Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Работа №19645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Подходы к пониманию коррупции 5
1.1 Подходы к пониманию коррупции в научной литературе 5
1.2 Подходы к пониманию коррупции в международном законодательстве 14
1.3 Подходы к пониманию коррупции в российском законодательстве.. ..23
2 Понятие и виды коррупционных правонарушений 26
2.1 Понятия коррупционных правонарушений 26
2.2 Виды административных коррупционных правонарушений 30
2.3 Субъекты административных коррупционных правонарушений 33
2.4 Общая характеристика норм административной ответственности
юридических лиц за коррупционные правонарушения 38
3 Проблемы применения и совершенствование норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения....43
3.1 Правовые основания применения норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные
правонарушения 43
3.2 Особенности применения мер административной ответственности
юридических лиц и привлечения юридического лица за коррупционные правонарушения с участием прокурора 48
3.3 Предложения по совершенствованию норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения 57
Заключение 67
Список использованных источников 72


Борьба с коррупцией определена Президентом РФ одним из главных направлений деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией, отражены в положениях Федерального закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Несмотря на большое внимание закона и науки к исследуемому явлению, до сих пор данное понятие не имеет четкого определения и законодательной дефиниции в законе. Расплывчаты и ориентиры ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, между тем, эта сфера ответственности требует внимания законодателя в связи с высоким уровнем коррупции, совершаемых юридическими лицами или в их пользу.
Цель работы - раскрыть особенности административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Исходя из цели работы, были выделены следующие задачи работы:
1) раскрыть подходы к пониманию коррупции: в научной литературе; в международном и российском законодательстве;
2) определить понятие и виды коррупционных правонарушений юридических лиц;
3) определить субъекты административных коррупционных правонарушений;
4) провести общую характеристику норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
5) выявить проблемы норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
6) показать возможности совершенствования норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Объект работы - общественные отношения в сфере юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Предметом изучения является административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Методами исследования являются общенаучные: анализ нормативно-правовых источников, обобщение, сравнение.
Теоретическую базу исследования составили международно-правовые и российские нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по противодействию коррупции во всех сферах общественной жизни; исследования юристов в сфере административного и уголовного права по изучению конструкций составов административных правонарушений.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В работе используется различная нормативная литература, специальные статьи, монографии, судебная практика.
В первой главе раскрывается теоретические вопросы и подходы к понятию коррупции в научной литературе и законодательстве.
Во второй главе рассматриваются понятие и виды коррупционных правонарушений, дается общая характеристика норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
В третьей главе рассматриваются проблемы применения и совершенствование норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
В заключении проведено обобщение и выводы по всей работе.
Выводы и предложения данной работы имеют практическое значение при совершенствовании норм административного законодательства, регулирующих административную ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании рассмотренных в работе вопросов темы, были решены следующие задачи исследования:
1) раскрыты подходы к пониманию коррупции: в научной литературе; в международном и российском законодательстве;
2) определены понятие и виды коррупционных правонарушений юридических лиц;
3) определены субъекты административных коррупционных правонарушений;
4) проведена общая характеристика норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
5) выявлены проблемы норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
6) рассмотрены возможности совершенствования норм административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Итак, в процессе изучения были сделаны следующие выводы и обобщения по теме исследования.
Правовые принципы российского государства за совершение коррупционных правонарушений позволяют устанавливать в отношении юридических лиц лишь административную и гражданско-правовую ответственность.
Правовую основу ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения в РФ составляет статья 14 Закона «О противодействии коррупции», в которой установлено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера.
Под коррупционным административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица (должностного лица), за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность и которое неразрывно связано с использованием должностным лицом предоставленных ему законом полномочий в целях получения противоправной выгоды.
Коррупционные правонарушения могут совершаться двумя способами:
- во-первых, это получение определенных выгод (как материального, так и нематериального характера) лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или приравненными к ним лицами;
- во-вторых, это действия по подкупу данных лиц, физическими и юридическими лицами.
Спецсубъект коррупционных правонарушений - юридическое лицо, имеет особенные признаки, его характеризующие.
Так, в соответствии с действующим законодательством юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Для привлечения юридического лица к административной ответственности в каждом конкретном случае следует устанавливать состав административного правонарушения, т. е. совокупность элементов (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны), при наличии которых противоправное деяние признается административным правонарушением.
К числу наиболее распространенных правонарушений, которые являются весьма опасными формами проявления конфликта интересов на государственной службе, можно отнести: незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, получение вознаграждения от физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202¬1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 28.4 и ст. 25.11 КоАП РФ прокурор наделен исключительным правом возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ.
При решении вопроса о возбуждении прокурором производства об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства:
1) наличие события административного правонарушения;
2) наличие состава административного правонарушения;
3) соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения;
4) лицо, совершившее административное правонарушение;
5) виновность лица в совершении административного правонарушения;
6) наличие оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ;
7) имеются ли достаточные основания для проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).
8) причинен ли административным правонарушением ущерб, его характер и размер;
9) имеются ли доказательства совершения административного правонарушения;
10) устанавливается орган, уполномоченный рассматривать дела об административном правонарушении, и порядок обращения в этот орган (главы 22, 23 КоАП РФ).
Особенностями административной ответственности юридических лиц за коррупционные деяния является, во-первых, жёсткость санкций, во- вторых, сочетание с дисциплинарной ответственностью должностных лиц, в- третьих, судебный порядок рассмотрения дел, что должно минимизировать злоупотребления на этой почве, в-четвёртых, увеличенным сроком давности привлечения к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений - 6 лет.
Нередко юридические лица даже при наличии оснований не привлекаются к административной ответственности по причине их ликвидации и (или) создания условий для невозможности исполнения постановления суда о наложении административного взыскания.
В целях эффективной борьбы с коррупцией в Российской Федерации необходимо в КоАП РФ предусмотреть отдельную главу «Коррупционные правонарушения» Особенной части или дополнить главу «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти», включив статьи, устанавливающие ответственность государственных и муниципальных служащих, действующих от имени юридических лиц или в интересах юридических лиц.
Перспективы совершенствования административного законодательства должны состоять в оптимизации международного опыта противодействия коррупции и внедрении новых составов административных правонарушений.
Так, за наличие государственных и муниципальных служащих в составе учредителей юридических лиц, в случае если будут выявляться факты, когда при полном попустительстве работодателей государственными и муниципальными служащими вовсе не представляются справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, необходимо ставить вопрос об административной ответственности руководителей указанных органов.
Также, например, необходимо предусмотреть административную ответственность для членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (наподобие ответственности аукционных, конкурсных и котировочных комиссий) за вынесение незаконных решений в тех случаях, когда незаконность принятых комиссиями решений будет доказана вступившими в законную силу судебными решениями.



1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 // СПС «Консультант Плюс.
2. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273 - ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». // СПС «Консультант Плюс».
4. О совершенствовании работы по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления: указание Генерального прокурора РФ от 20 авт. 2012 г. № 288/86. // СПС «Консультант Плюс».
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генерального прокурора РФ от 29 авт. 2014 г. № 454 с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».
6. О практике надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: информ. письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25 июля 2013 г. № 86-382-2013. // СПС «Консультант Плюс».
7. Об организации взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов следствия с органами прокуратуры при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, и при расследовании дел об административных право- нарушениях указанной категории // Методические рекомендации об организации взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов, осуществляющих оперативно¬розыскную деятельность, и органов следствия с органами прокуратуры при
выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, и при расследовании дел об административных правонарушениях указанной категории, направленные в прокуратуры субъектов Российской Федерации: письмо Генеральной прокуратуры РФ от 16 февр. 2015 № 86-242- 2014/Нд4167-15. // СПС «Консультант Плюс».
8. Методические рекомендации по выявлению и пресечению правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ // письмо Генеральной прокуратуры РФ от 10.07.2015 № 86-14-2015/Ип5692-15.
9. Александров С.Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. № 11.
10. Астафьев Л.В. Коррупция в России: состояние и проблемы. - М.: Московский институт МВД РФ, 2000.
11. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX в. (криминологическое исследование): Автореф. дне. к. ю.н. М., 2010.
12. Астанин, В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: монография / В. В. Астанин, 2009. - 255 с. 170.
13. Андрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность: моногр.; Экономика - М., 2013. - 304 c.
14. Артемьев А. Б. Антропология коррупции; Издательство юридического института (Санкт-Петербург) - М., 2016. - 272 c.
15. Барциц И.Н. Противодействие коррупции и модернизация государственного управления: опыт России. - М.: РАНХиГС, 2011.
16. Ванцев В.А. Этапы развития понятия «коррупция» // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Москва - Иркутск. 2002.
17. Волженкин Б.В. Коррупция как явление. - СПб.: Юрист, 2006.
18. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2; Научный эксперт - М., 2016. - 305 c.
19. Голик, Ю. В. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.
В. Голик, В. И. Карасев, 2005. - 329 с. 168.
20. Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Деловой двор - М., 2013.- 208 с.
22. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000.
23. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
24. Едкова Т.А. Обсуждение доктрины запретов в административном праве // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 137-144
25. Епихин А. Ю., Мозохин О. Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики; Кучково поле, Гиперборея - М., 2016. - 528 с.
26. Захаров А. А. К вопросу о понятии коррупции в области публичного управления // Право: история, теория, практика: материалы международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.) СПб.: Реноме, 2011.
27. Исламова Э. Р. Участие прокурора в производстве по делам об административных коррупционных правонарушениях: учебное пособие / Э. Р. Исламова. — Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. — 64 с.
28. Карпович, О. Г. Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в странах СНГ: теоретические и практ. аспекты / О. Г. Карпович, 2011.
29. Кирпичников А.И. Российская коррупция. - М.: Юрист, 2004.
30. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России; Альфа - М., 2013. - 350 с.
31. Киселев И. А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией; Юриспруденция - М., 2016. - 152 c.
32. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273- ФЗ «О противодействии коррупции»; Юстицинформ - М., 2015. - 272 c.
33. Костенников М. В., Куракин А. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы; Юнити-Дана, Закон и право - М., 2013. - 128 c.
34. Красноусов С. Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе (понятие и противодействие); Проспект - М., 2014. - 300 c.
35. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации / Автореф. дне... докт. юрид. наук. - Люберцы, 2008.
36. Левин М.И., Сатаров Г.А. Что есть коррупция? // Независимая газета. 1997.
37. Левин М. И., Левина Е. А., Покатович Е. В. Лекции по экономике коррупции; Высшая Школа Экономики (Государственный Университет) - М., 2015. - 360 c.21.
38. Лобцова О.В. К вопросу о понимании феномена коррупции // Журнал Вестник Бурятского государственного университета Выпуск № 6 /2012.
39. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность: Учебное пособие. М.: ЮрИнфо. 2000;
40. Нечевин, Д. К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно-правовые аспекты / Д. К. Нечевин, М. М. Поляков, 2013. - 138 с. 199.
41. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2007. № 10. с. 35.
42. Плесовских, Ю.Г. Антикоррупционная политика и законодательство: учеб.пособие / Ю. Г. Плесовских, Ю. В. Качановский, В. А. Широков, 1999. - 160
43. Попова, Ю. П. Служебные преступления: учеб.пособие / Ю. П. Попова, 2010. - 336 с. 139.
44. Правовой нигилизм, коррупция и легализация (отмывание) преступных доходов: грани соотношения, способы преодоления: материалы Междунар. науч.-практ. семинара, Белокуриха, Алт. край, 16-17 дек. 2008 г. / Администрация Алт. края, Алт. гос. ун-т, 2009. - 129 с. 115.
45. Ромашина Е. В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление, 2011, №7.
46. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. Пер. с англ. О.А. Алякринского. - М.: Логос, 2003.
47. Рамазанов Р.У. Административная ответственность за
коррупционные правонарушения // Закон и порядок. 2014. № 3.
48. Селихов, Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н. В. Селихов, 2001. - 23 с.
49. Севрюгин, К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административное-правовое исследование: автореф. дис./ К. В. Севрюгин ; науч. рук. М. И. Клеандров, 2011
50. Сухарев А.С. Административно-правовые средства и методы противодействия коррупции в сфере государственного администрирования // Административное право и процесс. 2014. № 1. с. 50-54
51. Сулакшин C. С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект); Научный эксперт - М., 2016. - 219 с.
52. Темнов Е.И., Березовская А.В. Основы противодействия коррупции. М.: Индем, 1999.
53. Тепляшин, И.В. Механизм противодействия коррупции в современной России: участие общественности: монография / И. В. Тепляшин, 2013. - 176 с.
54. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. с. 39
55. Тонков, Е. Е. Трансформация юридических форм государственной деятельности в период экономического кризиса / Е. Е. Тонков, 2009. - 336 с.
56. Скобликов, П. А. Коррупция в современной России: ел. неформальных терминов и понятий / П. А. Скобликов, 2009. - 112 с.
57. Хабаров, А. В. Противодействие коррупции в сфере публичного управления: учеб.пособие / А. В. Хабаров, М.: 2007. - 368 с
58. Обзор судебной практики по делам об антикоррупционных правонарушениях // СПС «Консультант плюс». Судебная практика. 2012.
59. Феоктистов С.В., Шерстов А.В. Роль прокуратуры в обеспечении неотвратимости наказания юридических лиц за коррупционные правонарушения // Отрасли права. 2016, № 6.
60. Швыркин А. А. Воспитательное воздействие права как средство предупреждения коррупционных правонарушений // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М,, 2012.
61. Шишкарев, С. Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики: учеб.пособие / С. Н. Шишкарев, 2010.
62. Шишкарев, С. Н. Противодействие коррупции: теория и практика: учеб.пособие / С. Н. Шишкарев, М.: 2009.
63. Шишкарев, С. Н. Правовые основы антикоррупционной политики России: ист. и соврем. монография / С. Н. Шишкарев, М.: 2008. с. 169.
64. Юсупов, А. Л. Дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук: / А. Л. Юсупов ; науч. рук. А. Ю. Соколов,
2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ