МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «КОШ-АГАЧСКОМ РАЙОНЕ» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
|
Реферат
Введение 3
1 Теоретические основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, этапы развития межбюджетных отношений 6
1.2 Формы межбюджетных трансфертов 13
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений 25
2 Анализ межбюджетных трансфертов МО "Кош-Агачский район" 32
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 32
2.2 Анализ динамики бюджета муниципального образования 41
2.3 Оценка финансового состояния бюджета муниципального образования 51
2.4 Анализ межбюджетных отношений Республики Алтай 53
3 Направления совершенствования системы межбюджетных отношений 62
3.1 Проблемы и перспективы совершенствования систем межбюджетных
отношении в Российской Федерации 62
3.2 Межбюджетные трансферты в ближайшей перспективе 65
3.3 Программа совершенствования системы межбюджетных отношений 70
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Приложение А Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014-2017 годах 90
Приложение Б Межбюджетные трансферты из бюджета МО "Кош-Агачский район" бюджетам сельских поселений на 2018 год 91
Приложение В Поступление межбюджетных трансфертов в бюджет МО «Кош-Агачский район» в 2018г. 96
Приложение Г Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2018-2020 гг., % 97
Введение 3
1 Теоретические основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, этапы развития межбюджетных отношений 6
1.2 Формы межбюджетных трансфертов 13
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений 25
2 Анализ межбюджетных трансфертов МО "Кош-Агачский район" 32
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 32
2.2 Анализ динамики бюджета муниципального образования 41
2.3 Оценка финансового состояния бюджета муниципального образования 51
2.4 Анализ межбюджетных отношений Республики Алтай 53
3 Направления совершенствования системы межбюджетных отношений 62
3.1 Проблемы и перспективы совершенствования систем межбюджетных
отношении в Российской Федерации 62
3.2 Межбюджетные трансферты в ближайшей перспективе 65
3.3 Программа совершенствования системы межбюджетных отношений 70
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Приложение А Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014-2017 годах 90
Приложение Б Межбюджетные трансферты из бюджета МО "Кош-Агачский район" бюджетам сельских поселений на 2018 год 91
Приложение В Поступление межбюджетных трансфертов в бюджет МО «Кош-Агачский район» в 2018г. 96
Приложение Г Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2018-2020 гг., % 97
Причиной выбора именно этой темы является мой научный интерес к теме межбюджетных отношений в Российской Федерации. Для России тема, связанная с межбюджетными трансфертами, является актуальной всегда, так как особенности федеративного устройства страны, наличие большого количества регионов с разным уровнем развития заставляют всегда находиться в поиске оптимального и в вопросе разграничения доходов между бюджетами, и в вопросах предоставления межбюджетных трансфертов.
Для более детального понимания значения межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы необходимо сузить рамки данной темы. Поэтому в моей работе главным образом будет анализироваться значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных, местных и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Анализ роли межбюджетных трансфертов на примере данных видов бюджетов позволит сделать выводы о их значении в обеспечении сбалансированности бюджетной системы в целом.
Важным инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации являются межбюджетные трансферты. В условиях кризиса доходная база региональных бюджетов резко сократилась. Именно финансовая помощь из федерального бюджета в настоящее время позволяет регионам выполнять в полной мере взятые на себя социальные обязательства. От эффективного распределения данной группы средств во многом зависти экономическая устойчивость как региона, так и страны в целом. Все вышеназванные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Они выступают как отношения между субъектами бюджетных правоотношений по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Они являются одним из основных инструментов преодоления последствий неравенств, проявляющихся в конечном счете в форме дефицита собственных доходных источников бюджетов. Актуальность заключается в том, что межбюджетные отношения страны являются основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
В российской экономической литературе вопросы межбюджетных отношений рассматриваются и анализируются в работах: Бежаева О.Г., Богачевой О.В., Клочкова Н.В., Лаврова A.M., Панскова В.Г., Мысляева И.Н., Сазонова С.П., Силуанова А.Г., Христенко В.Б., Шубы В.Б. и др.
Целью выпускной квалифицированной работы исследование роли межбюджетных трансфертов в системе муниципального бюджета региона.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межбюджетных отношении в Российской Федерации;
- проанализировать систему межбюджетного регулирования муниципального образования на примере «Кош-Агачского района»;
- предложить возможные направления совершенствования системы межбюджетного регулирования;
Объектом исследования является бюджет муниципального образования «Кош- Агачский район».
Предметом исследования являются межбюджетные трансферты и их роль в системе финансового бюджетного регулирования муниципальных образований.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации по теме работы, сравнение, теоретический анализ, классификация и обобщение.
Теоретической и методологической основой работы служат труды отечественных авторов, законодательные акты Российской Федерации, законодательные акты Республики Алтай, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Для более детального понимания значения межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы необходимо сузить рамки данной темы. Поэтому в моей работе главным образом будет анализироваться значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных, местных и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Анализ роли межбюджетных трансфертов на примере данных видов бюджетов позволит сделать выводы о их значении в обеспечении сбалансированности бюджетной системы в целом.
Важным инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации являются межбюджетные трансферты. В условиях кризиса доходная база региональных бюджетов резко сократилась. Именно финансовая помощь из федерального бюджета в настоящее время позволяет регионам выполнять в полной мере взятые на себя социальные обязательства. От эффективного распределения данной группы средств во многом зависти экономическая устойчивость как региона, так и страны в целом. Все вышеназванные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Они выступают как отношения между субъектами бюджетных правоотношений по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Они являются одним из основных инструментов преодоления последствий неравенств, проявляющихся в конечном счете в форме дефицита собственных доходных источников бюджетов. Актуальность заключается в том, что межбюджетные отношения страны являются основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
В российской экономической литературе вопросы межбюджетных отношений рассматриваются и анализируются в работах: Бежаева О.Г., Богачевой О.В., Клочкова Н.В., Лаврова A.M., Панскова В.Г., Мысляева И.Н., Сазонова С.П., Силуанова А.Г., Христенко В.Б., Шубы В.Б. и др.
Целью выпускной квалифицированной работы исследование роли межбюджетных трансфертов в системе муниципального бюджета региона.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межбюджетных отношении в Российской Федерации;
- проанализировать систему межбюджетного регулирования муниципального образования на примере «Кош-Агачского района»;
- предложить возможные направления совершенствования системы межбюджетного регулирования;
Объектом исследования является бюджет муниципального образования «Кош- Агачский район».
Предметом исследования являются межбюджетные трансферты и их роль в системе финансового бюджетного регулирования муниципальных образований.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации по теме работы, сравнение, теоретический анализ, классификация и обобщение.
Теоретической и методологической основой работы служат труды отечественных авторов, законодательные акты Российской Федерации, законодательные акты Республики Алтай, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
В данной работе я попыталась определить роль межбюджетных трансфертов в системе финансового бюджетного регулирования муниципальных образований, а также рассмотрела комплекс мер и практических рекомендаций по совершенствованию системы межбюджетного регулирования.
В рамках дипломной работы были выполнены следующие задачи:
- дать теоретические основы межбюджетных отношении в Российской Федерации;
- проанализировать систему межбюджетного регулирования муниципального образования на примере «Кош-Агачского района»;
- предложить возможные направления совершенствования системы межбюджетного регулирования;
В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что межбюджетные отношения равно как с теоретической, так и с практической точки зрения, играют важнейшую роль в образовании финансовых взаимосвязей, которые, в свою очередь, обеспечивают функционирование бюджетной системы. Когда речь идет о системе межбюджетных трансфертов, то это, прежде всего, формы межбюджетных трансфертов, их отличия друг от друга, взаимосвязанность, роль межбюджетных трансфертов, а также цели их предоставления. Важно отметить, что система межбюджетных трансфертов существует в государствах с многоуровневой властью. И чем более централизованное государство, тем роль межбюджетных трансфертов значимее.
В результате изучения зарубежного опыта можно прийти к выводу о возможности применения в российской практике межбюджетных взаимоотношений ряда преимуществ. Сюда относятся: четкое разграничение полномочий; четкое и стабильное законодательное распределение функций и источников средств между центральным и территориальными органами власти; обеспечение региональных и местных бюджетов собственными доходами не менее чем на половину их общего объема; использование целевых субсидий для реализации общенациональных программ.
Зарубежный опыт организации межбюджетных отношений далеко не бесспорен с точки зрения его простого заимствования. Использование тех или иных способов и форм бюджетного регулирования зависит, прежде всего, от социально-экономического положения каждой страны и от характера происходящих в ней перемен.
В России большинство субъектов Российской Федерации и, как следствие, подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными, т. е. обеспечивают выполнение собственных расходных полномочий в значительной мере за счет финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.
Таким образом, вопрос определения конкретного объема финансовой помощи на очередной финансовый год и среднесрочный плановый период является критически важным для системы годового и перспективного финансового планирования, причем степень важности возрастает с понижением уровня бюджетной системы.
Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В настоящее время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2017 год в федеральном бюджете предусмотрен в объеме 1 308,8 млрд. рублей, в том числе дотации - 603,3 млрд. рублей (46,1 % от общего объема трансфертов), субсидии - 300,4 млрд. рублей (23,0 %), субвенции - 318,1 млрд. рублей (23,8%), иные межбюджетные трансферты - 87,0 млрд. рублей (6,6 %). Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации
бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2017 год в объеме 603,3 млрд. рублей. Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные отношения между органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления одно из наиболее значимых направлений бюджетных правоотношений в Республике Алтай. Особенности межбюджетных отношений в Республике Алтай раскрыты в Законе Республики Алтай от 21 июня 2010 г. №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай».
Основные характеристики республиканского бюджета на 2017 год сложились следующим образом: доходы - 11 704 518,3 тыс. рублей, расходы - 11 721 460,3 тыс. рублей, дефицит - 16 942 тыс. рублей или 0,66 % от доходов без учета объема
безвозмездных поступлений. Общий объем налоговых и неналоговых доходов в 2017 году прогнозируется в сумме 2 561 019,2 тыс. рублей, объем безвозмездных поступлений - 9 136 963,1 тыс. рублей, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - 7 543 221,4 тыс. рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 247 164,7 тыс. рублей (средства направляются на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы). Субсидии составят 208 957,2 тыс. рублей, субвенции - 1 091 750,9 тыс. рублей. Единая субвенция по перечню, определяемому Правительством РФ, составит 333 241,4 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты - 45 868,9 тыс. рублей. Структуру доходов республиканского бюджета в 2017 году составили: налоговые и неналоговые доходы- 2 337,9 млн.руб, дотации-7418,8 млн.руб., субсидии и субвенции-771,2 млн.руб. Всего доходов -10 533,5 млн. руб.
В результате проведенного анализа систем межбюджетных трансфертов
муниципального образованного Кош-Агачский район были сделаны следующие выводы:
- межбюджетные трансферты занимают значительную долю (более 80%) в структуре доходов местного бюджета, что свидетельствуют о низкой финансовой обеспеченности местного бюджета. Из чего можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты играют основополагающую роль в формировании местного бюджета;
- ни в одном из анализируемых периодов (2014-2017 гг.) муниципалитеты не смогли сформировать за счет собственных доходов даже половины своего бюджета.
- структура межбюджетных трансфертов за анализируемый период является неравномерной, не наблюдается устойчивого тренда. Наибольшая доля приходится на субвенции и составляет от 50 до 70%, наименьшая доля приходится на иные межбюджетные трансферты (от 1% до 10%).
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что одной из проблем бюджетов муниципальных районов является низкая финансовая обеспеченность собственными доходами и как следствие - высокая финансовая зависимость от бюджета вышестоящего уровня. Для того чтобы местные бюджеты стали более финансово самостоятельны и независимы от бюджетов вышестоящих уровней, необходимо совершенствовать систему внутренних ресурсов, которые формируют доходы местных бюджетов. Такими ресурсами являются налоговые и неналоговые доходы.
Мы предлагаем следующие пути увлечения доходной части от неналоговых поступлений бюджетов муниципального образования, это увеличение доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в частности доходов от продажи скота, и доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В рамках повышения эффективности муниципальной собственности необходимо усиление контроля за несоблюдением учета объектов сельского хозяйства и земель. Также важное значение в системе совершенствования межбюджетных отношений занимает нормативно-правовое регулирование. Внесение изменений в нормативно - правовое регулирование, касающееся возможности увеличения доходной базы местных бюджетов, могут выстроить эффективную систему межбюджетных отношений
В числе мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов районного бюджета рекомендуется эффективное распределение субсидий на поддержку малого предпринимательства, потребление топлива в муниципальных учреждениях в пределах установленного норматива, осуществление контроля и многие другие. Все они должны быть направлены на экономию или эффективное использование бюджетных средств.
На местном уровне сами руководители муниципалитетов должны разрабатывать программу перспективного развития территории муниципального образования. Такие программы позволят повысить инвестиционную привлекательность конкретной территории, а также проводить эффективную политику развития социальноэкономического потенциала муниципального образования, регулируя налоговое бремя для местных производителей.
На наш взгляд, представленные выше изменения позволят муниципальным образованиям снизить степень финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов, причиной финансовой несамостоятельности местных бюджетов является высокая степень централизации налоговых полномочий на уровне федеральных властей и перейти к финансовой самостоятельности муниципальных образований.
В рамках дипломной работы были выполнены следующие задачи:
- дать теоретические основы межбюджетных отношении в Российской Федерации;
- проанализировать систему межбюджетного регулирования муниципального образования на примере «Кош-Агачского района»;
- предложить возможные направления совершенствования системы межбюджетного регулирования;
В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что межбюджетные отношения равно как с теоретической, так и с практической точки зрения, играют важнейшую роль в образовании финансовых взаимосвязей, которые, в свою очередь, обеспечивают функционирование бюджетной системы. Когда речь идет о системе межбюджетных трансфертов, то это, прежде всего, формы межбюджетных трансфертов, их отличия друг от друга, взаимосвязанность, роль межбюджетных трансфертов, а также цели их предоставления. Важно отметить, что система межбюджетных трансфертов существует в государствах с многоуровневой властью. И чем более централизованное государство, тем роль межбюджетных трансфертов значимее.
В результате изучения зарубежного опыта можно прийти к выводу о возможности применения в российской практике межбюджетных взаимоотношений ряда преимуществ. Сюда относятся: четкое разграничение полномочий; четкое и стабильное законодательное распределение функций и источников средств между центральным и территориальными органами власти; обеспечение региональных и местных бюджетов собственными доходами не менее чем на половину их общего объема; использование целевых субсидий для реализации общенациональных программ.
Зарубежный опыт организации межбюджетных отношений далеко не бесспорен с точки зрения его простого заимствования. Использование тех или иных способов и форм бюджетного регулирования зависит, прежде всего, от социально-экономического положения каждой страны и от характера происходящих в ней перемен.
В России большинство субъектов Российской Федерации и, как следствие, подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными, т. е. обеспечивают выполнение собственных расходных полномочий в значительной мере за счет финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.
Таким образом, вопрос определения конкретного объема финансовой помощи на очередной финансовый год и среднесрочный плановый период является критически важным для системы годового и перспективного финансового планирования, причем степень важности возрастает с понижением уровня бюджетной системы.
Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В настоящее время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2017 год в федеральном бюджете предусмотрен в объеме 1 308,8 млрд. рублей, в том числе дотации - 603,3 млрд. рублей (46,1 % от общего объема трансфертов), субсидии - 300,4 млрд. рублей (23,0 %), субвенции - 318,1 млрд. рублей (23,8%), иные межбюджетные трансферты - 87,0 млрд. рублей (6,6 %). Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации
бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2017 год в объеме 603,3 млрд. рублей. Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные отношения между органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления одно из наиболее значимых направлений бюджетных правоотношений в Республике Алтай. Особенности межбюджетных отношений в Республике Алтай раскрыты в Законе Республики Алтай от 21 июня 2010 г. №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай».
Основные характеристики республиканского бюджета на 2017 год сложились следующим образом: доходы - 11 704 518,3 тыс. рублей, расходы - 11 721 460,3 тыс. рублей, дефицит - 16 942 тыс. рублей или 0,66 % от доходов без учета объема
безвозмездных поступлений. Общий объем налоговых и неналоговых доходов в 2017 году прогнозируется в сумме 2 561 019,2 тыс. рублей, объем безвозмездных поступлений - 9 136 963,1 тыс. рублей, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - 7 543 221,4 тыс. рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 247 164,7 тыс. рублей (средства направляются на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы). Субсидии составят 208 957,2 тыс. рублей, субвенции - 1 091 750,9 тыс. рублей. Единая субвенция по перечню, определяемому Правительством РФ, составит 333 241,4 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты - 45 868,9 тыс. рублей. Структуру доходов республиканского бюджета в 2017 году составили: налоговые и неналоговые доходы- 2 337,9 млн.руб, дотации-7418,8 млн.руб., субсидии и субвенции-771,2 млн.руб. Всего доходов -10 533,5 млн. руб.
В результате проведенного анализа систем межбюджетных трансфертов
муниципального образованного Кош-Агачский район были сделаны следующие выводы:
- межбюджетные трансферты занимают значительную долю (более 80%) в структуре доходов местного бюджета, что свидетельствуют о низкой финансовой обеспеченности местного бюджета. Из чего можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты играют основополагающую роль в формировании местного бюджета;
- ни в одном из анализируемых периодов (2014-2017 гг.) муниципалитеты не смогли сформировать за счет собственных доходов даже половины своего бюджета.
- структура межбюджетных трансфертов за анализируемый период является неравномерной, не наблюдается устойчивого тренда. Наибольшая доля приходится на субвенции и составляет от 50 до 70%, наименьшая доля приходится на иные межбюджетные трансферты (от 1% до 10%).
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что одной из проблем бюджетов муниципальных районов является низкая финансовая обеспеченность собственными доходами и как следствие - высокая финансовая зависимость от бюджета вышестоящего уровня. Для того чтобы местные бюджеты стали более финансово самостоятельны и независимы от бюджетов вышестоящих уровней, необходимо совершенствовать систему внутренних ресурсов, которые формируют доходы местных бюджетов. Такими ресурсами являются налоговые и неналоговые доходы.
Мы предлагаем следующие пути увлечения доходной части от неналоговых поступлений бюджетов муниципального образования, это увеличение доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в частности доходов от продажи скота, и доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В рамках повышения эффективности муниципальной собственности необходимо усиление контроля за несоблюдением учета объектов сельского хозяйства и земель. Также важное значение в системе совершенствования межбюджетных отношений занимает нормативно-правовое регулирование. Внесение изменений в нормативно - правовое регулирование, касающееся возможности увеличения доходной базы местных бюджетов, могут выстроить эффективную систему межбюджетных отношений
В числе мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов районного бюджета рекомендуется эффективное распределение субсидий на поддержку малого предпринимательства, потребление топлива в муниципальных учреждениях в пределах установленного норматива, осуществление контроля и многие другие. Все они должны быть направлены на экономию или эффективное использование бюджетных средств.
На местном уровне сами руководители муниципалитетов должны разрабатывать программу перспективного развития территории муниципального образования. Такие программы позволят повысить инвестиционную привлекательность конкретной территории, а также проводить эффективную политику развития социальноэкономического потенциала муниципального образования, регулируя налоговое бремя для местных производителей.
На наш взгляд, представленные выше изменения позволят муниципальным образованиям снизить степень финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов, причиной финансовой несамостоятельности местных бюджетов является высокая степень централизации налоговых полномочий на уровне федеральных властей и перейти к финансовой самостоятельности муниципальных образований.





