, разрабатывающих стратегические документы, влияет большое число факторов. Следовательно, можно говорить о наличии среды стратегического планирования территориального образования.
Проведенный анализ среды, стратегического планирования Челябинской области показывает, что регион характеризуется определенным набором положительных и отрицательных характеристик.
Конкурентные преимущества: наличие высокого уровня человеческого капитала, способного адаптироваться; низкая дифференциация населения по доходам; относительно дешевая рабочая сила (уровень заработной платы ниже среднероссийского); наличие мегаполисов и агломерационных объединений, стремление к созданию кластеров; территориальная близость емких рынков сбыта для продукции агропромышленного комплекса; наличие уникальных рекреационных ресурсов туристической инфраструктуры; наличие месторождений железных и медно-цинковых руд, графита, магнезита, титана, марганца, хрома и многих других природных ресурсов; высокий промышленный потенциал региона, многоотраслевой промышленный комплекс; увеличение доступности жилья; развитая система высшего и профессионального образования наличие образовательных учреждений, занимающихся выпуском специалистов для основных отраслей промышленности Челябинской области (в том числе металлургии и машиностроения).
Неблагоприятные факторы: неблагоприятная экологическая ситуация в регионе, высокая нагрузка на экологию со стороны предприятий черной и цветной металлургии; недостаточная диверсификация экономики, что не позволяет иметь отрасли, функционирующие контрциклически, не реагирующие на макроэкономическую нестабильность; высокая концентрация экспорта; недостаточное количество малых и средних предприятий, гибко реагирующих на изменения; недостаточная развитость инновационного сектора, который воспринимает кризисы, как вызовы, способен найти выход и адаптироваться; наличие энергодефицита, который покрывается за счет поступления энергии из других регионов; высокий уровень безработицы, превышающий среднероссийские значения; низкий уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами (в том числе дефицит медицинских кадров); отток выпускников школ Челябинской области с высокими баллами ЕГЭ в «рейтинговые» ВУЗы для обучения и закрепления для трудовой деятельности на территории с более высоким уровнем и качеством жизни;
Применительно к Челябинской области, наибольший интерес представляет концептуальное обоснование основных направлений стратегического развития региона с учетом ключевых проблем его развития.
Среди таких проблем выделены:
- более низкий уровень и качество жизни по сравнению с другими регионами;
- высокий уровень безработицы; низкий уровень обеспеченности
высококвалифицированными кадрами;
- недостаточная диверсификация экономики
- неблагоприятная экологическая ситуация.
В качестве основных стратегических направлений развития Челябинской области выделены:
- повышение уровня жизни; повышение продолжительности жизни; повышение уровня грамотности и конкурентоспособности населения;
- обеспечение развития человеческого потенциала в регионе за счет повышения качества и доступности образовательных и медицинских услуг, повышения уровня реальных располагаемых денежных доходов населения;
- обеспечение формирования социальной структуры общества в пользу среднего класса, сокращение бедности. Сокращение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума не менее, чем в 2 раза (7,2% от всего населения региона), обеспечения стабильного роста заработной платы в регионе (не менее 10% в год);
- формирование индустриально-диверсифицированной экономики за счет развития инновационных производств и сферы услуг;
- снижение зависимости от внешних потребителей за счет диверсификации экспортных поставок;
- рост ВРП Челябинской области к 2035 году не менее 40%;
- активизация инновационной деятельности в регионе. Обеспечение перехода региона из группы средне-сильных в группу сильных инноваторов, обеспечение вхождения региона в первую десятку Рейтинга инновационного развития регионов России;
- обеспечение создания условий для развития малого и среднего предпринимательства и стимулирование предпринимательской активности;
- реализация экологических проектов и проектов в сфере энергоэффективности;
- обеспечение развития новых форм пространственной организации, в частности, поддержка кластерных инициатив, развитие Челябинской агломерации и агломерации «Горный Урал» к 2035 году.
Реализация мероприятий стратегического планирования всегда связана с наличием определенных рисков в развитии экономической ситуации.
Особенно актуальной данная проблема становится в настоящее время посткризисных экономических реалий. Инструментом своевременного выявления и предупреждения рисков стратегического планирования региона может стать мониторинг. Мониторинг и контроль реализации стратегического плана развития территории должен осуществляться посредством комплексного экономического анализа, с применением проектного управления, других методов и методик, ориентированных на получение точной достоверной оценки хода реализации концепции, ее эффективности. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков, предусмотренных в планах реализации мероприятий стратегического планирования, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования.
Заинтересованные органы региональной власти, совместно с объединениями промышленников и представителями других отраслей, организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий стратегического планирования. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования отдельных мероприятий стратегического планирования или об их прекращении.
Таким образом, стратегического планирования региона является одним из наиболее действенных инструментов экономического развития, нуждающихся в применении на всех уровнях государственного и регионального управления.
1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
2. Демьянова, О.В. Теоретические основы конкурентных преимуществ
региона // Вестник Инжэкона. - 2009 г. - № 6; Демьянова О.В.
Добавленная стоимость как элемент эффективности региональной экономической системы // Проблемы современного управления. - 2010 г. - №4.
3. Орлов, А. О реальной теории стоимости и ценности: http: //www.finanal .ru/008/о-реальной-теории-стоимости-и- ценности?раде=0,6
4. Богданов А.А. Труд и потребности работника // Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.: Кн. 1. - М: Экономика, 1989. - С. 260.
5. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход Ю.В. Громыко: http://www.situation.ru
6. Гереффи, Гари, Хамфри, Джон, Стеджен, Тимоти Управление глобальными цепочками создания стоимости. Обзор международной политической экономики // Журнал «Аспекты глобализации». - 2005 г. - Том 12, № 1, С. 78-104.
7. Лоебис, Линда, Шмитс, Хьюберт Производители мебели на Яве - победители или проигравшие от глобализации? // Институт исследований развития «Рабочие документы», «Развитие и практика». - 2005 г.
8. Бейр, Дж. Капитализм и товарные цепочки: оглядываясь назад, двигаясь вперёд // «Конкуренция и изменения». - 2005 г. - Том 9, № 2, С. 153-180.
9. Гереффи, Гари, Хамфри, Джон, Стеджен, Тимоти Управление глобальными цепочками создания стоимости. Обзор международной политической экономики // Журнал «Аспекты глобализации». - Февраль, 2005 г. - Том 12, № 1, С. 78-104.
10. Кондратьев, В.Б. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике: http://www.perspektivy.info
11. Антология экономической классики. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. - М., 2002.
12. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.
13. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. - М., Политиздат, 1983 г. - Т. 1.
14. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОЭК-4) (четвертый, пересмотренный, вариант) // Департамент по экономическим и социальным вопросам. ООН. Нью-Йорк, 2009 г.
15. Национальные счета России в 2005-2015 годах: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. Сэй, Ж.Б. Катехизис политической экономии: пер. с фр. - СПб., 1833.
...48