Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Работа №17926

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы17
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных проблем социальной психологии является проблема межличностных отношений. Вопрос формирования межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с ведущим типом деятельности на данном возрастном
этапе (интимно-личностное общение со сверстниками). Несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований межличностных отношений подростков, исследовательский интерес в различных социально-психологических подходах преобладает к настоящему времени в области описания феноменологии статусно-ролевых межличностных отношений в подростковом возрасте. Это - изучение межличностных отношений подростков со сверстниками (Т. А. Никулина,
O. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева, О. С. Жажина), детско-родительских отношений (О. Б. Крушельницкая, М. К. Ойшыбекова, Г. В. Москаленко, Ю. А. Парфенов, Л. В. Оконечникова, С. К. Нурмукашева, А. А. Аманиязова, С. Н. Сорокоумова, О. В. Суворова, Т. Г. Мухина, С. А. Гладышев), ролевых отношений подростков (Т. Шибутани, М. Ч. Райт, Л. В. Мардахаев, Г. М. Андреева,
P. Линтон), статусов подростков (Т. Шибутани, М. Вебер, В. В. Новиков, Cameron Anderson, P. J. Oliver, D. Keltner, A. M. Kring). Однако к настоящему времени неизученной является специфика структурной организация межличностных отношений у подростков с точки зрения статусно-ролевых позиций.
Не менее фундаментальной проблемой является изучение девиантных проявлений подросткового поведения. Особенную остроту этот вопрос приобретает у младших подростков с проявлениями гиперактивности, количество которых с каждым годом увеличивается (по данным Федеральной службы государственной статистики). Тем не менее, недостаточно изученными являются факторы, приводящие к девиантному модусу поведения младших подростков с проявлениями гиперактивности с точки зрения комплексного понимания факторов, обусловливающих данную проблематику. Работ, раскрывающих взаимосвязи закономерно организованного комплекса детерминант и особенностей статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивностии, а также их поведения, нет.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости комплексного подхода к описанию специфики статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности.
Степень разработанности темы исследования. Основополагающие подходы, обеспечивающие всестороннее научное изучение межличностных отношений и их роли в становлении личности ребенка, возникли благодаря исследованиям
А. В. Петровского, В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского, А. А. Бодалева, Т. Шибутани, В. Б. Ольшанского, С. Г. Климовой, Н. Ю. Волжской, А. А. Реана, Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева, В. В. Новиковой, Н. В. Клюевой, В. Г. Крысько, Г. М. Андреевой, Р. Мертона, Б. Ф. Ломова, Е. П. Ильина, А. В. Микляевой, В. Н. Мясищева, О. С. Жажиной, Е. Ю. Клепцовой.
изучили Т. А. Никулина, О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева, О. С. Жажина, О. Б. Крушельницкая, М. К. Ойшыбекова, Г. В. Москаленко, Ю. А. Парфенов, Л. В. Оконечникова, С. К. Нурмукашева, А. А. Аманиязова, С. Н. Сорокоумова,
O. В. Суворова, Т. Г. Мухина, С. А. Гладышев.
В исследованиях Т. Шибутани, М. Ч. Райта, Л. В. Мардахаева, Г. М. Андреевой, Р. Линтона и др. показаны ролевые отношения подростков.
Изучение статусов подростков представлены в исследованиях Т. Шибутани, М. Вебера, В. В. Новикова, К. Андерсона, А. Кринга.
С позиций задач нашего исследования, важно понимание не изученной к настоящему времени специфики структурной организация межличностных отношений у подростков с точки зрения статусно-ролевых позиций. Изучению структуры межличностных отношений уделяли внимание Я. Л. Коломинский, Г. М. Андреева, В. А. Михайлова, А. А. Реан, Р. Мертон.
В исследованиях Е.В. Змановской, В.В. Барцалкиной, Н.Л. Ивановой,
P. В. Козьякова, Е.А. Орловой, Е.А. Петровой, М.В. Еремина, Л.В. Сенкевич,
В.А. Яковлева, О.О. Заварзиной, Р.В. Козьякова, Е.С. Майковой, Т.И. Бонкало показаны подходы к изучению девиантных проявлений подросткового поведения. Проявления девиантного поведения у младших подростков с проявлениями гиперактивности рассматриваются в работах А.Л. Сиротюк, В.Б. Никишиной, Е.А. Петраш. Тем не менее, недостаточно изученными являются факторы, приводящие к девиантному модусу поведения младших подростков с проявлениями гиперактивности с точки зрения комплексного понимания факторов, обусловливающих данную проблематику.
Целью исследования является изучение специфики статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы.
Таким образом, результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования специфики статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности, позволили подтвердить все выдвинутые нами гипотезы, представленные на защиту положения и сформулировать
выводы:
1. Комплекс детерминант, характеризующих статусно-ролевую структуру межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности имеет уровневую организацию и реализуется на социально-психологическом, поведенческом, регуляторном уровнях.
2. Структура статусов младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется преобладанием позиции «Непринятых» в ролевой позиции «Подросток - Подросток», что выражается в противоречии, между потребностью в поддержании отношений при низкой возможности их реализации в группе сверстников.
3. Межличностные отношения младших подростков с проявлениями гиперактивности в ролевой позиции «Подросток - Подросток» характеризуются неустойчивостью и поверхностностью социальных взаимосвязей и межличностных отношений, стремлением к руководству, невосприимчивостью к замечаниям.
4. Структура статусов младших подростков с проявлениями гиперактивности смещается в преобладающую позицию «Непринятых» в ролевой позиции «Подросток - Родитель», что проявляется в противоречии между негативной эмоциональной окраской детско-родительских отношений, выраженных реакциях отвержения и низким уровнем уверенности в себе у подростков.
5. Межличностные отношения младших подростков с проявлениями гиперактивности в ролевой позиции «Подросток - Родитель» проявляется выраженным социально желательным образом родительского отношения, характеризующимся демонстрацией поощрения инициативы и самостоятельности ребенка, а также наличием эмоциональной дистанции в общении с ребенком.
6. Совладающее поведение как способ реализации межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между относительно продуктивными когнитивными и непродуктивными эмоциональными и поведенческими стратегиями.
7. Содержание совладающего поведения младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между склонностью к делинквентности, характеризующееся предрасположенностью к противопоставлению себя реальности посредством нарушения общественных норм, и аддиктивности, характеризующееся предрасположенностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонностью к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем поведение.
8. Произвольная саморегуляция межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между высоким уровнем планирования и низким уровнем моделирования, программирования и оценивания: младшие подростки с проявлениями гиперактивности, выстраивая детализированные планы, не придерживаются их, что следует рассматривать в качестве одного из проявлений импульсивности.
9. Непроизвольная саморегуляция межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между высокими показателями скорости и низкими показателями точности, что обусловливает импульсивность и неустойчивость младших подростков с проявлениями гиперактивности.
10. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в индивидуально-типологическом аспекте взаимосвязана с высокими показателями экстравертированности, что выступает основой для формирования неустойчивого характера межличностных отношений.
11. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в индивидуально-типологическом аспекте взаимосвязана с высокими показателями агрессивности, что выступает основой для формирования делинквентного и аддиктивного характера совладающего поведения в межличностных отношениях.
12. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в индивидуально-типологическом аспекте взаимосвязана с высокими показателями тревожности и эмотивности, следствием чего является дезадаптивный характер межличностных отношений, а также предпочтение неконструктивных стратегий совладающего поведения.
13. Организация программы психологического сопровождения, направленной на оптимизацию статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности позволяет расширить диапазон статусов и репертуар ролевых позиций. Это приводит к изменениям содержания межличностных отношений, заключающимся в повышении общего уровня произвольной саморегуляции поведения, снижении склонности к отклоняющемуся поведению, предпочтении конструктивных стратегий совладающего поведения.
14. Содержание программы психологического сопровождения, направленной на оптимизацию статусно-ролевой структуры межличностных отношений младших
подростков с проявлениями гиперактивности определяет мишени коррекционного воздействия: совладающее поведение, эмоционально-характерологические
особенности, произвольная и непроизвольная саморегуляция.



1. Юркшат, К. Ф. Отногенетические закономерности возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К. Ф. Юркшат // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 2. - С. 263¬267.
2. Юркшат, К. Ф. Психологическая диагностика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших подростков / К. Ф. Юркшат // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 19. - С. 307-310.
3. Юркшат, К. Ф. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К. Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 163-168.
4. Юркшат, К. Ф. Программа психологической коррекции, направленной на оптимизацию системы межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К. Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 111-118.
5. Никишина, В. Б. Проекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровень индивидуально-типологических особенностей младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности / В. Б. Никишина, К. Ф. Юркшат, В. Л. Баркова, Е. А. Петраш // Научное обозрение. - 2015. - № 19. - С. 201-209.
6. Никишина, В. Б. Диагностика индивидуально-типологических особенностей детей с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности: результаты исследования / В. Б. Никишина, К. Ф. Юркшат, В. Л. Баркова, Е. А. Петраш // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-2 (97). - С. 142-154.
Публикации в зарубежных изданиях:
7. Никишина, В. Б. Структурно-уровневая организация системы регуляции поведения подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов международной практической конференции «Медицинская психология: современность, перспективы развития» / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш, К. Ф. Юркшат. - Киев, 2013. - С. 135-136.
Монографии:
8. Запесоцкая, И.В. Регуляторные и кинетические нарушения поведения в подростковом возрасте/ В. Б. Никишина, К.Ф. Миракян // Монография. - Курск:
Другие научные публикации:
9. Юркшат, К. Ф. Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у подростков в возрасте 11-12 лет / К. Ф. Юркшат. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2011. - С. 435-436.
10. Юркшат, К. Ф. Исследование динамического праксиса у младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / К. Ф. Юркшат. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С 185-191.
11. Юркшат, К. Ф. Исследование конструктивного праксиса у младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы третьего международного теоретико-методологического семинара / К. Ф. Юркшат. - М.: МГПУ, 2011. - С. 224-225.
12. Юркшат, К. Ф. Межличностные отношения младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов Всероссийской научной конференции «Малая группа как субъект и объект психологического влияния» / К. Ф. Юркшат. - Курск: КГУ, 2011. - С. 232-234.
13. Юркшат, К. Ф. Нейропсихологическое исследование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов 76-й всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых: Молодежная наука и современность / К. Ф. Юркшат. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2011. - С. 140.
14. Юркшат, К. Ф. Понятие межличностных отношений при дизонтогенезе: сборник Материалов клинической научно-практической конференции с международным участием, посвященной 77-летию КГМУ / К. Ф. Юркшат. - Курск.: КГМУ, 2012. - С. 383-384.
15. Юркшат, К. Ф. Пространство межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых / К. Ф. Юркшат. - СПб., 2011. - С. 232-234.
16. Юркшат, К. Ф. Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью как фактор возникновения поведенческих аддикций / К. Ф. Юркшат, -- Курск: КГМУ, 2012. - С. 170-171.
17. Миракян, К. Ф. Ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями СДВГ: сборник Материалов итоговой научной конференции сотрудников КГМУ, Центрально-Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН, посвященной 76-летию Курского государственного медицинского университета / К. Ф. Миракян. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2011. - С. 133-135.
18. Юркшат, К. Ф. К проблеме клинико-психологической диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К. Ф. Юркшат // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. - 2016. - № 5. - C. 196.
19. Юркшат, К. Ф. Структура ролей в пространстве межличностных отношений младших подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: сборник Материалов 77-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием: Молодежная наука и современность / К. Ф. Юркшат. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2012. - С. 206.
20. Юркшат, К. Ф. Медико-биологические и нейропсихологические аспекты нарушений праксиса у младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии / К. Ф. Юркшат, В. Б. Никишина. - Курск:
ГОУ ВПО КГМУ, 2011. - С. 268-269.
21. Юркшат, К. Ф., Петраш Е.А. Социально-психологические факторы межличностного взаимодействия подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сборник Материалов международной научно-практической конференции: «Человек в сложной жизненной ситуации: клинико-психологические аспекты» / К. Ф. Юркшат, Е. А. Петраш. - Курск: КГМУ, 2012. - С. 235-237.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ