Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения»

Работа №19621

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки
«методика профессионального обучения» 11
1.1 Специфика дополнительной профессиональной подготовки 11
Виды дополнительной профессиональной подготовки: 12
1.2 Специфика программы «Методика профессионального обучения» 18
1.3 Педагогические технологии для программы «Методика
профессионального обучения» 24
2. Основы разработки методического обеспечения программы «методика
профессионального обучения» 35
2.1 Обоснование и разработка программы «Методика профессионального
обучения» 35
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий
программы «Методика профессионального обучения» 39
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса программы
«Методика профессионального обучения» 52
3. Экспертиза электронного курса «методика профессионального обучения».. 69
3.1 Разработка программы экспертизы электронного курса «Методика
профессионального обучения» 69
3.2 Анализ и результаты экспертизы электронного курса программы
«Методика профессионального обучения» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
Фонд оценочных средств 94


В настоящее время все возрастающий поток информации во всех областях деятельности человека требует постоянного расширения, обновления знаний и перехода к непрерывному обучению. Все это требует пересмотра используемых способов в подготовке специалистов. Несмотря на то, что образование является крайне важным фактором в жизни каждого современного человека, у большинства современных людей снизился интерес к освоению новых умений и получению знаний не только во время учебного процесса, но и за его пределами. Следовательно, из-за этого возникает потребность в создании новой системы образования стимулирующей студентов к получению профессионального образования, что предполагает использование новых форм и методов организации учебного процесса.
К системе образования предъявлены новые требования, которые бы обеспечивали подготовку выпускников к работе в новых резко изменяющих социально-экономических условиях, конкретизирующихся открытием новых границ, информатизацией образования, использованием новых технологий, построенных на базе информационных и коммуникационных средств.
Использование этих технологий требует от педагога высокой компетентности, т.е. владения современными способами организации процесса обучения различным областям знаний [1]. Следовательно, на первый план выходит задача кардинального пересмотра существующих способов обучения, проектирования содержания и представления учебной информации, планирования профессиональной деятельности педагога и учебно¬познавательной деятельности обучающегося в образовательном пространстве.
Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданственности и ответственности.
В данной связи возникает потребность в педагоге, способном создать необходимые условия для подготовки выпускника, удовлетворяющего высоким требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и сама жизнь. Для этого педагог должен владеть умениями научно -исследовательской и научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности, владение приемами научно обоснованной организации умственного труда. Поэтому особую актуальность и значимость в системе образования приобрела проблема средств и методов обучения способствующих, прежде всего профессиональному развитию студента.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения.Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения). Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время [2]. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.
На сегодняшний день одним из способов существенно изменить ситуацию в лучшую сторону поможет применение в учебном процессе электронных обучающих курсов.
Электронные обучающие курсы (ЭОК) способны раскрыть весь свой потенциал при самостоятельной работе обучающихся. Электронные курсы так же легко конкурируют с обычными поисковыми сайтами, в которых каждый человек может найти нужную для себя информацию, но в отличии от них в электронных курсах вся нужная информация собрана в одном месте. Кроме того, после изучения нужного материала, обучаемый может перейти в раздел с тестами для проверки полученных знаний [3].
Новые стратегические ориентиры и принципы развития педагогического образования, заложенные в проектах профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования, ставят новые задачи перед научно-педагогическими коллективами образовательных учреждений. Одной из таких задач является разработка качественно нового методического обеспечения педагогических образовательных программ.
Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, а также средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации компетентностнои модели специалиста.
Целью методического обеспечения образовательного процесса в широком смысле является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества профессиональной подготовки.
Методическое обеспечение образовательного процесса создает необходимые условия для инновационной профессиональной подготовки в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования и овладения необходимыми компетенциями, активизации их учебно-познавательной, проектной, инновационной деятельности и управления ею.
Профессиональное развитие педагога профессионального обучения тесно связано с формированием у него еще в процессе обучения методических умений как составляющих профессиональных компетенций [4]. Для 8
Подготовка компетентного педагога профессионального обучения является личностно-рефлексивным процессом, предусматривающим создание условий для самостоятельного получения знаний и развития профессионально значимых качеств личности. Сформировать основы профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в вузе - значит научить системно мыслить, т.е. в новой ситуации самостоятельно видеть и определять проблему, рассматривать ее системно, выдвигать собственные гипотезы, обосновывать их и предлагать оптимальное решение.
Программа «Методика профессионального обучения» занимает одно из ведущих мест среди психолого-педагогических дисциплин в подготовке педагогов профессионального обучения. Методика профессионального обучения - важнейшая дисциплина в подготовке педагога профессионального обучения, способного решать дидактико-технологические задачи в учебных заведениях системы профессионального образования.
Особенностью структуры методики профессионального обучения является наличие содержательного компонента (концептуальная, диагностическая, дидактическая составляющие) и процессуального компонента, раскрывающегося через мыслительную модель деятельности студентов и педагога по формированию и развитию профессиональных компетенций, в том числе и методических умений.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения», в создании электронных обучающих курсов и их эффективном применении в процессе обучения.
Цель исследования: Обосновать и разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
Объект исследования: Процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
Предмет исследования: Методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
3) Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения.
4) Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс по программе дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения».
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса по программе «Методика профессионального обучения».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по педагогическим технологиям.
2) анализ научной литературы по методике профессионального обучения.
3) анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств.
4) анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
5) метод экспертных оценок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу нашего исследования, мы раскрыли специфику дополнительной профессиональной подготовки, рассмотрели определение понятия «дополнительная профессиональная подготовка», её характеристику и содержание.
Дополнительная профессиональная подготовка - это система получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на приобретение новой квалификации.
Для решения второй задачи, мы выяснили, что программа «Методика профессионального обучения» занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Основной целью изучения программы «Методика профессионального обучения» является подготовка педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы профессионального образования.
В рамках нашей работы мы разработали методическое обеспечение по программе «Методика профессионального обучения». Была составлена программа дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения», направленная на развитие профессиональной мотивации обучаемых. Методическое обеспечение разработано на основе педагогических технологий.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Рассмотрены педагогические технологии, применение которых может быть эффективным в преподавании программы «Методика профессионального обучения», такие как традиционная, проектная, проблемная и информационная технологии.
Для решения следующей задачи нашей работы, мы изучили теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения. В нашем исследовании под методическим обеспечением понимается совокупность документов, описывающих технологии обучения, методы выбора и применения способов и инструментов обучения для получения заданных компетенций, критерии сформированное™ компетенций, методики проектирования и реализации процесса обучения в информационно¬образовательной среде.
В ходе решения последних задач мы обосновали и разработали электронный курс по программе «Методика профессионального обучения» (часть 2). Электронный курс содержит информационно-справочный блок, охватывающий основные сведения программы, блок управления обучением, блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов. Тесты в дистанционном курсе сформированы на основе лекционного материала по программе «Методика профессионального обучения».
Средства информационных технологий обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, но почти бесполезны при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.
Намечается качественный сдвиг в существующих ныне отношениях между преподавателями и студентами. Компьютеры - третий партнер в учебном процессе. Они создают новые возможности для двух других его участников и вынуждают менять сложившиеся отношения между ними. Новые информационные технологии предъявляют более серьезные требования к качеству труда и уровню квалификации преподавателей, как по объему знаний, так и по их системной организации.
Применение обратной связи в учебном процессе позволяет организовать самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность студентов и осуществлять подготовку специалистов, однако, это можно осуществить только при условии разработки методического обеспечения нового поколения.
В рамках нашего исследования был применен метод экспертных оценок, целью которого являлось выявление соответствия электронного курса дидактическим принципам. В ходе анализа ответов экспертов можно сделать вывод о том, что разработанный электронный курс по программе «Методика профессионального обучения» удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к разработке электронных курсов. Его использование в процессе преподавания программы «Методика профессионального обучения» является педагогически обоснованным, поскольку электронный курс прост в использовании, рассчитан на обучаемых с любым уровнем подготовки.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанное методическое обеспечение может быть внедрено в процесс обучения по программе «Методика профессионального обучения». Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы были решены, цель была достигнута.



1 Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010.
2 Колдаев, В. Д. Методология и практика научно -педагогической деятельности: учеб. пособие / В. Д. Колдаев. - Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
3 Нурмухамедов Г. М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы. // Информатика и образование, 2012. - № 1.
4 Воденникова Л. А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов / Современная высшая школа: инновационный аспект, 2013.
5 Циулина М. В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 1-1.
6 Елагина В. С., Гревцева Г. Я., Немудрая Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 5.
7 Шадриков, В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] : монография / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. - Москва : Логос, 2011. - Режим доступа:http://znanium.com
8 Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса./ Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование, 2008.
9 Каштанова Е.В. «Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала», 2015.
10 Семенов А. Л. «Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации», 2013.
11 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года. М.: Логос, 2013.
12 Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.И. Кругликов. - М.: ИЦ Академия, 2013.
13 Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - М.: Флинта, 2016.
14 Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. - Новосибирск: НГАУ, 2008.
15 Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] : курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. - Красноярск : ИПК СФУ,2009.
16 Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
17 Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения, М., 2013.
18 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н.
19 Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009.
20 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие, Раздел: Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - Москва: НКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
21 Боровкова, Т. И. Технологии открытого образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. И. Боровкова. - Москва : Инфра-М; Znanium.com, 2015. - Режим доступа:http://znanium.com.
22 Виневская, А. В. Педагогические технологии: справочник для студентов / А. В. Виневская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.
23 Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт. - М.: НПО РАО, 2010
24 Щепотин А. Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании.// Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. Сб. статей. - М., НМЦ СПО, 2015.
25 Глухих, П.Л. Информационные компетенции для студентов -педагогов: ответ на новые запросы / П.Л. Глухих // Вестник педагогических инноваций:журнал, 2015.
26 Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. - Москва : Дашков и К, 2013.
27 Крившенко Л. П. // Современные технологии обучения / Педагогика. - Москва : Проспект, 2012.
28 Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] /
Электронный учебно-методический комплекс: 2016. - Режим доступа:
http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf
29 Образцов П.П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России, 2011.
30 Эрганова Н. Е., Шалунова М. Г. Практикум по методике Профессионального обучения. Екатеринбург, 2015.
31 Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник / Д. Г. Левитес. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2017. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа:http://znanium.com.
32 Роботова, А. С. Современная лекция: гуманитарный смысл [Текст] /А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.
33 Роботова, А. С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / А.С. Роботова // Высшее образование в России. 2 011. - № 4.
34 Красинская, Л. Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2011. - № 2.
35 Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. М., 2007.
36 Симонова, А. А. Инновационно-ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: монография / А. А. Симонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - Режим доступа: http://znanium.com.
37 Ильин, Г. Л. Инновации в образовании: учеб. пособие / Г. Л. Ильин. - Москва: Прометей, 2015. - Режим доступа:http://znanium.com.
38 Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009.
39 Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во.ТТИ ЮФУ, 2008.
40 Горлушкина Н. Н. Педагогические программные средства. - СПб.,2012.
41 Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: учебно-методическое пособие / А. В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - Режим доступа: http://znanium.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ