Уголовная ответственность в России и Китае за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В РОССИИ И КИТАЕ
1.1 Становление и развитие уголовного законодательства России о
преступлениях связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ (исторический аспект) 12
1.2 История развития уголовного законодательства Китая о
преступлениях связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ 23
1.3 Понятие незаконного оборота наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае... 33
2 СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
2.1 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренная законодательством Российской Федерации 44
2.2 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренная законодательством Китайской Народной Республики 53
2.3 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом сильнодействующих веществ,
предусмотренная законодательством Российской Федерации и Китайской Народной Республики 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В РОССИИ И КИТАЕ
1.1 Становление и развитие уголовного законодательства России о
преступлениях связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ (исторический аспект) 12
1.2 История развития уголовного законодательства Китая о
преступлениях связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ 23
1.3 Понятие незаконного оборота наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае... 33
2 СИСТЕМА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
2.1 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренная законодательством Российской Федерации 44
2.2 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренная законодательством Китайской Народной Республики 53
2.3 Уголовная ответственность за преступления связанные с
незаконным оборотом сильнодействующих веществ,
предусмотренная законодательством Российской Федерации и Китайской Народной Республики 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
В конце XX - начале XXI веков Российская Федерация, как и другие страны мира, подверглась интенсивному наступлению наркобизнеса. Масштабы незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами возрос до степени серьезной угрозы здоровью человечества, социально-политической и экономической стабильности и безопасности государства.
Продолжает вызывать особую тревогу и увеличение смертельных исходов от передозировки наркотиков. В связи с этими последствиями наркотические средства и психотропные вещества приобщены к Указу Президента РФ «О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации до 2020 года». Увеличивающееся число больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Возрастающие гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков.
За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в 10 раз. По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотических средств в России составляет свыше 250 млрд рублей.
Доходы, полученные от незаконного оборота наркотиков используются для финансирования террористической деятельности и подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.
В этих условиях требуется повышение эффективности усилий по разработке и реализации адекватных мер противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и совершенствование антинаркотического законодательства.
Правоприменительная практика Китайской Народной Республики в области преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, как самого крупного из граничащих с Российской Федерацией государств, представляет наибольший интерес.
В этой связи исторический анализ уголовного законодательства России и Китая, изложенный в дипломной работе, является особенно актуальным.
Кроме того, актуальность исследования данной темы обусловлена особой общественной опасностью связанной с незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Она выражается в следующем:
- во-первых, в результате употребления наркотических средств или психотропных веществ, токсикация в организме человека происходит в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя, что коренным образом сказывается на здоровье, приводит к преждевременной смерти. Поиско-волевая сфера наркомана полностью зависит от приема наркотических или психотропных веществ;
- во-вторых, наркомания тесно связана с общеуголовной преступностью (обмен имущества, добытого преступным путем, на наркотические средства и психотропные вещества);
- в-третьих, наркотизация охватывает прежде всего молодежные слои населения, что особо опасно для будущего развития человечества;
- в-четвертых, злоупотребление наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами приводит к значительным расходам со стороны семьи и общества, связанные с лечением и реабилитацией больных наркоманией, борьбой с наркобизнесом, что отвлекает тем самым экономические ресурсы от вложения их в социально полезные сферы, а также приводит к разрушению брачно-семейных отношений и т.д.
В дипломной работе рассматривается история возникновения и развития норм российского и китайского уголовного права, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также современные проблемы ответственности в этой области уголовного права.
Необходимо отметить, что данной проблемой занимались такие известные криминалисты, как А.И. Александров, В.М. Алиев, Т.А. Боголюбова, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, А.Я. Гришко, Г.Н. Драган, А.В. Наумов, В.И. Омигов, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Л.И. Романова, А.Я. Светлов и ряд других ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Однако, в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, указанные ученые в работах смогли разрешить далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышении эффективности применения уголовно-правовых мер, направленных на предупреждение данного негативного, исключительно опасного социального явления. Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, целенаправленная разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по изменению уголовного законодательства, в частности, за преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовной
ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Предмет дипломной работы - уголовное законодательство России и Китая регламентирующие порядок привлечения к ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; уголовное законодательство ряда зарубежных государств в соответствующей его части; материалы судебной практики по преступлениям, состав которых предусмотрен статьей 264 УК РФ.
Цель дипломной работы заключается в изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае, разработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики её применения.
Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
- изучение истории и тенденций развития законодательства об уголовной ответственности в России и Китае за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- определение социальной обусловленности уголовно-правовой борьбы с преступлениями, предусмотренными ст. 226.1, 228 - 234 УК РФ и ст. 345 - 357 УК КНР;
- изучение роли уголовно-правового запрета за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в обеспечении общественной безопасности и здоровья населения;
- исследование системы научных взглядов и мнения сотрудников правоохранительных органов по поводу применения и совершенствования исследуемых норм;
- рассмотрение спорных вопросов квалификации и проблемных аспектов реализации уголовной ответственности за данные преступления;
- исследование вопросов освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, направленного на борьбу с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- обоснование рекомендаций правоприменительного характера.
Эмпирическую базу исследования составили постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Уголовное законодательство КНР и Законы Китайской Народной Республики, материалы судебной практики России и Китая, архивные дела следственных органов Управлений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, статистические отчеты о результатах работы судебных и правоохранительных органов за 2005-2017 гг.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-правовой, юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой,
статистический и другие. Использовались социологические приемы в том числе - изучение материалов судебной практики.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней проведено комплексное исследование теоретических и практических проблем уголовно - правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты содержащегося в ней анализа уголовного закона могут быть учтены в работе по совершенствованию антинаркотического законодательства, а также использованы в учебном процессе юридических факультетов, в процессе повышения квалификации практических работников и в практической деятельности правоохранительных органов по применению норм об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами, которые стоят перед ней. Составляющие структуры: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Продолжает вызывать особую тревогу и увеличение смертельных исходов от передозировки наркотиков. В связи с этими последствиями наркотические средства и психотропные вещества приобщены к Указу Президента РФ «О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации до 2020 года». Увеличивающееся число больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Возрастающие гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков.
За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в 10 раз. По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотических средств в России составляет свыше 250 млрд рублей.
Доходы, полученные от незаконного оборота наркотиков используются для финансирования террористической деятельности и подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.
В этих условиях требуется повышение эффективности усилий по разработке и реализации адекватных мер противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и совершенствование антинаркотического законодательства.
Правоприменительная практика Китайской Народной Республики в области преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, как самого крупного из граничащих с Российской Федерацией государств, представляет наибольший интерес.
В этой связи исторический анализ уголовного законодательства России и Китая, изложенный в дипломной работе, является особенно актуальным.
Кроме того, актуальность исследования данной темы обусловлена особой общественной опасностью связанной с незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Она выражается в следующем:
- во-первых, в результате употребления наркотических средств или психотропных веществ, токсикация в организме человека происходит в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя, что коренным образом сказывается на здоровье, приводит к преждевременной смерти. Поиско-волевая сфера наркомана полностью зависит от приема наркотических или психотропных веществ;
- во-вторых, наркомания тесно связана с общеуголовной преступностью (обмен имущества, добытого преступным путем, на наркотические средства и психотропные вещества);
- в-третьих, наркотизация охватывает прежде всего молодежные слои населения, что особо опасно для будущего развития человечества;
- в-четвертых, злоупотребление наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами приводит к значительным расходам со стороны семьи и общества, связанные с лечением и реабилитацией больных наркоманией, борьбой с наркобизнесом, что отвлекает тем самым экономические ресурсы от вложения их в социально полезные сферы, а также приводит к разрушению брачно-семейных отношений и т.д.
В дипломной работе рассматривается история возникновения и развития норм российского и китайского уголовного права, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также современные проблемы ответственности в этой области уголовного права.
Необходимо отметить, что данной проблемой занимались такие известные криминалисты, как А.И. Александров, В.М. Алиев, Т.А. Боголюбова, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, А.Я. Гришко, Г.Н. Драган, А.В. Наумов, В.И. Омигов, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Л.И. Романова, А.Я. Светлов и ряд других ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Однако, в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, указанные ученые в работах смогли разрешить далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышении эффективности применения уголовно-правовых мер, направленных на предупреждение данного негативного, исключительно опасного социального явления. Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, целенаправленная разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по изменению уголовного законодательства, в частности, за преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовной
ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Предмет дипломной работы - уголовное законодательство России и Китая регламентирующие порядок привлечения к ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; уголовное законодательство ряда зарубежных государств в соответствующей его части; материалы судебной практики по преступлениям, состав которых предусмотрен статьей 264 УК РФ.
Цель дипломной работы заключается в изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае, разработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики её применения.
Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
- изучение истории и тенденций развития законодательства об уголовной ответственности в России и Китае за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- определение социальной обусловленности уголовно-правовой борьбы с преступлениями, предусмотренными ст. 226.1, 228 - 234 УК РФ и ст. 345 - 357 УК КНР;
- изучение роли уголовно-правового запрета за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в обеспечении общественной безопасности и здоровья населения;
- исследование системы научных взглядов и мнения сотрудников правоохранительных органов по поводу применения и совершенствования исследуемых норм;
- рассмотрение спорных вопросов квалификации и проблемных аспектов реализации уголовной ответственности за данные преступления;
- исследование вопросов освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, направленного на борьбу с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
- обоснование рекомендаций правоприменительного характера.
Эмпирическую базу исследования составили постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Уголовное законодательство КНР и Законы Китайской Народной Республики, материалы судебной практики России и Китая, архивные дела следственных органов Управлений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, статистические отчеты о результатах работы судебных и правоохранительных органов за 2005-2017 гг.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-правовой, юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой,
статистический и другие. Использовались социологические приемы в том числе - изучение материалов судебной практики.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней проведено комплексное исследование теоретических и практических проблем уголовно - правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты содержащегося в ней анализа уголовного закона могут быть учтены в работе по совершенствованию антинаркотического законодательства, а также использованы в учебном процессе юридических факультетов, в процессе повышения квалификации практических работников и в практической деятельности правоохранительных органов по применению норм об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами, которые стоят перед ней. Составляющие структуры: введение, две главы, заключение, библиографический список.
В заключении необходимо отметить, что вопросы толкования уголовно-правовых норм являются актуальной и достаточно сложной проблемой в уголовном праве, так как от понимания воли законодателя зависят многие аспекты правоприменительной деятельности по реализации уголовной политики в Российской Федерации.
Целью дипломной работы было изучение теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае, а также разработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики её применения.
В процессе исследования автором изучены различные взгляды ученых, их труды, в которых они разъясняют основные положения, касаемо преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, проанализированы нормативные акты, вносимые в них изменения, изучена судебная практика.
Проведенный подробный сравнительно-правовой и исторический анализ развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, отмечается постепенное расширение круга указанных преступных деяний, что характеризует наступательность российского государства на проблему наркотизации населения. Стремительное развитие российского уголовного
законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в 70-90-х годах ХХ столетия, выражается в более активном использовании уголовно-правовых средств в борьбе с этим негативным явлением посредством расширения и ужесточения наказуемости данных деяний.
Изучая китайское уголовное законодательство, направленное на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, нельзя не отметить несколько важных моментов.
Согласно ст. 3 Закона КНР «О запрещении наркотиков» принятом на 31-м заседании ПК ВСНП десятого созыва 29 декабря 2007 года, борьба с наркотиками признается «совместной ответственностью всего общества». «Государственные органы, общественные коллективы, производственные единицы, а также иные организации и граждане обязаны в соответствии с положениями настоящего Закона и иных законов осуществлять функции и обязанности по запрету наркотиков». Важность данной нормы для правоохранительной системы КНР неоднократно отмечалась в своих работах рядом российских ученых и может быть примером для российского законодательства.
Кроме того, практику пересчета на чистый вес героина, которая допускается китайским уголовным законодательством, например, если по результатам экспертизы содержание героина в наркотике составляет менее 25%, нельзя рассматривать как пример для российского законодательства ввиду того, что масса вещества должна определяться в том виде, на оборот которого был направлен умысел.
В качестве положительного примера не стоит рассматривать также и практику привлечения к административной ответственности не только за употребление наркотиков, но и за безвозмездное предоставление наркотиков другим лицам.
Вместе с тем, российской правоохранительной системе, отечественной науке и законодателю есть чему поучиться у наших китайских коллег.
Так, например, в Китае широко применяется институт уголовной ответственности юридических лиц, как это имеет место и во многих других странах, от чего в свое время отказался отечественный законодатель. Многие российские ученые не только неоднократно подтверждали необходимость в ее существовании для правовой системы России, но и делают прогнозы о неизбежности введения в перспективе такой ответственности.
Кроме того, рассматривая основание для освобождения преступников от ответственности за добровольную сдачу наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, активное способствование раскрытию и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств и веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем предложено освобождать преступников только при наличии нескольких факторов, таких как, например, одновременная сдача наркотических средств и содействии раскрытию или пресечению преступной деятельности своих соучастников.
Несмотря на множество положительных примеров, нормативно-правовая база китайского государства, регламентирующая борьбу с наркотиками, все еще находится на стадии своего становления. Действующий Уголовный кодекс, предусматривает суровые меры ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (вплоть до смертной казни), но детали борьбы с этим злом законодательно отрегулированы слабо. С одной стороны, правоохранитель не связан «по рукам и ногам» жестким материальным и процедурным правом при проведении практической работы по противодействию наркобизнесу. С другой — присутствует недостаточная профилактическая работа, информационное сопровождение угрозы наркомании для безопасности государства, чему должны быть посвящены положения отдельных актов правотворчества.
Вопрос о путях совершенствования уголовного закона всегда рассматривается в русле существующей уголовной политики государства. Освещая современные приоритеты уголовной политики, стоит выделить следующие основные направления совершенствования действующего уголовного законодательства:
1) приведение его в точное соответствие с Конституцией РФ;
2) обеспечение эффективной охраны общественных отношений,
олицетворяющих новые социально-экономические условия, урегулированные нормами различных отраслей действующего отечественного законодательства;
3) качественное повышение уровня применимости уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике;
4) исключение внутренней несогласованности и противоречивости системы и отдельных норм уголовного закона.
Соглашаясь с выделенными приоритетами, используя материалы проведенного изучения следственно-судебной практики, а также положительного опыта китайских властей в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, представляется целесообразным осуществить ряд конкретных шагов на пути совершенствования практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за незаконное хранение, приобретение, распространение наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, будущее нашей страны также не в последнюю очередь зависит и от успешности работы правоохранительной системы КНР в сфере борьбы с наркотиками. Россия и Китай, в этом важном деле должны объединить совместные усилия и осуществлять более тесное сотрудничество на благо народов двух государств и всего мира.
В заключение настоящей работы, необходимо сделать общий вывод о том, что проблема наркотизации - это «проблема века», к тому же устойчиво перешедшая из XX в XXI, да еще и «супертранснациональная», все это говорит о необходимости выработки и совершенствования не только национального законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, но и сосредоточения общих усилий государств в борьбе с ней.
Целью дипломной работы было изучение теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в России и Китае, а также разработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики её применения.
В процессе исследования автором изучены различные взгляды ученых, их труды, в которых они разъясняют основные положения, касаемо преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, проанализированы нормативные акты, вносимые в них изменения, изучена судебная практика.
Проведенный подробный сравнительно-правовой и исторический анализ развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, отмечается постепенное расширение круга указанных преступных деяний, что характеризует наступательность российского государства на проблему наркотизации населения. Стремительное развитие российского уголовного
законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в 70-90-х годах ХХ столетия, выражается в более активном использовании уголовно-правовых средств в борьбе с этим негативным явлением посредством расширения и ужесточения наказуемости данных деяний.
Изучая китайское уголовное законодательство, направленное на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, нельзя не отметить несколько важных моментов.
Согласно ст. 3 Закона КНР «О запрещении наркотиков» принятом на 31-м заседании ПК ВСНП десятого созыва 29 декабря 2007 года, борьба с наркотиками признается «совместной ответственностью всего общества». «Государственные органы, общественные коллективы, производственные единицы, а также иные организации и граждане обязаны в соответствии с положениями настоящего Закона и иных законов осуществлять функции и обязанности по запрету наркотиков». Важность данной нормы для правоохранительной системы КНР неоднократно отмечалась в своих работах рядом российских ученых и может быть примером для российского законодательства.
Кроме того, практику пересчета на чистый вес героина, которая допускается китайским уголовным законодательством, например, если по результатам экспертизы содержание героина в наркотике составляет менее 25%, нельзя рассматривать как пример для российского законодательства ввиду того, что масса вещества должна определяться в том виде, на оборот которого был направлен умысел.
В качестве положительного примера не стоит рассматривать также и практику привлечения к административной ответственности не только за употребление наркотиков, но и за безвозмездное предоставление наркотиков другим лицам.
Вместе с тем, российской правоохранительной системе, отечественной науке и законодателю есть чему поучиться у наших китайских коллег.
Так, например, в Китае широко применяется институт уголовной ответственности юридических лиц, как это имеет место и во многих других странах, от чего в свое время отказался отечественный законодатель. Многие российские ученые не только неоднократно подтверждали необходимость в ее существовании для правовой системы России, но и делают прогнозы о неизбежности введения в перспективе такой ответственности.
Кроме того, рассматривая основание для освобождения преступников от ответственности за добровольную сдачу наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, активное способствование раскрытию и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств и веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем предложено освобождать преступников только при наличии нескольких факторов, таких как, например, одновременная сдача наркотических средств и содействии раскрытию или пресечению преступной деятельности своих соучастников.
Несмотря на множество положительных примеров, нормативно-правовая база китайского государства, регламентирующая борьбу с наркотиками, все еще находится на стадии своего становления. Действующий Уголовный кодекс, предусматривает суровые меры ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (вплоть до смертной казни), но детали борьбы с этим злом законодательно отрегулированы слабо. С одной стороны, правоохранитель не связан «по рукам и ногам» жестким материальным и процедурным правом при проведении практической работы по противодействию наркобизнесу. С другой — присутствует недостаточная профилактическая работа, информационное сопровождение угрозы наркомании для безопасности государства, чему должны быть посвящены положения отдельных актов правотворчества.
Вопрос о путях совершенствования уголовного закона всегда рассматривается в русле существующей уголовной политики государства. Освещая современные приоритеты уголовной политики, стоит выделить следующие основные направления совершенствования действующего уголовного законодательства:
1) приведение его в точное соответствие с Конституцией РФ;
2) обеспечение эффективной охраны общественных отношений,
олицетворяющих новые социально-экономические условия, урегулированные нормами различных отраслей действующего отечественного законодательства;
3) качественное повышение уровня применимости уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике;
4) исключение внутренней несогласованности и противоречивости системы и отдельных норм уголовного закона.
Соглашаясь с выделенными приоритетами, используя материалы проведенного изучения следственно-судебной практики, а также положительного опыта китайских властей в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, представляется целесообразным осуществить ряд конкретных шагов на пути совершенствования практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за незаконное хранение, приобретение, распространение наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, будущее нашей страны также не в последнюю очередь зависит и от успешности работы правоохранительной системы КНР в сфере борьбы с наркотиками. Россия и Китай, в этом важном деле должны объединить совместные усилия и осуществлять более тесное сотрудничество на благо народов двух государств и всего мира.
В заключение настоящей работы, необходимо сделать общий вывод о том, что проблема наркотизации - это «проблема века», к тому же устойчиво перешедшая из XX в XXI, да еще и «супертранснациональная», все это говорит о необходимости выработки и совершенствования не только национального законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, но и сосредоточения общих усилий государств в борьбе с ней.





