КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ В ПОСТЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теория культурного капитала 12
1.1 Культурный капитал 12
1.1.1 Соотношения между культурным, человеческим и социальным капиталами 19
1.1.2 Социальный капитал 26
1.1.3 Человеческий капитал 34
1.2 Факторы культурного капитала 37
1.2.1 Мировоззрение 38
1.2.2 Ценности, добродетели 49
1.2.3 Экономическое поведение 54
2. Культурный капитал: пути решения социальных и экономических проблем 66
2.1 Культурный капитал в скандинавии 66
2.2 Особенности культурного капитала на балканах 79
2.3 Пути решения социальных и экономических проблем согласно теории культурного
капитала 89
2.4 Рекомендации к созданию культурных и социальных проектов 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
ЛИТЕРАТУРА 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
1 Теория культурного капитала 12
1.1 Культурный капитал 12
1.1.1 Соотношения между культурным, человеческим и социальным капиталами 19
1.1.2 Социальный капитал 26
1.1.3 Человеческий капитал 34
1.2 Факторы культурного капитала 37
1.2.1 Мировоззрение 38
1.2.2 Ценности, добродетели 49
1.2.3 Экономическое поведение 54
2. Культурный капитал: пути решения социальных и экономических проблем 66
2.1 Культурный капитал в скандинавии 66
2.2 Особенности культурного капитала на балканах 79
2.3 Пути решения социальных и экономических проблем согласно теории культурного
капитала 89
2.4 Рекомендации к созданию культурных и социальных проектов 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
ЛИТЕРАТУРА 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
За последнюю пару десятилетий можно отметить значительный рост интереса к кросс-культурным исследованиям и поиску путей урегулирования конфликтов за счет социальных и культурных программ разного масштаба. В этом смысле объектом изменений является культурный капитал, точнее его факторы. Так, например, в большинстве крупных компаний значительное внимание уделяют развитию корпоративной культуры, что способствует повышению эффективности работы сотрудников. Но не смотря на значительное количество практик культурных изменений, проблема не разработана в современном гуманитарном дискурсе. При этом существует множество определений культурного капитала. В масштабах одного индивида, это совокупность знаний и интеллектуальных навыков. В экономическом смысле — это высшее образование, профессиональная подготовка и врожденные таланты, которые способствуют социальной мобильности в стратифицированном обществе. В целом, культурный капитал функционирует как социальное отношение в рамках экономики практик (то есть системы обмена) и включает в себя накопленные культурные знания, которые придают социальный статус. Также следует отметить исследования А. Аузана «Культурные коды экономики», которые представлены в виде курса видео-лекций проекта Arzamas.academy и посвящены теме влияния культуры на экономику.
В данной работе понятие культурного капитала рассматривается в масштабе государств, религиозных и этнических сообществ. Во всех случаях механизмы наращивания культурного капитала, его влияние на развитие и достижение успеха будут аналогичными. В этом случае, наиболее точным будет определение данное Л. Харрисоном, работа которого «Culture matters: how values shape human progress» стала теоретической основой данного исследования: «Культурный капитал есть совокупность ценностей, верований и установок, ведущих общество к достижению целей Всеобщей декларации прав человека ООН». Если выделить только три основных цели из его определения, то они будут следующими:
1) демократическая форма правления, подразумевающая верховенство права;
2) социальная справедливость (право на получение образования, медицинской помощи и равных благоприятных возможностей для жизни);
3) ликвидация бедности.
В исследовании представлен анализ уровней культурного капитала различных социумов согласно системе, основанной на первоначальной структуре типологии обществ М. Грондоны и доработанной при участии И. Чконии, Л. Харрисона, Р. Инглхарта и М. Марини. Эта система, дезагрегирующая цели ООН на ценности, культурные установки и верования, хорошо показывает на сколько сильное воздействие на социальный и человеческий капитал оказывает культурный. Основываясь на его факторах, общества можно поделить на обладающие высоким уровнем культурного капитала и низким. Если рассмотреть данную структуру подробнее, можно обнаружить, что данные факторы можно поделить на сферы. Например, одна из сфер - мировоззрение, которое складывается из религиозных взглядов, отношения к судьбе, ориентации во времени, отношения к богатству и знаниям. Ценности и добродетели: этический кодекс, житейские добродетели, образование. Следующей категорией будет экономическое поведение: отношение к труду, бережливость, предпринимательство, готовность к риску, конкуренция, инновации, продвижение в должности. Социальное поведение включает в себя подкатегории: верховенство права/коррупция, радиус идентификации и доверия, понимание семьи, общественные обязанности (социальный капитал), отношение индивид-группа, отношение к власти, роль элит, отношения между государством и церковью, взаимоотношение полов, рождаемость.
Проблема исследования
Проблема исследования состоит в противоречии между широким распространением социальных и культурных программ, направленных на развитие общества по средствам стимулирования роста уровня культурного капитала в современной глобальной культуре и неразработанностью этой проблемы в современном гуманитарном дискурсе.
Степень теоретической разработки проблемы
Понятие культурный капитал в контексте культуры практически не разработано, так как чаще экономический успех или неудачу какой-либо страны или общества объясняют с точки зрения изначального запаса ресурсов, географического положения и т.д. Значимость культуры в большинстве исследований значительно приуменьшена, если вообще не проигнорирована.
Теоретической основой данного диссертационного исследования стали труды П. Бурдье, посвященные культурному капиталу, и сборник эссе, составленный по итогам симпозиума, проведенного в 2000 г., в Центре международных отношений Уэтерхеда при Гарвардском университете. Выводы, к которым приходят участники конференции, опровергают идею о том, что “правильная” экономическая политика, проводимая эффективно, приведет к высоким результатам, и это совершенно не зависит от культуры. Авторы утверждают, что «культура — это мать, а учреждения — это дети». (это своего рода ответ Лоуренса Харрисона работе Аджемогла и Робинсона «Почему нации терпят поражение».). Особенно интересно эссе Ричарда Шведера, в котором он пишет о невозможности реализации принципов мультикультурализма в чистом виде: «...все хорошее в жизни нельзя одновременно максимизировать. Я считаю, что, когда дело доходит до реализации истинных ценностей, всегда есть компромиссы. Поэтому и существуют так много различных культур с уникальными традициями. Ни одна культура никогда не могла чтить все хорошее одновременно и в одинаковой степени». Если в качестве эмпирического обобщения окажется, что экономического роста можно добиться, опираясь только на такие аспекты западного общества как, например, оружие, информационные технологии и т.д. то культуры не будут сближаться, даже если они находятся в процессе обогащения. Экономический рост не зависит исключительно от принятия глубоких или сложных аспектов западной культуры (например, индивидуализма, идеалов женственности, эгалитаризма, Билля о правах и т.д.), культуры не станут сближаться и развиваться экономически в таких условиях. Причиной тому является их чувство идентичности, которое может вытеснить даже их стремление к материальному богатству.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является выявление факторов культурного капитала, влияющих на экономическое и социальное развитие общества, с опорой на которые, возможно создание и реализация максимально эффективных социокультурных проектов, направленных на стимулирование экономического роста, урегулирование конфликтов в обществе, повышение уровня жизни в целом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ экономической, социальной, религиозной сфер и мировозренческих установок обществ с высоким и низким показателем уровня культурного капитала;
- выявление факторов культурного капитала, на которые возможно влиять искусственно без каких-либо негативных последствий;
- составление рекомендаций для создания культурных и социальных программ, направленных на урегулирование разного рода конфликтов в обществе.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования выступает культурный капитал.
Предметом исследования являются факторы культурного капитала.
Теоретико-методологические обоснования.
В исследовании применялись методология компаративистского анализа, типологический подход и сравнительно-исторический анализ, метод классификации, статистические методы.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы раскрывается в возможности дальнейшего развития теории Л. Харрисона и более подробного изучения культурного капитала различных стран и обществ. Также возможно аналогичные исследования в масштабе малых социальных групп.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в реализации культурных и социальных проектов, а также выявлять слабые стороны какого-либо общества и искусственным образом наращивать его культурный капитал.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Разработано понятие культурного капитала как методологического принципа, обеспечивающего анализ потенциала общества к экономическому и социальному развитию.
2. Выявлено соответствие факторов культурного капитала постэкономического общества типологии культуры прогресса.
3. Показано, что с помощью полученных данных исследования факторов культурного капитала, становиться возможным объяснение с позиций культурологии экономического и социального успеха отдельных обществ.
4. Доказано, что культурные изменения способны стимулировать экономическое и социальное развитие общества.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Понятие культурного капитала как методологического принципа, обеспечивает возможность анализа потенциала общества к экономическому и социальному развитию. С помощью подробного исследования факторов различных сфер общества, становится возможным выявление проблем, решение которых возможно посредством культурных изменений.
2. Факторы культурного капитала постэкономического общества соответствуют типологии культуры прогресса. Следовательно, мировоззрение, принципы и ценностные установки, характерные анализируемому обществу, ведут к ускорению прогресса, росту социального и экономического уровня. Измененная мотивация человеческой деятельности определяет качественное изменение социума. Культурный капитал высокого уровня является нематериальной составляющей постэкономической трансформации.
3. Экономический успех и высокий уровень жизни общества могут быть объяснены с позиций культурологии, что переводит фокус исследователей на нематериальные активы общества и делает необходимым проведения большего количества исследований в области культуры. В данном случае, акцент делается на ценностях, принципах и культурных установках общества.
4. Культурные изменения способны стимулировать экономическое и социальное развитие общества. Соответственно, такого рода вмешательство изменит мотивацию и принципы действия членов общества. Трансформация мышления в сторону культуры, стремящейся к прогрессу возможна при воздействии на определенные факторы культурного капитала общества приблизительно за одно - два поколения.
Апробация исследования
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях «Этюды Культуры» в г. Томске в 2022 году - доклад «Культурный капитал в постэкономическом обществе» где были раскрыты базовые характеристики и особенности типологии культуры прогресса, докладу была присуждена вторая степень. Также некоторые моменты данной выпускной квалификационной работы освещены в докладе, принятом на международную научную конференцию «Ломоносов2020».
Структура выпускной квалификационной работы
Исследование состоит из следующих пунктов: задание, аннотация, введение, две главы, заключение, список использованных литературы и источников (82 единицы), приложение (2 единицы).
В данной работе понятие культурного капитала рассматривается в масштабе государств, религиозных и этнических сообществ. Во всех случаях механизмы наращивания культурного капитала, его влияние на развитие и достижение успеха будут аналогичными. В этом случае, наиболее точным будет определение данное Л. Харрисоном, работа которого «Culture matters: how values shape human progress» стала теоретической основой данного исследования: «Культурный капитал есть совокупность ценностей, верований и установок, ведущих общество к достижению целей Всеобщей декларации прав человека ООН». Если выделить только три основных цели из его определения, то они будут следующими:
1) демократическая форма правления, подразумевающая верховенство права;
2) социальная справедливость (право на получение образования, медицинской помощи и равных благоприятных возможностей для жизни);
3) ликвидация бедности.
В исследовании представлен анализ уровней культурного капитала различных социумов согласно системе, основанной на первоначальной структуре типологии обществ М. Грондоны и доработанной при участии И. Чконии, Л. Харрисона, Р. Инглхарта и М. Марини. Эта система, дезагрегирующая цели ООН на ценности, культурные установки и верования, хорошо показывает на сколько сильное воздействие на социальный и человеческий капитал оказывает культурный. Основываясь на его факторах, общества можно поделить на обладающие высоким уровнем культурного капитала и низким. Если рассмотреть данную структуру подробнее, можно обнаружить, что данные факторы можно поделить на сферы. Например, одна из сфер - мировоззрение, которое складывается из религиозных взглядов, отношения к судьбе, ориентации во времени, отношения к богатству и знаниям. Ценности и добродетели: этический кодекс, житейские добродетели, образование. Следующей категорией будет экономическое поведение: отношение к труду, бережливость, предпринимательство, готовность к риску, конкуренция, инновации, продвижение в должности. Социальное поведение включает в себя подкатегории: верховенство права/коррупция, радиус идентификации и доверия, понимание семьи, общественные обязанности (социальный капитал), отношение индивид-группа, отношение к власти, роль элит, отношения между государством и церковью, взаимоотношение полов, рождаемость.
Проблема исследования
Проблема исследования состоит в противоречии между широким распространением социальных и культурных программ, направленных на развитие общества по средствам стимулирования роста уровня культурного капитала в современной глобальной культуре и неразработанностью этой проблемы в современном гуманитарном дискурсе.
Степень теоретической разработки проблемы
Понятие культурный капитал в контексте культуры практически не разработано, так как чаще экономический успех или неудачу какой-либо страны или общества объясняют с точки зрения изначального запаса ресурсов, географического положения и т.д. Значимость культуры в большинстве исследований значительно приуменьшена, если вообще не проигнорирована.
Теоретической основой данного диссертационного исследования стали труды П. Бурдье, посвященные культурному капиталу, и сборник эссе, составленный по итогам симпозиума, проведенного в 2000 г., в Центре международных отношений Уэтерхеда при Гарвардском университете. Выводы, к которым приходят участники конференции, опровергают идею о том, что “правильная” экономическая политика, проводимая эффективно, приведет к высоким результатам, и это совершенно не зависит от культуры. Авторы утверждают, что «культура — это мать, а учреждения — это дети». (это своего рода ответ Лоуренса Харрисона работе Аджемогла и Робинсона «Почему нации терпят поражение».). Особенно интересно эссе Ричарда Шведера, в котором он пишет о невозможности реализации принципов мультикультурализма в чистом виде: «...все хорошее в жизни нельзя одновременно максимизировать. Я считаю, что, когда дело доходит до реализации истинных ценностей, всегда есть компромиссы. Поэтому и существуют так много различных культур с уникальными традициями. Ни одна культура никогда не могла чтить все хорошее одновременно и в одинаковой степени». Если в качестве эмпирического обобщения окажется, что экономического роста можно добиться, опираясь только на такие аспекты западного общества как, например, оружие, информационные технологии и т.д. то культуры не будут сближаться, даже если они находятся в процессе обогащения. Экономический рост не зависит исключительно от принятия глубоких или сложных аспектов западной культуры (например, индивидуализма, идеалов женственности, эгалитаризма, Билля о правах и т.д.), культуры не станут сближаться и развиваться экономически в таких условиях. Причиной тому является их чувство идентичности, которое может вытеснить даже их стремление к материальному богатству.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является выявление факторов культурного капитала, влияющих на экономическое и социальное развитие общества, с опорой на которые, возможно создание и реализация максимально эффективных социокультурных проектов, направленных на стимулирование экономического роста, урегулирование конфликтов в обществе, повышение уровня жизни в целом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ экономической, социальной, религиозной сфер и мировозренческих установок обществ с высоким и низким показателем уровня культурного капитала;
- выявление факторов культурного капитала, на которые возможно влиять искусственно без каких-либо негативных последствий;
- составление рекомендаций для создания культурных и социальных программ, направленных на урегулирование разного рода конфликтов в обществе.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования выступает культурный капитал.
Предметом исследования являются факторы культурного капитала.
Теоретико-методологические обоснования.
В исследовании применялись методология компаративистского анализа, типологический подход и сравнительно-исторический анализ, метод классификации, статистические методы.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость данной работы раскрывается в возможности дальнейшего развития теории Л. Харрисона и более подробного изучения культурного капитала различных стран и обществ. Также возможно аналогичные исследования в масштабе малых социальных групп.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в реализации культурных и социальных проектов, а также выявлять слабые стороны какого-либо общества и искусственным образом наращивать его культурный капитал.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Разработано понятие культурного капитала как методологического принципа, обеспечивающего анализ потенциала общества к экономическому и социальному развитию.
2. Выявлено соответствие факторов культурного капитала постэкономического общества типологии культуры прогресса.
3. Показано, что с помощью полученных данных исследования факторов культурного капитала, становиться возможным объяснение с позиций культурологии экономического и социального успеха отдельных обществ.
4. Доказано, что культурные изменения способны стимулировать экономическое и социальное развитие общества.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Понятие культурного капитала как методологического принципа, обеспечивает возможность анализа потенциала общества к экономическому и социальному развитию. С помощью подробного исследования факторов различных сфер общества, становится возможным выявление проблем, решение которых возможно посредством культурных изменений.
2. Факторы культурного капитала постэкономического общества соответствуют типологии культуры прогресса. Следовательно, мировоззрение, принципы и ценностные установки, характерные анализируемому обществу, ведут к ускорению прогресса, росту социального и экономического уровня. Измененная мотивация человеческой деятельности определяет качественное изменение социума. Культурный капитал высокого уровня является нематериальной составляющей постэкономической трансформации.
3. Экономический успех и высокий уровень жизни общества могут быть объяснены с позиций культурологии, что переводит фокус исследователей на нематериальные активы общества и делает необходимым проведения большего количества исследований в области культуры. В данном случае, акцент делается на ценностях, принципах и культурных установках общества.
4. Культурные изменения способны стимулировать экономическое и социальное развитие общества. Соответственно, такого рода вмешательство изменит мотивацию и принципы действия членов общества. Трансформация мышления в сторону культуры, стремящейся к прогрессу возможна при воздействии на определенные факторы культурного капитала общества приблизительно за одно - два поколения.
Апробация исследования
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях «Этюды Культуры» в г. Томске в 2022 году - доклад «Культурный капитал в постэкономическом обществе» где были раскрыты базовые характеристики и особенности типологии культуры прогресса, докладу была присуждена вторая степень. Также некоторые моменты данной выпускной квалификационной работы освещены в докладе, принятом на международную научную конференцию «Ломоносов2020».
Структура выпускной квалификационной работы
Исследование состоит из следующих пунктов: задание, аннотация, введение, две главы, заключение, список использованных литературы и источников (82 единицы), приложение (2 единицы).
Подводя итоги исследования на тему культурного капитала в постэкономическом обществе, можно выявить закономерности и принципы, влияющие на экономическое и социальное развитие общества, с опорой на которые, возможно создание и реализация максимально эффективных социокультурных проектов, направленных на стимулирование экономического роста, урегулирование конфликтов в обществе, повышение уровня жизни в целом. В этой связи, поставленная цель была достигнута в ходе решения задач. Так, например, был проведен анализ экономической, социальной и религиозной сфер, составляющих культурный капитал стран с высоким и низким его уровнем. Также были исследованы мировоззренческие установки. В результате, было выявлено, что культура имеет ключевое значение для человечества, особенно если речь идет о долгосрочных масштабных проектах. Особенно хорошо это видно на примере анализа скандинавских стран: показатели их факторов культурного капитала полностью соответствуют факторам универсальной культуры прогресса, ведущих к процветанию общества.
Также в ходе работы были выявлены наиболее подходящие для изменений факторы культурного капитала: принципы воспитания детей, отношение к образованию, экономическая грамотность, предпринимательство, толерантность, гражданские инициативы, кросскультурное взаимодействие, творческая и научная деятельность и др. Некоторые факторы, например относящиеся к сфере религии, не поддающиеся изменению, либо являющиеся характеристикой, определяющей идентичность членов данного религиозного общества, рекомендуется оставить без изменений и компенсировать комплексом культурных изменений других сфер. В данном моменте важно отметить, что любой социокультурный проект должен охватывать и учитывать значительное количество специфических черт общества и работать не точечно над одной проблемой, а искать и прорабатывать ее точки соприкосновения с другими областях сферами общества. К этому тезису стоит добавить утверждение о том, что разного рода политические проекты могут в значительной степени влиять на культуру и формировать ее в дальнейшем с ориентиром на увеличение скорости прогресса. Следовательно, данные, полученные в результате исследования, рекомендуется учитывать и в реализации экономических, политических и образовательных проектах. Преобразовать общество за срок в одно - два поколение действительно возможно. Конечно, не стоит забывать и о других факторах, таких как география, природная среда, уже существующие идеологии и даже главенствующие идеологии, которые также влияют на результаты разного рода программ.
На основе проведенных исследований и анализа стран разного уровня культурного капитала, были составлены рекомендации к созданию социокультурных проектов, направленных на стимулирование экономического роста, урегулирование конфликтов в обществе, повышение уровня жизни в целом. Так, например, изменив некоторые методы воспитания детей, делая при этом делая акцент на таких моментах как социальная справедливость, демократическая и трудовая этика, другие базовые ценности, модели поведения и реагирования на внешний мир можно заложить уже в раннем детстве. Если же речь идет об образовательных проектах, конечно, приоритетное направление должно быть борьбой с общей неграмотностью и изменением и аксиологический статус образования в обществе. Проведенный в рамках исследования анализ показывает, что восприятие образования как ценности характерно только для прогрессивных обществ с устойчивым развитием. Кроме того, важно задействовать в создании и реализации такого рода проектов специалистов разных областей и их разработки, касающиеся образования. Также особенно перспективны международные программы.
Решением одной из главных проблем низкого уровня культурного капитала является осознание политическими лидерами и государственными организациями ключевой роли культуры. Таким образом, повысить эффективность ведения социальной и культурной политики, реализуемых программ возможно за счет проведения масштабных исследований культуры, социологических опросов и его объективного оценивания. Также важно поддержка со стороны государства или частных компаний общественных организаций и гражданских инициатив. Так как способность к кооперации и самоорганизации также является одной из характеристик представителей общества культуры прогресса.
Изложенные рекомендации в представленной магистерской диссертации в перспективе могут быть дополнены благодаря дальнейшим исследованиям в области культурологии, социологии, политологии и экономики. Так как именно учет такого фактора как культура, дает более полное понимание механизма прогресса общества. Автор исследования уверен, что именно междисциплинарные исследования такого рода могут дать действительно важные результаты и данные, которые сделают возможным достижение более высокого уровня культурного капитала. А представленная в работе теория поможет выявить причину экономического и социального успеха одних стран и неудачу других. Подробный анализ факторов культурного капитала общества позволит выявить проблемную область и разработать стратегию решения этой задачи. Также результаты исследования могут стать теоретическим основанием построения и реализации социокультурных проектов любого масштаба, направленного на достижение целей Всеобщей декларации прав человека ООН.
Также в ходе работы были выявлены наиболее подходящие для изменений факторы культурного капитала: принципы воспитания детей, отношение к образованию, экономическая грамотность, предпринимательство, толерантность, гражданские инициативы, кросскультурное взаимодействие, творческая и научная деятельность и др. Некоторые факторы, например относящиеся к сфере религии, не поддающиеся изменению, либо являющиеся характеристикой, определяющей идентичность членов данного религиозного общества, рекомендуется оставить без изменений и компенсировать комплексом культурных изменений других сфер. В данном моменте важно отметить, что любой социокультурный проект должен охватывать и учитывать значительное количество специфических черт общества и работать не точечно над одной проблемой, а искать и прорабатывать ее точки соприкосновения с другими областях сферами общества. К этому тезису стоит добавить утверждение о том, что разного рода политические проекты могут в значительной степени влиять на культуру и формировать ее в дальнейшем с ориентиром на увеличение скорости прогресса. Следовательно, данные, полученные в результате исследования, рекомендуется учитывать и в реализации экономических, политических и образовательных проектах. Преобразовать общество за срок в одно - два поколение действительно возможно. Конечно, не стоит забывать и о других факторах, таких как география, природная среда, уже существующие идеологии и даже главенствующие идеологии, которые также влияют на результаты разного рода программ.
На основе проведенных исследований и анализа стран разного уровня культурного капитала, были составлены рекомендации к созданию социокультурных проектов, направленных на стимулирование экономического роста, урегулирование конфликтов в обществе, повышение уровня жизни в целом. Так, например, изменив некоторые методы воспитания детей, делая при этом делая акцент на таких моментах как социальная справедливость, демократическая и трудовая этика, другие базовые ценности, модели поведения и реагирования на внешний мир можно заложить уже в раннем детстве. Если же речь идет об образовательных проектах, конечно, приоритетное направление должно быть борьбой с общей неграмотностью и изменением и аксиологический статус образования в обществе. Проведенный в рамках исследования анализ показывает, что восприятие образования как ценности характерно только для прогрессивных обществ с устойчивым развитием. Кроме того, важно задействовать в создании и реализации такого рода проектов специалистов разных областей и их разработки, касающиеся образования. Также особенно перспективны международные программы.
Решением одной из главных проблем низкого уровня культурного капитала является осознание политическими лидерами и государственными организациями ключевой роли культуры. Таким образом, повысить эффективность ведения социальной и культурной политики, реализуемых программ возможно за счет проведения масштабных исследований культуры, социологических опросов и его объективного оценивания. Также важно поддержка со стороны государства или частных компаний общественных организаций и гражданских инициатив. Так как способность к кооперации и самоорганизации также является одной из характеристик представителей общества культуры прогресса.
Изложенные рекомендации в представленной магистерской диссертации в перспективе могут быть дополнены благодаря дальнейшим исследованиям в области культурологии, социологии, политологии и экономики. Так как именно учет такого фактора как культура, дает более полное понимание механизма прогресса общества. Автор исследования уверен, что именно междисциплинарные исследования такого рода могут дать действительно важные результаты и данные, которые сделают возможным достижение более высокого уровня культурного капитала. А представленная в работе теория поможет выявить причину экономического и социального успеха одних стран и неудачу других. Подробный анализ факторов культурного капитала общества позволит выявить проблемную область и разработать стратегию решения этой задачи. Также результаты исследования могут стать теоретическим основанием построения и реализации социокультурных проектов любого масштаба, направленного на достижение целей Всеобщей декларации прав человека ООН.
Подобные работы
- ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПРИРОДА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПРИРОДА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Развитие Интернета в России в 1990-2000-х гг. как проблема элективного курса в старших классах общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019



