СВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ,КОПИНГ СТРАТЕГИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 8
1.1 Общая характеристика личностного развития в старшем подростковом
возрасте 8
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у старших подростков 11
1.3 Характеристика копинг-стратегий у старших подростков 20
1.4 Особенности межличностных отношений старших подростков 30
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, предмет, объект исследования 40
2.2 Методы и методики исследования 41
2.3 Методы математической статистики 45
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ... 46
3.1 Результаты определения особенностейагрессивности, копинг-стратегий и межличностных отношений старших подростков с учетом гендерных различий . 46
3.2 Анализ взаимосвязи агрессивности, копинг-стратегий и межличностных
отношений старших подростков с учетом гендерных различий 56
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 8
1.1 Общая характеристика личностного развития в старшем подростковом
возрасте 8
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у старших подростков 11
1.3 Характеристика копинг-стратегий у старших подростков 20
1.4 Особенности межличностных отношений старших подростков 30
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, предмет, объект исследования 40
2.2 Методы и методики исследования 41
2.3 Методы математической статистики 45
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ... 46
3.1 Результаты определения особенностейагрессивности, копинг-стратегий и межличностных отношений старших подростков с учетом гендерных различий . 46
3.2 Анализ взаимосвязи агрессивности, копинг-стратегий и межличностных
отношений старших подростков с учетом гендерных различий 56
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
Актуальность исследования. Подростковый возраст - один из важнейших этапов на пути становления личности. Именно в этот период возрастает потребность в самопознании и самореализации, появляется чувство взрослости. В то же время противоречивость поведения, присущая подросткам, а также такие факторы, как отсутствие четких нравственных ориентиров, влияние неформальных коллективов, давление средств массовой информации, приводят к существенным проблемам - таким, как ощущение одиночества, тревожность, нарушения коммуникативной сферы, повышенная агрессивность, асоциальные проявления и т.д. Соответственно, крайне актуальна проблема выбора адекватных способов воспитания, обучения и развития подростков.
Важнейшей проблемой в настоящее время является нахождение новых форм психологического воздействия, решающих задачи не только активации процесса воспитания детей и контроля их развития, но и позволяющие вскрывать искажения этого процесса, анализировать причины этих искажений и намечать способы их коррекции.
Однако, несмотря на то, что на поиск педагогических и психологических средств решения актуальных задач воспитания подрастающего поколения, адекватных современным социальным реалиям, в настоящее время направлены усилия большого количества специалистов, эта проблема пока не нашла своего адекватного разрешения.
Это подтверждается тем фактом, что, с одной стороны, в настоящее время резко увеличивается число специалистов, в том числе и психологов, активно внедряющихся в практику деятельности школьных образовательных учреждений, а с другой - специалисты отмечают постоянное ухудшение показателей психоэмоционального здоровья и качества жизни детей, приводящее к явлениям их массовой социальной дезадаптации (Э.М. Александровская, М.М. Безруких, Н.П. Вайзман, Н.В. Вострокнутов, Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Лусканова, А.И. Коробейников, и другие).
Это в совокупности приводит к возникновению у подростков личностных недоразвитии - в результате чего и возникает неоднократно отмеченные многими авторами нарушения у них в сфере межличностных отношений, проявлений агрессии (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, Е.А. Ямбург и др.). Е.А. Ямбург считает, что такое положение - это возникшая за последнее время новая норма современного общества, которая ведет к распаду системных связей и культурных основ социума, однако именно эта норма в наибольшей степени поддерживается системой социальных связей, сложившихся в настоящее время в нашем обществе.
На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.
О важности изучения способов поведения в трудных жизненных ситуациях или совладающего (копинг) поведения свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов (М.Тышкова, 1987; Х.Ремшмидт, 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Е.Е.Данилова, 1990; M.Petrovsky, J.Birkimer, 1991; F.Blanchard-Fields, L.Sulsky, 1991; H.Sek, 1995; З.Х.Б.Сиерральта, 1997; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; Г.Крайг, 2000; Р.М.Никольская и Р.М.Грановская, 2000; Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский, 1994; 1996, 2003;
И.П.Стрельцова, 2002; Е.В.Либина, 2003; и др.). Исследователями выявлены возрастные особенности развития совладающего поведения, однако изучение старшего подросткового возраста с точки зрения представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, по нашему мнению, ещё не получило в психологии развития достаточной разработки.
Все выше изложенное определило для нас актуальность проблемы изучения связи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Объект исследования: личностные особенности и межличностные отношения старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений, копинг- стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. определить уровень и особенности проявления агрессивности у старших подростков;
2. выявить гендерные различия в особенностях проявления агрессивности у старших подростков;
3. определить особенности копинг-стратегий у старших подростков;
4. выявить гендерные различия в осуществлении копинг-стратегий старших подростков;
5. изучить особенности межличностных отношений у старших подростков;
6. выявить гендерные различия в проявлениях межличностных отношений у старших подростков;
7. определитьвзаимосвязь межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков;
8. выявить гендерные различия взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Гипотеза исследования:
1. Межличностные отношения, копинг-стратегии и проявления агрессивности у старших подростков имеют между собой взаимосвязь.
2. Существуют гендерные различия во взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Выборка исследования: Выборочную совокупность составили40 учащихся (20 девочек и 20 мальчиков) 9 классов МОУ гимназия № 48.г. Челябинска.
Методы исследования:
а) Теоретические:
- анализ и синтез теоретических источников по проблеме исследования;
- обобщение;
- систематизация.
б) Эмпирические:
- тестовый метод.
в) Методы математической обработки данных:
- определение наличия или отсутствия взаимосвязи между двумя количественными показателями, а также оценка ее статистической значимости;
- U-критерий Манна-Уитни;
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики:
1.Опросник Басса-Дарки на изучение агрессивности;
2. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (в адаптации Крюковой);
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении характера взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в деятельности психологов школы, поскольку способствуют нахождению форм оказания эффективной психологической помощи тем из подростков, которые испытывают трудности в сфере межличностных отношений, учитывающей особенности социальной ситуации их развития, сложившейся в настоящее время, и применимой в условиях реальной ограниченности временных и организационных возможностей психолога.
Важнейшей проблемой в настоящее время является нахождение новых форм психологического воздействия, решающих задачи не только активации процесса воспитания детей и контроля их развития, но и позволяющие вскрывать искажения этого процесса, анализировать причины этих искажений и намечать способы их коррекции.
Однако, несмотря на то, что на поиск педагогических и психологических средств решения актуальных задач воспитания подрастающего поколения, адекватных современным социальным реалиям, в настоящее время направлены усилия большого количества специалистов, эта проблема пока не нашла своего адекватного разрешения.
Это подтверждается тем фактом, что, с одной стороны, в настоящее время резко увеличивается число специалистов, в том числе и психологов, активно внедряющихся в практику деятельности школьных образовательных учреждений, а с другой - специалисты отмечают постоянное ухудшение показателей психоэмоционального здоровья и качества жизни детей, приводящее к явлениям их массовой социальной дезадаптации (Э.М. Александровская, М.М. Безруких, Н.П. Вайзман, Н.В. Вострокнутов, Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Лусканова, А.И. Коробейников, и другие).
Это в совокупности приводит к возникновению у подростков личностных недоразвитии - в результате чего и возникает неоднократно отмеченные многими авторами нарушения у них в сфере межличностных отношений, проявлений агрессии (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, Е.А. Ямбург и др.). Е.А. Ямбург считает, что такое положение - это возникшая за последнее время новая норма современного общества, которая ведет к распаду системных связей и культурных основ социума, однако именно эта норма в наибольшей степени поддерживается системой социальных связей, сложившихся в настоящее время в нашем обществе.
На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.
О важности изучения способов поведения в трудных жизненных ситуациях или совладающего (копинг) поведения свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов (М.Тышкова, 1987; Х.Ремшмидт, 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Е.Е.Данилова, 1990; M.Petrovsky, J.Birkimer, 1991; F.Blanchard-Fields, L.Sulsky, 1991; H.Sek, 1995; З.Х.Б.Сиерральта, 1997; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; Г.Крайг, 2000; Р.М.Никольская и Р.М.Грановская, 2000; Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский, 1994; 1996, 2003;
И.П.Стрельцова, 2002; Е.В.Либина, 2003; и др.). Исследователями выявлены возрастные особенности развития совладающего поведения, однако изучение старшего подросткового возраста с точки зрения представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, по нашему мнению, ещё не получило в психологии развития достаточной разработки.
Все выше изложенное определило для нас актуальность проблемы изучения связи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Объект исследования: личностные особенности и межличностные отношения старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений, копинг- стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. определить уровень и особенности проявления агрессивности у старших подростков;
2. выявить гендерные различия в особенностях проявления агрессивности у старших подростков;
3. определить особенности копинг-стратегий у старших подростков;
4. выявить гендерные различия в осуществлении копинг-стратегий старших подростков;
5. изучить особенности межличностных отношений у старших подростков;
6. выявить гендерные различия в проявлениях межличностных отношений у старших подростков;
7. определитьвзаимосвязь межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков;
8. выявить гендерные различия взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Гипотеза исследования:
1. Межличностные отношения, копинг-стратегии и проявления агрессивности у старших подростков имеют между собой взаимосвязь.
2. Существуют гендерные различия во взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Выборка исследования: Выборочную совокупность составили40 учащихся (20 девочек и 20 мальчиков) 9 классов МОУ гимназия № 48.г. Челябинска.
Методы исследования:
а) Теоретические:
- анализ и синтез теоретических источников по проблеме исследования;
- обобщение;
- систематизация.
б) Эмпирические:
- тестовый метод.
в) Методы математической обработки данных:
- определение наличия или отсутствия взаимосвязи между двумя количественными показателями, а также оценка ее статистической значимости;
- U-критерий Манна-Уитни;
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики:
1.Опросник Басса-Дарки на изучение агрессивности;
2. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (в адаптации Крюковой);
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении характера взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в деятельности психологов школы, поскольку способствуют нахождению форм оказания эффективной психологической помощи тем из подростков, которые испытывают трудности в сфере межличностных отношений, учитывающей особенности социальной ситуации их развития, сложившейся в настоящее время, и применимой в условиях реальной ограниченности временных и организационных возможностей психолога.
Согласно поставленной цели исследования, а также исследовательским задачам, нами был проведен теоретический анализ научных подходов к проблемесвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
На основе анализа научной литературы, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения личности, мы определяем агрессивность следующим образом: «Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.
Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии». Достоинствами данного определения, по нашему мнению является то, что оно носит наиболее универсальный характер и в нем наблюдается разграничение понятий «агрессивности» как свойства личности и «агрессии» как формы поведения.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
При этом рассматривают две разновидности агрессивного поведения:
1. доброкачественную агрессию;
2. злокачественную агрессию.
Авторы приводят различные факторы, которые формируют подростковую агрессивность. Мы разделяем мнение, что при всей важности возрастного, 69
гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в
формировании агрессивного поведения старших подростков имеют социальные условия развития личности, которые в современной России следует рассматривать как неблагоприятные: сложные социально-экономические условия для большинства населения, сцены насилия в СМИ, кризис семьи.
Под копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности».
На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий подростков активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет подросток, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии подростков оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Большинство существующих исследований в области развития коммуникативных качеств у подростков так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, так как оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.
Эмпирическое исследование проблемы позволило сделать следующие выводы.
С помощью метода математической статистики «U-критерий Манна-Уитни» установлены с статистически значимые различия в ряде рассматриваемых показателях у мальчиков и девочек.
При этом более высокий уровень показателей физической агрессии наблюдается у мальчиков; более высокие уровни показателей косвенной и вербальной агрессии наблюдаются у девочек.
Более высокий уровень показателей конфронтационного копинга наблюдается у мальчиков; более высокий уровень показателей поиска социальной поддержки наблюдается у девочек.
Более высокий уровень показателей прямолинейного, агрессивного варианта межличностного взаимодействия наблюдается у мальчиков; зависимый, послушный, склонный к сотрудничеству варианты межличностного взаимодействия наблюдаются у девочек.
С помощью метода математической статистики «Коэффициент ранговой корреляции Спирмена» установлены статистически значимые взаимосвязи по ряду показателей агрессивности, копинг-стратегий и межличностных отношений старших подростков с учетом гендерных различий.
Как правило, более сильные взаимосвязи наблюдаются у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста между показателями, которые сильнее у них выражены (что установлено расчетами по U-критерию Манна-Уитни).
Таким образом, в ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза исследования:
1. Межличностные отношения, копинг-стратегии и проявления агрессивности у старших подростков имеют между собой взаимосвязь.
2. Существуют гендерные различия во взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
На основе анализа научной литературы, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения личности, мы определяем агрессивность следующим образом: «Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.
Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии». Достоинствами данного определения, по нашему мнению является то, что оно носит наиболее универсальный характер и в нем наблюдается разграничение понятий «агрессивности» как свойства личности и «агрессии» как формы поведения.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
При этом рассматривают две разновидности агрессивного поведения:
1. доброкачественную агрессию;
2. злокачественную агрессию.
Авторы приводят различные факторы, которые формируют подростковую агрессивность. Мы разделяем мнение, что при всей важности возрастного, 69
гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в
формировании агрессивного поведения старших подростков имеют социальные условия развития личности, которые в современной России следует рассматривать как неблагоприятные: сложные социально-экономические условия для большинства населения, сцены насилия в СМИ, кризис семьи.
Под копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности».
На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий подростков активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет подросток, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии подростков оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Большинство существующих исследований в области развития коммуникативных качеств у подростков так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, так как оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.
Эмпирическое исследование проблемы позволило сделать следующие выводы.
С помощью метода математической статистики «U-критерий Манна-Уитни» установлены с статистически значимые различия в ряде рассматриваемых показателях у мальчиков и девочек.
При этом более высокий уровень показателей физической агрессии наблюдается у мальчиков; более высокие уровни показателей косвенной и вербальной агрессии наблюдаются у девочек.
Более высокий уровень показателей конфронтационного копинга наблюдается у мальчиков; более высокий уровень показателей поиска социальной поддержки наблюдается у девочек.
Более высокий уровень показателей прямолинейного, агрессивного варианта межличностного взаимодействия наблюдается у мальчиков; зависимый, послушный, склонный к сотрудничеству варианты межличностного взаимодействия наблюдаются у девочек.
С помощью метода математической статистики «Коэффициент ранговой корреляции Спирмена» установлены статистически значимые взаимосвязи по ряду показателей агрессивности, копинг-стратегий и межличностных отношений старших подростков с учетом гендерных различий.
Как правило, более сильные взаимосвязи наблюдаются у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста между показателями, которые сильнее у них выражены (что установлено расчетами по U-критерию Манна-Уитни).
Таким образом, в ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза исследования:
1. Межличностные отношения, копинг-стратегии и проявления агрессивности у старших подростков имеют между собой взаимосвязь.
2. Существуют гендерные различия во взаимосвязи межличностных отношений, копинг-стратегий и проявлений агрессивности у старших подростков.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ
РЕФЛЕКСИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности конфликтного поведения подростков в повседневности (на примере г. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Феноменология и динамика стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018





