Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность»

Работа №19694

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 10
1.1 Определение специфики дополнительной профессиональной подготовки 10
1.2 Специфика программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 10
1.3 Педагогические технологии для программы «Введение в
профессионально-педагогическую специальность» 21
2 Обоснование и разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 33
2.1 Обоснование и разработка программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 33
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий
по программе «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 41
2.2.1 Методика проведения лекционных занятий 42
2.2.2 Методика проведения практических занятий 50
2.2.3 Методика проведения контроля знаний 57
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Введение в
профессионально-педагогическую специальность» 69
3 Экспертиза электронного обучающего курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 90
3.1 Разработка программы экспертизы электронного обучающего курса 90
3.2 Анализ результатов экспертизы электронного обучающего курса
«Введение в профессионально-педагогическую специальность» 94
Заключение 105
Список использованных источников 108
Приложение А Программа дополнительной профессиональной подготовки 111
Приложение Б Фонд оценочных средств по программе дополнительной
профессиональной подготовки 119
Приложение В Диск с материалами ВКР 126


В XXI веке перед образованием и, в частности, перед высшим образованием, стоят глобальные задачи, связанные с дальнейшей эволюцией мирового сообщества. Сегодня полным ходом идет беспрецедентная по своим масштабам и направленности модернизация системы образования в США, осуществляются реформы образования в Японии, продолжаются процессы развития систем образования в Великобритании и России.
Парадигма образования, приведенная в Концепции долгосрочного социально¬экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1662-р от 17 ноября 2008 г., определяет основную задачу профессионального образования: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Таким образом, предъявляет обновленные требования к качеству профессиональной подготовки, квалификации и компетентности выпускников образовательных учреждений системы высшего профессионального образования, которые обусловлены уровнем и качеством подготовки профессионально-педагогических кадров, в частности, педагогов профессионального обучения. Чтобы максимально быстро реагировать на изменения, требуется обращать большое внимание на обновление различных стандартов в педагогике.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н, определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. На основании этого возникает проблема разработки методического обеспечения, и до сих пор остается актуальной проблема поиска новых подходов к созданию методического обеспечения программы.
Требуется более подробно проанализировать и рассмотреть профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения,профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с педагогической и методической точки зрения. Проведя анализ, мы выберем наиболее подходящие трудовые функции, необходимые умения, необходимые знания и уже исходя из наиболее подходящих, будем выстраивать наш дальнейший выбор педагогических технологий, разработку и обоснование методического обеспечения. Таким образом, мы сможем наиболее эффективно и стандартизировано разработать программу, электронный курс, методическое, педагогическое и прочее обеспечение для дополнительной профессиональной подготовки по программе «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы активизации продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно, в соответствии с психологическими потребностями обучающихся и при условии установления высокой планки качества для всех разработанных средств.
Разработка и использование методического обеспечения в процесс обучения направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации процесса обучения на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту процесса обучения, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся
Практика показывает, что создание оптимального комплекса методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения программ. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения, что является, как и большим простором ддя различных исследований, так и большой трудностью ддя поиска теоретического и практического материала на тему представленного исследования. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Т. И. Алферьева, С. С. Борисов, Л. С. Колмогоров, Л. Е. Солянкина, М.С.Сможенкова, М. Н. Кропотина, Л. С. Хижнякова, И. П. Хорошева, Ю. А. Якуба и др.).
Предпринимаются попытки создания методического обеспечения, формирующих совокупности знаний и умений. Однако отсутствуют крупные исследования, посвященные именно точечным проблемам разработки методического обеспечения.
Для разработки методического обеспечения, мы опирались на работы В. С. Леднева, Талызина Н.Ф, Бахтумского А.Е. и др.
В работах В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, Д. В. Чернилевского и пр. рассмотрены теоретические основы, механизмы и виды различных известных на сегодня педагогических технологий, на которые мы ориентировались в своей работе.
Перечисленные работы имеют важное теоретическое и практическое значение. Разработка методического обеспечения должна учитывать теоретические основы воспитательного, образовательного и коммуникативного процесса обучающихся в ВУЗе.
Недостаточная разработанность проблемы на современном этапе развития системы высшего профессионального образования и практическая необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность»». Остановившись именно на этой теме, мы сможем охватить не только процесс разработки методического обеспечения для программы, но и рассмотрим специфику дополнительной профессиональной подготовки, а так же, сможем подробнее остановится на самой программе дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность», что поможет нам лучше вникнуть в проблемы и сложности нашей выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: обосновать, разработать и провести экспертизу методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
Объект исследования: процесс обучения по программе «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
Предмет исследования: методическое обеспечение программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
Цель, объект, предмет исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
2) Выявить педагогические технологии ддя преподавания программы.
3) Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения программы.
4) Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам конструирования методических образовательных ресурсов программы;
- анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств;
- метод экспертных оценок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития профессионального образования проблема разработки методического обеспечения обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активной учебной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Создание программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность», предполагает разработку и использование соответствующего методического и программно-методического обеспечения процесса обучения, основанного на использовании потенциала современных педагогических технологий и возможностей и информационных технологий соответственно.
Мы раскрыли специфику дополнительной профессиональной подготовки, специфику самой программы, задачи изучения программы, цели преподавания программы, определили компетенции, которые формируются после изучения этой программы. Проанализировав профессиональный стандарт, мы пришли к заключению, что именно стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» наиболее точно отражает наше представления об учебной деятельности по программе «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Мы рассмотрели специфику программы «Введения в профессионально-педагогическую специальность». Сделали вывод, что информатизация и компьютеризация всех областей педагогики является большим подспорьем в стремлении не только улучшить и упростить образовательный процесс, но и увеличивает шанс на вовлечение и активизацию обучающегося в педагогический процесс. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования.
Специфика заключается в содержании программы, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Цель программы - формирование у будущих педагогов ориентировочных основ, составляющих знания и умения о специальности и системе профессиональной деятельности педагога.
Специфика программы определила выбор педагогических технологий для ее преподавания.
В ходе анализа педагогической литературы, мы рассматривали понятие педагогической технологии. За основное в работе принято определение М.И. Махмутова. Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Мы рассматривали классификации и сущность педагогической технологии и пришли к выводу, что для её преподавания целесообразным может быть использование проблемная, проектная и игровая технология обучения. Так как именно эти технологии обучения, способствуют активизации учебной деятельности обучающихся.
При решении четвертой задачи исследования было рассмотрено определение методического обеспечения процесса обучения, предложенное Краевским В.В.
Методическое обеспечение - обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися
Было разработано методическое обеспечение программы, включающее программу, методические разработки лекционных, практических и контрольных занятий, конспекты и слайдовое сопровождение лекций, методические указания и дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся, задания для тестового контроля.
Общий объём разработанного МО составляет 72 часов: аудиторные нагрузки 36 часов, лекции 18 часов, практических занятий 18 часов.
В ходе исследования нами были проанализированы понятие и классификация педагогических программных средств, понятие электронного курса и требования к их разработке.
Разработав электронный курс, мы определили его место в классификации педагогических программных средств. По целевому назначению она относится к управляющим, а именно - наставническим. По функциональному строению она линейная. По степени активности учащегося - активная.
В разработанном электронном курсе присутствует теоретический и практический материал, контроль и самоконтроль.
В рамках обучающего педагогического эксперимента проводилась экспертиза разработанного электронного курса и методического обеспечения программы.
Для выявления соответствия разработанного электронного курса теоретическим основам создания педагогических программных средств, применялся метод анкетирования среди экспертов.
Результаты эксперимента подтвердили реализацию в программе дидактических принципов, технических и эргономических требований, таким образом, успешность ее использования в преподавании программы «Введение в профессионально-педагогическую специальность»



1 Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 315 с.
2 Абдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студетами высших учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 208 с.
3 Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. 2012 - 3-14 с.
4 Антипова, М. В. Формы организации обучения / М. В. Антипова. - М. :МарГТУ, 2011. - 16 с.
5 Бахтумский А.Е. Педагогика / А. Е. Бахтумский, Н. А. Вершинина, Е. Н. Глубокова, Питер, 2012. - 304 с.
6 Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры - Рига: АВОТС, 2010 - 104 с.
7 Березовин Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Творческие задания: учеб .-метод, пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч, -Минск: МГВРК, 2009 - 285с.
8 Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008 - 312 с.
9 Борцовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Борцовской и др. - М.: КНОРУС, 2010. - 132с.
10 Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология организации и оформления научно-исследовательских работ: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: изд-во УЦ «Перспектива», 2011. - 94 с.
11 Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. - М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 55 с.
12 Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.В. Габай. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
13 Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - 2-е изд..- М: Педагогическое общество России, 2009. - 212 с.
14 Гусарева И. В. Деловая игра как один из методов, интегрированных в кейс-технологию / Идеи. Поиски. Решения: материалы V Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011 г. В 2 т. Т 1 / редкол.: Н. Н. Нижнева - Минск: РИВШ, 2012 - 104-106 с.
15 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: Профессионализм педагога/ В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010 - 85с.
16 Загвязинский В. И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований/ Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Атаханов Р. и др.; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва : Академия, 2013 - 96-107 с.
17 Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие/ В. И. Звонников, М. Ю. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 124 с.
18 Игровое обучение - Википедия [Электронный ресурс] Википедия - свободная энциклопедия - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/HrpoBoe_o6y4eHne
19 Интент [Электронный ресурс] Справочник технического
переводчика. - Режим доступа: http://intent.gigatran.com/
20 Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап:учеб. пособие для студ. вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова .- 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 250-270 с.
21 Концептуальные основы организации проектной деятельности
старшеклассников [Электронный ресурс] Студенческая библиотека онлайн. - Режим доступа:
http ://studbooks.net/1 962340/pedagogika/kontseptualnye_osnovy_organizatsii_proek tnoy_deyatelnosti_starsheklassnikov
22 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов, Изд-во: Питер, 2009 - 123-145 с.
23 Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009 - 195 с.
24 Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении Спб.:Питер 1-е издание, 2009- 51 с.
25 Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие, КДУ, 2009 - 190 с.
26 Метод экспертных оценок [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3994247/
27 Новиков А. М. О предмете педагогики / А. М. Новиков // Педагогика, 2010 - 8-15 с.
28 Нурманбетова Д.Н. Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий: Издание второе, переработанное и дополненное. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. - 2011. - 48 с.
29 Околелов О. П. Интеграционные процессы в профессиональном образовании / О. П. Околелов // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2013 - 36-39 с.
30 Орлов В. И. Метод и педагогическая технология / В. И. Орлов // Педагогика, 2010 - 30-38 с.
31 Орлов А.Н. Экспертные оценки. Учеб. Пособие/ А.Н. Орлов. - М.: 2008.
32 Павелко Н.Н. Психология и педагогика: учеб. пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов - М. Кнорус, 2012. - 296 с.
33 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 92с.
34 Пидкасистый П.И. Педагогика/ Под ред. Пидкасистый П.И., ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2011 - 302 с.
35 Проблемное обучение - Википедия [Электронный ресурс] Википедия - свободная энциклопедия - Режим доступа: lutp:/mi.vikipedia.org/viki/lІробзешіое обучение
36 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Рубинштейн С.Л., Питер, 2009 - 55с.
37 Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Под ред. Селевко Г. К., Народное образование, 2008 - 84 с.
38 Сиротюк А. Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе / А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева.- Курск: изд-во РФЭИ, 2011 - 201с.
39 Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения / Под ред. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г, НГАУ, 2009 - 166 с.
40 Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011-541 с.
41 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013 - 52 с.
42 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентовобразоват.учреждений сред.проф.образов. 8-е изд Талызина Н.Ф. Академия М, 2011 - 287 с.
43 Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб. пособие / Татур Ю. Г. - М. : Логос : Университетская кн., 2009 - 152 с.
44 Тропинина Н.П. Методика проведения семинарского занятия методические рекомендации для преподавателей и студентов / Н.П.Тропинина - Троицк, 2009 - 46с.
45 Тюнина Н. Я. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентовов. // Современная педагогика, 2013 - 36с.
46 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ documetn/ cons_doc_LAW_140174/
47 Шкабара И.Е. Познавательная активность будущего специалиста в свете подходов новой образовательной парадигмы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009 - 30-34 с.
48 Шамова Т.П. Проблемный подход в обучении. УЦ «Перспектива», 2010 - 56 с.
49 Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009 - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ