АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
1.1 Структура капитала как объект исследования в экономической науке 10
1.2 Современные отечественные и зарубежные теории структуры капитала ...18
1.3 Эмпирические исследования по тестированию теорий структуры
капитала 49
2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Характеристика экономического положения малого
предпринимательства в России 65
2.2 Предпосылки и ограничения эмпирического анализа структуры
капитала в секторе малых предприятий России 84
2.3 Эмпирический анализ структуры капитала малых российских фирм 94
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КОМПРОМИССНОГО ПОДХОДА
НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ КОМПАНИИ 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 148
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Расчет налогового щита 162
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Финансовая отчетность ПАО «Магнит» по МСФО за 2011-2016 гг 163
Наиболее актуальной и пока еще не решенной задачей в области теории и практики корпоративных финансов на протяжении многих лет остается проблема поиска и обоснования оптимальной структуры капитала организации. Выбор структуры капитала относят к ключевым финансово-управленческим решениям, определяющим результаты деятельности компании. Формируя определяющую пропорцию в политике финансирования, решение о структуре капитала имеет долгосрочные последствия стратегического характера.
Целями выпускной квалификационной работы является выявление и исследование факторов, влияющих на структуру капитала малых российских фирм; а также определение с помощью различных методов оптимального уровня долговой нагрузки на примере публичной компании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные этапы и направления развития капитальных теорий;
2) провести обзор основных классических и альтернативных им современных теорий структуры капитала, а также российских и зарубежных исследований, посвященных их эмпирической проверке;
3) дать характеристику экономического положения малого
предпринимательства в России, основных тенденций привлечения финансирования малыми фирмами, а также банковского кредитования данного сектора;
4) идентифицировать основные факторы, оказывающие влияние на уровень долговой нагрузки малых фирм, определить степень их влияния на величину левереджа малых компаний в целом, а также отдельных отраслей;
5) в соответствии с компромиссным подходом осуществить расчет оптимального уровня долга с применением известных методик на примере публичной российской компании и оценить соответствие существующей структуры капитала компании оптимальной.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и приложений.
В первом разделе раскрыта эволюция теорий структуры капитала в контексте перехода от неоклассической, традиционной парадигмы к поведенческой. Также в данном разделе выпускной квалификационной работы произведен обзор основных исследований, посвященных эмпирической проверке релевантности рассмотренных теорий, как в зарубежной, так и отечественной практике.
Во втором разделе проведена оценка влияния таких факторов, как предельная величина налогового щита, ставки кредитования и уровень просроченной задолженности сегмента МСП банкам, а также показателей теневого сектора на структуру капитала малых предприятий, выраженную в динамике коэффициента автономии. По результатам анализа были выявлены факторы, оказывающее наибольшее влияние на левередж малых российских фирм, а также отдельно малых фирм, занятых в обрабатывающем секторе и торговле.
В третьем разделе работы на примере ПАО «Магнит» была произведена оценка оптимального соотношения долга и капитала компании. Были применены 3 методики, позволяющие определить оптимальную долговую нагрузку с позиций максимизации стоимости фирмы, а также поиска баланса между риском и доходностью, а именно:
1) метод WACC с уточнением кредитного рейтинга;
2) метод скорректированной приведенной стоимости (APV) С. Майерса;
3) метод волатильности EBIT.
В теоретическом разделе выпускной квалификационной работы была рассмотрена эволюция теорий структуры капитала в контексте перехода от неоклассической, традиционной парадигмы к поведенческой. В противовес традиционным теориям, получившим наибольшее развитие с середины XX века, стали возникать теории, которые были разработаны с учетом снятия тех или иных предпосылок теорем Модильяни-Миллера, основоположников первых теорем о капитале фирмы. Однако, как показало время, данные теории оказались эмпирически несостоятельными, поскольку плохо описывали реальную корпоративную практику в этой области и, несмотря на свою известность, мало применялись в чистом виде. Попытки представителей поведенческой школы описать процесс корпоративного поведения при определении уровня долговой нагрузки, создать модель того, как в реальности происходит процесс принятия управленческих решений, послужили появлению целого ряда теорий, выведших проблему формирования структуры капитала на новый уровень и вновь сделав её актуальной. Проведенные зарубежными учеными многочисленные эмпирические исследования позволили признать, что менеджер, как и любой человек, ограниченно рационален и, следовательно, способен совершать ошибки. Таким образом, был получен вывод о том, что теории управления структурой капитала, выдвинутые в контексте поведенческих финансов, на сегодняшний день представляют большой научный интерес для более глубокого их исследования, в том числе и в отечественной практике.
Во втором разделе выпускной квалификационной работы была дана оценка экономического положения малого предпринимательства и основных тенденций финансирования малых предприятий в России, которым присущ ряд особенностей, способных отразиться на политике по формированию структуры капитала малых фирм. Специфика этих тенденций на сегодняшний день остается малоизученной как в западной практике, так и в российской, что делает данную проблему особенно актуальной. В связи с этим в работе была предпринята попытка выявления и оценки факторов, оказывающих влияние на соотношение собственных средств и заимствований в структуре пассивов малых российских фирм. В качестве исследуемого показателя был выбран коэффициент автономии малых предприятий, а также отдельно малых предприятий торговой и обрабатывающей отраслей. К числу факторов были отнесены предельная величина налогового щита, средние ставки кредитования МСП, уровень просроченной задолженности МСП перед банками, а также размер теневой экономики, характеризуемый такими показателями, как доля теневой экономики в ВВП, а также доля скрытого фонда оплаты труда в общем ФОТ и в ВВП.
Анализ позволил заключить, что среди рассмотренных факторов наиболее релевантными оказались факторы института кредитования и теневой экономики. Зависимость коэффициента автономии от института налогообложения оказалась недостаточной для признания такого фактора, как величина налогового щита, значимым. Стоимость предоставления кредитных средств МСП в целом подтвердила свою значимость для малых компаний, однако анализ взаимосвязи отдельно для промышленных и торговых предприятий не дал положительного результата. Такой фактор, как доля просроченной задолженности МСП, характеризующий риски банков по кредитованию данного сектора, оказался значимым, что подтверждается высоким коэффициентом корреляции за период 2008-2014 гг., доказавшим наличие прямой и тесной связи между уровнем просрочки и коэффициентом автономии. Факторы, характеризующие размер теневой экономики в стране, и описывающие таким образом изменение величины выгод и издержек от нелегального ведения бизнеса, оказались существенными факторами, способными повлиять на структуру капитала малых фирм. Промышленные фирмы оказались наиболее чувствительными к возможности привлечения более доступного заемного финансирования в случае повышения прозрачности ведения бизнеса, нежели торговые компании. В отношении малых торговых компаний прослеживалась обратная тесная связь между теневой экономикой и долей собственных средств в балансе. При этом показатели скрытого ФОТ для малых фирм в целом оказались слабо связанными с коэффициентом автономии. Вполне вероятно, что это связано с процессами «обналичивания»: малые предприятия, как правило, не стремятся облагать налогом на прибыль экономию, полученную в результате сокрытия ФОТ и с этой целью наращивают затраты через услуги фирм-однодневок.
Следующим этапом была проведена оценка оптимальной структуры капитала крупной публичной компании на примере ПАО «Магнит» с позиции компромиссного подхода 3 методами:
1) методом оценки WACC путем уточнения кредитного рейтинга;
2) методом скорректированной приведенной стоимости (APV);
3) методом волатильности EBIT.
Согласно модели оценки WACC путем уточнения кредитного рейтинга оптимальная структура капитала находится в той точке, где достигается максимальное значение стоимости компании, т.е. минимальное значение WACC. Согласно проведенным расчетам, минимум WACC находится при соотношении «долг/капитал» равном 50/50. Учитывая, что фактический уровень долга ПАО «Магнит» на конец 2016 г. был равен 57%, можно сказать, что структура капитала компании в соответствии с рассматриваемым методом близка к оптимальной.
Метод скорректированной приведенной стоимости С. Майерса так же, как и модель WACC, предполагает определение структуры капитала при которой стоимость компании будет максимальной, учитывая выгоды от налогового щита и издержки финансовой неустойчивости. В работе данный метод был раскрыт с позиции 2 методик. Обе методики показали разный результат: оптимальный уровень долговой нагрузки определен как 70% и 30% по 1 и 2 подходу соответственно. Однако, достоверность первого метода при увеличении периода наблюдаемых значений более 5 лет может быть подвергнута сомнению.
Метод волатильности EBIT основывается на определении вероятности дефолта, т.е. невозможности погасить процентные выплаты по долгу за счет операционной прибыли. Расчет оптимального левереджа согласно данному методу показал, что при уровне долга в 80% наступает превышение процентных платежей над операционной прибылью, вероятность дефолта приближается к 100%. Именно это значение можно считать критическим уровнем при планировании долговой нагрузки.
Итак, наиболее близким к фактическому теоретический уровень долга оказался тот, который был получен методом оценки WACC с уточнением кредитного рейтинга, поскольку компания на протяжении последних пяти лет удерживала свой финансовый рычаг в диапазоне 53-59%.
Таким образом была достигнута цель выпускной квалификационной работы: была освещена проблема анализа структуры капитала как крупных, так и малых компаний; с применением современных инструментов анализа проведено исследование зависимости от выявленных факторов применяемого уровня долговой нагрузки малых российских фирм, а также с применением различных методов осуществлен расчет оптимального уровня левереджа крупной публичной компании на примере ПАО «Магнит».
1 Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев,
В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 352 с.
2 Ивашковская, И.В. Детерминанты стратегических решений о финансировании крупных компаний на развивающихся рынках капитала: пример России, Бразилии и Китая / И.В. Ивашковская, М.С. Солнцева // Российский журнал менеджмента. - 2009. - № 1. - С. 25-42.
3 Луценко, С.И. Рефлексия изменения структуры капитала компаний в ответ на макроэкономическую политику государства / С.И. Луценко // Эффективное антикризисное управление. - 2013. - №6. - С. 73-80.
4 Лукашов, А.В. Эмпирические корпоративные финансы и капитальная структура компании / А.В. Лукашов // Управление корпоративными финансами.
- 2004. - №3. - С. 28-45.
5 Теплова, Т.В. Работа на заемном капитале. Оптимум долговой нагрузки компании: от теоретических концепций к практическим модельным обоснованиям (часть 1) / Т.В. Теплова // Управление корпоративными финансами. - 2013. - № 4.
- С. 248-259.
6 Федорова, Е.А. Влияние внутренних и внешних факторов на структуру капитала в российских компаниях: эмпирический анализ / Е.А Федорова, М.А. Муратов // Финансы и кредит. - 2015. - № 1. - С. 9-18.
7 Brander, J. Oligopoly and financial structure. The limited liability effect /
J. Brander, T. Lewis // American economic review. - 1986. - V. 76, № 5.
- P. 956-970.
8 Maksimovic, V. Capital structure in repeated oligopolies / V. Maksimovic // Rand journal of economics. - 1988. - V. 19, № 3. - P. 389-407.
9 Rotemberg, J. Shareholder value maximization and product market competition / J. Rotemberg, D. Sharfstein // Review of financial studies. - 1990. - V. 3, № 3.
- P. 367-191.
10 Kovenock, D. Capital structure and product market behavior / D. Kovenock, G. Phillips // Review of financial studies. - 1997. - V. 10, № 3. - P. 767-803.
11 Brander, J. Bankruptcy costs and the theory of oligopoly / J. Brander, T. Lewis // Canadian journal of economics. - 1988. - V. 21, № 2. - P. 221-243.
12 Clayton, E. Debt, investment and product market competition / E. Clayton // Working paper, Stern School of Business, University of New York. - 1999. - P. 1-42.
13 Myers, S. Determinants of corporate borrowing / S. Myers // Journal of financial economics. - 1977. - V. 5, № 2. - P. 147-175.
14 Брусов, П.Н. Существует ли оптимальная структура капитала в известной «теории компромисса»? / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова // Финансы и кредит. - 2013. - № 30. - С. 20-43.
15 Астраханцева, И.А. Анализ основных теорий структуры и оптимизации капитала компании / И.А. Астраханцева, А.В. Капустин // Известия высших учебных заведений. - 2013. - № 4. - С. 39-44.
...134