Анализ роли высшей школы в развитии интеллектуального потенциала региона
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
1.1 Функции и факторы развития высшего образования 10
1.2 Методика оценки интеллектуального потенциала территории и вуза 25
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Анализ образовательной и научной деятельности университета 33
2.2 Анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального
потенциала региона 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
3.1 Основные направления усиления содействия университета развитию
интеллектуального потенциала территории 82
3.2 Разработка модели стимулирующих выплат профессорско- преподавательского состава как условие развития интеллектуального
потенциала вуза 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Приложение А - 100 лучших вузов России, 2017 год
ВВЕДЕНИЕ 7
1 РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
1.1 Функции и факторы развития высшего образования 10
1.2 Методика оценки интеллектуального потенциала территории и вуза 25
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Анализ образовательной и научной деятельности университета 33
2.2 Анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального
потенциала региона 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
3.1 Основные направления усиления содействия университета развитию
интеллектуального потенциала территории 82
3.2 Разработка модели стимулирующих выплат профессорско- преподавательского состава как условие развития интеллектуального
потенциала вуза 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Приложение А - 100 лучших вузов России, 2017 год
Актуальность работы. Целью высшего образования (далее - ВО) является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1]. В связи, с чем основной задачей отечественного высшего образования по реализации вышеназванной цели является подготовка высококвалифицированных кадров через систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и специалитет.
Недостаток выеоко квалифицированных кадров в Российской Федерации, в сфере научно-инновационной деятельности, является одним из препятствующих факторов при создании значительных инвестиционных проектов национального и международного масштабов, помехой в благополучном развитии инновационных секторов российской экономики.
В условиях активно развивающегося общества региональная система высшего образования не может сохраняться неизменной. Несмотря на то, что общегосударственные стандарты и требования в области высшего образования унифицированы на всей территории Российской Федерации и зафиксированы в соответствующих законодательных и нормативно правовых актах, каждый регион обладает своими социально-экономическими, национальными и
территориальными особенностями развития [18].
В настоящее время для Российской Федерации и ее субъектов, представителей частного бизнеса актуальной является проблема обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадрами. Напряженным вопросом в отечественной экономике остается и вопрос об обеспечении баланса между количеством, качеством и адресностью выпускников вузов и реальными запросами хозяйствующих субъектов для обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации и отдельных регионов.
Степень разработанности проблемы. Значительный интерес для специалистов представляют научные публикации по проблемам регионализации системы российского образования И.Г. Акперова, В.В. Гаврилюк, А.В. Даринского, В.М. Жураковского, Л.И. Найденовой, П.С. Писарского, С. А. Репина, B.C. Собкина и др.; диссертационные работы О.В. Байдаловой, Г.И. Большаковой, А.В. Ефремова. Характерной чертой работ этих исследователей стали социальные и экономические вопросы развития высшей школы, где раскрыты функциональные взаимосвязи вузов с регионом.
Решению проблемы оценки интеллектуального капитала посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых, таких как А. Полторак и П. Лернер, Л. Эдвинссон и М. Мэлоун, Р.С. Каплан и Д.П. Нортон, А.М. Макаров, Л.И. Лукичева, А.Н. Козырев, И.А. Ситнова и др.
Направления использования современной институциональной экономической теории, других школ экономической мысли при моделировании и проектировании инновационного развития социально-экономической жизни обосновали С.Ю. Глазьев, А.Ю. Денисов, Е. Домар, Е. Дюфло, С.А. Жданов, A.A. Зиновьев, Дж.М. Кейнс, Ф. Кенэ, В. Леонтьев, Т.Л. Лукьянчикова, К. Маркс, У. Мяки, B.C. Немчинов, О.И. Ожерельев, М. Портер, Д. Рикардо, О.В. Рудакова, Т.А. Селищева, Р. Солоу, Р.Б. Такер, В:Л. Тамбовцев, Р: Харрод, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.
Проведенный анализ научных трудов, методических и аналитических материалов позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комплексного статистического исследования влияния высшего образования на интеллектуальный потенциал региона, в частности Челябинской области, особенностей её развития и факторов, его определяющих.
Объект исследования - Южно-Уральский государственный университет.
Предмет исследования - роль высшей школы в развитии интеллектуального потенциала Челябинской области.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности образовательного учреждения в сфере высшего образования.
В соответствии с этой целью, задачами выпускной квалификационной работы являются функции и факторы развития высшего образования, методика оценки интеллектуального потенциала территории и вуза, анализ образовательной и научной деятельности университета, анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального потенциала региона, основные направления усиления содействия университета развитию интеллектуального потенциала территории.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы основные цели и задачи, изложена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе раскрываются функции высшего образования,
рассматриваются методики оценки интеллектуального потенциала территории и вуза.
Во второй главе произведен анализ образовательной и научной деятельности университета и анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального потенциала региона.
В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности университета.
1 РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
1.1 Функции, факторы и тенденции развития высшего образования
Образование - ключевая задача развития человеческого потенциала.
Человеческий капитал - определяющий ресурс социально-экономического развития страны и благосостояния отдельного гражданина, а образование - основа человеческого капитала. Уровень образования населения, его качество и доступность в современном мире становится основополагающим источником экономического развития стран, снижения социального неравенства.
Сегодня в мире происходит подъем профессионального образования. Значительно расширяются диапазоны программам начального, среднего и особенно высшего образования. Все большая доля населения успешно осваивает программы повышения квалификации и переподготовки, а образование на протяжении всей жизни становится более распространенным. При этом усиливается и значение общего среднего образования как опоры, на которой базируется профессиональное образование последующих ступеней.
Высшее образование в Российской Федерации в 2015 - 2016 учебном году представлено 896 высшими учебными заведениями. Образовательные учреждения в России по формам собственности делятся на государственные (федеральные, региональные, муниципальные) и негосударственные (частные, общественные, религиозные). К муниципальным вузам относятся вузы, в состав, учредителей которого входят соответствующие органы местного самоуправления.
На долю негосударственных учреждений в настоящее время приходится около 366 аккредитованных учреждений - чуть более трети всех высших учебных заведений России. За последние десятилетия число студентов, обучающихся в этих университетах, значительно возросло - за период с 2000 по 2016 год количество студентов в частных университетах выросло на 88 процентов, с 470 600 до 884 700 студентов [19].
Недостаток выеоко квалифицированных кадров в Российской Федерации, в сфере научно-инновационной деятельности, является одним из препятствующих факторов при создании значительных инвестиционных проектов национального и международного масштабов, помехой в благополучном развитии инновационных секторов российской экономики.
В условиях активно развивающегося общества региональная система высшего образования не может сохраняться неизменной. Несмотря на то, что общегосударственные стандарты и требования в области высшего образования унифицированы на всей территории Российской Федерации и зафиксированы в соответствующих законодательных и нормативно правовых актах, каждый регион обладает своими социально-экономическими, национальными и
территориальными особенностями развития [18].
В настоящее время для Российской Федерации и ее субъектов, представителей частного бизнеса актуальной является проблема обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадрами. Напряженным вопросом в отечественной экономике остается и вопрос об обеспечении баланса между количеством, качеством и адресностью выпускников вузов и реальными запросами хозяйствующих субъектов для обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации и отдельных регионов.
Степень разработанности проблемы. Значительный интерес для специалистов представляют научные публикации по проблемам регионализации системы российского образования И.Г. Акперова, В.В. Гаврилюк, А.В. Даринского, В.М. Жураковского, Л.И. Найденовой, П.С. Писарского, С. А. Репина, B.C. Собкина и др.; диссертационные работы О.В. Байдаловой, Г.И. Большаковой, А.В. Ефремова. Характерной чертой работ этих исследователей стали социальные и экономические вопросы развития высшей школы, где раскрыты функциональные взаимосвязи вузов с регионом.
Решению проблемы оценки интеллектуального капитала посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых, таких как А. Полторак и П. Лернер, Л. Эдвинссон и М. Мэлоун, Р.С. Каплан и Д.П. Нортон, А.М. Макаров, Л.И. Лукичева, А.Н. Козырев, И.А. Ситнова и др.
Направления использования современной институциональной экономической теории, других школ экономической мысли при моделировании и проектировании инновационного развития социально-экономической жизни обосновали С.Ю. Глазьев, А.Ю. Денисов, Е. Домар, Е. Дюфло, С.А. Жданов, A.A. Зиновьев, Дж.М. Кейнс, Ф. Кенэ, В. Леонтьев, Т.Л. Лукьянчикова, К. Маркс, У. Мяки, B.C. Немчинов, О.И. Ожерельев, М. Портер, Д. Рикардо, О.В. Рудакова, Т.А. Селищева, Р. Солоу, Р.Б. Такер, В:Л. Тамбовцев, Р: Харрод, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.
Проведенный анализ научных трудов, методических и аналитических материалов позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комплексного статистического исследования влияния высшего образования на интеллектуальный потенциал региона, в частности Челябинской области, особенностей её развития и факторов, его определяющих.
Объект исследования - Южно-Уральский государственный университет.
Предмет исследования - роль высшей школы в развитии интеллектуального потенциала Челябинской области.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности образовательного учреждения в сфере высшего образования.
В соответствии с этой целью, задачами выпускной квалификационной работы являются функции и факторы развития высшего образования, методика оценки интеллектуального потенциала территории и вуза, анализ образовательной и научной деятельности университета, анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального потенциала региона, основные направления усиления содействия университета развитию интеллектуального потенциала территории.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы основные цели и задачи, изложена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе раскрываются функции высшего образования,
рассматриваются методики оценки интеллектуального потенциала территории и вуза.
Во второй главе произведен анализ образовательной и научной деятельности университета и анализ влияния деятельности университета на развитие интеллектуального потенциала региона.
В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности университета.
1 РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
1.1 Функции, факторы и тенденции развития высшего образования
Образование - ключевая задача развития человеческого потенциала.
Человеческий капитал - определяющий ресурс социально-экономического развития страны и благосостояния отдельного гражданина, а образование - основа человеческого капитала. Уровень образования населения, его качество и доступность в современном мире становится основополагающим источником экономического развития стран, снижения социального неравенства.
Сегодня в мире происходит подъем профессионального образования. Значительно расширяются диапазоны программам начального, среднего и особенно высшего образования. Все большая доля населения успешно осваивает программы повышения квалификации и переподготовки, а образование на протяжении всей жизни становится более распространенным. При этом усиливается и значение общего среднего образования как опоры, на которой базируется профессиональное образование последующих ступеней.
Высшее образование в Российской Федерации в 2015 - 2016 учебном году представлено 896 высшими учебными заведениями. Образовательные учреждения в России по формам собственности делятся на государственные (федеральные, региональные, муниципальные) и негосударственные (частные, общественные, религиозные). К муниципальным вузам относятся вузы, в состав, учредителей которого входят соответствующие органы местного самоуправления.
На долю негосударственных учреждений в настоящее время приходится около 366 аккредитованных учреждений - чуть более трети всех высших учебных заведений России. За последние десятилетия число студентов, обучающихся в этих университетах, значительно возросло - за период с 2000 по 2016 год количество студентов в частных университетах выросло на 88 процентов, с 470 600 до 884 700 студентов [19].
В настоящее время многие проблемы, стоящие перед отечественным высшим образованием, требуют серьезной перестройки механизмов его финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования.
Важнейшей частью обновления механизмов финансового обеспечения должен стать переход от административного распределения контрольных цифр приема в вузы к действительно конкурентным методам распределения государственного задания на обучение. При этом вузы должны заранее знать критерии, в соответствии с которыми Министерство образования и науки РФ планирует распределять средства на финансирование высшего образования. Говоря о необходимости повышения уровня и качества развития высшего образования в субъектах Российской Федерации, нельзя не сказать и о том, что многие годы большинство государственных вузов практически не ведет серьезных исследований и разработок по заказу предприятий и организаций, расположенных в регионах. В связи с чем, в значительной мере возникает несбалансированность образовательной системы с потребностями регионального сектора экономики, несоответствие содержания и качества высшего образования современным и прогнозируемым потребностям государства, общества и бизнеса.
В выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) исследованы составляющие индекса экономики знаний, сформулированы критерии классификации интеллектуального потенциала вуза и региона.
Предложен метод оценки интеллектуального потенциала вуза и региона с помощью определения индекса корреляции интеллектуальных потенциалов. Эффективность использования интеллектуального потенциала оценивается с учетом рыночной динамики, путем сопоставления с деятельностью наиболее сильного конкурента; и с учетом временной динамики изменения ценности интеллектуального потенциала, что позволяет выявить тенденции в повышении или снижении эффективности управления данным ресурсом.
На основании анализа интеллектуального потенциала вуза и территории проведено статистическое исследование влияния высшего образования (интеллектуального потенциала вуза) на интеллектуальный потенциал региона, в частности Южно-Уральского государственного университета и Челябинской области, особенностей ее развития и факторов, его определяющих.
В работе установлено, что присвоение Южно-Уральскому государственному университету статуса опорного университета после укрупнения приводит к ослаблению его позиций в рейтинге RAEX, по крайней мере в краткосрочной перспективе. При этом в будущем опорные вузы, которые должны стать центрами инновационного, технологического и социального развития регионов, имеют неплохие шансы располагаться в рейтингах значительно выше. Учитывая возложенную на них социальную ответственность (ведь именно они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала из регионов), государство вряд ли откажется от идеи поддержки развития таких образовательных центров в субъектах Российской Федерации. В таком случае при эффективном управлении опорные вузы имеют возможность со временем отыграть падение и повысить конкурентоспособность.
Сделано предположение, что в последующие годы Южно-Уральский государственный университет будет подталкивать, влиять на динамику роста интеллектуального потенциала Челябинской области, тем самым способствовать в дальнейшем усилению интеллектуального потенциала региона.
Важнейшей частью обновления механизмов финансового обеспечения должен стать переход от административного распределения контрольных цифр приема в вузы к действительно конкурентным методам распределения государственного задания на обучение. При этом вузы должны заранее знать критерии, в соответствии с которыми Министерство образования и науки РФ планирует распределять средства на финансирование высшего образования. Говоря о необходимости повышения уровня и качества развития высшего образования в субъектах Российской Федерации, нельзя не сказать и о том, что многие годы большинство государственных вузов практически не ведет серьезных исследований и разработок по заказу предприятий и организаций, расположенных в регионах. В связи с чем, в значительной мере возникает несбалансированность образовательной системы с потребностями регионального сектора экономики, несоответствие содержания и качества высшего образования современным и прогнозируемым потребностям государства, общества и бизнеса.
В выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) исследованы составляющие индекса экономики знаний, сформулированы критерии классификации интеллектуального потенциала вуза и региона.
Предложен метод оценки интеллектуального потенциала вуза и региона с помощью определения индекса корреляции интеллектуальных потенциалов. Эффективность использования интеллектуального потенциала оценивается с учетом рыночной динамики, путем сопоставления с деятельностью наиболее сильного конкурента; и с учетом временной динамики изменения ценности интеллектуального потенциала, что позволяет выявить тенденции в повышении или снижении эффективности управления данным ресурсом.
На основании анализа интеллектуального потенциала вуза и территории проведено статистическое исследование влияния высшего образования (интеллектуального потенциала вуза) на интеллектуальный потенциал региона, в частности Южно-Уральского государственного университета и Челябинской области, особенностей ее развития и факторов, его определяющих.
В работе установлено, что присвоение Южно-Уральскому государственному университету статуса опорного университета после укрупнения приводит к ослаблению его позиций в рейтинге RAEX, по крайней мере в краткосрочной перспективе. При этом в будущем опорные вузы, которые должны стать центрами инновационного, технологического и социального развития регионов, имеют неплохие шансы располагаться в рейтингах значительно выше. Учитывая возложенную на них социальную ответственность (ведь именно они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала из регионов), государство вряд ли откажется от идеи поддержки развития таких образовательных центров в субъектах Российской Федерации. В таком случае при эффективном управлении опорные вузы имеют возможность со временем отыграть падение и повысить конкурентоспособность.
Сделано предположение, что в последующие годы Южно-Уральский государственный университет будет подталкивать, влиять на динамику роста интеллектуального потенциала Челябинской области, тем самым способствовать в дальнейшем усилению интеллектуального потенциала региона.
Подобные работы
- Анализ роли высшей школы в развитии интеллектуального потенциала региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Анализ роли высшей школы в развитии интеллектуального потенциала региона
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Развитие инновационного потенциала региона на примере Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





