Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств (Организация физкультурно-спортивной работы, Вологодский государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………6
1.1 Понятие и содержание дифференциального подхода на уроках физической культуры…6
1.2 Организация дифференциального подхода на уроках физической культуры…8
2 ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ……14
2.1 Особенности дифференцированного подхода на уроках физической культуры при организации обучения двигательным действиям....14
2.2 Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений…18
2.3 Влияние дифференцированного подхода на развитие двигательных качеств учащихся…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………29
В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. В связи с этим возникает острая необходимость в проведении исследований с целью трансформации методики обучения в целом и двигательным действиям в частности. До сих пор мало внимания уделялось развитию самой личности, воспитанию ценностных ориентаций и двигательной культуры. Все это в совокупности является важнейшим средством для обеспечения развития личности в целом, а также психики ребенка, его духовных начал. Однако подобные задачи в физическом воспитании детей в школе больше декларировались, чем выполнялись. Для их решения, в том числе и в обучении двигательным действиям, не было необходимой методики.
Исходя из изложенного важнейшей задачей исследования стала разработка такой методики обучения двигательным действиям, которая способствовала бы творческому развитию личности в целом, более высокому уровню обученности и самостоятельному овладению основными элементами движений. Это возможно осуществить с учетом некоторых современных психолого-педагогических теорий.
Многочисленные исследования, проведенные на основе этой теории при преподавании различных учебных предметов, показывают, что подобное обучение приводит к значительным изменениям в образовании детей, а также к существенным положительным эффектам в их психическом развитии. Из этой теории явствует, что особенностью учебной деятельности является то, что в ней школьник овладевает обобщенными способами ориентации в сфере физической культуры и решения задач по овладению движениями.
Цель данной курсовой работы – исследовать особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям.
В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям;
2) исследовать овладение двигательными действиями при дифференцированном подходе.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств.
Предмет исследования - методика развития физических качеств детей среднего школьного возраста путем дифференцированного подхода.
При написании работы использованы методы сравнения, описания, монографии и др.
Таким образом, по результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников, в том числе состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности.
2. При обучении двигательным действиям каждому ученику предоставляется возможность выбрать операции для решения двигательных задач. Например, при закреплении учебного материала дети делятся на группы в зависимости от подготовленности. Одной группе предлагаются подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой — усложнённые подводящие упражнения, третьей — действие в целом, но в облегчённом варианте.
3. Для развития физических качеств в группах разной подготовленности используются одинаковые и разные средства и методы, но величина нагрузки всегда планируется разная. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся с недостаточным уровнем физической подготовленности используются карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки).
4. В результате правильной организации дифференцированного подхода повышаются положительная мотивация к урокам физической культуры, результативность учебного процесса, творческая активность учащихся на уроках.