🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Работа №196230

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЛЮДЕЙ В
ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Возрастные особенности физического развития женщин 60-74лет 5
1.2. Организация и проведение занятий оздоровительным плаванием с женщинами 60-74 лет 11
1.3.1. Методические особенности обучения плаванию 15
1.3.2. Основные средства и методы обучения плаванию 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 41
3.1. Определение плавательных навыков женщин на констатирующем этапе педагогического эксперимента 41
3.2. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий женщин пожилого
возраста 45
3.3. Определение эффективности применения экспериментальной методики обучения плаванию пожилых женщин 59
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

Актуальность. Морфофункциональные изменения, которые приводят к снижению показателей жизнедеятельности человека и ухудшению здоровья, в полную силу начинают проявляться в пожилом возрасте. Ученые выделяют два фактора, которые напрямую оказывают влияние на темп этих изменений: генетическая составляющая и образ жизни. Воздействовать на генетическую составляющую у человека нет возможности, а наладить свой образ жизни может в любой момент [17].
А. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» писал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать». Он считал, что занятия физической культурой 20-30 минут в день способны мобилизовать все психосоматические процессы в организме, а если это время удвоить, то будет вообще отлично.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». К сожалению, здоровье - это величина не постоянная; с годами оно меняется и, как правило, не в лучшую сторону, и к вступлению человека в фазу пожилого, а тем более старческого возраста ВОЗовские постулаты о физическом, психическом и социальном благополучии претерпевают значительные изменения; изменяется соответственно и качество жизни.
В настоящее время закрепилась тенденция снижения объема двигательной активности людей разных возрастных групп, что приводит к расстройству регуляции деятельности всех систем организма и росту заболеваемости. Многие рассуждают примерно так: поскольку возрастные недомогания не избежать, то необходимо умерить пыл и преклониться перед обстоятельствами. Люди начинают меньше двигаться и принимать больше лекарств, полагая, что таким образом они сберегают энергию и помогают организму справиться с переходом на новый режим жизни. Однако подобная позиция является вредным заблуждением, ведь двигательная активность - один из основных факторов сохранения здоровья [24].
Среди доступных видов спорта, отвечающих возрастным потребностям и возможностям пожилых людей, выделяется плавание в бассейне. Многие занимаются им с молодости, некоторые начинают тренировки уже с наступлением преклонного возраста и добиваются видимых успехов. Несмотря на большое количество школ, спортивных клубов и других организаций, проводящих обучение плаванию, вопрос методического обеспечения до сих пор не решён. В настоящее время проблема качественной учебно-методической литературы остается актуальной. И если вопросам плавания в детском и подростковом возрасте посвящены отдельные научно-практические исследования, то проблема обучения взрослых остаётся сложной и малоизученной.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность применения методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности физического развития женщин пожилого возраста на основе обзора и анализа учебной и научно-методической литературы.
2. Разработать содержание методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
3. Определить эффективность разработанной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: физкультурно-оздоровительные занятия женщин пожилого возраста, занимающихся плаванием.
Предмет исследования: методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение экспериментальной методики обучения плаванию повысит мотивацию женщин пожилого возраста к регулярным занятиям плаванием, будет способствовать укреплению их физического и психического здоровья.
Научная новизна: теоретически обоснована и методически разработана методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика позволит обучать пожилых людей плаванию с учётом особенностей их психического и физического здоровья. Полученные в ходе исследования результаты могут применяться в процессе работы тренеров, инструкторов при обучении плаванию людей пожилого возраста.
Структура и объем: работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает 54 источников. Общий объем диссертационной работы составляет 66 страниц компьютерного набора текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе обзора и анализа учебной и научно-методической литературы выявлены особенности физического развития женщин пожилого возраста. Существенные изменения отмечаются с возрастом в костно-суставном аппарате, дыхательной системе, в мышечной системе и связочном аппарате, которые выражаются в ухудшении эластических свойств мышц и связок, в костно-суставном аппарате, замедляется обмен веществ. Также отмечается ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, вестибулярные изменения, дорсопатия, остеоартроз, варикозная болезнь нижних конечностей, заболевание глаз и др.
2. Была разработана экспериментальная методика обучения плаванию пожилых женщин. Особенностью методики являлись разработанные десять общеразвивающих комплексов упражнений как на суше, так и в воде. Определены плавательные навыки женщин, показатели их физического и психического здоровья на начало педагогического эксперимента.
3. В условиях педагогического эксперимента была подтверждена эффективность разработанной экспериментальной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что все семь женщин освоили навык №1 «Дыхание в воду» (выдохи в воду, опускание на глубину); шесть из них научились «Передвигаются без опоры (кроль на спине)», пять женщин освоили навык №4 «Передвигаются без опоры (кроль на груди)», навык №3 «Передвигаются с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на груди)» был отмечен только у двоих испытуемых и только одна женщина смогла «Передвигаться с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на спине)».
Отличный уровень остался в таком компоненте здоровья как «Физическое функционирование». Улучшился и стал отличным уровнем в таких компонентах здоровья, как «Интенсивность боли», «Психическое функционирование», «Ролевое функционирование (эмоциональное)», «Социальное функционирование». Хороший уровень остался в «Общем состоянии здоровья» и «Жизненная активность». А с удовлетворительного уровня на хороший изменился компонент здоровья «Ролевое функционирование (физическое)».



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 670 с.
2. Барбашин В. В. Преодоление студентами водобоязни / В. В. Барбашин, В. Ф. Аникин, Е. М. Ларина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 53-55.
3. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
4. Васильев В.Е. Лечебная физическая культура / В.Е. Васильев. - М., 1996. - 305 с.
5. Вихарева В. Г. Игровые технологии на занятиях по плаванию / В. Г. Вихарева, А. С. Малова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 82-86.
6. Власова И.А. Физическая тренировка и старение / И.А. Власова, Г.И. Губин // Клиническая геронтология. - 2004. - № 1. - С. 17-19.
7. Воронина И. Н. Диагностика плавательных навыков / И. Н. Воронина // Физическая культура в школе. - 2017. - № 4. - С. 26 - 30.
8. Гаврилов Д.Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста / Д.Н. Гаврилов // Теория и практика физической культуры, 2002. - 404 с.
9. Гершун Г.С., Лахтин А.Ю., Вакуленко А.Н., Гуляев А.А. Особенности формирования комплекса упражнений для обучения плаванию в возрасте от 45 до 60 лет // МНКО. 2019. №3 (76).
10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 228.
11. Готовцев П.И. Долголетие и физическая культура / П.И. Готовцев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 340 с.
12. Е. В. Щанина. Интеграция пожилых людей в современный социум. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 150-162.
13. Иванова Т. Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 2 (19). - С. 149-151.
14. Кадыров Р. М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - Москва : КноРус, 2016. - 132 с
15. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. - М. - 2007. - 247с.
16. Козлов А. В. Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А. В. Козлов ; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. — 131 с.
17. Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: // Вестник дерматологии и венерологии./ Т.Н. Королькова. - СПб. № 5., 2005 - 15с.
18. Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 288 с.
19. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения/ О.В. Краснова, А.Г. Лидере. - М.: Изд. Академия, 2002. - 241с.
20. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251-261.
21. Ларионова М.А. Взаимосвязь самооценки психологического благополучия и мотивационного профиля личности в процессе профессионализации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 3. С. 120-127.
22. Лепилина, Т.В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию 7-8 лет / Т.В. Лепилина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 240-244.
23. Макеева В.С. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. пособие / В.С. Макеева; Межрегиональная Академия безопасности и выживания - Орел: МАБИВ, 2014. -132 с.
24. Макушева С.В. Физическая активность пожилых людей. Материалы V Междунар. научно-практ. конф., посв. 25-летию социальной работы в России - Улан-Удэ. Изд. ВСГУТУ, 2016. - С. 190-192.
25. Медведева, Е.Н. Организация занятий фитнесом с женщинами пожилого возраста / Е.Н. Медведева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 64-64.
26. Мильнер Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки / Е.Г. Мильнер // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 9. - С. 43-45.
27. Мимокова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший справочник / И.В. Мимокова, Т.А. Евдокимова. - М., 2004. - 248
28. Мосунова М. Д. "Плавучесть" ученика при выполнении упражнений "поплавок" / М. Д. Мосунова, Д. Ф. Мосунов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9(67). - С. 75-78.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: 2006.
30. Мышкина, А.К. Пожилой возраст. Лечение и профилактика болезней / А.К. Мышкина. - М.: «Научная книга», 2006. - 230 с.
31. Никитский Б.М. Плавание: Учеб. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 304 с.
32. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой - М.: Академия, 2005.- 432 с.
33. Осипенко, Е.В. Особенности морфофункциональных показателей младших школьников общеобразовательных учреждений г. Гомеля / Е.В. Осипенко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.- 2011. № 11. С. 117-126.
34. Панков В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин // Теория и практика физической культуры. 2000. - № 6. - С. 20-23
35. Раевский Д. А. Развитие базовых элементов техники плавания у студентов, страдающих водобоязнью / Д. А. Раевский // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 64.
36. Савельева О.Ю. Основы начального обучения плавании : учеб. пособие/О.Ю. Савельева; Московский городской педагогический университет. - Москва: МГПУ, 2012.-176 с
37. Соколов В. Н. Начальное обучение плаванию детей при учёте естественной плавучести тела в малых бассейнах / В. Н. Соколов, Б. Ф. Прокудин // Физическая культура в школе. - 2017. - № 5. - С. 48-53.
38. Спортивное и военно-прикладное плавание: Учебник / Под ред. проф. О.В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2005.- 584 с.
39. Тарабрина И. В. Эффективность методики обучения плаванию на суше // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 2. - С. 236-240.
40. Федорова Е. А. Обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта // Полезная книжка. - Хабаровск, 2013. - С. 228.
41. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.
42. Фирсунова, Ю.Б. Общая характеристика методов обучения физической культуре. - М.: Просвещение, 2004
43. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / Фурманов, А.Г Юспа М.Б..- Мн.: Тесей, 2003. - 238 с.
44. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
45. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: 2002.
46. Черемисинов, В.Н. Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста / В.Н. Черемисинов. - М., 2000. - 185 с.
47. Чертов, Н. В. Теория и методика плавания : учебник/ Н. В. Чертов Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 452 с
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
49. Шибалкина М.Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста: Учебное пособие / М.Г. Шибалкина.- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.- 39 с.
50. Шилько В.Г. Влияние занятий физическими упражнениями на продолжительность и качество жизни людей старшего поколения / В.Г. Шилько, Н.Л. Гусева, В.С. Колпашникова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 31-33.
51. Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Лим М.С. Влияние двигательной активности возрастных людей на показатели физической подготовленности // ТиПФК. 2021. №10. - С. 89-90.
52. Щербаков Б. В. Особенности формирования плавательных навыков у дошкольников 4-7 лет / Б. В. Щербаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 3. - С. 32, 49 -50.
53. Экспериментальные предпосылки разработки методики обучения плаванию студентов с признаками водобоязни / М.В. Байбурина, Е.О. Кашмина, Т.А. Симонова, Е.А. Варфоломеева / Известия ТулГу. Физическая культура. Спорт. - 2016. - №1. - С. 8-13.
54. Юдахаева Л.В. Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте при состояниях ремиссий. // Практика медицины. - 2013. - № 2. - С. 34-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ