Роль прокурора на досудебной стадии: понятие, сущность, значение
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 История развития института прокуратуры в РФ 9
1.2Особенности организации прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела 23
1.3 Взаимодействие прокурора с основными участниками досудебного производства по уголовному делу 37
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ ФУНКЦИЙ НАДЗОРА НА ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью
следователя 62
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью
дознавателя 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 История развития института прокуратуры в РФ 9
1.2Особенности организации прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела 23
1.3 Взаимодействие прокурора с основными участниками досудебного производства по уголовному делу 37
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ ФУНКЦИЙ НАДЗОРА НА ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью
следователя 62
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью
дознавателя 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Значимость настоящего исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности уголовного судопроизводства, включая законодательную оптимизацию правового статуса прокурора в уголовном преследовании. Актуальность темы исследования обусловлена проходящими процессами осуществления правовой реформы, которая испытывает дефицит фундаментальных научных исследований, в том числе и в сфере уголовно - процессуального права.
Общепризнано, что в уголовном судопроизводстве важное место занимает правовой статус прокурора. Вместе с тем, следует отметить, что в современный период недостаточная разработанность теоретической проблемы назначения правового статуса прокурора в уголовном преследовании приводит к неэффективному правовому регулированию порядка участия прокурора в данной процессуальной деятельности и не достижению, как следствие, наряду с другими причинами, ожидаемой результативности проводимой государством уголовно-правовой политики.
Организация уголовного преследования и его эффективность зависит от целого ряда факторов, среди которых на одно их первых мест выдвигается процессуальная и надзорная деятельность прокурора.
Проблема обеспечения законности предварительного расследования преступлений остается одной из наиболее острых. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд механизмов, позволяющих выявлять и устранять возможные нарушения закона. Одним из наиболее действенных, позволяющих наиболее оперативно восстановить нарушенные права и законные интересы, является институт прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля. Рассматриваемые институты порождают комплекс разнородных правоотношений - как с вовлеченными в уголовное судопроизводство лицами, так и между профессиональными участниками уголовного процесса. Анализ основных теоретических разработок в указанной области, а также правоприменительной практики показывает, что правовое регулирование рассматриваемых отношений страдает существенной неполнотой. Так, отсутствует правовое регулирование механизма обжалования отдельных решений прокурора, что вызывает существенные различия в правоприменительной практике. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается как на оптимизации процессуальных отношений между властными субъектами уголовного процесса, так и на соблюдении прав и свобод лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.
Целью настоящей работы является анализ роли прокурора в
досудебном производстве: сущность, формы, проблемы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализироватьисторию развития института прокуратуры в РФ;
- Исследовать особенности организацию прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела;
- Раскрытьсоотношение статуса прокурора с процессуальным положением основных участников досудебного производства;
- Рассмотреть полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя;
- Показать полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью дознавателя.
Предметом исследования настоящей работы является действующее законодательство, регулирующее роль прокурора в досудебном
производстве.
Объект исследования составляют общественные
отношения,возникающие из сущности, форм и проблем участия прокурора в досудебном производстве.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовно-процессуальному праву. Использовались работы таких авторов как В.Ф. Крюкова, А.В. Спирина, А.К. Ташибаевой, А.А. Тушева, А.Г. Халиулина, С.М. Ягофароваи других.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений (итоги анкетирования).
Общепризнано, что в уголовном судопроизводстве важное место занимает правовой статус прокурора. Вместе с тем, следует отметить, что в современный период недостаточная разработанность теоретической проблемы назначения правового статуса прокурора в уголовном преследовании приводит к неэффективному правовому регулированию порядка участия прокурора в данной процессуальной деятельности и не достижению, как следствие, наряду с другими причинами, ожидаемой результативности проводимой государством уголовно-правовой политики.
Организация уголовного преследования и его эффективность зависит от целого ряда факторов, среди которых на одно их первых мест выдвигается процессуальная и надзорная деятельность прокурора.
Проблема обеспечения законности предварительного расследования преступлений остается одной из наиболее острых. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд механизмов, позволяющих выявлять и устранять возможные нарушения закона. Одним из наиболее действенных, позволяющих наиболее оперативно восстановить нарушенные права и законные интересы, является институт прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля. Рассматриваемые институты порождают комплекс разнородных правоотношений - как с вовлеченными в уголовное судопроизводство лицами, так и между профессиональными участниками уголовного процесса. Анализ основных теоретических разработок в указанной области, а также правоприменительной практики показывает, что правовое регулирование рассматриваемых отношений страдает существенной неполнотой. Так, отсутствует правовое регулирование механизма обжалования отдельных решений прокурора, что вызывает существенные различия в правоприменительной практике. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается как на оптимизации процессуальных отношений между властными субъектами уголовного процесса, так и на соблюдении прав и свобод лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.
Целью настоящей работы является анализ роли прокурора в
досудебном производстве: сущность, формы, проблемы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализироватьисторию развития института прокуратуры в РФ;
- Исследовать особенности организацию прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела;
- Раскрытьсоотношение статуса прокурора с процессуальным положением основных участников досудебного производства;
- Рассмотреть полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя;
- Показать полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью дознавателя.
Предметом исследования настоящей работы является действующее законодательство, регулирующее роль прокурора в досудебном
производстве.
Объект исследования составляют общественные
отношения,возникающие из сущности, форм и проблем участия прокурора в досудебном производстве.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовно-процессуальному праву. Использовались работы таких авторов как В.Ф. Крюкова, А.В. Спирина, А.К. Ташибаевой, А.А. Тушева, А.Г. Халиулина, С.М. Ягофароваи других.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений (итоги анкетирования).
В ходе проведения исследования мы пришли к следующим основным выводам:
1. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел прошел длинный исторический путь, основные тенденции его развития так или иначе связаны с осуществлением надзорной деятельности, в которой составной частью является уголовное преследование (процессуальное руководство за возбуждением и расследованием уголовных дел). Однако объем процессуальных полномочий, позволяющий прокурору осуществлять надзор, включающий и уголовное преследование, на протяжении 150 лет постоянно менялся.
1.1 Несмотря на накопленный внутригосударственный опыт построения прокурорского надзора за следствием и дознанием, в последние годы прокурорский надзор за досудебным производством реформируется нелогично. Налицо недостаточность полномочий прокурора как для осуществления эффективного надзора за законностью и обоснованностью решений, принимаемых органами предварительного следствия, так и для обеспечения эффективного уголовного преследования в досудебном производстве. Данное обстоятельство негативным образом влияет на осуществление уголовного преследования прокурором в суде.
2. Четкое определение принципов, предмета, объекта и пределов прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия является обязательным условием для результативного (эффективного) осуществления данной деятельности, достижения цели деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве - достижения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
3. В российском уголовном судопроизводстве законодательно закреплен двойной, а в определенных случаях и тройной контроль за законностью действий и решений следователя, что, на наш взгляд, существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, что в конечном итоге, в первую очередь, влияет на законность, качество и сроки расследования. Полномочия по отмене вышеуказанных постановлений следователя должен осуществлять прокурор как надзорный орган, но никак не руководитель следственного органа, который осуществляет руководство за предварительным следствием и контрольные полномочия. Для этого законодателю необходимо внести соответствующие изменения в уголовнопроцессуальное законодательство.
4. Роль прокурора в осуществлении им надзора за производством дознания в сокращенной форме представляется важной и необходимой, принятые им процессуальные решения требует взвешенного подхода и полной всесторонней оценки в целях сохранения стабильности, расследования и раскрытия преступлений.Утверждение обвинительного постановления и направление в суд уголовного дела, по которому дознание производилось в сокращенной форме, требуют от прокурора взвешенного подхода. Закон предполагает широкие возможности возвращения такого уголовного дела в досудебное производство не только в связи с допущенными органами расследования нарушениями или иной оценкой судом достаточности собранных по делу доказательств, но и в силу неограниченного усмотрения сторон.
5. В результате проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что большинство опрошенных считаютдостаточным объем полномочий прокурора по надзору за дознанием на стадии проверки сообщений о совершенном преступлении, возбуждении уголовного дела, его расследования. На основании анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных считают, что нет необходимости наделять прокурора функцией возбуждения уголовного дела. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время прокурор обоснованно лишен законодателем полномочия возбуждать уголовные дела, этоисключает «давление» прокурора на органы СК РФ и дознания.
1. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел прошел длинный исторический путь, основные тенденции его развития так или иначе связаны с осуществлением надзорной деятельности, в которой составной частью является уголовное преследование (процессуальное руководство за возбуждением и расследованием уголовных дел). Однако объем процессуальных полномочий, позволяющий прокурору осуществлять надзор, включающий и уголовное преследование, на протяжении 150 лет постоянно менялся.
1.1 Несмотря на накопленный внутригосударственный опыт построения прокурорского надзора за следствием и дознанием, в последние годы прокурорский надзор за досудебным производством реформируется нелогично. Налицо недостаточность полномочий прокурора как для осуществления эффективного надзора за законностью и обоснованностью решений, принимаемых органами предварительного следствия, так и для обеспечения эффективного уголовного преследования в досудебном производстве. Данное обстоятельство негативным образом влияет на осуществление уголовного преследования прокурором в суде.
2. Четкое определение принципов, предмета, объекта и пределов прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия является обязательным условием для результативного (эффективного) осуществления данной деятельности, достижения цели деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве - достижения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
3. В российском уголовном судопроизводстве законодательно закреплен двойной, а в определенных случаях и тройной контроль за законностью действий и решений следователя, что, на наш взгляд, существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, что в конечном итоге, в первую очередь, влияет на законность, качество и сроки расследования. Полномочия по отмене вышеуказанных постановлений следователя должен осуществлять прокурор как надзорный орган, но никак не руководитель следственного органа, который осуществляет руководство за предварительным следствием и контрольные полномочия. Для этого законодателю необходимо внести соответствующие изменения в уголовнопроцессуальное законодательство.
4. Роль прокурора в осуществлении им надзора за производством дознания в сокращенной форме представляется важной и необходимой, принятые им процессуальные решения требует взвешенного подхода и полной всесторонней оценки в целях сохранения стабильности, расследования и раскрытия преступлений.Утверждение обвинительного постановления и направление в суд уголовного дела, по которому дознание производилось в сокращенной форме, требуют от прокурора взвешенного подхода. Закон предполагает широкие возможности возвращения такого уголовного дела в досудебное производство не только в связи с допущенными органами расследования нарушениями или иной оценкой судом достаточности собранных по делу доказательств, но и в силу неограниченного усмотрения сторон.
5. В результате проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что большинство опрошенных считаютдостаточным объем полномочий прокурора по надзору за дознанием на стадии проверки сообщений о совершенном преступлении, возбуждении уголовного дела, его расследования. На основании анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных считают, что нет необходимости наделять прокурора функцией возбуждения уголовного дела. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время прокурор обоснованно лишен законодателем полномочия возбуждать уголовные дела, этоисключает «давление» прокурора на органы СК РФ и дознания.
Подобные работы
- ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прокурорского надзора за следствием
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Прокурор в уголовном процессе
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - Значение принципа презумпции невиновности в уголовном процессе
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Надзор прокурора за законностью применения мер
процессуального принуждение в досудебных стадиях уголовного
судопроизводства
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Судебный контроль и прокурорский надзор как средство повышения
качества расследования уголовных дел
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователя
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Участие прокурора в уголовном судопроизводстве
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021





