ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
|
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ И УЧЕТА ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 11
1.1 Структура затрат организаций железнодорожного транспорта 11
1.2 Нормативно-правовое регулирование и методические подходы к
калькулированию производственной себестоимости в российских и зарубежных организациях железнодорожного транспорта 14
1.3 Обоснование и выбор способов и приемов производственной себестоимости 29
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 38
2.1 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов, применяемые в организациях железнодорожного
транспорта 38
2.2 Методологические проблемы действующей системы учета затрат и
калькулирования себестоимости продукции в российских организациях железнодорожного транспорта 59
2.3 Методический подход к калькулированию производственной
себестоимости в российских организациях железнодорожного транспорта на основе внутрифирменной управленческой отчетности 75
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОРСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УЧЕТУ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 95
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 9
3.2 Организация учета затрат и калькулирования себестоимости продукции по
действующим правилам 122
3.3 Организация учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в
соответствии с авторским методическим подходом 126
3.4 Анализ экономических выгод предприятия при внедрении авторского методического подхода к учету затрат и калькулированию производственной
себестоимости 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 138
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма 7-у-предприятие Южно-Уральская дирекция по
ремонту тягового подвижного состава за 2015 год 147
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Новая форма 7-у-предприятие Южно-Уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава за 2016 год 189.
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ И УЧЕТА ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 11
1.1 Структура затрат организаций железнодорожного транспорта 11
1.2 Нормативно-правовое регулирование и методические подходы к
калькулированию производственной себестоимости в российских и зарубежных организациях железнодорожного транспорта 14
1.3 Обоснование и выбор способов и приемов производственной себестоимости 29
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 38
2.1 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов, применяемые в организациях железнодорожного
транспорта 38
2.2 Методологические проблемы действующей системы учета затрат и
калькулирования себестоимости продукции в российских организациях железнодорожного транспорта 59
2.3 Методический подход к калькулированию производственной
себестоимости в российских организациях железнодорожного транспорта на основе внутрифирменной управленческой отчетности 75
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОРСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УЧЕТУ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 95
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 9
3.2 Организация учета затрат и калькулирования себестоимости продукции по
действующим правилам 122
3.3 Организация учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в
соответствии с авторским методическим подходом 126
3.4 Анализ экономических выгод предприятия при внедрении авторского методического подхода к учету затрат и калькулированию производственной
себестоимости 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 138
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма 7-у-предприятие Южно-Уральская дирекция по
ремонту тягового подвижного состава за 2015 год 147
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Новая форма 7-у-предприятие Южно-Уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава за 2016 год 189.
Актуальность работы. В современных условиях функционирования, характе¬ризующихся быстрыми изменениями во внешней и внутренней экономической среде, от предприятий железнодорожной отрасли требуется гибкая оперативная реакция на возникающие проблемы в осуществлении деятельности. При этом, требуется сформировать комплексную систему управления, направленную на ко¬ординацию взаимодействия систем управления и контроля эффективности желез¬нодорожного предприятия.
Системы управленческого учета, направленные на калькулирование производ¬ственных затрат, которые применяются на предприятиях железнодорожной от¬расли, в своих основных положениях были сформированы несколько десятилетий назад, российская экономика функционировала в относительно благоприятных условиях, поддерживаемых профицитом государственного бюджета, основанного на избыточных ценах на углеводородные ресурсы. В рамках обозначенного пе¬риода, органы управления ОАО «РЖД» сталкивались с средними и низкими ве¬личинами экономических и финансовых рисков. Потому управленческие реше¬ния, направленные на управление затратами производства по продуктам имели средний временной период и принимались на тактическом (годовом) уровне и от¬клонения экономических показателей тактического уровня от оперативных дан¬ных не имели критического значения.
В настоящее время, железнодорожные компании осуществляют свою деятель¬ность в период низкой экономической активности субъектов предприниматель¬ской деятельности, что повлекло за собой повышение требований к качеству опе¬ративного управления на всех иерархических уровнях структуры ОАО «РЖД». Новые экономические вызовы, повысившиеся финансовые и экономические рис¬ки предъявили к управленческому учету новые требования, касающиеся повыше¬ния его информативности для целей оперативного управления.
Актуальность оптимизации методики управленческого учета расходов на же¬лезнодорожных предприятиях усиливается возрастающим уровнем автоматиза¬ции производственных процессов, внедрением в управленческую практику со¬временных, более эффективных систем менеджмента, соответствующих мировым стандартам управления.
В связи с обозначенными выше тенденциями, на ОАО «РЖД» внедряются ме¬ждународные системы менеджмента TQM (система менеджмента качества) и TQS (система бережливого производства), направленные на систематическое опера¬тивное управление ресурсами предприятия. Существующая на ОАО «РЖД» сис¬тема управленческого учета основана на философии тарифного ценообразования, т.е. управлении ресурсами предприятия на годовом уровне. Таким образом, ин¬формационная база управленческого учета не отвечает в своей информационной составляющей современным управленческим стандартам.
Внедрение комплекса инструментов и методов оптимизации затрат, дейст-вующих систематично и регулярно на предприятиях железнодорожной отрасли целесообразно в связи с необходимостью реализации требований качественного изменения информационно-аналитической составляющей управления для модер¬низации управленческого учета и калькулирования производственной себестои¬мости предприятий железнодорожной отрасли.
Актуальным для предприятий железнодорожной отрасли, является использо¬вание метода, основной характеристикой которого является распределение НР по¬этапно, пропорционально драйверу затрат, а уже после - перенос стоимости непо¬средственно на операции, пропорционально драйверу ресурсов. В результате, мо¬жет быть сформирована более обоснованная себестоимость объектов затрат. В рамках анализирования эффективности использования ресурсов предприятий же¬лезнодорожной отрасли необходимо определить, каким образом осуществляются процессы с различной степенью детализации и группировки. Идентификация дей¬ствий может осуществляться в пределах задачи отдельного подразделения, или как отдельное направление деятельности железнодорожного предприятия.
Подобная система учета позволит подробно анализировать отклонения факти¬ческих результатов от сметных и получать данные, позволяющие управлять за¬тратами предприятия железнодорожной отрасли наиболее эффективно.
Цель исследования - развитие организационно-методических аспектов по уче¬ту затрат и калькулированию производственной себестоимости предприятий же¬лезнодорожного транспорта.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать регулирование и методические подходы учета в рамках каль-кулирования себестоимости производства в российских и зарубежных организа¬циях железнодорожного транспорта;
2. Разработать методический подход к учету затрат и усовершенствования ме¬тода расчета калькулирования производственной себестоимости в организациях железнодорожного транспорта;
3. Произвести апробацию разработанного методического подхода к калькули¬рованию в хозяйственной практике ОАО «РЖД» и оценить возможную экономи¬ческую эффективность оптимизации методического подхода.
Объект исследования - учет затрат и калькулирования производственной себе¬стоимости на предприятиях ОАО «РЖД».
Предмет исследования - организационно-методические аспекты учета затрат и калькулирования производственной себестоимости услуг ОАО «РЖД».
Теоретической основой квалификационной работы выступили разработки по теории и практике состава затрат, экономике и управлению транспортным пред¬приятием, как отечественных, так и зарубежных исследователей, работавших в этих областях в разные периоды времени.
Методологической основой квалификационной работы явились принципы системного подхода, методы статистики и экономического анализа, прогнозиро-вания.
Структура квалификационной работы состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников.
Системы управленческого учета, направленные на калькулирование производ¬ственных затрат, которые применяются на предприятиях железнодорожной от¬расли, в своих основных положениях были сформированы несколько десятилетий назад, российская экономика функционировала в относительно благоприятных условиях, поддерживаемых профицитом государственного бюджета, основанного на избыточных ценах на углеводородные ресурсы. В рамках обозначенного пе¬риода, органы управления ОАО «РЖД» сталкивались с средними и низкими ве¬личинами экономических и финансовых рисков. Потому управленческие реше¬ния, направленные на управление затратами производства по продуктам имели средний временной период и принимались на тактическом (годовом) уровне и от¬клонения экономических показателей тактического уровня от оперативных дан¬ных не имели критического значения.
В настоящее время, железнодорожные компании осуществляют свою деятель¬ность в период низкой экономической активности субъектов предприниматель¬ской деятельности, что повлекло за собой повышение требований к качеству опе¬ративного управления на всех иерархических уровнях структуры ОАО «РЖД». Новые экономические вызовы, повысившиеся финансовые и экономические рис¬ки предъявили к управленческому учету новые требования, касающиеся повыше¬ния его информативности для целей оперативного управления.
Актуальность оптимизации методики управленческого учета расходов на же¬лезнодорожных предприятиях усиливается возрастающим уровнем автоматиза¬ции производственных процессов, внедрением в управленческую практику со¬временных, более эффективных систем менеджмента, соответствующих мировым стандартам управления.
В связи с обозначенными выше тенденциями, на ОАО «РЖД» внедряются ме¬ждународные системы менеджмента TQM (система менеджмента качества) и TQS (система бережливого производства), направленные на систематическое опера¬тивное управление ресурсами предприятия. Существующая на ОАО «РЖД» сис¬тема управленческого учета основана на философии тарифного ценообразования, т.е. управлении ресурсами предприятия на годовом уровне. Таким образом, ин¬формационная база управленческого учета не отвечает в своей информационной составляющей современным управленческим стандартам.
Внедрение комплекса инструментов и методов оптимизации затрат, дейст-вующих систематично и регулярно на предприятиях железнодорожной отрасли целесообразно в связи с необходимостью реализации требований качественного изменения информационно-аналитической составляющей управления для модер¬низации управленческого учета и калькулирования производственной себестои¬мости предприятий железнодорожной отрасли.
Актуальным для предприятий железнодорожной отрасли, является использо¬вание метода, основной характеристикой которого является распределение НР по¬этапно, пропорционально драйверу затрат, а уже после - перенос стоимости непо¬средственно на операции, пропорционально драйверу ресурсов. В результате, мо¬жет быть сформирована более обоснованная себестоимость объектов затрат. В рамках анализирования эффективности использования ресурсов предприятий же¬лезнодорожной отрасли необходимо определить, каким образом осуществляются процессы с различной степенью детализации и группировки. Идентификация дей¬ствий может осуществляться в пределах задачи отдельного подразделения, или как отдельное направление деятельности железнодорожного предприятия.
Подобная система учета позволит подробно анализировать отклонения факти¬ческих результатов от сметных и получать данные, позволяющие управлять за¬тратами предприятия железнодорожной отрасли наиболее эффективно.
Цель исследования - развитие организационно-методических аспектов по уче¬ту затрат и калькулированию производственной себестоимости предприятий же¬лезнодорожного транспорта.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать регулирование и методические подходы учета в рамках каль-кулирования себестоимости производства в российских и зарубежных организа¬циях железнодорожного транспорта;
2. Разработать методический подход к учету затрат и усовершенствования ме¬тода расчета калькулирования производственной себестоимости в организациях железнодорожного транспорта;
3. Произвести апробацию разработанного методического подхода к калькули¬рованию в хозяйственной практике ОАО «РЖД» и оценить возможную экономи¬ческую эффективность оптимизации методического подхода.
Объект исследования - учет затрат и калькулирования производственной себе¬стоимости на предприятиях ОАО «РЖД».
Предмет исследования - организационно-методические аспекты учета затрат и калькулирования производственной себестоимости услуг ОАО «РЖД».
Теоретической основой квалификационной работы выступили разработки по теории и практике состава затрат, экономике и управлению транспортным пред¬приятием, как отечественных, так и зарубежных исследователей, работавших в этих областях в разные периоды времени.
Методологической основой квалификационной работы явились принципы системного подхода, методы статистики и экономического анализа, прогнозиро-вания.
Структура квалификационной работы состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы по научной новизне:
Использование в ходе выполнения настоящей работы методов и инструментария управленческого учета с целью выявления основных информационных процессов формирования регистров управленческого учета и его функционирования как части системы менеджмента ОАО «РЖД» в целом и Локомотивного депо Челябинск, в частности, позволило сделать вывод, регистры управленческого учета ОАО «РЖД» ориентированы не на принятие оперативных управленческих решений, а на формирование информационной базы для целей формирования и утверждения государственными органами тарифов на основные виды деятельности.
Управленческая отчетность ОАО «РЖД» содержит избыточную информацию о накладных расходах предприятий холдинга, его общехозяйственных и общепроизводственных расходах и недостаточную для целей принятия управленческих решений, связанных с распределением и перераспределением ресурсов как в целом по холдингу, так и в отдельных предприятиях.
Другими словами, управленческая отчетность ОАО «РЖД» в существующем виде имеет преимущественно расчетно-статистическую форму.
Практическая полезность выполненной диссертационной работы заключается в следующем:
1. формализованы и проанализированы подходы к методике управленческого учета ОАО «РЖД», его принципы, соответствие задачам управления обществом, информационное наполнение форм управленческого учета;
2. проведен анализ особенностей формирования бухгалтерского учета предприятий железнодорожного транспорта. Изучена мировая практика формирования бухгалтерского и управленческого учета предприятий железнодорожного транспорта;
3. исследования настоящей работы показывают, существующие формы управленческого учета ОАО «РЖД»:
а) избыточны в части расчета накладных, общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятий холдинга;
б) информационно недостаточны в отношении текущих расходов ресурсов по основным и вспомогательным видам деятельности, а также для целей принятия управленческих решений;
Основной задачей управленческого учета является формирование информационной базы для принятие своевременных, эффективных и качественных управленческих решений на всех уровнях управления ОАО «РЖД».
4. Проведен анализ специфических производственных особенностей формирования затрат (себестоимости) и подходов к калькулированию продукции и услуг предприятий железнодорожного транспорта. Исследованы системы менеджмента предприятий ОАО «РЖД»;
5. проведен анализ институциональной (законотворческой) деятельности в Российской Федерации в области транспортной безопасности с целью выявления общей экономической стратегии государства в указанной сфере и стратегии управления в области железнодорожного транспорта;
6. разработана и апробирована новая форма управленческого учета затрат предприятия с акцентом на информационную составляющую об использовании ресурсов в текущей деятельности предприятия, учитывающая подходы системы менеджмента «бережливое управление».
Можно сделать вывод, что в случае кризисных ситуаций или высокой неопределенности экономической среды, для прогнозирования и планирования наиболее целесообразно использовать формы управленческого учета отражающие фактическое использование и распределение ресурсов предприятия в текущем периоде, соответствующие принципам и подходам действующих на предприятиях холдинга ОАО «РЖД» систем менеджмента, а также максимально уменьшить в формах управленческого учета расчетных нормируемых показателей, в отношении которых управленческие решения относятся к компетенции более высоких уровней иерархической структуры управления холдинга ОАО «РЖД».
Использование в ходе выполнения настоящей работы методов и инструментария управленческого учета с целью выявления основных информационных процессов формирования регистров управленческого учета и его функционирования как части системы менеджмента ОАО «РЖД» в целом и Локомотивного депо Челябинск, в частности, позволило сделать вывод, регистры управленческого учета ОАО «РЖД» ориентированы не на принятие оперативных управленческих решений, а на формирование информационной базы для целей формирования и утверждения государственными органами тарифов на основные виды деятельности.
Управленческая отчетность ОАО «РЖД» содержит избыточную информацию о накладных расходах предприятий холдинга, его общехозяйственных и общепроизводственных расходах и недостаточную для целей принятия управленческих решений, связанных с распределением и перераспределением ресурсов как в целом по холдингу, так и в отдельных предприятиях.
Другими словами, управленческая отчетность ОАО «РЖД» в существующем виде имеет преимущественно расчетно-статистическую форму.
Практическая полезность выполненной диссертационной работы заключается в следующем:
1. формализованы и проанализированы подходы к методике управленческого учета ОАО «РЖД», его принципы, соответствие задачам управления обществом, информационное наполнение форм управленческого учета;
2. проведен анализ особенностей формирования бухгалтерского учета предприятий железнодорожного транспорта. Изучена мировая практика формирования бухгалтерского и управленческого учета предприятий железнодорожного транспорта;
3. исследования настоящей работы показывают, существующие формы управленческого учета ОАО «РЖД»:
а) избыточны в части расчета накладных, общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятий холдинга;
б) информационно недостаточны в отношении текущих расходов ресурсов по основным и вспомогательным видам деятельности, а также для целей принятия управленческих решений;
Основной задачей управленческого учета является формирование информационной базы для принятие своевременных, эффективных и качественных управленческих решений на всех уровнях управления ОАО «РЖД».
4. Проведен анализ специфических производственных особенностей формирования затрат (себестоимости) и подходов к калькулированию продукции и услуг предприятий железнодорожного транспорта. Исследованы системы менеджмента предприятий ОАО «РЖД»;
5. проведен анализ институциональной (законотворческой) деятельности в Российской Федерации в области транспортной безопасности с целью выявления общей экономической стратегии государства в указанной сфере и стратегии управления в области железнодорожного транспорта;
6. разработана и апробирована новая форма управленческого учета затрат предприятия с акцентом на информационную составляющую об использовании ресурсов в текущей деятельности предприятия, учитывающая подходы системы менеджмента «бережливое управление».
Можно сделать вывод, что в случае кризисных ситуаций или высокой неопределенности экономической среды, для прогнозирования и планирования наиболее целесообразно использовать формы управленческого учета отражающие фактическое использование и распределение ресурсов предприятия в текущем периоде, соответствующие принципам и подходам действующих на предприятиях холдинга ОАО «РЖД» систем менеджмента, а также максимально уменьшить в формах управленческого учета расчетных нормируемых показателей, в отношении которых управленческие решения относятся к компетенции более высоких уровней иерархической структуры управления холдинга ОАО «РЖД».
Подобные работы
- Аудит эффективности материальных затрат на ремонт железнодорожного транспорта
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Учет, калькулирование и анализ себестоимости услуг вспомогательных производств предприятия железнодорожного транспорта (на примере Красноярской ДРП)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС ДЛЯ ЦЕЛЕЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ О ЗАТРАТАХ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023 - Учет затрат в транспортных компаниях
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Бухгалтерский учет затрат и их анализ в дистанции пути, на примере ОАО «РЖД»
Бакалаврская работа, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2015 - Учет возвратных производственных отходов организациями пищевой промышленности (на примере АО «Краской»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ затрат в транспортной организации(на примере ООО
“Ямашское УТТ”)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Снижение себестоимости пассажирских перевозок (на примере ОАО «Автоколонна №1967»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018





