🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №196362

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2025
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного просвещения
студенческой молодёжи в сфере семейных ценностей 11
1.1 Определение духовно-нравственного просвещения и его значение для
студенческой молодежи 11
1.2 Семейно-ориентированные программы как способ духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 27
1.3 Семейно-ориентированная программа как средство духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 39
2. Опытно-экспериментальная апробация семейно-ориентированные программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по апробации семейно¬
ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по апробации семейно-ориентированной программы и анализ ее результатов 63
Заключение 74
Список использованной литературы 76

Современное образование сталкивается с острой проблемой трансформации духовно-нравственных ценностей. Происходит отход от традиционных ценностей и переход на «рыночные», где главная роль отводится материальным благам. Особенно ярко эти изменения заметны в нравственном состоянии молодых людей, что влечет за собой ряд негативных последствии, таких как отсутствие ясных моральных ориентиров, эмоциональная нестабильность и пренебрежение социальными нормами.
Эти изменения касаются основных институтов, в том числе семьи. Молодое поколение особенно чувствительно к этим преобразованиям: меняется их отношение к заключению брака, приоритетным ценностям семейной жизни и рождению детей. В целом, традиционные представления о браке подвергаются пересмотру: растет количество незарегистрированных браков, рождаемость снижается, увеличивается число детей вне брака и сознательно бездетных пар [11]. В свете этих явлений возникает тревога о состоянии института семьи и осознается необходимость принятия соответствующих мер для его укрепления.
Федеральными законами, поддерживающими данное исследование, являются Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [65, 67], Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 80S «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [62], Указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [63], Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [61], «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [60], Национальный проект «Культурная среда» [66].
Результаты Всероссийской переписи населения, которая состоялась в 2021 году, показали, что в России около двух третей населения состоят в браке, что составляет примерно 60.1 миллиона человек. Кроме того, молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей в стране. Молодая семья играет важную роль в процессе рождения детей и воспроизводства населения, так как 3/4 всех детей в стране рождаются у родителей моложе 35 лет. Необходимо отметить, что молодые семьи являются наиболее репродуктивной частью населения, при этом демография играет важную роль в развитии страны. Однако, статистика также указывает на значительное количество разводов, которые происходят именно среди молодых семей [55].
Результаты исследований семейных проблем и научно-исследовательских работ позволяют сделать вывод о том. что одной из главных причин распада молодых семей является недостаточная осведомленность о добрачных и брачных отношениях, размытые представления о семейной жизни, этапах ее развития, функциях, которые она должна выполнять, а также о трудностях, с которыми пары часто сталкиваются на начальном этапе становления семьи. Возможно, молодые люди не всегда осознают, насколько важно иметь ясное представление о том. что они ожидают от брака и семейной жизни, и какие усилия и компромиссы необходимы для ее успешного развития.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема популяризации и развития семейных ценностей в среде молодежи является предметом изучения в исследованиях педагогов и психологов Е.А. Козловой [24], А.В. Богданова [б]. М.В. Новикова [41]. Активное изучение христианского взгляда на институт семьи в культурологическом ключе предпринято Т.А. Костюковой и А. Шульгиным [36]. В ряде научных работ А.П. Дмитриева [18]. М.С. Ефимова [20], Д.В. Лебедева [32] представлены антропологические и социальные основания развития молодых семей в условиях современного общества Антропологические основы развития семейно-ориентированных программ разработаны Е.С. Павловой [20, 44].
Новацией в исследованиях данной проблематики является тенденция развития технологий, форм и методов семейно-ориентированных программ - И.Ю. Ивановой [23], А.В. Смирновой [59]. Так, И.Ю. Ивановой рассмотрено влияние изменения ценностей на семейную институцию и предложен ряд методов, которые могут быть использованы для укрепления традиционных ценностей в семье. А.В. Смирнова представила набор практических проектов на основе материалов семейно-ориентированных программ. Эти авторы подчеркивают важность просвещения в сфере духовно-нравственных ценностей для молодежи [59].
Указанные исследования составляют научно-теоретическую основу для изучения обозначенной темы. Однако, несмотря на значительное количество источников, остаются неразрешенными следующие противоречия между:
- необходимостью усиления внимания к проблемам просвещения студенческой молодежи в сфере семейных ценностей и недостаточно артикулированной воспитывающей функцией ведущих социальных институтов;
- имеющимся потенциалом молодежных объединений в реализации семейно-ориентированных программ духовно-нравственного просвещения, с одной стороны, и слабым использованием этого потенциала в просветительской работе со студенческой молодежью, с другой
Данные противоречия порождают проблему исследования, состоящую в необходимости разработки и апробации семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи.
Объект: процесс духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Предмет: семейно-ориентированная программа духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Цель: разработка п оценка эффективности семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация семейно-ориентированных программ для студенческой молодежи будет эффективной, если:
• разработать эффективные просветительские программы;
• использовать интерактивные формы работы, опирающиеся на запрос студенческой аудитории;
• учесть контекст традиционных духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи в контексте формирования семейных ценностей.
2. Проанализировать ресурс семейно-ориентированных программ социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти.
3. Разработать авторскую семейно-ориентированную программу просвещения студенческой молодежи.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем семейно-ориентированную программу духовно-нравственного просвещеши студенческой молодежи.
Методологическими подходами, используемыми для исследования, являются личностный, деятельностный, полпсубъектный (диалогический), аксиологический.
Теоретические методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, изучение явлений и процессов, основанный на анализе существующих теорий, концепций и научных теорий, а также обобщение практического опыта, накопленного в рамках существующих программ семейно-ориентированного духовно-нравственного просвещения. Кроме того, применяются диагностические методы анализа.
В качестве эмпирических методов исследования используется наблюдение за процессом работы в некоммерческих социально ориентированных организациях и органах государственной власти, проведение опросов и диагностики, а также беседы с руководителями объединений, опытно-экспериментальная работа (ОЭР).
Исследование состояло из трех этапов О ЭР: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе проведен анализ существующих исследований и источников, сформировавших научно-теоретическую основу для комплексного изучения обозначенной темы. Затем разработана семенно-ориентированная программа просветительской направленности и отобраны интерактивные организационно-педагогические формы, реализованные на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. На контрольном этапе дана оценка эффективности программы с помощью отобранных методов и инструментов

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в результате проведенного исследования были решены поставленные задачи.
1. В ходе теоретического анализа установлено, что сущностными характеристиками духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи в контексте формирования семейных ценностей является передача фундаментальных знаний о смысле жизни, роли человека и его миссии, способствующий формированию прогрессивного и критического мышления. В контексте семейных ценностей оно направлено на развитие у студентов осознанного отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Ключевыми характеристиками духовно-нравственного просвещения являются его неформальный характер, гибкость и акцент на духовное обогащение личности. Выявлено, что традиционные духовно-нравственные ценности, такие как справедливость, коллективизм, любовь, милосердие и историческая память, играют важную роль в формировании семейных установок. Особое значение имеет студенческий возраст (18-25 лет) как сенситивный период для формирования нравственных и эстетических чувств, что делает духовно-нравственное просвещение эффективным инструментом укрепления семейных ценностей.
2. Исследование показало, что социально ориентированные некоммерческие организации, просветительские центры и молодежные объединения обладают значительным потенциалом для реализации целого ряда семейно-ориентированных программ с использованием интерактивных методов, что способствует вовлечению молодежи в процесс духовно-нравственного просвещения в области отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Органы государственной власти, в свою очередь, создают нормативно-правовую базу, поддерживающую укрепление семейных ценностей, включая федеральные законы и указы, такие как Указ Президента РФ № 809 и Стратегия развития воспитания до 2025 года. Однако их анализ выявил недостаточное использование потенциала молодежных объединений в просветительской работе, что подчеркивает необходимость интеграции усилий государства и НКО для повышения эффективности программ. Ресурсы включают педагогические кадры, культурные традиции и медиа-инструменты, которые могут быть оптимизированы для достижения целей духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
3. На основе теоретического анализа и учета психолого-педагогических особенностей студенческого возраста разработана программа «Молодежная панорама: Искусство любить», реализованная в вузах и СПО города Томска. Программа базируется на аксиологическом, культурологическом, системно-деятельностном, личностно-ориентированном и возрастном подходах. Она включает интерактивные методы, такие как интерактивные тренинги («3 стенки», «ИМАГО диалог»), семинары, кейс-стади, методики «Попс-формула» и «Дерево решений», а также мастер-классы и иммерсивные мероприятия. Основные направления программы: формирование ценностного отношения к семье, воспитание патриотизма, нравственных качеств и эстетических идеалов. Программа ориентирована на развитие у студентов устойчивых семейных, добрачных и брачных установок, нравственной готовности к браку и навыков построения гармоничных отношений.
4. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской семейно-ориентированной программы, проведенная на базе Молодежного просветительского центра «ФАВОР» с участием 500 студентов вузов и СПО Томска, подтвердила ее эффективность. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов показал значительный рост показателей по всем компонентам: установочно-когнитивной (например, установки на верность увеличились с 27% до 56%), ценностно-смысловой (мотивы вступления в брак на основе духовных ценностей выросли с 5% до 59%) и деятельностно-поведенческой (представления о семейных практиках укрепились с 15% до 66%). Программа способствовала формированию у студентов осознанного отношения к семейной жизни, повышению нравственной готовности к браку и уверенности в своих способностях как будущих семьянинов. Нами зафиксировано, что эффективность работы со студенческой молодежью возрастает, когда данная целевая группа рассматриваться не как объект, а как активный субъект формирующий актуальный запрос и рефлексирующий действительность, а также использованием интерактивных методов, медиа-инструментов и групповой работы, которые обеспечили вовлеченность и эмоциональный отклик участников.
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о том, что реализация семейно¬ориентированных программ, учитывающих актуальные запросы аудитории, основанных на интерактивных формах работы и традиционных духовно-нравственных ценностях, эффективно способствует формированию у студенческой молодежи устойчивых семейных установок и нравственной готовности к браку. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки просветительских программ в образовательных учреждениях и могут быть масштабированы для популяризации традиционных духовно¬нравственных ценностей, укрепления института семьи среди студенческой молодежи.



1. Абрамов, Я. В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность URL: http://az.lib.ru/ a/abramow_j_w/text_1893_pestalozzi.shtml
2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М. : Изд-во Моск. Унив-та, 1997 160 с.
3. Аманбаева Л. И. Теория и методика воспитательной работы Текст.: учеб. пособие / Л. И. Аманбаева. — Якутск: изд-во Якут, ун-та, 1991.- 112с.
4. Бестужев-Лада И.В. (1927-2015). Социальное прогнозирование : курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова ; Гуманитарно-прогност. академия, Учебный центр. — Москва : Пед. о-во России, 2001. - 386 с.
5. Бим-Бад Б. М. Познавательная и образовательная функции историкопедагогической науки (до 70-х гг. XX в.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.oim.ru
6. Богданова А.В. Семейные ценности и их влияние на развитие ребенка. Санкт- Петербург: Издательство «Петербургский университет», 2012.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / ред., Л.В.
Благонадежина. - Москва : Педагогика, 1972. - 352 с. - URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9955
8. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. [Текст] / Н.И.
Болдырев. - М. : Педагогика, 1984. - 198 с.
9. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного
образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского
педагогического университета, 2000. - 352 с.
10. Васильева З.И. Подготовка студентов и педагогов к инновационному
проектированию культурно-воспитательной среды в школе и в вузе: Педагогические исследования / З.И. Васильева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 160 с.
11. Васильева О.С., Хомякова Ю.Ю. Исследование представлений современной
молодежи об альтернативных формах брака // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-
predstavleniysovremennoy-molodezhi-ob-alternativnyh-formah-braka (дата обращения: 10.04.2023).
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под редакцией В. В. Давыдова. — Москва : ACT ; Астрель, 2010.
13. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. - М.: Детская книга, 1990. - 106-109 с. 

https://psyte sts .org/book/makar2024.html
15. Государственная программа «Развитие культуры» от 15 апреля 2014 года N
317 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL:
https://docs.cntd.ru/document/499091763
16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. Т.1 : А - З / В. И. Даль. - Совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ в соврем. написании.
- Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 636 с.
17. Даныпов С. Н. Восхождение на вершину нравственности / С. Н. Даныпов // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири : Материалы региональной науч.- практ. конф. Оренбург, 12-14 марта 2003 г. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. - Ч. 2. - 73-78 с.
18. Дмитриев А.П. Социологический анализ развития молодых семей в условиях
современного общества. Санкт-Петербург: Издательство «Санкт-Петербургский
государственный университет», 2014.
19. Душко В.В. Гуманистическая парадигма и духовно-нравственное развитие
человека в процессе взаимодействия субъектов воспитания // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова — № 1, — 2007, — С. 50-52 URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZgumanisticheskaya-paradigma-i-duhovnonravstvennoe-razvitie- cheloveka-v-protsesse-vzaimodeystviya-subektov-vospitaniya
20. Ефимова М.С. Роль антропологического подхода в изучении семейных ценностей. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2013.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя.
— 3-е изд., пересмотр. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
22. Иванов С.Н. Семейные ценности и их восприятие в молодых семьях. Москва: Издательство «Московский педагогический государственный университет», 2016.
23. Иванова И.Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учеб. пособие / И. Ю. Иванова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 199 с.
24. Козлова Е.А. Психологические особенности развития молодых семей и их влияние на формирование семейных ценностей. Санкт-Петербург: Издательство «Санкт- Петербургский психолого-социальный университет», 2009.
25. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. Т1. - М. Педагогика. 1982, - 476 с.
26. Клименкова А.М. Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций // Вестник РУДН, серия Социология, 2013, № 2. - 10-11 с.
27. Конникова Т. Е. «Нравственное воспитание школьников в коллективе», сборник статей, редакторы., Т. К. Ахаян, З. И. Васильева, Ленинград, 1970, - 315 с.
28. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Правовой документ 2021. URL: www.light.orthodoxy.ru].
29. Костюкова Т.А., Шульгин А. Православная педагогика в современной
духовной и культурно-исторической ситуации // Вестник Томского государственного
педагогического университета. № 10 (100) 2010. - 25-30 с.
30. Костюкова Т. А. Традиционные духовные ценности и культурная
идентификация подрастающих поколений (отечественный и зарубежный опыт) // Сибирский педагогический журнал № 6 / 2013. - 47-50 с.
31. Крупская Н. К. Воспитание // Возгорится факел разума. - М.: Советская Россия, 1986. - 288 с.
32. Лебедев Д.В. Социологический анализ семейных ценностей в молодых семьях. Москва: Издательство «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2017.
33. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2009. - 372-377 с.
34. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В. Т. Лисовский; [авт. кол. С. Н. Иконникова, А. В. Лисовский, М. А. Ермошкина и др.]. - Спб: Гуманитарный университет профсоюзов, 2000. - 508 с.
35. Локк, Д. Мысли о воспитании : монография / Д. Локк ; пер. А. Басистов. Москва : Тип. П. К. Прянишникова, 1904. - 241 с. (Педагогическая библиотека : в изд. К. Тихомирова ; вып. 7).
36. Локова, М. Ю. Молодежь как социальная реальность: три вопроса из исследовательской практики / М Ю. Локова // Научная мысль Кавказа. № 11. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 98-102 с.
37. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование нравственных ценностей подростков. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 16. - 69-72 с.
38. Макаренко, А. С. О воспитании в семье. Сборник избранных педагогических произведений / А. С. Макаренко. - М. : [б. и.], 1955. - 317 с.
39. Мжельская Е. В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» // Самарский научный вестник. - 2013. - №. 4 (5). -113-116 с.
40. Николаева И. И. Содержание формирования духовно-нравственной культуры студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Адыгея : 2015. - 70-76 с.
41. Новиков М.В. Подходы психологов к изучению развития семейных ценностей. Москва: Издательство «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2019.
42. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
- 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
43. Орлова Е. М. Семейные ценности и ценности семьи: соотношение понятий //Современная семья: изменяющиеся смыслы и практики. - 2019. - 145-149 с.
44. Павлова Е.С. Антропологические основы развития семейно¬ориентированных программ. Санкт-Петербург: Издательство «Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2011.
45. Погодина Е. К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина.
— Витебск: Изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003 - 94 с.
46. Пономарева В. Д. Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика: кол. монография / под науч. ред. М. И. Васильковской, Л. И. Лазаревой. Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово: КемГИК, 2021. - 312 с.
47. Полтавец Д. А. Семейно-ориентированная программа духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи: анализ опыта и гендерные аспекты / Д. А. Полтавец // Антропологические чтения : материалы XII Антропологических чтений студентов, магистрантов философского, психологического факультетов и Института искусств и культуры НИ ТГУ, 22 декабря 2024 г.. Томск, 2024. С. 188-194. URL: https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/koha:001157306
48. Полтавец Д. А. Семейно-ориентированная программа духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи / Д. А. Полтавец // Психология XXI века в исследованиях молодых ученых: междисциплинарные проблемы и комплексные стратегии их решения : материалы VI Молодежного Сибирского психологического форума, 26 октября 2024 г., Томск, Россия. Томск, 2024. С. 87-89. URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/koha:001157525
49. Полтавец Д. А. Семейно-ориентированные программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи / Полтавец Д. А. // РЕ:ПОСТ Патриотизм, Образование, Студенчество : Сборник научных статей и исследовательских работ по итогам Международного молодежного научно-образовательного форума. Кемерово, 2024. С. 96-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68521394
50. Полтавец Д. А. Технологии клубной деятельности по духовно-нравственному просвещению студенческой молодежи / I международный форум «Апгрейд 2030: Стратегия развития молодежной среды», Материалы Форума, 2023 г. Ульяновск, Россия. С. 21-27 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=61075966
51. Полтавец Д. А. Технологии клубной деятельности по духовно-нравственному
просвещению студенческой молодежи: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 39.03.03 — Организация работы с молодежью / Полтавец Дмитрий
Александрович — Томск: [б.и.], 2023. URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vital:18942
52. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2021. - 672 с.
53. Радина К.Д. Онравственном воспитании школьника: [сборник статей / редколлегия: Т. Е. Конникова (ответственный редактор), Т. К. Ахаян, К. Д. Радина], Ленинград : [б. и.], 1968. - 303 с.
54. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
55. Росстат. Всероссийская перепись населения 2021 года. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul
56. Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества : учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры /, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 299 с.
57. Сайфуллин Г.П. Главный резерв обеспечения национальной демографической безопасности России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2, № 8. С. 164-168.
58. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с - материал взят с сайта Студворк https://studwork.ru/shop/469734-detstvo-kak-samocennyy-etap-razvitiya-cheloveka-analiz- koncepcii-v-i-slobodchikova-i-e-i-isaeva
59. Смирнова А.В. Социологический анализ развития семейно-ориентированных программ в современном обществе. Москва: Издательство «Российский государственный социальный университет», 2018.
60. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL:
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
61. Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи» URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72792
62. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» URL:
http: //www.kremlin.ru/acts/bank/39208
63. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации https://yandex.ru/search/?text= Официальный+интернет-
портал+правовой+информации&clid=2270455 &banerid=0724004839%3ASW-
da674365f5e6&win=417&lr=64
64. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения в 6 т. - Т. 1. - М.: Гранд Файр пресс, 2004.
65. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучаю щихся» URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?ysclid=lpg08vbux77032748 4.
66. Федеральный проект «Культурная среда»: Федеральный закон от 24.12.2018 N 16 URL: https://culture.gov.ru/about/nationalproject/cultural-environment.
67. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_140174/
68. Щуркова Н.Е. Методика «Размышляем о жизненном опыте» (тест адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым). URL: https://29school.ucoz.ru/vospitRabota/metodikarazmyshljaem_o_zhiznennom_opyte_n.e- shhur.pdf
69. Юнда И.Ф., Юнда, Л.И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда, Л.И. Юнда. - Киев, 1990
70. Якубовская М.И., Царьков К.С. Роль молодежных объединений в формировании духовно-нравственных ценностей в социально-экономической сфере. Якубовская М.И., Царьков К.С., Царьков М.С. В сборнике: PROдвижение. 2020. - 16 с.
71. Berg I.K. Family-based services: Asolution focused approach/ I.K. Berg // NewYork: W.W. - Norton & Company, Inc.-1994.
72. Guldner C. A. Marriage preparation and marriage enrichment: The preventive approach [Electronic resource] / C. A. Guldner // Pastoral Psychol. — 1977 — P. 248-259 — URL: https://doi .org/10.1007/BF01761151
73. Mace D. R. Education and preparation for marriage: New approaches [Electronic resource] / D. R. Mace // Pastoral Psychol. — 1975 — P 9-16 — URL: https://doi.org/10.1007/BF02212756
74. Smalko O., Savchuk S. Youth readiness for family life as a personal spiritual value [Electronic resource] / O. Smalko, S. Savchuk. — 2019 — P. 99 - 104 — URL: https : //www.re searchgate .net/publ i cati on/338339701


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ