МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЛЮДЕЙ В
ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Возрастные особенности физического развития женщин 60-74лет 5
1.2. Организация и проведение занятий оздоровительным плаванием с женщинами 60-74 лет 11
1.3.1. Методические особенности обучения плаванию 15
1.3.2. Основные средства и методы обучения плаванию 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 41
3.1. Определение плавательных навыков женщин на констатирующем этапе педагогического эксперимента 41
3.2. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий женщин пожилого
возраста 45
3.3. Определение эффективности применения экспериментальной методики обучения плаванию пожилых женщин 59
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЛЮДЕЙ В
ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Возрастные особенности физического развития женщин 60-74лет 5
1.2. Организация и проведение занятий оздоровительным плаванием с женщинами 60-74 лет 11
1.3.1. Методические особенности обучения плаванию 15
1.3.2. Основные средства и методы обучения плаванию 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 41
3.1. Определение плавательных навыков женщин на констатирующем этапе педагогического эксперимента 41
3.2. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий женщин пожилого
возраста 45
3.3. Определение эффективности применения экспериментальной методики обучения плаванию пожилых женщин 59
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность. Морфофункциональные изменения, которые приводят к снижению показателей жизнедеятельности человека и ухудшению здоровья, в полную силу начинают проявляться в пожилом возрасте. Ученые выделяют два фактора, которые напрямую оказывают влияние на темп этих изменений: генетическая составляющая и образ жизни. Воздействовать на генетическую составляющую у человека нет возможности, а наладить свой образ жизни может в любой момент [17].
А. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» писал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать». Он считал, что занятия физической культурой 20-30 минут в день способны мобилизовать все психосоматические процессы в организме, а если это время удвоить, то будет вообще отлично.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». К сожалению, здоровье - это величина не постоянная; с годами оно меняется и, как правило, не в лучшую сторону, и к вступлению человека в фазу пожилого, а тем более старческого возраста ВОЗовские постулаты о физическом, психическом и социальном благополучии претерпевают значительные изменения; изменяется соответственно и качество жизни.
В настоящее время закрепилась тенденция снижения объема двигательной активности людей разных возрастных групп, что приводит к расстройству регуляции деятельности всех систем организма и росту заболеваемости. Многие рассуждают примерно так: поскольку возрастные недомогания не избежать, то необходимо умерить пыл и преклониться перед обстоятельствами. Люди начинают меньше двигаться и принимать больше лекарств, полагая, что таким образом они сберегают энергию и помогают организму справиться с переходом на новый режим жизни. Однако подобная позиция является вредным заблуждением, ведь двигательная активность - один из основных факторов сохранения здоровья [24].
Среди доступных видов спорта, отвечающих возрастным потребностям и возможностям пожилых людей, выделяется плавание в бассейне. Многие занимаются им с молодости, некоторые начинают тренировки уже с наступлением преклонного возраста и добиваются видимых успехов. Несмотря на большое количество школ, спортивных клубов и других организаций, проводящих обучение плаванию, вопрос методического обеспечения до сих пор не решён. В настоящее время проблема качественной учебно-методической литературы остается актуальной. И если вопросам плавания в детском и подростковом возрасте посвящены отдельные научно-практические исследования, то проблема обучения взрослых остаётся сложной и малоизученной.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность применения методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности физического развития женщин пожилого возраста на основе обзора и анализа учебной и научно-методической литературы.
2. Разработать содержание методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
3. Определить эффективность разработанной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: физкультурно-оздоровительные занятия женщин пожилого возраста, занимающихся плаванием.
Предмет исследования: методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение экспериментальной методики обучения плаванию повысит мотивацию женщин пожилого возраста к регулярным занятиям плаванием, будет способствовать укреплению их физического и психического здоровья.
Научная новизна: теоретически обоснована и методически разработана методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика позволит обучать пожилых людей плаванию с учётом особенностей их психического и физического здоровья. Полученные в ходе исследования результаты могут применяться в процессе работы тренеров, инструкторов при обучении плаванию людей пожилого возраста.
Структура и объем: работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает 54 источников. Общий объем диссертационной работы составляет 66 страниц компьютерного набора текста.
А. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» писал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать». Он считал, что занятия физической культурой 20-30 минут в день способны мобилизовать все психосоматические процессы в организме, а если это время удвоить, то будет вообще отлично.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». К сожалению, здоровье - это величина не постоянная; с годами оно меняется и, как правило, не в лучшую сторону, и к вступлению человека в фазу пожилого, а тем более старческого возраста ВОЗовские постулаты о физическом, психическом и социальном благополучии претерпевают значительные изменения; изменяется соответственно и качество жизни.
В настоящее время закрепилась тенденция снижения объема двигательной активности людей разных возрастных групп, что приводит к расстройству регуляции деятельности всех систем организма и росту заболеваемости. Многие рассуждают примерно так: поскольку возрастные недомогания не избежать, то необходимо умерить пыл и преклониться перед обстоятельствами. Люди начинают меньше двигаться и принимать больше лекарств, полагая, что таким образом они сберегают энергию и помогают организму справиться с переходом на новый режим жизни. Однако подобная позиция является вредным заблуждением, ведь двигательная активность - один из основных факторов сохранения здоровья [24].
Среди доступных видов спорта, отвечающих возрастным потребностям и возможностям пожилых людей, выделяется плавание в бассейне. Многие занимаются им с молодости, некоторые начинают тренировки уже с наступлением преклонного возраста и добиваются видимых успехов. Несмотря на большое количество школ, спортивных клубов и других организаций, проводящих обучение плаванию, вопрос методического обеспечения до сих пор не решён. В настоящее время проблема качественной учебно-методической литературы остается актуальной. И если вопросам плавания в детском и подростковом возрасте посвящены отдельные научно-практические исследования, то проблема обучения взрослых остаётся сложной и малоизученной.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность применения методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности физического развития женщин пожилого возраста на основе обзора и анализа учебной и научно-методической литературы.
2. Разработать содержание методики обучения плаванию женщин пожилого возраста.
3. Определить эффективность разработанной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: физкультурно-оздоровительные занятия женщин пожилого возраста, занимающихся плаванием.
Предмет исследования: методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение экспериментальной методики обучения плаванию повысит мотивацию женщин пожилого возраста к регулярным занятиям плаванием, будет способствовать укреплению их физического и психического здоровья.
Научная новизна: теоретически обоснована и методически разработана методика обучения плаванию женщин пожилого возраста.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика позволит обучать пожилых людей плаванию с учётом особенностей их психического и физического здоровья. Полученные в ходе исследования результаты могут применяться в процессе работы тренеров, инструкторов при обучении плаванию людей пожилого возраста.
Структура и объем: работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает 54 источников. Общий объем диссертационной работы составляет 66 страниц компьютерного набора текста.
1. На основе обзора и анализа учебной и научно-методической литературы выявлены особенности физического развития женщин пожилого возраста. Существенные изменения отмечаются с возрастом в костно-суставном аппарате, дыхательной системе, в мышечной системе и связочном аппарате, которые выражаются в ухудшении эластических свойств мышц и связок, в костно-суставном аппарате, замедляется обмен веществ. Также отмечается ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, вестибулярные изменения, дорсопатия, остеоартроз, варикозная болезнь нижних конечностей, заболевание глаз и др.
2. Была разработана экспериментальная методика обучения плаванию пожилых женщин. Особенностью методики являлись разработанные десять общеразвивающих комплексов упражнений как на суше, так и в воде. Определены плавательные навыки женщин, показатели их физического и психического здоровья на начало педагогического эксперимента.
3. В условиях педагогического эксперимента была подтверждена эффективность разработанной экспериментальной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что все семь женщин освоили навык №1 «Дыхание в воду» (выдохи в воду, опускание на глубину); шесть из них научились «Передвигаются без опоры (кроль на спине)», пять женщин освоили навык №4 «Передвигаются без опоры (кроль на груди)», навык №3 «Передвигаются с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на груди)» был отмечен только у двоих испытуемых и только одна женщина смогла «Передвигаться с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на спине)».
Отличный уровень остался в таком компоненте здоровья как «Физическое функционирование». Улучшился и стал отличным уровнем в таких компонентах здоровья, как «Интенсивность боли», «Психическое функционирование», «Ролевое функционирование (эмоциональное)», «Социальное функционирование». Хороший уровень остался в «Общем состоянии здоровья» и «Жизненная активность». А с удовлетворительного уровня на хороший изменился компонент здоровья «Ролевое функционирование (физическое)».
2. Была разработана экспериментальная методика обучения плаванию пожилых женщин. Особенностью методики являлись разработанные десять общеразвивающих комплексов упражнений как на суше, так и в воде. Определены плавательные навыки женщин, показатели их физического и психического здоровья на начало педагогического эксперимента.
3. В условиях педагогического эксперимента была подтверждена эффективность разработанной экспериментальной методики обучения плаванию женщин пожилого возраста. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что все семь женщин освоили навык №1 «Дыхание в воду» (выдохи в воду, опускание на глубину); шесть из них научились «Передвигаются без опоры (кроль на спине)», пять женщин освоили навык №4 «Передвигаются без опоры (кроль на груди)», навык №3 «Передвигаются с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на груди)» был отмечен только у двоих испытуемых и только одна женщина смогла «Передвигаться с использованием вспомогательных плавательных средств (кроль на спине)».
Отличный уровень остался в таком компоненте здоровья как «Физическое функционирование». Улучшился и стал отличным уровнем в таких компонентах здоровья, как «Интенсивность боли», «Психическое функционирование», «Ролевое функционирование (эмоциональное)», «Социальное функционирование». Хороший уровень остался в «Общем состоянии здоровья» и «Жизненная активность». А с удовлетворительного уровня на хороший изменился компонент здоровья «Ролевое функционирование (физическое)».
Подобные работы
- Оздоровительный эффект активных занятий женщин волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Определение влияние плавания к изменениям функциональных показателей людей преклонного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние плавания к изменениям функциональных показателей людей преклонного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Влияние плавания к изменениям показателей вегетативной системы организм людей преклонного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Психические и физические особенности стареющего организма
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата лиц 40-45 лет посредствам занятии бальными танцами
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021



