СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 7
1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного просвещения
студенческой молодёжи в сфере семейных ценностей 11
1.1 Определение духовно-нравственного просвещения и его значение для
студенческой молодежи 11
1.2 Семейно-ориентированные программы как способ духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 27
1.3 Семейно-ориентированная программа как средство духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 39
2. Опытно-экспериментальная апробация семейно-ориентированные программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по апробации семейно¬
ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по апробации семейно-ориентированной программы и анализ ее результатов 63
Заключение 74
Список использованной литературы 76
1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного просвещения
студенческой молодёжи в сфере семейных ценностей 11
1.1 Определение духовно-нравственного просвещения и его значение для
студенческой молодежи 11
1.2 Семейно-ориентированные программы как способ духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 27
1.3 Семейно-ориентированная программа как средство духовно-нравственного
просвещения студенческой молодежи 39
2. Опытно-экспериментальная апробация семейно-ориентированные программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по апробации семейно¬
ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи 51
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по апробации семейно-ориентированной программы и анализ ее результатов 63
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Современное образование сталкивается с острой проблемой трансформации духовно-нравственных ценностей. Происходит отход от традиционных ценностей и переход на «рыночные», где главная роль отводится материальным благам. Особенно ярко эти изменения заметны в нравственном состоянии молодых людей, что влечет за собой ряд негативных последствии, таких как отсутствие ясных моральных ориентиров, эмоциональная нестабильность и пренебрежение социальными нормами.
Эти изменения касаются основных институтов, в том числе семьи. Молодое поколение особенно чувствительно к этим преобразованиям: меняется их отношение к заключению брака, приоритетным ценностям семейной жизни и рождению детей. В целом, традиционные представления о браке подвергаются пересмотру: растет количество незарегистрированных браков, рождаемость снижается, увеличивается число детей вне брака и сознательно бездетных пар [11]. В свете этих явлений возникает тревога о состоянии института семьи и осознается необходимость принятия соответствующих мер для его укрепления.
Федеральными законами, поддерживающими данное исследование, являются Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [65, 67], Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 80S «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [62], Указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [63], Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [61], «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [60], Национальный проект «Культурная среда» [66].
Результаты Всероссийской переписи населения, которая состоялась в 2021 году, показали, что в России около двух третей населения состоят в браке, что составляет примерно 60.1 миллиона человек. Кроме того, молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей в стране. Молодая семья играет важную роль в процессе рождения детей и воспроизводства населения, так как 3/4 всех детей в стране рождаются у родителей моложе 35 лет. Необходимо отметить, что молодые семьи являются наиболее репродуктивной частью населения, при этом демография играет важную роль в развитии страны. Однако, статистика также указывает на значительное количество разводов, которые происходят именно среди молодых семей [55].
Результаты исследований семейных проблем и научно-исследовательских работ позволяют сделать вывод о том. что одной из главных причин распада молодых семей является недостаточная осведомленность о добрачных и брачных отношениях, размытые представления о семейной жизни, этапах ее развития, функциях, которые она должна выполнять, а также о трудностях, с которыми пары часто сталкиваются на начальном этапе становления семьи. Возможно, молодые люди не всегда осознают, насколько важно иметь ясное представление о том. что они ожидают от брака и семейной жизни, и какие усилия и компромиссы необходимы для ее успешного развития.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема популяризации и развития семейных ценностей в среде молодежи является предметом изучения в исследованиях педагогов и психологов Е.А. Козловой [24], А.В. Богданова [б]. М.В. Новикова [41]. Активное изучение христианского взгляда на институт семьи в культурологическом ключе предпринято Т.А. Костюковой и А. Шульгиным [36]. В ряде научных работ А.П. Дмитриева [18]. М.С. Ефимова [20], Д.В. Лебедева [32] представлены антропологические и социальные основания развития молодых семей в условиях современного общества Антропологические основы развития семейно-ориентированных программ разработаны Е.С. Павловой [20, 44].
Новацией в исследованиях данной проблематики является тенденция развития технологий, форм и методов семейно-ориентированных программ - И.Ю. Ивановой [23], А.В. Смирновой [59]. Так, И.Ю. Ивановой рассмотрено влияние изменения ценностей на семейную институцию и предложен ряд методов, которые могут быть использованы для укрепления традиционных ценностей в семье. А.В. Смирнова представила набор практических проектов на основе материалов семейно-ориентированных программ. Эти авторы подчеркивают важность просвещения в сфере духовно-нравственных ценностей для молодежи [59].
Указанные исследования составляют научно-теоретическую основу для изучения обозначенной темы. Однако, несмотря на значительное количество источников, остаются неразрешенными следующие противоречия между:
- необходимостью усиления внимания к проблемам просвещения студенческой молодежи в сфере семейных ценностей и недостаточно артикулированной воспитывающей функцией ведущих социальных институтов;
- имеющимся потенциалом молодежных объединений в реализации семейно-ориентированных программ духовно-нравственного просвещения, с одной стороны, и слабым использованием этого потенциала в просветительской работе со студенческой молодежью, с другой
Данные противоречия порождают проблему исследования, состоящую в необходимости разработки и апробации семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи.
Объект: процесс духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Предмет: семейно-ориентированная программа духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Цель: разработка п оценка эффективности семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация семейно-ориентированных программ для студенческой молодежи будет эффективной, если:
• разработать эффективные просветительские программы;
• использовать интерактивные формы работы, опирающиеся на запрос студенческой аудитории;
• учесть контекст традиционных духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи в контексте формирования семейных ценностей.
2. Проанализировать ресурс семейно-ориентированных программ социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти.
3. Разработать авторскую семейно-ориентированную программу просвещения студенческой молодежи.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем семейно-ориентированную программу духовно-нравственного просвещеши студенческой молодежи.
Методологическими подходами, используемыми для исследования, являются личностный, деятельностный, полпсубъектный (диалогический), аксиологический.
Теоретические методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, изучение явлений и процессов, основанный на анализе существующих теорий, концепций и научных теорий, а также обобщение практического опыта, накопленного в рамках существующих программ семейно-ориентированного духовно-нравственного просвещения. Кроме того, применяются диагностические методы анализа.
В качестве эмпирических методов исследования используется наблюдение за процессом работы в некоммерческих социально ориентированных организациях и органах государственной власти, проведение опросов и диагностики, а также беседы с руководителями объединений, опытно-экспериментальная работа (ОЭР).
Исследование состояло из трех этапов О ЭР: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе проведен анализ существующих исследований и источников, сформировавших научно-теоретическую основу для комплексного изучения обозначенной темы. Затем разработана семенно-ориентированная программа просветительской направленности и отобраны интерактивные организационно-педагогические формы, реализованные на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. На контрольном этапе дана оценка эффективности программы с помощью отобранных методов и инструментов
Эти изменения касаются основных институтов, в том числе семьи. Молодое поколение особенно чувствительно к этим преобразованиям: меняется их отношение к заключению брака, приоритетным ценностям семейной жизни и рождению детей. В целом, традиционные представления о браке подвергаются пересмотру: растет количество незарегистрированных браков, рождаемость снижается, увеличивается число детей вне брака и сознательно бездетных пар [11]. В свете этих явлений возникает тревога о состоянии института семьи и осознается необходимость принятия соответствующих мер для его укрепления.
Федеральными законами, поддерживающими данное исследование, являются Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [65, 67], Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 80S «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [62], Указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [63], Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [61], «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [60], Национальный проект «Культурная среда» [66].
Результаты Всероссийской переписи населения, которая состоялась в 2021 году, показали, что в России около двух третей населения состоят в браке, что составляет примерно 60.1 миллиона человек. Кроме того, молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей в стране. Молодая семья играет важную роль в процессе рождения детей и воспроизводства населения, так как 3/4 всех детей в стране рождаются у родителей моложе 35 лет. Необходимо отметить, что молодые семьи являются наиболее репродуктивной частью населения, при этом демография играет важную роль в развитии страны. Однако, статистика также указывает на значительное количество разводов, которые происходят именно среди молодых семей [55].
Результаты исследований семейных проблем и научно-исследовательских работ позволяют сделать вывод о том. что одной из главных причин распада молодых семей является недостаточная осведомленность о добрачных и брачных отношениях, размытые представления о семейной жизни, этапах ее развития, функциях, которые она должна выполнять, а также о трудностях, с которыми пары часто сталкиваются на начальном этапе становления семьи. Возможно, молодые люди не всегда осознают, насколько важно иметь ясное представление о том. что они ожидают от брака и семейной жизни, и какие усилия и компромиссы необходимы для ее успешного развития.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема популяризации и развития семейных ценностей в среде молодежи является предметом изучения в исследованиях педагогов и психологов Е.А. Козловой [24], А.В. Богданова [б]. М.В. Новикова [41]. Активное изучение христианского взгляда на институт семьи в культурологическом ключе предпринято Т.А. Костюковой и А. Шульгиным [36]. В ряде научных работ А.П. Дмитриева [18]. М.С. Ефимова [20], Д.В. Лебедева [32] представлены антропологические и социальные основания развития молодых семей в условиях современного общества Антропологические основы развития семейно-ориентированных программ разработаны Е.С. Павловой [20, 44].
Новацией в исследованиях данной проблематики является тенденция развития технологий, форм и методов семейно-ориентированных программ - И.Ю. Ивановой [23], А.В. Смирновой [59]. Так, И.Ю. Ивановой рассмотрено влияние изменения ценностей на семейную институцию и предложен ряд методов, которые могут быть использованы для укрепления традиционных ценностей в семье. А.В. Смирнова представила набор практических проектов на основе материалов семейно-ориентированных программ. Эти авторы подчеркивают важность просвещения в сфере духовно-нравственных ценностей для молодежи [59].
Указанные исследования составляют научно-теоретическую основу для изучения обозначенной темы. Однако, несмотря на значительное количество источников, остаются неразрешенными следующие противоречия между:
- необходимостью усиления внимания к проблемам просвещения студенческой молодежи в сфере семейных ценностей и недостаточно артикулированной воспитывающей функцией ведущих социальных институтов;
- имеющимся потенциалом молодежных объединений в реализации семейно-ориентированных программ духовно-нравственного просвещения, с одной стороны, и слабым использованием этого потенциала в просветительской работе со студенческой молодежью, с другой
Данные противоречия порождают проблему исследования, состоящую в необходимости разработки и апробации семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи.
Объект: процесс духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Предмет: семейно-ориентированная программа духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Цель: разработка п оценка эффективности семейно-ориентированной программы духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация семейно-ориентированных программ для студенческой молодежи будет эффективной, если:
• разработать эффективные просветительские программы;
• использовать интерактивные формы работы, опирающиеся на запрос студенческой аудитории;
• учесть контекст традиционных духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики духовно-нравственного просвещения студенческой молодёжи в контексте формирования семейных ценностей.
2. Проанализировать ресурс семейно-ориентированных программ социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти.
3. Разработать авторскую семейно-ориентированную программу просвещения студенческой молодежи.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем семейно-ориентированную программу духовно-нравственного просвещеши студенческой молодежи.
Методологическими подходами, используемыми для исследования, являются личностный, деятельностный, полпсубъектный (диалогический), аксиологический.
Теоретические методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, изучение явлений и процессов, основанный на анализе существующих теорий, концепций и научных теорий, а также обобщение практического опыта, накопленного в рамках существующих программ семейно-ориентированного духовно-нравственного просвещения. Кроме того, применяются диагностические методы анализа.
В качестве эмпирических методов исследования используется наблюдение за процессом работы в некоммерческих социально ориентированных организациях и органах государственной власти, проведение опросов и диагностики, а также беседы с руководителями объединений, опытно-экспериментальная работа (ОЭР).
Исследование состояло из трех этапов О ЭР: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе проведен анализ существующих исследований и источников, сформировавших научно-теоретическую основу для комплексного изучения обозначенной темы. Затем разработана семенно-ориентированная программа просветительской направленности и отобраны интерактивные организационно-педагогические формы, реализованные на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. На контрольном этапе дана оценка эффективности программы с помощью отобранных методов и инструментов
Итак, в результате проведенного исследования были решены поставленные задачи.
1. В ходе теоретического анализа установлено, что сущностными характеристиками духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи в контексте формирования семейных ценностей является передача фундаментальных знаний о смысле жизни, роли человека и его миссии, способствующий формированию прогрессивного и критического мышления. В контексте семейных ценностей оно направлено на развитие у студентов осознанного отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Ключевыми характеристиками духовно-нравственного просвещения являются его неформальный характер, гибкость и акцент на духовное обогащение личности. Выявлено, что традиционные духовно-нравственные ценности, такие как справедливость, коллективизм, любовь, милосердие и историческая память, играют важную роль в формировании семейных установок. Особое значение имеет студенческий возраст (18-25 лет) как сенситивный период для формирования нравственных и эстетических чувств, что делает духовно-нравственное просвещение эффективным инструментом укрепления семейных ценностей.
2. Исследование показало, что социально ориентированные некоммерческие организации, просветительские центры и молодежные объединения обладают значительным потенциалом для реализации целого ряда семейно-ориентированных программ с использованием интерактивных методов, что способствует вовлечению молодежи в процесс духовно-нравственного просвещения в области отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Органы государственной власти, в свою очередь, создают нормативно-правовую базу, поддерживающую укрепление семейных ценностей, включая федеральные законы и указы, такие как Указ Президента РФ № 809 и Стратегия развития воспитания до 2025 года. Однако их анализ выявил недостаточное использование потенциала молодежных объединений в просветительской работе, что подчеркивает необходимость интеграции усилий государства и НКО для повышения эффективности программ. Ресурсы включают педагогические кадры, культурные традиции и медиа-инструменты, которые могут быть оптимизированы для достижения целей духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
3. На основе теоретического анализа и учета психолого-педагогических особенностей студенческого возраста разработана программа «Молодежная панорама: Искусство любить», реализованная в вузах и СПО города Томска. Программа базируется на аксиологическом, культурологическом, системно-деятельностном, личностно-ориентированном и возрастном подходах. Она включает интерактивные методы, такие как интерактивные тренинги («3 стенки», «ИМАГО диалог»), семинары, кейс-стади, методики «Попс-формула» и «Дерево решений», а также мастер-классы и иммерсивные мероприятия. Основные направления программы: формирование ценностного отношения к семье, воспитание патриотизма, нравственных качеств и эстетических идеалов. Программа ориентирована на развитие у студентов устойчивых семейных, добрачных и брачных установок, нравственной готовности к браку и навыков построения гармоничных отношений.
4. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской семейно-ориентированной программы, проведенная на базе Молодежного просветительского центра «ФАВОР» с участием 500 студентов вузов и СПО Томска, подтвердила ее эффективность. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов показал значительный рост показателей по всем компонентам: установочно-когнитивной (например, установки на верность увеличились с 27% до 56%), ценностно-смысловой (мотивы вступления в брак на основе духовных ценностей выросли с 5% до 59%) и деятельностно-поведенческой (представления о семейных практиках укрепились с 15% до 66%). Программа способствовала формированию у студентов осознанного отношения к семейной жизни, повышению нравственной готовности к браку и уверенности в своих способностях как будущих семьянинов. Нами зафиксировано, что эффективность работы со студенческой молодежью возрастает, когда данная целевая группа рассматриваться не как объект, а как активный субъект формирующий актуальный запрос и рефлексирующий действительность, а также использованием интерактивных методов, медиа-инструментов и групповой работы, которые обеспечили вовлеченность и эмоциональный отклик участников.
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о том, что реализация семейно¬ориентированных программ, учитывающих актуальные запросы аудитории, основанных на интерактивных формах работы и традиционных духовно-нравственных ценностях, эффективно способствует формированию у студенческой молодежи устойчивых семейных установок и нравственной готовности к браку. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки просветительских программ в образовательных учреждениях и могут быть масштабированы для популяризации традиционных духовно¬нравственных ценностей, укрепления института семьи среди студенческой молодежи.
1. В ходе теоретического анализа установлено, что сущностными характеристиками духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи в контексте формирования семейных ценностей является передача фундаментальных знаний о смысле жизни, роли человека и его миссии, способствующий формированию прогрессивного и критического мышления. В контексте семейных ценностей оно направлено на развитие у студентов осознанного отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Ключевыми характеристиками духовно-нравственного просвещения являются его неформальный характер, гибкость и акцент на духовное обогащение личности. Выявлено, что традиционные духовно-нравственные ценности, такие как справедливость, коллективизм, любовь, милосердие и историческая память, играют важную роль в формировании семейных установок. Особое значение имеет студенческий возраст (18-25 лет) как сенситивный период для формирования нравственных и эстетических чувств, что делает духовно-нравственное просвещение эффективным инструментом укрепления семейных ценностей.
2. Исследование показало, что социально ориентированные некоммерческие организации, просветительские центры и молодежные объединения обладают значительным потенциалом для реализации целого ряда семейно-ориентированных программ с использованием интерактивных методов, что способствует вовлечению молодежи в процесс духовно-нравственного просвещения в области отношения к браку, семье и межличностным отношениям. Органы государственной власти, в свою очередь, создают нормативно-правовую базу, поддерживающую укрепление семейных ценностей, включая федеральные законы и указы, такие как Указ Президента РФ № 809 и Стратегия развития воспитания до 2025 года. Однако их анализ выявил недостаточное использование потенциала молодежных объединений в просветительской работе, что подчеркивает необходимость интеграции усилий государства и НКО для повышения эффективности программ. Ресурсы включают педагогические кадры, культурные традиции и медиа-инструменты, которые могут быть оптимизированы для достижения целей духовно-нравственного просвещения студенческой молодежи.
3. На основе теоретического анализа и учета психолого-педагогических особенностей студенческого возраста разработана программа «Молодежная панорама: Искусство любить», реализованная в вузах и СПО города Томска. Программа базируется на аксиологическом, культурологическом, системно-деятельностном, личностно-ориентированном и возрастном подходах. Она включает интерактивные методы, такие как интерактивные тренинги («3 стенки», «ИМАГО диалог»), семинары, кейс-стади, методики «Попс-формула» и «Дерево решений», а также мастер-классы и иммерсивные мероприятия. Основные направления программы: формирование ценностного отношения к семье, воспитание патриотизма, нравственных качеств и эстетических идеалов. Программа ориентирована на развитие у студентов устойчивых семейных, добрачных и брачных установок, нравственной готовности к браку и навыков построения гармоничных отношений.
4. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской семейно-ориентированной программы, проведенная на базе Молодежного просветительского центра «ФАВОР» с участием 500 студентов вузов и СПО Томска, подтвердила ее эффективность. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов показал значительный рост показателей по всем компонентам: установочно-когнитивной (например, установки на верность увеличились с 27% до 56%), ценностно-смысловой (мотивы вступления в брак на основе духовных ценностей выросли с 5% до 59%) и деятельностно-поведенческой (представления о семейных практиках укрепились с 15% до 66%). Программа способствовала формированию у студентов осознанного отношения к семейной жизни, повышению нравственной готовности к браку и уверенности в своих способностях как будущих семьянинов. Нами зафиксировано, что эффективность работы со студенческой молодежью возрастает, когда данная целевая группа рассматриваться не как объект, а как активный субъект формирующий актуальный запрос и рефлексирующий действительность, а также использованием интерактивных методов, медиа-инструментов и групповой работы, которые обеспечили вовлеченность и эмоциональный отклик участников.
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о том, что реализация семейно¬ориентированных программ, учитывающих актуальные запросы аудитории, основанных на интерактивных формах работы и традиционных духовно-нравственных ценностях, эффективно способствует формированию у студенческой молодежи устойчивых семейных установок и нравственной готовности к браку. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки просветительских программ в образовательных учреждениях и могут быть масштабированы для популяризации традиционных духовно¬нравственных ценностей, укрепления института семьи среди студенческой молодежи.
Подобные работы
- Нравственное воспитание подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАЧИМОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И
ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2025 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



