ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ 8
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности 8
1.2 Организация коммерческой деятельности на региональном рынке:
закупочная деятельность и деятельность по сбыту 11
1.3 Направления совершенствования коммерческой деятельности 18
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного опыта в области
организации коммерческой деятельности 23
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ООО Фирма «МЕРИДИАН» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ результатов коммерческой деятельности предприятия 37
2.3 Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия 43
2.4 Анализ конкурентной среды 53
2.5 SWOT-анализ предприятия и разработка рекомендаций по
совершенствованию его деятельности 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ООО Фирма «МЕРИДИАН» 65
3.1 Направления совершенствования коммерческой деятельности 65
3.2 Организационный план реализации мер по совершенствованию
коммерческой деятельности предприятия 74
3.3 Оценка эффекта реализации предложенных мер совершенствования
коммерческой деятельности 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема расположения рынка ООО Фирма «Меридиан» 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс ООО Фирма «Меридиан 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о финансовых результатах ООО Фирма «Меридиан» 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Договор аренды 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Правила для арендаторов 102
Актуальность темы обусловлена тем, что деятельность регионального рынка определяется рядом факторов: общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами, свобода предпринимательской деятельности, экономическая обособленность
предприятий-производителей и торговых предприятий как важное условие товарного обмена. В условиях рыночных отношений инструментом хозяйствования предприятий является коммерческая деятельность. Наметившаяся в последние два года позитивная динамика развития российской экономики обусловливает необходимость создания теоретической базы для совершенствования коммерческой деятельности коммерческих предприятий.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 30 % внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.
Несмотря на кризисные явления, происходящие в экономике страны в последние годы, торговля остается важнейшей сферой экономики, о чем свидетельствуют значения показателей численности субъектов бизнеса, занятого в сфере, численность занятого населения в оптовой, розничной торговле и общественном питании.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями. На особом положении в системе розничной торговли РФ остаются торговые рынки, выступающие как посредники между производителями и конечными потребителями. На организованных рынках, благодаря минимизации количества посредников, устанавливаются минимальные цены, приемлемые для потребителей.
В условиях усиления конкуренции необходимо совершенствование коммерческой деятельности торговых предприятий, имеющих многоотраслевой характер деятельности и специфику функционирования на потребительском рынке.
Объект исследования: ООО Фирма «Меридиан».
Предмет исследования: организация коммерческой деятельности торгового предприятия на региональном рынке.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, финансовый анализ, анализ потребителей, конкурентный анализ, SWOT-анализ, моделирование и прогнозирование с использованием программных средств Microsoft Excel.
Цель исследования: разработать проект совершенствования коммерческой деятельности на предприятии ООО Фирма «Меридиан».
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические вопросы организации коммерческой деятельности на региональном рынке;
2) представить организационно-экономическую характеристику предприятия и
проанализировать результаты коммерческой деятельности
ООО Фирма «Меридиан»;
3) провести ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия;
4) провести анализ конкурентной среды;
...
Рассмотрена сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия, которая представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности.
Выделены особенности организации коммерческой деятельности на региональном рынке, который существует исключительно в конкурентной среде. Конкуренция на рынке определяется правами и возможностями производителей свободно реализовывать товары или услуги под действием спроса покупателей.
Определены направления совершенствования коммерческой деятельности предприятия, которые базируются на предварительном анализе ее эффективности. В целях эффективной организации коммерческой деятельности следует учитывать ключевые особенности регионального рынка, на котором она функционирует и применять ряд общих и частных показателей, позволяющих оценить эффективность организации коммерческой деятельности.
Проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле, который позволил констатировать о целостной методологии рыночной деятельности зарубежной компании, в ходе которой формируется и совершенствуется коммерческая деятельность. В ней используется богатый набор приемов совершенствования функций товара, воздействия на потребителя, система стимулирования спроса и сбыта, эффективность каналов товародвижения.
Проведен организационно-экономический анализ ООО Фирма «Меридиан», по результатам которого определено, что предприятие является типичным представителем современного российского рынка, который выступает в качестве одной из форм организации розничной торговли - рынок.
Проведен анализ результатов коммерческой деятельности
ООО Фирма «Меридиан». Комплексный анализ деятельности
ООО Фирма «Меридиан», проведенный в работе, показал, что деятельность предприятия является коммерчески эффективной, несмотря на кризисные экономические условия. Вместе с тем, руководство предприятия рискует столкнуться с проблемой стагнации в развитии, поскольку оно не использует возможности развития предприятия.
Проведен ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия, по результатам которого выявлено, что предприятие недоиспользует возможности своего развития.
Обобщение результатов анализа деятельности ООО Фирма «Меридиан» в рамках SWOT-анализа, показывает, что в целях развития коммерческой деятельности руководству необходимо обеспечить:
• привлечение новых арендаторов;
• расширение ассортимента предлагаемых к покупке товаров;
• развитие рекламной деятельности.
Это будет способствовать развитию предприятия и повышению его доходов и прибыли.
Были определены необходимые мероприятия в рамках реализации данных направлений, составлен план-график осуществления работ по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия. Было определено, что меры по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия могут быть реализованы в течение 3 месяцев и 11 дней. Проект начинается 1 июля 2018 года и заканчивается 11 октября того же года.
Была осуществлена оценка эффекта реализации предложенных мер. Были обобщены результаты экономической и организационной проработки проекта по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия, рассчитан поток доходов и расходов, чистый дисконтированный доход и срок окупаемости проекта. Было определено, что срок окупаемости проекта составит 8 месяцев. С февраля 2019 года проект будет генерировать положительный денежный поток. Общая сумма накопленного денежного дохода составит 470 498 рублей по итогам первого года реализации проекта. Доходность реализации проекта по итогам первого года его функционирования составляет 54 %.
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402 - ФЗ // Российская газета. - 2011. - 9 декабря (№ 278).
2. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - 30 августа (№ 35).
3. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации
на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года: Приказ Министерства
промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733 // СПС ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/70836814.
Книги и статьи
4. Анализ финансовой отчетности: учебник для вузов / Бахрушина М.А. [и др.]; под общ. ред. М.А. Бахрушиной. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 431 с.
5. Андианова, Н.Б. Аналитический подход к пересмотру и разработке стратегии канала распределения на основе взаимодействия маркетинга и логистики / Н.Б. Андрианова, Д.С. Садриев // Логистика и управление цепями поставок - 2016. - № 2 (37). - С. 59 - 63.
6. Анташов, Б. Как оптимизировать ресурсоотдачу / Б. Анташов // Баш партнер - консультант. - 2014. - № 5. - С. 16 - 17.
7. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 366 с.
8. Белоусова, Н.А. Специфика коммерческой деятельности на предприятиях / Н.А. Белоусова, Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №4 (050). - С. 33 - 35.
9. Боброва, О.С. Коммерческая деятельность: учебник и практикум / О. С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - М.: Юрайт, 2016. - 332 с.
10. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2015. - 318 с.
11. Брайан, Т. Менеджмент / Т. Брайан. - М.: Иванов и Фербер, 2016. - 144 с.
12. Бураков В.И. Основы коммерческой логистики: учебное пособие /
B. И. Бураков, В.С. Колодин. - Иркутск: БГУЭП, 2015. - 432 с.
13. Валеева, Ю.С. Организация коммерческой деятельности предприятия (по отраслям и сферам применения): учебное пособие / Ю.С. Валеева. - Казань: «АртПечатьСервис», 2014. - 268 с.
14. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие /
C. Н. Виноградова. - Минск: изд-во Высшая школа, 2015. - 288 с.
15. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник для бакалавров, 2-е изд, перераб. / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2015. - 400 с.
... всего 49 источников