Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
.... 9
СТУДЕНТОВ
1.1 Силовые способности 9
1.2 Факторы, влияющие на развитие силы 11
1.3 Классификация мышц и их функции 14
1.4 Методы развития силовых качеств в тренировочном процессе 18
1.5 Возрастные особенности студенческой возрастной группы 24
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 28
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Актуальность. Сила является одним из основных и жизненно необходимых физических способностей человека, так как позволяет ему успешно осуществлять не только любую профессиональную деятельность, но и решать многие бытовые проблемы. Наиболее благоприятный возрастной период развития силовых способностей наступает после того, как их опорно¬двигательный аппарат и нервно-мышечная система почти полностью сформировались. Как правило, это происходит в 17-20 летнем возрасте, то есть когда большинство современной молодёжи обучается в высших учебных заведениях.
В то же время разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека сопровождается гиподинамией, нарушением рационального питания, психическим перенапряжением. Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, возрастанию психоэмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой, к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% избыточный вес.
Следовательно, развитие физических качеств, а, в первую очередь, силовых способностей у студентов вузов должно стать приоритетным направлением их академического физического воспитания, что предполагает соответственно разработку эффективных методик, обеспечивающих прирост силовых показателей за период их обучения в вузе.
Объект исследования - процесс физического воспитания студентов вузов.
Предмет исследования - эффективность средств и методов, необходимых для развития силовых способностей у студентов.
Цель исследования - сравнительная эффективность методик комплексного развития силовых способностей студентов.
Задачи исследования:
1 Изучить состояние вопроса развития силовых качеств у лиц исследуемой возрастной категории в теории и практике физического воспитания.
2 Подобрать специально направленные упражнения и методы, способствующие повышению формирования силовых качеств у лиц исследуемой возрастной категории.
3 Экспериментально проверить предложенные методы развития силовых качеств в аспекте их влияния на динамику силовой подготовленности юношей.
Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы:
1 Для развития силовых качеств имеется пять главных факторов, определяющих способность каждого индивидуума достигать определенных результатов. Над большинством из этих факторов человек не имеет контроля: тип мышечного волокна; возраст; пол; длина плеча и длина мышцы; место сухожильной вставки.
2 В экспериментальном тренировочном процессе для развития силовых качеств студентов применялись наиболее эффективные методы: метод повторных непредельных усилий и метод динамических усилий.
3 Методика развития силовых качеств, с помощью повторных
непредельных усилий воздействовала на все семь контрольных упражнении более эффективно, чем динамические усилия, что являлось важным этапом в начальной подготовке. В ходе исследования выявлено достоверное улучшение всех показателей силовых качеств юношей экспериментальной группы. В подтягивание на перекладине прирост составил 64%; в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях прирост результата - 44%; в упражнении выпрыгивание из приседа результат
увеличился на 50,6%; сгибание ног в висе на перекладине увеличились на 60%; в жиме лежа показатели увеличились на 15%; в упражнении вис на перекладине на согнутых руках прирост составил 62,5%.