ВВЕДЕНИЕ 7
1 Сущность процесса преподавания дисциплины «Педагогические
технологии» 10
1.1 Специфика дисциплины «Педагогические технологии» 10
1.2 Педагогические условия, способствующие формированию мотивации
студентов 13
1.2.1 Содержание учебного материала 16
1.2.2 Организация учебной деятельности 17
1.2.3. Влияние коллективных форм на мотивацию учебной деятельности студентов 21
1.2.4 Оценивание результатов учебной деятельности студентов 22
2 Методическое обеспечение дисциплины «Педагогические технологии» 27
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 27
2.2 Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины
«Педагогические технологии» 36
3 Мультимедийное обеспечение дисциплины «Педагогические
технологии» 51
3.1 Обоснование и разработка электронного обучающего курса
«Педагогические технологии» 51
4 Апробация разработанного электронного обучающего курса
«Педагогические технологии» 70
4.1 Организация и проведение опытно - экспериментальной работы 70
4.2 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Основными целями системы высшего образования ВО является подготовка высококвалифицированных специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течении которого складываются, формирование мотивации учебной деятельности, черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности. Особое значение в современном обществе придается образовательному процессу, так как благополучие государства в стратегическом плане во многом определяется состоянием системы образования в стране. Специфика учебной деятельности студентов формирует особенности их учебной мотивации, которая оказывает существенное влияние на качество образовательного процесса и, требует разработки эффективного мотивационного методического обеспечения. Эти подтверждения мы можем найти в нормативно-правовых актах об образовании:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов [1].
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на таких принципах, среди которых можно выделить «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека», «информационная открытость» и «предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания», так отмечено в Законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Этих же принципов придерживается и А.Ю. Уваров говоря, что «для достижения учащимися, образовательных результатов ХХІ века необходимы:
-высокий уровень освоения базовых учебных дисциплин;
-формирование учебных навыков и использование средств, информационные коммуникационные технологии для работы с информацией;
-проведение учебной работы в среде отражающей современные реалии; -акцент на новых базовых компонентах содержания;
Многоаспектность образовательного процесса, специфика решаемых задач обучения и воспитания, формирования и развития личности в образовательной среде в современных условиях требует особого подхода к методическому обеспечению процесса обучения.
Повышение качества методического обеспечения процесса обучения в вузе ориентировано на создание организационно-педагогических условий, которые состоят в сущностной перестройке программ, методов и форм обучения и, соответственно, повышении требований к квалификации и мотивации профессорско-преподавательского состава на всех уровнях. В связи с этим меняется структура управления, распределение функций и содержание деятельности педагогических коллективов вузов.
Вопросам методического обеспечения деятельности учебных заведений неизменно уделялось внимание. Современное состояние системы высшего образования (обширная инновационная деятельность преподавателей, потребность в научном обеспечении перестроечных процессов в образовательной системе) заставляет постоянно поднимать эти вопросы. В связи с этим ориентация образования на прогнозирование будущего, на идеи опережающего обучения требует кардинальных изменений в сознании и деятельности педагогов, в построении структурно-содержательных характеристик учебных заведений, а, следовательно, и в организации методического обеспечения процесса обучения. Необходимость создания системы методического обеспечения процесса обучения, обусловлена переходом системы высшего профессионального образования на непрерывную и многоуровневую подготовку специалистов.
Проблема Данного исследования состоит в разработке методического обеспечения, способствующего формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов, с учетом современных тенденций развития педагогических процессов, учитывающего специфику профессиональной подготовки студентов по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (по отраслям) и дисциплины, новой социально-экономической ситуации, модернизации высшего образования, требующей формирования высокого уровня образованности, компетентности и развития профессиональных способностей специалистов.
На основании сложившейся проблемы определились следующие противоречия:
1) между возрастающими требованиями работодателей к качеству профессионального образования и заметным снижением мотивации студентов к получению такого образования;
2) между существующим методическим обеспечением учебного процесса и новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию, формам и технологиям обучения;
3) между образовательными потребностями учащихся и возможностями их удовлетворения в учебном процессе через информационно-технологическое обеспечение дисциплины.
Выявленные противоречия и недостаточная разработанность методического обеспечения обусловили выбор темы: «Разработка методического обеспечения дисциплины «Педагогические технологии», способствующего формированию мотивации учебной деятельности студентов.
Таким образом, цель нашей работы - обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Педагогические технологии», способствующее формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов.
В связи, с этим выделяем объект и предмет исследования.
Объект исследования - учебный процесс по дисциплине «Педагогические технологии».
Предмет исследования - методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине «Педагогические технологии», способствующее формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов.
С учетом цели, объекта и предмета были определены следующие задачи исследования:
1. Определить особенности организации учебного процесса по дисциплине «Педагогические технологии».
2. Раскрыть условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов.
3. Изучить теоретические основы разработки методического обеспечения учебного процесса.
4. Разработать методическое обеспечение по дисциплине «Педагогические технологии», способствующие формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов.
5. Обосновать и разработать электронный курс «Педагогические технологии», способствующий формированию мотивации учебной деятельности студентов ВУЗов.
6. Апробировать разработанный электронный курс в учебном процессе.
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
• анализ научной литературы по психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образования;
• анализ научной литературы по педагогическим технологиям;
• анализ научной литературы по методике профессионального обучения;
• анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления подготовки «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогические технологии»;
• педагогический эксперимент.
Подводя итог проведенному исследованию, обобщая его теоретические и опытно-экспериментальные результаты, мы пришли к следующим выводам:
Решая первую задачу, мы рассмотрели сущность учебного процесса дисциплины «Педагогические технологии». Специфика заключается в содержании дисциплины, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Учебная дисциплина «Педагогические технологии» является одной из основных дисциплин педагогического цикла в системе профессиональной подготовки студентов по специальности 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Целью изучения дисциплины является применение педагогических технологий для проектирования образовательного процесса учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
1. Выбирать педагогические технологии в соответствии с темой занятия.
2. Называть классификации педагогических технологий, существующие в психолого-педагогической литературе.
3. Конструировать учебный процесс на основе педагогических технологий.
Для решения второй задачи, нами были раскрыты условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности студентов.
1. Важную роль в мотивации учебной деятельности играет содержание учебного материала. Оно должно соответствовать существующим и возникающим потребностям учащегося и направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.
2. Под организацией учебной деятельности понимается следующее: учащиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.
В процессе изучения темы, учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в формировании мотивации учебной деятельности.
3. Влияние коллективных форм в формировании мотивации учебной деятельности студентов.
потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к формированию мотивации учебной деятельности.
4. Значение оценки в формировании мотивации учебной деятельности, важно, чтобы в оценке работы учащегося был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.
На основе условий, способствующих формированию мотивации учебной деятельности, мы определили выбор педагогических технологий: игровая технология, технология проблемного обучения, проектная технология.
Игровая технология представляет собой условное воспроизведение ее участниками практической деятельности, моделирующей условия живого общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь всплеском мотивации и повышением интереса к предмету. Кроме того, игровая форма обучения является высокоэффективным средством закрепления учебного материала.
Проектная технология- это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Особенность данной технологии является то, что она:
• формирует мотивацию участников;
• развивает познавательные навыки учащихся;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• ориентироваться в информационном пространстве;
• развивает критическое мышление;
• оказывает помощь в подборе материала;
• отслеживает деятельность каждого участника проекта;
• координирует действия всех участников.
Технология проблемного обучения - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Особенность данной технологии является то, что она:
• предполагает систематическое включение преподавателем учащихся в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем;
• предусматривает самостоятельный поиск учащимися новых знаний, применение ранее усвоенные знаний;
• развивает мыслительные способности;
• вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы, и на основе этого формируется мотивация учебной деятельности.
Далее мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Педагогические технологии», способствующие формированию мотивации учебной деятельности, студентов. Нами было рассмотрено понятие «Методическое обеспечение». В нашей работе, мы придерживаемся мнения П.И.Образцова.
Методическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические разработки, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов. (П. И. Образцов)
Мы изучили и проанализировали государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Профессиональное обучение (современные информационные технологии)», а также учебный план этой специальности.
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Педагогические технологии», направленная на формирование мотивации студентов.
Мы разработали методическое обеспечение лекционных и практических занятий.
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция- беседа. Применение перечисленных типов лекций способствует формированию мотивации студентов.
Методика проведения практических занятий в рамках учебного процесса дисциплины «Педагогические технологии» способствует усвоению пройденного материала лекций. Для эффективного запоминания лекционного материала, а также для отработки навыков и умений, во-первых, необходимо организовывать в учебном процессе различные виды практических занятий, во- вторых, разрабатывать такие типы заданий, которые бы имели разную направленность и воздействовали не только на память учащегося, но и на его мышление, творческий подход, индивидуальное решение, фантазию, т.е. позволяли бы сформировать мотивацию учебной деятельности.
Также, мы выяснили как методическое обеспечение способствует формированию мотивации учебной деятельности студентов. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, поэтому особенно важно содержание методического обеспечения дисциплины. В задачи нашей дипломной работы входит разработка методического обеспечения, способствующее формированию мотивации учебной деятельности. Определив условия , влияющие на развитие мотивации, мы определили, что при разработке методического обеспечения необходимо сделать акцент на формировании определенного отношения учащихся к изучаемой дисциплине и осознание его значимости для своего личностного развития и профессионального роста. Кроме этого на занятиях должна быть благоприятная психолого-педагогическая обстановка обучения. Это можно достичь через применение в учебном процессе педагогических технологий обучения.
Решая пятую задачу, мы обосновали и разработали электронный обучающий курс «Педагогические технологии», способствующий формированию мотивации учебной деятельности, студентов. Электронный обучающий курс Moodle позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в рамках изучения дисциплины за счет особенностей использования электронного курса. В нем присутствуют все необходимые материалы, практические задания, контроль полученных знаний, а также все возможные подсказки, помогающие учащемуся самостоятельно изучить данный курс.
Электронный обучающий курс предназначен для высшего образования и соответствует учебной программе по дисциплине, имеет высокую динамику иллюстративного материала: информационно-справочный блок, охватывающий основные сведения дисциплины или ее модули; блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов. Электронный обучающий курс выполнен в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств. Нами создан педагогический и технологический сценарий, также проведено обоснование разработанного курса и описание функционального и методического назначения курса.
Последней нашей задачей ставилась апробирование разработанного электронного обучающего курса в учебном процессе. С помощью апробации можно проверить в реальных условиях, на практике, разработанные и теоретически обоснованные концепции. Успешная апробация служит гарантом качества разработки, позволяет выявить возможные недоработки, а также облегчает процесс последующего внедрения.
Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения целесообразности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты.
В ходе работы была составлена программа педагогического эксперимента.
Проведенный педагогический эксперимент был выполнен в полном объеме и дал конкретные результаты. Эксперимент проводился в рамках педагогической и преддипломной практики в Сибирском федеральном университете, Институт педагогики, психологии и социологии г. Красноярска.
Участники эксперимента - студенты третьего курса Сибирского федерального университета, Института педагогики, психологии и социологии направления подготовки «Профессиональное обучение (современные информационные технологии)». Количество участников: 21 человек. Возраст участников: 19-20 лет.
Результаты педагогического результата подвергались обработке посредством распределения ответов на каждый вопрос в процентном отношении. Для наглядного анализа были построены диаграммы.
Проанализировав результаты педагогического эксперимента, участниками которого являлись студенты третьего курса, можно заметить, что все дидактические принципы разработки программных средств соблюдаются в электронном курсе «Педагогические технологии», что подтверждает целесообразность использования разработанного электронного курса в учебном процессе на основании его соответствия дидактическим принципам разработки программных средств.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента можно считать успешными. Апробация анкет не выявила существенных недостатков, показала, что использование разработанного электронного обучающего курса в учебном процессе целесообразно, поэтому можно считать, что разработанный электронный обучающий курс готов к внедрению в учебный процесс.
1. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. //Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа:http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html"
2. Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13; 16; 18, 19, 98: текст с изм. и доп. на 2009 год. - Москва: ЭКСМО, 2009 - 69 с.
3. Уваров А.Ю. Информатизация школы на пути к модели «1:1» : учебник / А.Ю. Уваров - Москва : Бином Лаборатория Зданий, 2011. - 232 с.
4. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04«Профессиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс]- утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015г. N 1085 // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http: //fgo svo .ru/news/2/1420
5. Учебный план направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
6. Словарь терминов по курсу Общая психология [Электронный ресурс]:Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2840836/
7. Шопенгауэр А. Статья Четыре принципа достаточной причины [Электронный ресурс] : Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/9844.html
8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность : учебник / А.Г.Маслоу - Москва : «Евразия», 2005, 478 с
9. Маккеланд Д. К. Мотивация достижения : учебник / Д.К.Маккеланд - Москва «Евразия», 2009, 470 с
10. Врум А. Труд и мотивация: учебник / Врум А - Москва «Евразия», 2009, 373 с
11. Обуховский К. Психология влечений человека [Электронный ресурс]. / К.Обуховский. Психология влечений человека - 1972 - Режим доступа: http://mexalib.com/view/232400
12. Леонтьев А.Н Развития психики : учебник Леонтьев А.Н - Москва: «Наука», 2009, 290 с.
13. Столяренко Л.Д Общая психология [Электронный ресурс].: Л.Д.Столяренко научная статья - 2005, 55с Режим доступа: http://mexalib.com/view/4801
14. Процесс формирования учебной мотивации [Электронный ресурс] : научная статья общая психология - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555175
15. Селевко Т.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Т.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий :учебник (серия «Энциклопедия образовательных технологий») - Москва : «Народное образование»,2005, 288 с
16. Девятова И. Е.Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.// [Электронный ресурс] Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. № 2. Т. 8. С. 47-58: Режим доступа: http: //moluch.ru/archive/60/8718/
17. Беспалько В.П. Реализация учебного процесса - [Электронный ресурс].В.П.Беспалько Реализация учебного процесса-2007, 159 с Режим доступа:http://gigabaza.ru/doc/64232.html
18. Татур Ю.Г. Высшее образование. Методология и опыт проектирования -
[Электронный ресурс]. Ю.Г.Татур -2007, 115с Режим доступа:
http://detectivebooks.ru/author/8573290/
19. Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в Вузе [Электронный ресурс] Современные методы и технологии обучения в вузе - 2008, 364 с.Режим доступа:http://www.twirpx.Com/file/71848/
20. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс : учебник Андреев А.А - Москва: «Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права» 2008, 264 с
21. Боголюбов В.И Методические рекомендации человек и общество [Электронный ресурс]. В.И.Боголюбов. 2009, 149 с -Режим доступа:
http: //www.docviewer.yandex.ru
22. Роберт И.В Современный информационные технологии в образовании:
дидактические проблемы, перспективы использования» - [Электронный ресурс]. И.В.Роберт Режим 2008, 312с -Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/882131/
23.Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы: учебное пособие П.И. Образцов//Педагогика. - 2006, 374с.
24. Словарь Ожегова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ozhegov-online.ru/
25. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: учебник: монография / П. И. Образцов. - Орел, 2000,45 с.
26 Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины [Электронный ресурс]. Методические рекомендации по созданию УМК. 2007, 205 с.- Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru
27. Методика изложения учебного материала на лекции [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4583043/
28. Методика изложения учебного материала на практике [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4583043/
29. Moodle система дистанционного обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.opentechnology.ru/products/moodle.
30. Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс]-Положение об электронных образовательных ресурсах - Режим доступа: http://vii.sfu- kras.ru/images/libs/pol_el_edc_kurs.pdf.
31. Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства.: учебник / Н.Н. Горлушкина - Москва : СПб., 2012 , 152 с.
32. Организация и проведение педагогического эксперимента [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3994247/
33. Использование инновационных технологий в процессе подготовки специалистов педвуза // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шефер. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008, 155 с.
34. Селевко Т.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Т.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий :учебник (серия «Энциклопедия образовательных технологий») - Москва : «Народное образование»,2005, 288 с.
35. Козлов А.С Образовательные комплексы, структура, разработка и использование информационно-аналитических систем в учебном процессе / А.С Козлов, Е.Н Куликова , под общ ред. - Москва: ГУ — ВШЭ, 2007, 233 с.
36. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования» : учебник - Москва, 2009, 219 с
37. Образцов П.И Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов / П.И Образцов, С.Н Шляпцев под общ ред - Орел, - 2012, 68 с.
38. Электронная среда Moodle [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //e. sfu-kras .ru/course/view.php?id= 1480
39. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы»:учебник - СПб.: «Питер», 2009, 502 с.
40. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва Издательский центр "Академия", 2008 - 192 с.
41. Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - Москва: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.
42. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие / Н.Д. Угринович, В.В. Морозов, В.М. Нечаев. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 168 с