АННОТАЦИЯ 7
ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНИКА 8
1.1 Анализ предметной области. Постановка задачи 8
1.1.1 Модели автоматизированного обучения 8
1.1.2 Формализация зоны ближайшего развития обучающегося 9
1.1.3 Методы количественной оценки уровня подготовленности 11
1.1.4 Продукционная модель 13
1.1.5 Семантические сети 14
1.1.6 Фреймы 15
1.1.7 Логическая МПЗ 16
1.1.8 Выводы 17
1.2 Обзор существующих сред разработки электронных учебных пособий .. 17
1.2.1 Constructor Electronic books 17
1.2.2 Teach Book Lite 18
1.2.3 Выводы 19
1.3 Разработка функциональных требований к интерактивному учебнику 20
1.4 Постановка задачи 20
2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 21
2.1 Модель структуры учебника 21
2.3 Реализация 23
2.4 Архитектура приложения 24
2.4.1 Диаграмма вариантов использования 24
2.4.1 Диаграмма активности для студента 25
2.4.2 Диаграмма активности для преподавателя 26
2.5 Основные классы и объекты 27
2.6 Общая диаграмма системы классов и описание классов 28
2.6.1 Scripts 28
2.6.2 SwapCanvas 29
2.6.3 LoginOrRegistration 29
2.6.4 LoadLesson 30
2.6.5 SaveResults 30
2.6.6 ClickableObject 31
2.6.7 GameController 31
2.6.8 UIController 31
2.7 Модель базы данных 31
2.8 Модель оценки уровня знаний 32
2.9 Выводы по разделу 32
3 ТЕСТИРОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ 33
3.1 Работа студента 33
3.2 Работа преподавателя 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ 44
1 Общие сведения 44
2 Функциональное назначение 44
3 Используемые технические средства 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ 4
В последние годы роль электронных изданий учебного и словарносправочного характера непрерывно возрастает вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, т. е. достигается чрезвычайно высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно при работе с изданиями, распространяемыми по сетям. За последние десятилетия мы наблюдаем серьезное наполнение объемов и сложности учебных материалов, которые изучаются в средней школах и вузах. Большие трудности зачастую возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных материалов различных видов. Указанные обстоятельства неблагоприятно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивной методики обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Это позволяет значительно повысить качество и эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.
Электронный учебник - один из основных современных средств обучения. В настоящее время существует множество его определений, например:
Электронный учебник - это компьютерное и педагогическое программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и позволяющее тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Электронный учебник - это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.
Электронный учебник - это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.
Он имеет ряд важных преимуществ перед печатными изданиями, так как электронное издание значительно дешевле печатного, и его производство не связано с затратами большого количества материальных ресурсов (например, таких как древесина) и не вызывает загрязнения окружающей среды. Также к плюсам электронного издания можно отнести такие аспекты, как:
1) осуществление построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
2) наглядность (возможность вставлять анимации, картинки, видео и звук)
3) осуществление встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента (система тестов);
4) осуществление специального варианта структурирования материала;
5) осуществление адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого.
Электронные учебники могут быть использованы на любом уровне образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники разрабатываются во многих странах.
У преподавателей за время работы накоплено большое количество учебного материала, однако для создания электронного пособия помимо профессиональных знаний разработчик должен владеть навыками программирования. Данная работа должна облегчить пользователю, не являющемуся программистом, создание качественных учебных пособий.
Краткое содержание работы по разделам:
В первом разделе описаны анализ предметной области, обзор существующих сред разработки электронных учебных пособий, описаны требования к интерактивному учебнику и описана постановка задачи.
Во втором разделе описана разработка электронного учебника, продемонстрированы все модели, описана структура учебника, архитектура приложения, построены диаграммы вариантов использования для студента и преподавателя, расписаны все системы классов и построена база данных.
В третьем разделе описана сама работоспособность приложения.
В конце каждого раздела и подраздела написаны выводы.
В результате выполнения данной работы была реализована система классов, разработаны модели и алгоритмы, структуры и интерфейс ПО и база данных. Выполнение поставленной задачи можно считать успешным. С помощью данной системы можно создать учебники и тесты абсолютно для любых предметов. Достоинством данной системы можно считать её простоту, интуитивное использование и усовершенствованная модель оценки знаний студентов. Недостатком является отсутствие мультимедийности. Систему планируется совершенствовать: добавлять новые функции, чтение файла из других форматов, мультимедийность, добавление видео и аудио сообщения, игровые виды тестов. Также была реализована и протестирована демонстрационная версия интерактивного учебника по математической логике. Во время тестирования критических ошибок не выявлено.
1 Unity User Manual (2018.1). - Дата обновления: 11.05.2018. URL:
https://docs.unity3d.com/Manual/(gaTa обращения 24.05.2018)
2 Scripting API. - Дата обновления: 18.05.2018. URL:
https://docs.unity3d.com/ScriptReference/(gaTa обращения 25.05.2018)
3 Хокинг, Д. Unity в действии / Д. Хокинг. - П.: Мультиплатформенная разработка C#, 2016. - 366 с.
4 Торн, А. Искусство создания сценариев в Unity / А, Торн. - П.: Основы C# в Unity, 2016. - 357 с.
5 Павловская, Т.А. Программирование на языке высокого уровня / Т.А. Павловская - П.: Структурное программирование, 2009. - 432 с.
6 Кантор, И. Современный учебник JavaScript / И. Кантор - П.: Некоторые другие возможности, 2015. - 415 с.
7 Asset Store. - Дата обновления: 19.06.2018. URL: https://assetstore.unity.com (дата обращения 24.05.2018)
8 GameDev.ru. - Дата обновления: 12.04.2018.URL: http://www.gamedev.ru (дата обращения 25.05.2018)
9 Журнал Gameinstitute. - Дата обновления: 01.05.2018. URL:
http: //gameinstitute.ru (дата обращения 12.06.2018)
10 Еще одна погоня за мечтой. - Дата обновления: 24.05.2018. URL:
https: //habr. com/hub/gamedev/ (дата обращения 12.06.2018)
11 Фримен, Э. Паттерны проектирования / Э. Фримен - П.: Украшение объектов: паттерн Декоратор, 2017. - 657 с.
12 Разработка игр на Unity. - Дата обновления: 16.03.2018. URL:
https://intuit.ru/studies/courses/3487/729/info (дата обращения 04.06.2018)
13 Microsoft Developer Network. - Дата обновления: 12.03.2018. URL:
https://msdn.microsoft.com (дата обращения 05.06.2018)
14 Базы знаний экспертных систем. - Дата обновления: 12.03.2018. URL: http: //www. studfiles. ru/preview/6064900/ (дата обращения 07.06.2018)
15 Пущин, М.Н. Разработка Concept Tree модели представления и контроля знаний, обеспечивающей заданный уровень функционирования человекомашинных систем управления : дис. канд. тех. наук : 05.13.01 / М.Н. Пущин ; Моск. гос. ин-т электронной техники. - М., 2009. - 187 с.
... всего 26 источников