ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ НА СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью 8
1.1. Общая характеристика понятие самоотношение личности и его особенности в подростковом возрасте 8
1.2. Феномен одиночества как психологическая проблема 20
1.3. Гендерные различия в субъективном переживании одиночества подростками 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Программа психологического сопровождения подростков, переживающих одиночество 56
2.4. Анализ эффективности программы психологического сопровождения подростков, переживающих одиночество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью 8
1.1. Общая характеристика понятие самоотношение личности и его особенности в подростковом возрасте 8
1.2. Феномен одиночества как психологическая проблема 20
1.3. Гендерные различия в субъективном переживании одиночества подростками 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Программа психологического сопровождения подростков, переживающих одиночество 56
2.4. Анализ эффективности программы психологического сопровождения подростков, переживающих одиночество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования. Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания личности является традиционной психологической проблемой. В науке отсутствует единый подход к определению такого феномена как самоотношение.
Формирование самоотношения является одной из центральных задач в подростковом возрасте (О.А. Андриенко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова, И.С. Кон, А.Г. Самохвалов, Н.А. Шапко и др.). Именно в этот период происходит становление нового уровня самосознания, наблюдается упрочение отдельных проявлений отношения к себе, их интеграция и оформление в виде устойчивой структуры самоотношения. В связи с этим наблюдаются резкие колебания в самоотношении и неустойчивость самооценки, самоуничижение, негативный образ «Я». Подросток довольно остро реагирует на факторы, влияющие на глубинные пласты его личности и затрагивающие структурные компоненты самосознания.
Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные авторы: Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе, И.И. Чеснокова, К. Роджерс и др.
Неотъемлемыми составляющими целостного становления личности является позитивное самоотношение. Неадекватное самоотношение и низкая самооценка, по мнению ряда авторов (О.А. Андриенко, Р. Бернс, В.Н. Бородина, В.И. Кошкаров, Л.А. Кадетова), являются одним из факторов субъективного переживания одиночества, поскольку ведут к диффузии самосознания и порождают внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязания и сильной неуверенностью в себе.
Все большее число людей разных возрастов переживают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что приводит к самым негативным чувствам и состояниям. Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению А.Г. Амбрумовой, И.С. Кона, Е.Е. Роговой, Р.В. Шмелева и др., одиночество переживается чаще и является одной из серьезных опасных проблем. В этом возрасте одиночество становится причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально- психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. По статистике в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.
Переживание одиночества в подростковом возрасте связано с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания с родными, близкими и сверстниками, неблагоприятными условиями жизни и развития. Проблеме одиночества в подростковом возрасте уделяли внимание такие ученные, как И. Кон, С. Малышева, А. Прихожан, Ж. Пузанова, Д. Фельдштейн и другие.
Особенно актуально изучение гендерных особенностей субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте. Подросток, создавая собственную картину мира, собственный образ «Я», не ограничивается лишь усвоением гендерных норм и ролей, транслируемых обществом, а стремится самостоятельно и активно осмыслить и сформировать свою гендерную идентичность.
На сегодняшний день проблема влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью мало изучена. Таким образом, возникают противоречия между актуальностью и степенью разработанности проблемы одиночества подростков и его детерминант. В связи с этим возникает необходимость в новых исследованиях, поскольку с меняющимися условиями социализации подростков меняются и особенности самого возраста....
Формирование самоотношения является одной из центральных задач в подростковом возрасте (О.А. Андриенко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова, И.С. Кон, А.Г. Самохвалов, Н.А. Шапко и др.). Именно в этот период происходит становление нового уровня самосознания, наблюдается упрочение отдельных проявлений отношения к себе, их интеграция и оформление в виде устойчивой структуры самоотношения. В связи с этим наблюдаются резкие колебания в самоотношении и неустойчивость самооценки, самоуничижение, негативный образ «Я». Подросток довольно остро реагирует на факторы, влияющие на глубинные пласты его личности и затрагивающие структурные компоненты самосознания.
Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные авторы: Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе, И.И. Чеснокова, К. Роджерс и др.
Неотъемлемыми составляющими целостного становления личности является позитивное самоотношение. Неадекватное самоотношение и низкая самооценка, по мнению ряда авторов (О.А. Андриенко, Р. Бернс, В.Н. Бородина, В.И. Кошкаров, Л.А. Кадетова), являются одним из факторов субъективного переживания одиночества, поскольку ведут к диффузии самосознания и порождают внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязания и сильной неуверенностью в себе.
Все большее число людей разных возрастов переживают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что приводит к самым негативным чувствам и состояниям. Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению А.Г. Амбрумовой, И.С. Кона, Е.Е. Роговой, Р.В. Шмелева и др., одиночество переживается чаще и является одной из серьезных опасных проблем. В этом возрасте одиночество становится причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально- психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. По статистике в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.
Переживание одиночества в подростковом возрасте связано с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания с родными, близкими и сверстниками, неблагоприятными условиями жизни и развития. Проблеме одиночества в подростковом возрасте уделяли внимание такие ученные, как И. Кон, С. Малышева, А. Прихожан, Ж. Пузанова, Д. Фельдштейн и другие.
Особенно актуально изучение гендерных особенностей субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте. Подросток, создавая собственную картину мира, собственный образ «Я», не ограничивается лишь усвоением гендерных норм и ролей, транслируемых обществом, а стремится самостоятельно и активно осмыслить и сформировать свою гендерную идентичность.
На сегодняшний день проблема влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью мало изучена. Таким образом, возникают противоречия между актуальностью и степенью разработанности проблемы одиночества подростков и его детерминант. В связи с этим возникает необходимость в новых исследованиях, поскольку с меняющимися условиями социализации подростков меняются и особенности самого возраста....
На основе проведённого теоретического анализа был сделан вывод о том, что проблема влияния самоотношения на субъективное переживание одиночества у подростков с разной гендерной идентичностью нуждается в дальнейшем изучении. В связи с этим исследование данной проблемы значимо для теории и практики.
Самоотношение является целостной, сложноструктурированной, личностной характеристикой, эмоциональной позицией личности по отношению к себе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, Дж. Маккарти, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.).
Формирование самоотношения является одной из центральных задач в подростковом возрасте. Избегание или блокирование подростком любых контактов и переживаний может стать причиной переживания глубокого чувства одиночества и, как следствие, привести к дезадаптации личности (О.А. Андриенко, В.Н. Бородина, Л.А. Кадетова, В.И. Кошкарова и др.).
Проблема одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в научном контексте, поскольку до сих пор нет единого, целостного представления о данном феномене, так же как нет и общего представления о возрастных закономерностях переживания одиночества (К.Н. Агалина, С.В. Вербицкая, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Х.С. Салливан, З. Фрейд, Ф. Фромм, И. Ялом и др.).
Вопросы гендерной идентичности наиболее остро встают в подростковом возрасте, когда формирование собственной картины мира проявляется в стремлении подростка самостоятельно и активно осознавать и формировать свою гендерную идентичность (Ш. Берн, Н.И. Волчкова, В.А. Геодакян, Г. Келли, И.С. Клёцина, А.А. Шак и др.). На сегодняшний день фактически отсутствуют исследования гендерных особенностей субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте.
На начальных этапах исследования, выявив тип гендерной идентичности подростков, были сформированы три исследуемые группы: I группа - подростки с маскулинным типом, II группа - подростки с андрогинным типом, III группа - подростки с фемининным типом.
В ходе исследования было установлено, что у подростков с фемининным типом гендерной идентичности преобладает высокий уровень субъективного переживания одиночества, в то время как в группе подростков с андрогинным и маскулинным типом - средний уровень. Для подростков с фемининным типом характерно, как правило, переживание эмоционального и поведенческого одиночества. В группе подростков с андрогинным типом доминирующее место занимает переживание временного и когнитивного одиночества, а среди подростков с маскулинным типом - переживание эмоционального одиночества.
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности много времени поглощены мыслями об отношениях, озабочены неустойчивыми отношениями, как правило, дистанцируется от окружающих, проявляют осторожность в установлении близких отношений. Но при этом они с осторожностью стремятся к установлению близких, доверительных отношений с другими людьми. При этом, как не парадоксально, у них выявлен средний уровень застенчивости с тенденцией к высокому.
В свою очередь, подростки с андрогинным типом в отношениях ориентированы на совместный поиск решения, удовлетворяющегося интересы всех сторон. Подростки как с маскулинным, так и с андрогинным типами гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенность в себе, положительным отношением к себе и другим, высоким уровнем самоуважения и самопринятия....
Самоотношение является целостной, сложноструктурированной, личностной характеристикой, эмоциональной позицией личности по отношению к себе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, Дж. Маккарти, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.).
Формирование самоотношения является одной из центральных задач в подростковом возрасте. Избегание или блокирование подростком любых контактов и переживаний может стать причиной переживания глубокого чувства одиночества и, как следствие, привести к дезадаптации личности (О.А. Андриенко, В.Н. Бородина, Л.А. Кадетова, В.И. Кошкарова и др.).
Проблема одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в научном контексте, поскольку до сих пор нет единого, целостного представления о данном феномене, так же как нет и общего представления о возрастных закономерностях переживания одиночества (К.Н. Агалина, С.В. Вербицкая, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Х.С. Салливан, З. Фрейд, Ф. Фромм, И. Ялом и др.).
Вопросы гендерной идентичности наиболее остро встают в подростковом возрасте, когда формирование собственной картины мира проявляется в стремлении подростка самостоятельно и активно осознавать и формировать свою гендерную идентичность (Ш. Берн, Н.И. Волчкова, В.А. Геодакян, Г. Келли, И.С. Клёцина, А.А. Шак и др.). На сегодняшний день фактически отсутствуют исследования гендерных особенностей субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте.
На начальных этапах исследования, выявив тип гендерной идентичности подростков, были сформированы три исследуемые группы: I группа - подростки с маскулинным типом, II группа - подростки с андрогинным типом, III группа - подростки с фемининным типом.
В ходе исследования было установлено, что у подростков с фемининным типом гендерной идентичности преобладает высокий уровень субъективного переживания одиночества, в то время как в группе подростков с андрогинным и маскулинным типом - средний уровень. Для подростков с фемининным типом характерно, как правило, переживание эмоционального и поведенческого одиночества. В группе подростков с андрогинным типом доминирующее место занимает переживание временного и когнитивного одиночества, а среди подростков с маскулинным типом - переживание эмоционального одиночества.
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности много времени поглощены мыслями об отношениях, озабочены неустойчивыми отношениями, как правило, дистанцируется от окружающих, проявляют осторожность в установлении близких отношений. Но при этом они с осторожностью стремятся к установлению близких, доверительных отношений с другими людьми. При этом, как не парадоксально, у них выявлен средний уровень застенчивости с тенденцией к высокому.
В свою очередь, подростки с андрогинным типом в отношениях ориентированы на совместный поиск решения, удовлетворяющегося интересы всех сторон. Подростки как с маскулинным, так и с андрогинным типами гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенность в себе, положительным отношением к себе и другим, высоким уровнем самоуважения и самопринятия....
Подобные работы
- Взаимосвязь иррациональных установок с различными аспектами самосознания (самооценки, самоотношения, сочувствия к себе) у студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2025





