УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
|
Введение 3
1 Теоретические основы управления приверженностью и организационной
культурой 7
1.1 Приверженность и ее компоненты 7
1.2 Факторы организационной и профессиональной приверженности 20
1.3 Приверженность персонала и организационная культура 37
2 Приверженность персонала в сфере государственной службы на примере
таможенных органов российской федерации 48
2.1 Общая характеристика и структура таможенных органов РФ. Анализ
организационной культуры таможенных органов РФ 48
2.2 Методы и организация исследования организационной и
профессиональной приверженности 65
2.3 Результаты исследования приверженности государственных служащих
таможенных органов РФ 69
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложение А 93
Приложение Б 94
Приложение В 95
Приложение Г 96
Приложение Д 97
Приложение Е 98
1 Теоретические основы управления приверженностью и организационной
культурой 7
1.1 Приверженность и ее компоненты 7
1.2 Факторы организационной и профессиональной приверженности 20
1.3 Приверженность персонала и организационная культура 37
2 Приверженность персонала в сфере государственной службы на примере
таможенных органов российской федерации 48
2.1 Общая характеристика и структура таможенных органов РФ. Анализ
организационной культуры таможенных органов РФ 48
2.2 Методы и организация исследования организационной и
профессиональной приверженности 65
2.3 Результаты исследования приверженности государственных служащих
таможенных органов РФ 69
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложение А 93
Приложение Б 94
Приложение В 95
Приложение Г 96
Приложение Д 97
Приложение Е 98
Историческое формирование российской государственной службы в своем организационном построении и по характеру служебных отношений происходило в рамках административно - бюрократической культуры и авторитарной этики.
Современное общество предъявляет новые требования к культуре организации органов государственной службы. Тенденции развития государственных органов создают дополнительные внешние стимулы трансформации организационной культуры государственной службы.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению организационного поведения сотрудников, их рабочей мотивации, приверженности профессии и организации, удовлетворенности работой. Можно отметить, что исследованию мотивационного компонента уделяется достаточно большое внимание, в то время как разработкой вопросов, связанных с приверженностью, занимаются значительно меньше. Однако это важный и актуальный вопрос, не только с научно-исследовательской точки зрения, но и с практической. Так, например, отношение сотрудников к своей организации, их приверженность оказывает существенное влияние на успешность функционирования всей организации (Петрова, 2006).
Так, по мнению Б.З. Мильнера, «организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников».
За рубежом исследования приверженности активно проводятся на протяжении последних пятидесяти лет. Данный феномен подробно исследуется с различных точек зрения и, в результате, разработан ряд теорий и концепций приверженности, которые нашли подтверждение в эмпирических исследованиях, и используются в практической деятельности (Porter, Steers, Mowday, Boulian, 1974; Meyer, Allen, 1993).
Наибольший интерес к исследованию вопросов приверженности сотрудников в отечественной литературе приходится на начало 2000-х годов. Российские исследователи активно занимались изучением этого феномена, разработкой и проверкой теоретических концепций, которые выстраивали, опираясь на работы зарубежных ученых (Магура, 1999; Магура, Курбатова, 2001; Доценко, 2001; Почебут, 2001; Доминяк, 2002; Харский, 2003).
Важно отметить, что и зарубежные и отечественные исследователи большое внимание уделяли именно организационной приверженности. Такой интерес обусловлен тем, что понимание особенностей приверженности сотрудников позволяет прогнозировать и влиять на текучесть кадров. Кроме того, как показывают иностранные исследования, приверженные сотрудники выгоднее для организации, так как они приносят большую прибыль, повышают репутацию компании, как хорошего работодателя, и не склонны принимать другие предложения о работе (Meyer, Allen, 2000). В тоже время, изучению профессиональной приверженности, как самостоятельного явления, уделяется гораздо меньше внимания. Также, исследований, которые направлены на совместное изучение организационной и профессиональной приверженности, достаточно мало в англоязычных источниках (Wallace, 1993, 1995; Vandenberg, Vida, 1994; Gunz, 1994; Finley, Mueller, Gurney, 2003). Среди отечественных исследований, посвященных данному вопросу, можно назвать только работы С.А. Маничева и О.А. Кузнецовой (2010). Более того, на данный момент нет общепризнанного определения термина «приверженность», также не описано, чем оно отличается от понятия «лояльность».
Организационная культура позволяет объединить сотрудников и придерживаться единого направления развития организации. Поэтому ответы на вопросы, насколько организационная культура адекватна функциям организации и насколько она соответствует требованиям внешней среды, являются для организации первостепенными. Эти же вопросы стоят сегодня перед государственными органами, что подтверждает актуальность данного исследования.
Таким образом, цель исследования - изучить феномен приверженности персонала в связи с личностными и демографическими характеристиками как элемента организационной культуры организации для разработки практических рекомендаций по повышению приверженности персонала.
Объект исследования: приверженность персонала
Предметом данного исследования является приверженность персонала как компонент организационной культуры организации в сфере государственной службы.
В исследовании приняли участие государственные служащие таможенных органов РФ в количестве 100 человек (55 женщин и 45 мужчин в возрасте от 23 до 65 лет).
Гипотеза представлена следующими допущениями:
1. Структуру приверженности образуют взаимосвязанные конструкты: профессиональная и организационная приверженность.
2. Содержание (наполнение) организационной культуры организации влияет на уровень приверженности персонала организации.
3. Личностные характеристики работников (доверие к организации, эмоциональное отношение к рабочей деятельности) и демографические характеристики (пол, возраст, стаж работы) оказывают влияние на уровень организационной и профессиональной приверженности в организации.
4. Характер взаимосвязи между уровнем доверия сотрудников к
компании и организационной и профессиональной приверженностью - положительный.
5. Характер взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания сотрудников и организационной и профессиональной приверженностью - отрицательный.
Исходя из цели исследования и с учетом выдвинутых гипотез, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной культуры и приверженности
2. Исследовать взаимосвязи компонентов организационной и профессиональной приверженности.
3. Оценить факторы, влияющие на компоненты профессиональной и организационной приверженности.
4. Проанализировать организационную культуру организации в сфере государственной службы и исследовать приверженность государственных служащих.
5. Разработать рекомендации по повышению приверженности персонала в рамках выбранной организации
Научная новизна данного исследования заключается в построении структуры взаимосвязи различных компонентов организационной и профессиональной приверженности. В работе проведена оценка приверженности у сотрудников организации в сфере государственной службы на примере таможенных органов РФ.
Практическая значимость данного исследования выражается в возможности использовать полученные данные о том, как взаимодействуют между собой компоненты приверженности, в разработке системы мотивации госслужащих, для снижения текучести кадров и повышения уровня удовлетворенности сотрудников.
Современное общество предъявляет новые требования к культуре организации органов государственной службы. Тенденции развития государственных органов создают дополнительные внешние стимулы трансформации организационной культуры государственной службы.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению организационного поведения сотрудников, их рабочей мотивации, приверженности профессии и организации, удовлетворенности работой. Можно отметить, что исследованию мотивационного компонента уделяется достаточно большое внимание, в то время как разработкой вопросов, связанных с приверженностью, занимаются значительно меньше. Однако это важный и актуальный вопрос, не только с научно-исследовательской точки зрения, но и с практической. Так, например, отношение сотрудников к своей организации, их приверженность оказывает существенное влияние на успешность функционирования всей организации (Петрова, 2006).
Так, по мнению Б.З. Мильнера, «организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников».
За рубежом исследования приверженности активно проводятся на протяжении последних пятидесяти лет. Данный феномен подробно исследуется с различных точек зрения и, в результате, разработан ряд теорий и концепций приверженности, которые нашли подтверждение в эмпирических исследованиях, и используются в практической деятельности (Porter, Steers, Mowday, Boulian, 1974; Meyer, Allen, 1993).
Наибольший интерес к исследованию вопросов приверженности сотрудников в отечественной литературе приходится на начало 2000-х годов. Российские исследователи активно занимались изучением этого феномена, разработкой и проверкой теоретических концепций, которые выстраивали, опираясь на работы зарубежных ученых (Магура, 1999; Магура, Курбатова, 2001; Доценко, 2001; Почебут, 2001; Доминяк, 2002; Харский, 2003).
Важно отметить, что и зарубежные и отечественные исследователи большое внимание уделяли именно организационной приверженности. Такой интерес обусловлен тем, что понимание особенностей приверженности сотрудников позволяет прогнозировать и влиять на текучесть кадров. Кроме того, как показывают иностранные исследования, приверженные сотрудники выгоднее для организации, так как они приносят большую прибыль, повышают репутацию компании, как хорошего работодателя, и не склонны принимать другие предложения о работе (Meyer, Allen, 2000). В тоже время, изучению профессиональной приверженности, как самостоятельного явления, уделяется гораздо меньше внимания. Также, исследований, которые направлены на совместное изучение организационной и профессиональной приверженности, достаточно мало в англоязычных источниках (Wallace, 1993, 1995; Vandenberg, Vida, 1994; Gunz, 1994; Finley, Mueller, Gurney, 2003). Среди отечественных исследований, посвященных данному вопросу, можно назвать только работы С.А. Маничева и О.А. Кузнецовой (2010). Более того, на данный момент нет общепризнанного определения термина «приверженность», также не описано, чем оно отличается от понятия «лояльность».
Организационная культура позволяет объединить сотрудников и придерживаться единого направления развития организации. Поэтому ответы на вопросы, насколько организационная культура адекватна функциям организации и насколько она соответствует требованиям внешней среды, являются для организации первостепенными. Эти же вопросы стоят сегодня перед государственными органами, что подтверждает актуальность данного исследования.
Таким образом, цель исследования - изучить феномен приверженности персонала в связи с личностными и демографическими характеристиками как элемента организационной культуры организации для разработки практических рекомендаций по повышению приверженности персонала.
Объект исследования: приверженность персонала
Предметом данного исследования является приверженность персонала как компонент организационной культуры организации в сфере государственной службы.
В исследовании приняли участие государственные служащие таможенных органов РФ в количестве 100 человек (55 женщин и 45 мужчин в возрасте от 23 до 65 лет).
Гипотеза представлена следующими допущениями:
1. Структуру приверженности образуют взаимосвязанные конструкты: профессиональная и организационная приверженность.
2. Содержание (наполнение) организационной культуры организации влияет на уровень приверженности персонала организации.
3. Личностные характеристики работников (доверие к организации, эмоциональное отношение к рабочей деятельности) и демографические характеристики (пол, возраст, стаж работы) оказывают влияние на уровень организационной и профессиональной приверженности в организации.
4. Характер взаимосвязи между уровнем доверия сотрудников к
компании и организационной и профессиональной приверженностью - положительный.
5. Характер взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания сотрудников и организационной и профессиональной приверженностью - отрицательный.
Исходя из цели исследования и с учетом выдвинутых гипотез, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной культуры и приверженности
2. Исследовать взаимосвязи компонентов организационной и профессиональной приверженности.
3. Оценить факторы, влияющие на компоненты профессиональной и организационной приверженности.
4. Проанализировать организационную культуру организации в сфере государственной службы и исследовать приверженность государственных служащих.
5. Разработать рекомендации по повышению приверженности персонала в рамках выбранной организации
Научная новизна данного исследования заключается в построении структуры взаимосвязи различных компонентов организационной и профессиональной приверженности. В работе проведена оценка приверженности у сотрудников организации в сфере государственной службы на примере таможенных органов РФ.
Практическая значимость данного исследования выражается в возможности использовать полученные данные о том, как взаимодействуют между собой компоненты приверженности, в разработке системы мотивации госслужащих, для снижения текучести кадров и повышения уровня удовлетворенности сотрудников.
Современное общество, характеризующееся высокой степенью противоречивости в рамках экономической безопасности, с каждым днем предъявляет новые требования к культуре организации органов государственной службы.
Содержание организационной культуры и степень доверия, лояльности и идентификации персонала со своей организацией определяет успешность функционирования той или иной компании на рынке труда.
В настоящее время в науке внимание ученых сосредоточено на изучении аспектов поведения сотрудников в организации, их трудовой мотивации, приверженности профессии и организации, степени доверия к ней, удовлетворенности работой. Однако изучению мотивационной стороны рабочего процесса уделяется более внимание, что обнаруживает недостаток научных данных по исследованию приверженности и лояльности сотрудников в рамках осуществлению рабочего процесса.
Актуальность разрабатываемого вопроса обуславливается его научной и практической значимостью, так как отношение и идентификация сотрудников со своей организацией оказывает непосредственное влияние на успешность и эффективность функционирования всей компании или учреждения.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование факторов профессиональной и организационной приверженности персонала как компонента организационной культуры организации в сфере государственной службы.
Анализ организационной культуры в сфере таможенных органов РФ показал, что в организации преобладает иерархический тип организационной культуры с элементами клановой, тогда как предпочтительным типом организационной культуры работники выделяют клановый тип с элементами иерархической.
Приверженность персонала в настоящее время определяется как психологическое образование, включающее в себя позитивную оценку сотрудником своего пребывания в организации, идентификацию с ней, эмоциональную привязанность, стремление действовать во благо этой организации, стремиться к достижению ее целей и длительное время сохранять свое членство в данной организации. В ходе исследования было выяснено, что факторами приверженности являются внешние и внутренние характеристики среды и рабочего процесса, в рамках которых мы выделили для исследования индивидуально-личностные, демографические характеристики работников, объективные условия работы, характеристики организации. Выбор данных показателей обуславливается наиболее эффективной потенциальной возможностью отслеживания в конкретной организации и психологической работы с ними.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили частично подтвердить представленные допущения. Предположения исследования были подтверждены: структуру приверженности образуют взаимосвязанные конструкты: профессиональная и организационная
приверженность; содержание (наполнение) организационной культуры организации влияет на уровень приверженности персонала организации; личностные характеристики работников (доверие к организации, эмоциональное отношение к рабочей деятельности) и оказывают влияние на уровень организационной и профессиональной приверженности в организации; характер взаимосвязи между уровнем доверия сотрудников к компании и организационной и профессиональной приверженностью - положительный (чем выше уровень доверия сотрудников таможенной службы к своей организации, тем выше их профессиональная и организационная приверженность); характер взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания сотрудников и организационной и профессиональной приверженностью - отрицательный, и чем выше уровень профессионального
выгорания сотрудников, тем ниже уровень профессиональной организационной приверженности.
Допущение о влиянии демографических характеристик (пола, возраста, стажа работы) подтвердилось частично, что может быть связано с индивидуальной значимостью рабочей деятельности для сотрудников, условиями рабочего процесса в зависимости от должности. Для установления точных данных требуется проведение исследование на более репрезентативной выборке.
Анализ организационной культуры таможенного органа РФ позволил заключить, что в данной организации преобладает иерархическая культура с элементами клановой.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что приверженность в организации является многофакторным и многомерным феноменом, который зависит от содержания и наполнения организационной культуры компании, личностных и индивидуальных характеристик сотрудников и руководителей, а также от объективных условий содержания труда и рабочего процесса.
Полученные в рамках исследования результаты гласят, что приверженность к данной организации во многом зависит от индивидуального эмоционального отношения к собственной профессии, степени реализации профессиональных амбиций, мотивационной составляющей рабочего процесса и удовлетворенности работой. Также в результате исследования нам удалось заключить, что уровень доверия к организации, что является важным показателем содержания организационной культуры, также оказывает существенное влияние на лояльность сотрудников к организации.
Обнаруженные различия в уровне профессиональной и организационной приверженности позволили обозначить необходимость проведения мероприятий по повышению приверженности сотрудников к организации путем внесения изменений в элементы организационной культуры, определённый с помощью эмпирического исследования (уровень доверия к организации, авторитарный стиль лидерства, стиль руководства, условия работы, сплоченность персонала). На основе выделенных в ходе исследования и обсуждения с руководящим составом результатов были разработаны и предложены рекомендации по повышению организационной приверженности.
Полученные в ходе проведённого исследования результаты применимы в рамках действующей организации, в которой проводилось исследование, а также для разработки средств повышения приверженности сотрудников к профессиональной деятельности и организации в целом.
Подтверждение гипотезы о зависимости уровня организационной и профессиональной приверженности от эмоционального состояния работников позволяет наметить новые пути решения практических задач по повышению вовлеченности персонала в рабочий процесс, снижению текучести кадров и улучшению межведомственных и межличностных контактов для увеличения эффективности функционирования организации.
Еще одна сторона применимости полученных данных заключается в проверке научных гипотез, на основе которые возможно проведение дополнительных исследований по исследуемой проблематике.
Содержание организационной культуры и степень доверия, лояльности и идентификации персонала со своей организацией определяет успешность функционирования той или иной компании на рынке труда.
В настоящее время в науке внимание ученых сосредоточено на изучении аспектов поведения сотрудников в организации, их трудовой мотивации, приверженности профессии и организации, степени доверия к ней, удовлетворенности работой. Однако изучению мотивационной стороны рабочего процесса уделяется более внимание, что обнаруживает недостаток научных данных по исследованию приверженности и лояльности сотрудников в рамках осуществлению рабочего процесса.
Актуальность разрабатываемого вопроса обуславливается его научной и практической значимостью, так как отношение и идентификация сотрудников со своей организацией оказывает непосредственное влияние на успешность и эффективность функционирования всей компании или учреждения.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование факторов профессиональной и организационной приверженности персонала как компонента организационной культуры организации в сфере государственной службы.
Анализ организационной культуры в сфере таможенных органов РФ показал, что в организации преобладает иерархический тип организационной культуры с элементами клановой, тогда как предпочтительным типом организационной культуры работники выделяют клановый тип с элементами иерархической.
Приверженность персонала в настоящее время определяется как психологическое образование, включающее в себя позитивную оценку сотрудником своего пребывания в организации, идентификацию с ней, эмоциональную привязанность, стремление действовать во благо этой организации, стремиться к достижению ее целей и длительное время сохранять свое членство в данной организации. В ходе исследования было выяснено, что факторами приверженности являются внешние и внутренние характеристики среды и рабочего процесса, в рамках которых мы выделили для исследования индивидуально-личностные, демографические характеристики работников, объективные условия работы, характеристики организации. Выбор данных показателей обуславливается наиболее эффективной потенциальной возможностью отслеживания в конкретной организации и психологической работы с ними.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили частично подтвердить представленные допущения. Предположения исследования были подтверждены: структуру приверженности образуют взаимосвязанные конструкты: профессиональная и организационная
приверженность; содержание (наполнение) организационной культуры организации влияет на уровень приверженности персонала организации; личностные характеристики работников (доверие к организации, эмоциональное отношение к рабочей деятельности) и оказывают влияние на уровень организационной и профессиональной приверженности в организации; характер взаимосвязи между уровнем доверия сотрудников к компании и организационной и профессиональной приверженностью - положительный (чем выше уровень доверия сотрудников таможенной службы к своей организации, тем выше их профессиональная и организационная приверженность); характер взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания сотрудников и организационной и профессиональной приверженностью - отрицательный, и чем выше уровень профессионального
выгорания сотрудников, тем ниже уровень профессиональной организационной приверженности.
Допущение о влиянии демографических характеристик (пола, возраста, стажа работы) подтвердилось частично, что может быть связано с индивидуальной значимостью рабочей деятельности для сотрудников, условиями рабочего процесса в зависимости от должности. Для установления точных данных требуется проведение исследование на более репрезентативной выборке.
Анализ организационной культуры таможенного органа РФ позволил заключить, что в данной организации преобладает иерархическая культура с элементами клановой.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что приверженность в организации является многофакторным и многомерным феноменом, который зависит от содержания и наполнения организационной культуры компании, личностных и индивидуальных характеристик сотрудников и руководителей, а также от объективных условий содержания труда и рабочего процесса.
Полученные в рамках исследования результаты гласят, что приверженность к данной организации во многом зависит от индивидуального эмоционального отношения к собственной профессии, степени реализации профессиональных амбиций, мотивационной составляющей рабочего процесса и удовлетворенности работой. Также в результате исследования нам удалось заключить, что уровень доверия к организации, что является важным показателем содержания организационной культуры, также оказывает существенное влияние на лояльность сотрудников к организации.
Обнаруженные различия в уровне профессиональной и организационной приверженности позволили обозначить необходимость проведения мероприятий по повышению приверженности сотрудников к организации путем внесения изменений в элементы организационной культуры, определённый с помощью эмпирического исследования (уровень доверия к организации, авторитарный стиль лидерства, стиль руководства, условия работы, сплоченность персонала). На основе выделенных в ходе исследования и обсуждения с руководящим составом результатов были разработаны и предложены рекомендации по повышению организационной приверженности.
Полученные в ходе проведённого исследования результаты применимы в рамках действующей организации, в которой проводилось исследование, а также для разработки средств повышения приверженности сотрудников к профессиональной деятельности и организации в целом.
Подтверждение гипотезы о зависимости уровня организационной и профессиональной приверженности от эмоционального состояния работников позволяет наметить новые пути решения практических задач по повышению вовлеченности персонала в рабочий процесс, снижению текучести кадров и улучшению межведомственных и межличностных контактов для увеличения эффективности функционирования организации.
Еще одна сторона применимости полученных данных заключается в проверке научных гипотез, на основе которые возможно проведение дополнительных исследований по исследуемой проблематике.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Цифровые инструменты управления адаптацией персонала
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование системы внутрикорпоративных коммуникаций на примере группы компаний «КАН АВТО»
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДИАЛ-М»)
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Система мотивации труда персонала на туристском предприятии
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Управление системой мотивации персонала в организации ресторанного бизнеса
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы ротации персонала с учетом современных тенденций (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Трансформация корпоративной культуры Японии на современном этапе и ее социальные последствия
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



