Введение 4
1 Особенности спортивного отбора в легкой атлетике для специализации на
дистанции 100 метров с барьерами 7
1.1 Исходные понятия проблемы 7
1.2 Система спортивного отбора 12
1.3 Факторы, обуславливающие спортивный результат в легкой атлетике 21
и использование в процессе отбора
1.4 Влияние наследственности на морфофункциональные показатели и 32
физические качества
2 Организация и методы исследования 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 40
3 Результаты исследования и их обсуждение 42
Заключение 46
Практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Приложение А-Д 53
Барьерный бег входит в число сложных технических видов легкой атлетики, предъявляющих высокие требования к уровню физической и технической подготовленности спортсмена. Основными задачами в тренировке барьериста являются: повышение уровня общей физической подготовленности; развитие общей и скоростной выносливости как основы для совершенствования других специфических качеств; совершенствование техники бега, ловкости, координации движений, в том числе чувства ритма; совершенствование скоростно-силовых показателей и специальной выносливости; воспитание морально-волевых качеств и приобретение соревновательного опыта.
Спортивная ориентация и отбор создают предпосылки успешной подготовки юных спортсменов. Исследования, предпринятые в нашей стране в последние десятилетия, позволили разработать программы отбора, сыгравшие положительную роль в деле подготовки спортивных резервов для легкой атлетики. Этап перехода от начальной подготовки юных спортсменов к углубленной - от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным - характеризуется постепенным возрастанием нагрузки как в плане общей физической подготовки (ОФП), так и специальной (СФП). В легкой атлетике этот период приходится на возраст 12 - 13 лет, что соответствует пубертатному периоду, когда происходит активная перестройка организма, усиленный рост и развитие всех его систем. Подростки, опережающие сверстников по уровню биологического развития, могут в это время демонстрировать более высокие результаты. Особенно актуальна эта задача в тренировке девушек, которые в подростковом возрасте могут опережать юношей по темпам прироста спортивных результатов. Важной задачей тренера в этом случае становится адекватная оценка физических возможностей растущего организма, недопущение форсирования подготовки юных спортсменов для сохранения функциональных резервов и поддержания интереса к дальнейшим тренировкам.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что вопросы отбора в спорте в специальной литературе освещены достаточно широко, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Но вместе с тем проблема практической реализации спортивного отбора продолжает оставаться центральной для детско-юношеского спорта. На практике этот процесс, как правило, происходит путем проб и ошибок, современные технологии прогнозирования игнорируются. В настоящее время наряду с экспериментальной разработкой различных сторон отбора и спортивной ориентации возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании практико¬ориентированных программ отбора талантливых юных легкоатлетов.
Объект исследования: процесс спортивной подготовки в легкой атлетике.
Предмет исследования: спортивный отбор девушек 12—13 лет для специализации в беге на 100 м с барьерами.
Цель исследования: определение критериев отбора для специализации в беге на 100 м с барьерами девушек 12—13 лет.
Задачи исследования:
4. Изучить на основе данных литературы положения спортивного отбора в легкой атлетике.
5. Выявить особенности отбора юных спортсменов для специализации в беге на 100 м с барьерами.
6. Сформировать и экспериментально обосновать эффективность использования критериев отбора девушек 12-13 лет для специализации в беге на 100 м с барьерами.
Гипотеза: использование разработанных и научно-обоснованных критериев оценки уровня физической и функциональной подготовленности юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на 100 м с барьерами, даст возможность оптимизировать процесс отбора для зачисления в учебно¬тренировочные группы.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость выбранной темы заключается в возможности использования полученных данных студентами, обучающимися по специальности «физическая культура» в качестве материала для дальнейших исследования, для подготовки к проведению занятий во время педагогической практики, а также тренерами-преподавателями для обучения и совершенствования техники барьерного бега.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основании изучения представленных в специальной литературе данных, освещающих вопросы спортивной подготовки в легкой атлетике, установлено, что ускорить процесс выявления спортсменов, наиболее перспективных для совершенствования в беге с барьерами, возможно, если уделить основное внимание подготовке на этапе учебно-тренировочных групп.
2. Из средств тестирования уровня развития физических качеств для отбора юных спортсменов при специализации в беге на 100 м с барьерами наиболее информативны такие, как: наклон вперед, проба Ромберга, бег 30 м с хода и тройной прыжок с места.
3. Эффективность предложенной методики отбора подтверждена как динамикой результатов экспериментальной группы, так и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной. Различия показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента достоверны. Достоверны также различия между контрольной и экспериментальной группами на конец эксперимента. Это подтверждает, что предлагаемые критерии отбора способствуют более эффективному выявлению юных спортсменов для совершенствования в барьерном беге и зачисления учебно-тренировочные группы.