Проблемы ликвидации коммерческих организаций
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО
ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. История развития института ликвидации юридических лиц в российском
праве 9
1.2. Понятие и теоретические основы ликвидации юридических лиц по
действующему законодательству Российской Федерации 13
1.3. Виды ликвидации юридических лиц 16
2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 23
2.1. Основания и порядок ликвидации юридических лиц 24
2.2. Стадии ликвидации юридических лиц 33
3 ВОПРОСЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 40
3.1. Актуальные проблемы ликвидации юридических лиц 40
3.2. Предложения по совершенствованию законодательства о ликвидации
юридических лиц 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статистика ликвидации коммерческих организаций 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образцы записей в ЕГРЮЛ о предстоящей ликвидации 60
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО
ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. История развития института ликвидации юридических лиц в российском
праве 9
1.2. Понятие и теоретические основы ликвидации юридических лиц по
действующему законодательству Российской Федерации 13
1.3. Виды ликвидации юридических лиц 16
2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 23
2.1. Основания и порядок ликвидации юридических лиц 24
2.2. Стадии ликвидации юридических лиц 33
3 ВОПРОСЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 40
3.1. Актуальные проблемы ликвидации юридических лиц 40
3.2. Предложения по совершенствованию законодательства о ликвидации
юридических лиц 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статистика ликвидации коммерческих организаций 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образцы записей в ЕГРЮЛ о предстоящей ликвидации 60
Актуальность. Для четкого функционирования и устойчивого развития гражданского оборота необходим надлежащий уровень правового регулирования деятельности его участников. Значительная роль в сфере предпринимательской деятельности отведена юридическим лицам, так как деятельность большинства юридических лиц сопряжена с формированием капитала и направлена на получение прибыли. В соответствии с этим, вопросы по поводу создания, осуществления деятельности и прекращения этих субъектов гражданского права являются наиболее важными, т.к. сопровождаются вовлечением в них множества заинтересованных лиц.
Юридические лица подобно физическим рождаются - создаются, живут, действуют и умирают, то есть перестают быть субъектами гражданских правоотношений в связи с прекращением своей деятельности - ликвидации.
Процессы создания и прекращения юридических лиц происходят непрерывно. Однако, процесс прекращения юридического лица является более сложным по характеру, поскольку предусматривает наличие нескольких форм, реализация которых сопровождается особенным порядком их проведения, а также наступлением определенных правовых последствий. Одной из основных форм прекращения юридического лица является его ликвидация.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации», ежемесячно публикуется порядка 7 000 сообщений о ликвидации юридических лиц, за 2017 год было ликвидировано 524 493 коммерческих организации, всего концу 2017 года реестр насчитывал 5 168 073 зарегистрированных факта прекращения деятельности коммерческих организаций, при этом количество действующих организаций начиная с июня 2016 года постоянно уменьшалось и в декабре 2017 года составило лишь 3 729 191.
Соответственно, в связи с постоянно увеличивающимся числом прекращающих свою деятельность юридических лиц, повышенного внимания заслуживают формы, в которых это прекращение реализовывается.
При этом стоит обратить внимание, что в 2016-2017 годах количество коммерческих организаций, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц выросло в сравнении с аналогичными данными 2014-2015 годов в два раза, что является результатом курса на «очистку» реестра от «фирм-однодневок» и организаций, «брошенных» учредителями.
Количество исключенных в административном порядке организаций в 2017 году составило 448 055, в 2015 - 212 070.
Процедурам прекращения юридических лиц в последнее время отечественные исследователи уделяют большое внимание. Большинство таких работ связано с отдельными вопросами ликвидации юридических лиц как юридической процедуры. Тем не менее, работ, посвященных проблемам прохождения процедуры ликвидации юридических лиц не так много. Имеющиеся по этому поводу исследования отличаются неоднозначным подходом, вопросы, связанные с установленным порядком осуществления ликвидации, характеризуются недостаточным развитием меры, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов и участников (членов) юридических лиц при проведении процедуры ликвидации. Также недостаточно освещаются вопросы о допустимости выделения отдельных разновидностей ликвидации юридических лиц. Кроме того, в некоторых из них не были учтены последние масштабные законодательные изменения главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, внесённые Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, в целях решения возникающих проблем при прохождении юридическим лицом процедуры ликвидации, необходим системный анализ теоретических и практических вопросов прекращения юридических лиц посредством процедуры ликвидации.
Следовательно, изучение теоретических и практических проблем, связанных с прохождением процедуры ликвидации юридических лиц является и на сегодняшний день актуальным и необходимым, поскольку число возникающих в данной сфере споров постоянно возрастает, о чём свидетельствует многочисленная судебно-арбитражная практика.
Целью выпускной квалификационной работы является получение новых знаний об особенностях ликвидации юридических лиц, выявление проблем ликвидации юридических лиц и разработка путей их устранения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
а) рассмотреть историю развития института ликвидации юридических лиц в российском праве;
б) изучить понятие и виды процедуры ликвидации юридических лиц;
в) охарактеризовать правовой режим ликвидации юридических лиц;
г) выделить стадии процедуры ликвидации юридических лиц;
д) обозначить актуальные проблемы ликвидации юридических лиц;
е) определить некоторые сложности и основные направления совершенствования законодательства, регламентирующего порядок осуществления ликвидации юридических лиц и практики его применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прекращения юридических лиц в форме ликвидации.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по прекращению юридических лиц в форме ликвидации и практика их применения, а также имеющиеся в этой области достижения представителей правовой доктрины.
...
Юридические лица подобно физическим рождаются - создаются, живут, действуют и умирают, то есть перестают быть субъектами гражданских правоотношений в связи с прекращением своей деятельности - ликвидации.
Процессы создания и прекращения юридических лиц происходят непрерывно. Однако, процесс прекращения юридического лица является более сложным по характеру, поскольку предусматривает наличие нескольких форм, реализация которых сопровождается особенным порядком их проведения, а также наступлением определенных правовых последствий. Одной из основных форм прекращения юридического лица является его ликвидация.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации», ежемесячно публикуется порядка 7 000 сообщений о ликвидации юридических лиц, за 2017 год было ликвидировано 524 493 коммерческих организации, всего концу 2017 года реестр насчитывал 5 168 073 зарегистрированных факта прекращения деятельности коммерческих организаций, при этом количество действующих организаций начиная с июня 2016 года постоянно уменьшалось и в декабре 2017 года составило лишь 3 729 191.
Соответственно, в связи с постоянно увеличивающимся числом прекращающих свою деятельность юридических лиц, повышенного внимания заслуживают формы, в которых это прекращение реализовывается.
При этом стоит обратить внимание, что в 2016-2017 годах количество коммерческих организаций, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц выросло в сравнении с аналогичными данными 2014-2015 годов в два раза, что является результатом курса на «очистку» реестра от «фирм-однодневок» и организаций, «брошенных» учредителями.
Количество исключенных в административном порядке организаций в 2017 году составило 448 055, в 2015 - 212 070.
Процедурам прекращения юридических лиц в последнее время отечественные исследователи уделяют большое внимание. Большинство таких работ связано с отдельными вопросами ликвидации юридических лиц как юридической процедуры. Тем не менее, работ, посвященных проблемам прохождения процедуры ликвидации юридических лиц не так много. Имеющиеся по этому поводу исследования отличаются неоднозначным подходом, вопросы, связанные с установленным порядком осуществления ликвидации, характеризуются недостаточным развитием меры, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов и участников (членов) юридических лиц при проведении процедуры ликвидации. Также недостаточно освещаются вопросы о допустимости выделения отдельных разновидностей ликвидации юридических лиц. Кроме того, в некоторых из них не были учтены последние масштабные законодательные изменения главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, внесённые Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, в целях решения возникающих проблем при прохождении юридическим лицом процедуры ликвидации, необходим системный анализ теоретических и практических вопросов прекращения юридических лиц посредством процедуры ликвидации.
Следовательно, изучение теоретических и практических проблем, связанных с прохождением процедуры ликвидации юридических лиц является и на сегодняшний день актуальным и необходимым, поскольку число возникающих в данной сфере споров постоянно возрастает, о чём свидетельствует многочисленная судебно-арбитражная практика.
Целью выпускной квалификационной работы является получение новых знаний об особенностях ликвидации юридических лиц, выявление проблем ликвидации юридических лиц и разработка путей их устранения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
а) рассмотреть историю развития института ликвидации юридических лиц в российском праве;
б) изучить понятие и виды процедуры ликвидации юридических лиц;
в) охарактеризовать правовой режим ликвидации юридических лиц;
г) выделить стадии процедуры ликвидации юридических лиц;
д) обозначить актуальные проблемы ликвидации юридических лиц;
е) определить некоторые сложности и основные направления совершенствования законодательства, регламентирующего порядок осуществления ликвидации юридических лиц и практики его применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прекращения юридических лиц в форме ликвидации.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по прекращению юридических лиц в форме ликвидации и практика их применения, а также имеющиеся в этой области достижения представителей правовой доктрины.
...
В настоящей работе был проведен анализ вступивших в силу по состоянию на 01.01.2018 года изменений в ГК РФ и специальное законодательство, касающихся процедуры ликвидации юридических лиц. На основании этого анализа можно сделать вывод о том, что посредством введенных изменений уточнен и детализирован порядок ликвидации юридических лиц, установленный ГК РФ, а именно:
• более детально и четко регламентированы случаи, когда суд принимает решение о ликвидации юридического лица;
• установлено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим;
• более подробно урегулированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица;
• установлено, что при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов;
• закреплено, что до удовлетворения требований кредиторов должны быть погашены текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации;
• ограничен срок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью;
• в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право;
• ГК РФ дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, которые изложены в новой ст. 64.1;
• закреплены новые специальные нормы о прекращении недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ), которые содержатся и в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Тем не менее, остаются спорные вопросы, касающиеся недостаточно разработанной регламентации оснований и порядка проведения процедуры ликвидации юридических лиц. Соответственно, в первую очередь необходимо оптимизировать законодательство, касающееся порядка проведения самой ликвидации, а также таких ее специфических видов, как несостоятельности (банкротства) и прекращения недействующего юридического лица.
В процессе изучения процедуры ликвидации юридических лиц были сделаны следующие выводы:
1) законодательное установление возможности правопреемства
при ликвидации подрывает сам смысл и содержание данной процедуры, что в последствии может приводить к искажению сущности ликвидации и целей её осуществления. Таким образом, необходимо предложить определение процедуры ликвидации юридического лица, как процедуры, которая осуществляется по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица, государственного органа или суда, без перехода в порядке правопреемства прав и обязанностей, в конечной результате осуществления которой юридическое лицо всецело прекращает свое существование.
2) несостоятельность (банкротство) и прекращение недействующего юридического лица необходимо признать неотъемлемыми специфическими видами ликвидации юридических лиц со специально предусмотренными законодательными основаниями и порядком их осуществления и влекущими за собой соответствующие правовые последствия.
3) момент назначения ликвидационной комиссии свидетельствует о вступлении юридического лица в основную и активную стадию ликвидации, поскольку должен влечь за собой прекращение полномочий у органов управления ликвидируемого юридического лица.
4) необходимо регламентировать процедуру защиты прав кредиторов организаций, ликвидированных в административном порядке, как недействующих.
В работе была дана оценка последних принятых в ГК РФ и специальное законодательство поправок. С учетом произошедших изменений гражданского законодательства в области ликвидации юридических лиц, были сформулированы следующие предложения по его
усовершенствованию.
1. Предлагается исключить из п. 1 ст. 61 ГК РФ указание на отсутствие только универсального правопреемства при ликвидации.
2. В целях избежания дублирования и противоречий следует разграничить правовое регулирование прекращения недействующего юридического лица: основания применения, а также сам факт признания юридического лица недействующим, то есть прекратившим свою деятельность, должны устанавливался и регулироваться нормами ГК РФ, а указанным законом должен быть регламентирован только сам порядок проведения данной процедуры, то есть принудительной внесудебной ликвидации юридического лица по решению органа государственной регистрации. В связи с этим предложено внести соответствующие уточнения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Предложены законодательные меры, направленные на упорядочивание некоторых юридически значимых действий, совершаемых ликвидационной комиссией, в частности публикации данных о ликвидации, а также составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса в установленный законом срок не только для обществ и ограниченной ответственностью.
...
• более детально и четко регламентированы случаи, когда суд принимает решение о ликвидации юридического лица;
• установлено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим;
• более подробно урегулированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица;
• установлено, что при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов;
• закреплено, что до удовлетворения требований кредиторов должны быть погашены текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации;
• ограничен срок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью;
• в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право;
• ГК РФ дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, которые изложены в новой ст. 64.1;
• закреплены новые специальные нормы о прекращении недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ), которые содержатся и в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Тем не менее, остаются спорные вопросы, касающиеся недостаточно разработанной регламентации оснований и порядка проведения процедуры ликвидации юридических лиц. Соответственно, в первую очередь необходимо оптимизировать законодательство, касающееся порядка проведения самой ликвидации, а также таких ее специфических видов, как несостоятельности (банкротства) и прекращения недействующего юридического лица.
В процессе изучения процедуры ликвидации юридических лиц были сделаны следующие выводы:
1) законодательное установление возможности правопреемства
при ликвидации подрывает сам смысл и содержание данной процедуры, что в последствии может приводить к искажению сущности ликвидации и целей её осуществления. Таким образом, необходимо предложить определение процедуры ликвидации юридического лица, как процедуры, которая осуществляется по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица, государственного органа или суда, без перехода в порядке правопреемства прав и обязанностей, в конечной результате осуществления которой юридическое лицо всецело прекращает свое существование.
2) несостоятельность (банкротство) и прекращение недействующего юридического лица необходимо признать неотъемлемыми специфическими видами ликвидации юридических лиц со специально предусмотренными законодательными основаниями и порядком их осуществления и влекущими за собой соответствующие правовые последствия.
3) момент назначения ликвидационной комиссии свидетельствует о вступлении юридического лица в основную и активную стадию ликвидации, поскольку должен влечь за собой прекращение полномочий у органов управления ликвидируемого юридического лица.
4) необходимо регламентировать процедуру защиты прав кредиторов организаций, ликвидированных в административном порядке, как недействующих.
В работе была дана оценка последних принятых в ГК РФ и специальное законодательство поправок. С учетом произошедших изменений гражданского законодательства в области ликвидации юридических лиц, были сформулированы следующие предложения по его
усовершенствованию.
1. Предлагается исключить из п. 1 ст. 61 ГК РФ указание на отсутствие только универсального правопреемства при ликвидации.
2. В целях избежания дублирования и противоречий следует разграничить правовое регулирование прекращения недействующего юридического лица: основания применения, а также сам факт признания юридического лица недействующим, то есть прекратившим свою деятельность, должны устанавливался и регулироваться нормами ГК РФ, а указанным законом должен быть регламентирован только сам порядок проведения данной процедуры, то есть принудительной внесудебной ликвидации юридического лица по решению органа государственной регистрации. В связи с этим предложено внести соответствующие уточнения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Предложены законодательные меры, направленные на упорядочивание некоторых юридически значимых действий, совершаемых ликвидационной комиссией, в частности публикации данных о ликвидации, а также составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса в установленный законом срок не только для обществ и ограниченной ответственностью.
...
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием, его особенности
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3499 р. Год сдачи: 2021 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Банкротство коммерческих организаций
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018





