ВВЕДЕНИЕ 5
1 ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 8
1.1 Природа шума 8
1.2 Шумовая характеристика транспортных потоков 10
1.3 Воздействие шума на здоровье человека и среду обитания 13
2 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА ТОМСКА 20
2.1 Климатическая характеристика 20
2.2 Рельеф 21
2.3 Гидрологическая характеристика 21
2.4 Особенности озеленения 22
2.5 Особенности застройки 23
3 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.1 Материалы и приборы исследования 25
3.2 Методы исследования 26
3.3 Построение карты шума транспортных потоков 29
3.4 Характеристика района исследования 32
4 АНАЛИЗ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ТОМСКА 54
4.1 Шумовая характеристика транспортных потоков в Кировском районе 56
4.2 Методы снижения шумового загрязнения 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» воздействие шума относится к вредному физическому воздействию на атмосферный воздух [1]. Важно учитывать шумовое загрязнение при комплексной экологической оценке территории, в целях грамотного планирования развития города. Не принятие во внимание акустического комфорта в будущем может привести к значительным экономическим расходам.
Источники шума можно разделить на естественные и антропогенные. К естественным шумам относят шума листвы, потоков воды, щебетание птиц и т.п. Такие шумы практически не приносят дискомфорта человеку [2,3,4]. Антропогенные шумы в городской среде возникают от различных процессов человеческой деятельности: производственные процессы, социальные, строительные, коммунально-бытовые процессы, а также транспорт. Воспринимаемая шумовая нагрузка воздействует на условия и комфортность проживания, самочувствие, активность, настроение и общее состояние горожан.
Основными источниками шумового загрязнения в современных городах являются транспортные потоки. Транспорт является постоянным источником шумового загрязнения окружающей среды из-за работы автомобильных двигателей, шум покрышек, ударов колес рельсового транспорта и т.д. Уровни шумов зависит от интенсивности движения, скорости, состава транспортного потока, а также от покрытия дорожного полотна, профиля улиц и плотность застройки [5]. Таким образом высокая концентрация в городах рельсового и автомобильного транспорта создают очень сильное акустическое загрязнение уличных пространств. Постоянное увеличение трафика, приводят к тому, что зона акустического дискомфорта в современных городах достигает 50% от их территории [2]. Появляется необходимость контролировать уровни шумового воздействия и принимать меры по их снижению.
Проблема шумового загрязнения городов и влияние шума на здоровье человека стала изучаться сравнительно недавно, т.к. некоторое время шумовое загрязнение не считалось серьёзной проблемой. До 1970-х годов правительства мира рассматривали шум как «неприятность», а не как экологическую проблему. Первый закон в сфере защиты населения от шума был принят по инициативе Агентства по охране окружающей среды в США 1972 году «Закон о контроле за шумом», устанавливающий нормы и наказания за нарушения этих норм [6].
Изучению шумового загрязнения городской среды посвящено много отечественных и зарубежных работ. Часть работ посвящена изучению шумовых характеристик транспортных потоков [Hogan, 1972; Батманов, 2015; Ганжа, 2007; Чудинова, 2017; Иванов, 2015; Матюшин, 2016; Половинка, 2012; Осипов, 1975, Васильев, 2005, Ursoniu, 1978]. Актуальны исследования воздействия шумового загрязнения на организм человека [Жигаве, 2012; Быков, 2014; Денисов, 2007; Фридман, 2011; Haralabidis, 2008; Ising, 2004; Haines, 2003; Маслова, 2004, Некипелов, 1972] и на окружающую среду [Васильев, 2007, 2016; Некипелов, 2004]. Некоторые авторы проводили исследования зависимости уровня шумового загрязнения от различных условий [Бершадский, 2012; Шерстюченко, 2012; Силуков, 2010; Орлов, 2006], в частности: состава и интенсивности транспортного потока [Галевко, 2004; Иванова, 2005; Щепкин, 2014; Орлов, 2005, 2013], типа дорожного покрытия [Lu, Fu, Harvey, 2006; Овсейчик, Кручинин, 2014;], профиля улицы [Hincu, 2003; Bengang, Shu, Dawson, 2002; Gaja, E., Gimenez, A., 2003]. Много работ выполнено в сфере проектирования методов защиты от транспортного шума [Васильев, 2004, 2009, 2014; Осипов, 1993; Прусс, 2015; Булкин, Соловьёв, Шарпаов, 2014; Захаров, 2012; Начаева, 2005; Berglund, 2000; Юдин, 1987; Кокодеевва, 2011, 2013; Конева, 2014; Марков, 2009]. Большое количество работ посвящено исследованию и разработке шумозащитных барьеров [Makawa, 1985; Орлов, 2011; Никулушкин, 2015; Поспелов, 1986, 2000; Граффстейн, 1984; Балкин, 1998;
Николов, 2010], а также градостроительным и архитектурным мерам борьбы с шумом [Осипов, 1975; Scholes, Sargent, 1971; Пешкова, 2016; Тарасова, 2016; Боголепов, 2006].
Аналитическая компания «Urbica» в 2017 году создали интерактивную карту шумового загрязнения Москвы, при создании которой специалисты компании провели анализ распространения шума от различных типов объектов [7]. Коллектив берлинской газеты «BerlinerMorgenpost» в 2015 году создали карту шумового загрязнения для Берлина. А также проблемы и методы построения шумовых карт рассмотрены во многих других научных работах [Орлов, 1999; Bengang, Shu, 2002; Овсянников, 2011; Бочаров, Колесник, Соловьёв, 2012; Шуранов, 2006; Абракитов, 2012; Kazuo, 1986; Дресвянников, 2013; Боголепов, 2010].
Объект исследования: шумовое загрязнение окружающей среды.
Предмет исследования: шумовые характеристики транспортных потоков.
Целью данной работы является оценка шумового загрязнения Кировского района города Томска транспортными потоками.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1) Выполнить измерения уровней шума и определить шумовые характеристики транспортных потоков.
2) Проанализировать характеристики транспортных потоков.
3) Предложить рекомендации по снижения шумовой нагрузки от транспортных потоков на прилегающую территорию.
Защищаемые положения:
1) Транспортные потоки на основных улицах и магистралях Кировского района излучают уровни шума, превышающие допустимые на селитебных территориях.
2) Основными факторами, определяющими шумовые характеристики транспортных потоков Кировского района города Томска, являются интенсивность и скорость движения транспорта.
Практическая значимость: составлена шумовая карта-схема и предложены рекомендации по снижению шумовой нагрузки от транспортных потоков, которые можно применить при планировании городской застройки и благоустройства территории Кировского района.
Научная новизна исследования: получены актуальные данные о шумовых характеристиках транспортных потоков для одного из районов города Томска На основе полученных данных проведён анализ шумовых характеристик транспортного потока, их зависимость от различных условий.
Апробация работы и публикации. По материалам магистерской диссертации был подготовлен доклад для очного участия в ежегодной научной студенческой конференции «СТАРТ В НАУКУ» (2019 г.).
Выражаю благодарность научному руководителю, доценту Н.Л. Яблочкиной за помощь в написании магистерской диссертации; доценту Н.В. Гориной за консультацию в работе программного комплекса ArcGIS 10.4; студенту ТГУ А. В. Вдовенку за помощь в выполнении технических задач.
В современных городах шум является одной из самых раздражающих проблем и значительно влияет на качество жизни. Однако, до недавнего времени, шумовое загрязнение считалось не важным вопросом в сфере загрязнения окружающей среды из-за недостаточной осведомлённости о его влиянии на здоровье человека и окружающую среду. Последние исследования покали, что регулярное пребывание и проживание в условиях шумового загрязнения приводит не только к ухудшению слуха, дискомфорту и плохому сну, но и к более серьёзным последствиям для здоровья: когнитивные нарушения, повышение кровяного давления, сердечно-сосудистые заболевания. Шумовое загрязнение оказывает серьёзное влияние на состояние окружающей среды, уменьшает ареол обитания многих видов животных вследствие чего сокращается биоразнообразие. Поэтому необходимо уделять больше внимания этой проблеме и предпринимать меры по снижению шумовой нагрузки.
Основным источником шума в городах является транспорт, при этом около 70 % шума излучают автомобили. Шумовые характеристики транспортных потоков являются основными данными для оценки шумовой нагрузки на территории.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1) Из всех исследуемых улиц Кировского района самыми «шумными» оказались: пр. Ленина, ул. Елизаровых, ул. Красноармейская, пр. Кирова и Комсомольский проспект, Превышения допустимых значений на этих улицах составляют в среднем 20-26 % над установленными нормативами; самыми «тихими» улицами - ул. Фёдора Лыткина, ул. 19 Гвардейской Дивизии, ул. Карташова, ул. Дзержинского, часть ул. Киевская. Однако, в подавляющем большинстве своём жилые дома, образовательные учреждения и объекты здравоохранения, расположенные на первой линии улиц, находятся в зоне уровней шума превышающие допустимые. Таким образом, значительная доля населения Кировского района проживают в зоне акустического дискомфорта.
2) Главным образом уровень шума зависит от интенсивности транспортного потока (коф. коррел. r = 0,7866) и его скорости (коф. коррел. r = 0,7042). В среднем в час пик интенсивность движения возрастает на 21 %, а средняя скорость снижается на 5 %. В ночной период интенсивность снижается на 82 %, средняя скорость возрастает на 11 %. Улицы в Кировском районе с самой высокой интенсивностью движения: участок ул. Красноармейская от Транспортной площади до площади Южная - до 4800 авт./час, ул. Елизаровых - до 3200 авт./час. Однако ул. Елизаровых значительно «громче» (до 77,6 дБА против 72,7 дБА) из-за более высокой средней скорости движения (50 км/ч против 35 км/ч). В ночной период самая высокая интенсивность движения на проспекте Ленина - до 800 авт./час, что способствует высоким значениям шумовой характеристики в ночной период (70-73 дБА).
3) Значительное влияние оказывает состав трафика, даже небольшое увеличение доли грузового транспорта в общем потоке приводит к существенному увеличению значений шумовой характеристики. Состав трафика в зависимости от специфики улиц или их участков отличается, но в среднем: 80-90 % - легковой автомобиль, 2-10 % - грузовой транспорт, 5 - 15 % - общественный транспорт, в час пик как правило, доля грузового транспорта снижается, а в ночной период 95-99 % - доля легкового транспорта. Помимо этого, на «громкость» улицы влияет её профиль. В условиях плотной застройки уровень шума увеличивается за счёт отражения звуковых волн от поверхностей фасадов, тротуаров и дорог.
4) Для снижения уровня шума необходимо применять комплексные меры, касающиеся приоритетов транспортной политики и благоустройство города. Первой мерой может стать снижение максимальной допустимой скорости движения до 50 км/ч на всех городских улицах, а в ночной период на второстепенных улицах - до 30 км/ч. При реконструкции улиц рекомендуется вводить элементы успокоения трафика.
Озеленение должно быть многоярусным и равномерным. Там, где невозможно организовать газон, подсадки деревьев и кустарников, можно использовать кадки с зеленью. Любые неровные, шероховатые, пористые поверхности способствуют лучшему рассеиванию шума и эти приёмы стоит использовать в благоустройстве и архитектуре.
Наиболее сложными и глобальными мерами, которые приведут к снижению шумового загрязнения - это смена приоритета транспортного развития с личного автомобиля на общественный транспорт и велоинфраструктуру, использование резиновой крошки в составе асфальтовой массы, замены обычных трамвайных рельс на «бесшумные».
На основе полученных значений построена карта-схема шумовых характеристик транспортных потоков Кировского района города Томска.
1. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. -URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 17.12.2017)
2. Шумовое загрязнение городской среды и его влияние на население / О.О. Некипелова, М.И. Некипелов, Т.И. Шишелова, Е.С. Маслова // Фундаментальные исследования.
- 2004. - № 5. - с. 46-47
3. Булкин В.В. Проблемы построения систем мониторинга акустошумового загрязнения селитебных зон / Булкин В.В., Соловьев Л.П. // Машиностроение и безопасность жизни деятельности. - 2014. - №5. - с 48-54
4. Hogan C. M. Analysis of highway noise // Water, Air, & Soil Pollution - Netherlands: Springer Verlag. - 1973. - V.2, №3. - p. 387-392.
5. Computer assisted evaluation of traffic noise level /H. Gratiela // Technical acoustics. - 2003. - №3. - p. 172-177.
6. NOISE CONTROL ACT OF 1972 Oct. 27, Public Law 92-574; 86 Stat [Электронный ресурс] // U.S. General Services Administration. - URL: https://www.gsa.gov(дата обращения: 19.12.2017)
7. Москва. Карта шума [Электронный ресурс] // Urbica. - URL: https://urbica.github.io/noisemap (дата обращения: 19.12.2017)
8. Акустика Томска: зачем городу карта шума и как снизить громкость за окном [Электронный ресурс] // Томский обзор. - URL: https://obzor.city/article/531313—akustika-tomska- zachem-gorodu-karta-shuma-i-kak-snizit-gromkost-za-oknom
9. И. П. Голямина. Звук // Физическая энциклопедия: [5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров.
- Москва: Советская энциклопедия (тт. 1-2); Большая Российская энциклопедия (тт. 3-5). - 1988 - 1999. - 784 с.
10. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - 2-е изд. - Москва: Академия, 2006. - 528с.
11. Дедю И. И., Экологический энциклопедический словарь. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии. - 1989. - 408 с.
12. ГОСТ 20444-2014 Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 24 с.
13. Slobodan M. Starcevica, Noise as an external effect of traffic and transportation / Slobodan M. Starcevica, Nebojsa J. Bojovicb // Vojnotehnick Iglasnik / Military Technical Courier, 2016., Vol 64, No 3, p. 862-891
14. European Environment Agency. 2014. Noise in Europe. In Report No/2014. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
15. Батманов Э.З., Исследование механизма возникновения транспортного шума и его воздействие на человека / Батманов Э.З., Курбанов Ш.М. // Сборник тезисов докладов XXXVI итоговой научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет». Под ред. Т.А. Исмаилова. - 2015. - с. 270-271
16. European Commission Working Group 5. 2002. Inventory of noise mitigation methods. Brussels.
17. Vukasinovic R. (2013) Problemi buke motorai motornih vozila. U Zbornik radova 2012/2013.Leposavic: Visoka tehnicka skola strukovnih studija
18. Быкова А.А., Транспортный шум как фактор риска здоровью населения города Новомосковска / Быкова А.А., Михалюк Н.С., Мишанов А.А. // Известия Тульского Государственного Университета. Технические науки. № 2. - Тула: ТулГУ. - 2014. - с. 148-153
19. Васильев А.В., Шум как фактор экологического риска в условиях урбанизированных территорий // Noise Theory and Practice. № 1. - Санкт-Петербург: ООО «Институт Акустических Конструкций». - 2015. - с. 27-40
20. Васильев А.В. Акустическая экология города: учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Васильев; Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. унт. Тольятти, 2007
- 166 с
21. Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., НгуенС. Д. Влияние шума на организм человека // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 8. - С. 14-15;
22. Шицкова А.П., Карагодина И.Л., Столбун Б.М., Солдаткина С.А., Орлова Л.Г., Бобылева О.В., Смирнова Т.Г., Орлов О.Г., Развейкин C.B. Влияние транспортных шумов на состояние сердечно-сосудистой системы населения // Гигиена и санитария. № 1. - 1989. с. 12-16.
23. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
- Москва: Стандартинформ, 2011. - 46 с.
24. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума.
Методические рекомендации. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
Роспотребнадзора, 2011 - 40с.
25. Grace A Freymiller, Recent interactions with snakes enhance escape performance of desert kangaroo rats (Rodentia: Heteromyidae) during simulated attacks / Grace A Freymiller, Malachi D Whitford, Timothy E Higham, Rulon W Clark // Biological Journal of the Linnean Society. Volume 122. Issue 3., - London: Oxford academic, 2017. - p.651-660
26. Jeremy G. Turner, Hearing in Laboratory Animals: Strain Differences and Nonauditory Effects of Noise / Jeremy G. Turner, Jennifer L. Parrish, Larry F. Hughes, Linda A. Toth, Donald M. Caspary // Comparative Medicine. Volume 55. № 1. - Memphis: American Association for Laboratory Animal Science, 2005. - p. 12-23
27. Human Noise Has Ripple Effects on Plants / National Science Foundation // https://www.nsf.gov/news/news_summ.jsp?cntn_id=123538(датаобращения: 13.01.2019)
28. Предварительная оценка численности постоянного населения Томской области на 1 января 2019 года [Электронный ресурс] // Томскстат. - URL: http://tmsk.gks.ru/ (дата обращения: 25.03.2019)
29. Томская область [Электронный ресурс] // Томскинвест. - URL: http://www.tomskinvest.ru/tomsk_region.html(дата обращения: 27.05.2019)
30. Климат Томска [Электронный ресурс] // Погода и климат. - URL: http://www.pogodaiklimat.ru/climate/29430.htm(дата обращения: 25.03.2019)
31. Учебный курс «География города Томска» [Электронный
ресурс]//Интегрированный подход в обучении географии и формировании экологической культуры учащихся. - URL: https://ido.tsu.ru/other_res/school/geog/index.html(дата обращения 25.03.2019)
32. Полякова О. И. Состояние древесно-курстарниковой растительности основных объектов озеленения Кировского района г. Томска / О. И. Полякова, А. В. Попов // Естественные и технические науки: опыт, проблемы и перспективы. №3 - Севастополь: центр научного знания «Логос» - 2016. - с. 14-19
33. Приборостроительная компания «НТМ-Защита» [Электронный ресурс] // НТМ- Защита. - URL: https://ntm.ru(дата обращения: 25.05.2018)
34. Платформа ArcGIS [Электронный ресурсф/EsriCIS. - URL: https://www.esri- cis.ru/products/(дата обращения: 27.06.2019)
35. Скорость автомобиля и безопасность [Электронный ресурс]// Фонд содействия развития городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». - URL: https://city4people.ru/post/blog_333.html(дата обращения: 23. 05. 2019)
36. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Методы успокоения движения. - Москва: Минтранс России, 2017 - 24 с.
37. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 25.05.2019)
38. Regulation No. 51-03 (2016-02-05) «Noise - Sound Emissions. «Uniform Provisions Concerning the Approval of Motor Vehicles Having a Least Four Wheels with Regard to their Sound Emissions» [Электронный ресурс] // InterRegs. - URL: https://www.interregs.com(дата обращения: 25.05.2019)
39. Environment Friendly Vehicles (EFV) [Электронный ресурс] // Working Paper №
EFV-08-02: GRPE Informal Group on EFV. - 8thMeeting, 2011. - URL:
http://www.unece.org/trans/main/wp29/wp29wgs/wp29grpe/efv02.html(дата обращения: 25.05.2019)
40. Q. Lu, P.C. Fu, and J. T. Harvey. Laboratory Evaluation of the Noise and Durability Properties of Asphalt Surface Mixes. - Davis: Institute of Transportation Studies, University of California, 2009. -p. 162
41. Бесшумные трамвайные пути и вагоны в преддверии FIFA-2018 [Электронный ресурс] // ООО «МосСтройКомплект». -URL: http://msk-rti.ru/besshumnyie-tramvaynyie-puti-fifa- 2018/ (дата обращения: 25.05.2019).
42. Колмаков А. В., Снижение уровня городского шума средствами архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - Екатеринбург: УралНИИпроект РААСН. - 2017. - с. 51-56