АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 12
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
1.1 История предприятия 15
1.2 Перечень продукции 16
1.3 Система менеджмента качества 21
1.4 Руководство по качеству предприятия 24
1.5 Диагностика проблем предприятия 30
Цель и задачи ВКР 31
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 33
2.1 Изученность процесса применения принципов «качественного
менеджмента» 33
2.2 Сравнение и сопоставление методов совершенствующих процесс
применения принципов «качественного менеджмента» 37
2.2.1 Мозговой штурм 38
2.2.2 Метод Дельфи 39
2.2.3 Метод построения блок-схем 40
2.2.4 Цикл Деминга 41
2.2.5 Бережливое производство 42
Выводы по разделу два 42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ
«КАЧЕСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 43
3.1 Описание процесса 43
3.1.1 Описание процесса применения принципов «качественного
менеджмента» 43
3.1.2 Паспорт процесса применения принципов «качественного менеджмент»45
3.2. Визуализация процесса 47
3.2.1 Блок - схема процесса применения принципов «качественного
менеджмента» 48
3.2.2 IDEF0 - модель процесса применение принципов «качественного
менеджмента» 48
3.3 Разработка оценочных показателей процесса применения принципов «качественного менеджмента» 52
Выводы по разделу три 53
4 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ
«КАЧЕСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 55
5 РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ
«КАЧЕСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА» 55
5.1 Риски процесса применения принципов «качественного менеджмента» 57
5.2 Анализ и выбор методов оценки рисков для процесса применения
принципов «качественного менеджмента» 60
5.2.1 Анализ опасности и критических контрольных точек (HACCP) 60
5.2.2 Анализ дерева событий 62
5.2.3 Анализ «Галстук-бабочка» 66
5.3 Оценка рисков процесса применения принципов «качественного
менеджмента 69
5.3.1 Качественная оценка рисков методом анализа опасности и критических
контрольных точек (HACCP) 69
5.3.2 Оценка риска «Недостижения цели процесса» 71
5.3.3 Оценка риска «Непринятия менеджерами новой методики» 73
5.3.4 Оценка риска «потери имиджа руководителя у сотрудников» 74
5.4 Меры предупреждения и уменьшения рисков 76
Вывод по разделу пять 77
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 77
Выводы по разделу шесть 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Блок-схема процесса внедрения принципов «качественного менеджмента» 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анализ «Галстук-бабочка» для риска связанного с недостижением процесса 89 ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анализ «Галстук-бабочка» для «Непринятия менеджерами
новой методики» 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Акт внедрения методики 91
Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что все организации работают в условиях, которые постоянно терпят различные изменения. Согласно серии международных стандартов ISO 9000, для достижения устойчивого успеха высшее руководство организации должно принять подход на основе применения принципов «качественного менеджмента», а так же своевременно принимать решения в отношении изменений и нововведений в организации, для того, чтобы сохранить и улучшить показатели деятельности организации. В связи с этим внедрение принципов «качественного менеджмента» как никогда актуально в настоящее время.
Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества, которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты ИСО серии 9000 имеют статус формализованной концентрации методологии Всеобщего управления качества (TQM). Развитие международных стандартов ИСО серии 9000 происходит довольно динамично. Благодаря этому методологическая терминология TQM обогащается категориями, применение и исследование которых ранее практически не осуществлялось в рамках данной методологии. Одной из таких категорий является результативность СМК. В международных стандартах ИСО серии 9000, на которых строится большинство сертифицированных СМК в мире, одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества является измерение результативности действующей СМК. Поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости.
Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии очень актуально в настоящее время, так как многие предприятия пошли по пути внедрения СМК по стандарту ИСО 9000 с целью повышения конкурентоспособности и качества производимой продукции или оказываемых услуг.
Одним из важных требований ИСО 9000 является применение принципов «качественного менеджмента». Принципы качества являются чрезвычайно важным для предприятий, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территориях Курганской, Оренбургской, Челябинской областей, заходящая на территории Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, республики Башкортостана, а также за пределами Российской Федерации в Казахстане на территорию СевероКазахстанской области (транзитный участок на линии Курган — Петропавловск — Омск. Управление дороги находится в Челябинске.
На ЮУЖД такая система есть, но она частична, несистемна, внедрена поверхностно и неповсеместно и это является нарушением. В связи с этим, целью проекта является совершенствование СМК путем освоения принципов «качественного менеджмента» для условий промышленного предприятия.
Основными задачами проекта является: проанализировать ситуацию на предприятии;
рассмотреть методы совершенствующие процесс применения принципов «качественного менеджмента»;
совершенствование процесса применения принципов «качественного менеджмента»;
разработать стандарт применения принципов «качественного менеджмента»;
провести риск-менеджмент процесса применения принципов «качественного менеджмента»;
экономически обосновать результаты ВКР.
Объект работы - Ю-УР ДТВ СП ЦДТВ филиал ОАО «РЖД».
Предмет работы - принципы качественного менеджмента.
В результате проделанной работы достигнута основная цель диссертации - совершенствование СМК путем освоения принципов «качественного менеджмента»
Проанализировано состояние дел на предприятии, выявлены проблемы предприятия, проведен анализ изученности вопроса, проведено сопоставление, сравнение и анализ передовых отечественных и зарубежных методов совершенствования СМК предприятия.
Разработан процесс совершенствования СМК путем освоения принципов «качественного менеджмента» на промышленном предприятии (составлен паспорт процесса, процесс описан и визуализирован, разработаны аналитические модели оценочных показателей и их критерии). Разработана и введена методология организации применения принципов «качественного менеджмента».
Разработан риск-менеджмент процесса применения принципов «качественного менеджмента». Проведен анализ рисков процесса при помощи методов риск- менеджмента: анализ дерева неисправностей (FTA), анализ «галстук-бабочка», анализ опасности и критических контрольных точек (НАССР).
Рассчитан ожидаемый экономический эффект от внедрения результатов выпускной квалификационной работы за первый год - 1 669,92 тыс. руб., накопленный за шесть лет - 3 296,50 тыс. руб.
Результаты работы имеют практическую ценность и внедрены
1 Соломандина, Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие/ Т.О. Соломандина, В.А. Минаев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 624 с.
2 Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ Г.Я Гольдштейн - 2-е изд., испр. и доп. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 94с.
3 Завалкевич, Л. Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1/ Л. Завалкевич. - М.: ИП Стрельбицкий, 2015. - 380 с.
4 Суханин, В.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ В.П. Суханин, М.В. Горшенина. - Сызрань: Самарский государственный университет, филиал в г. Сызрань, 2013 - 100с.
5 Джозеф Ле Пла, Ф. Интегрированный брендинг/ Ф. Джозеф Ле Пла, Лин М. Паркер. - Санкт-Петербург: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2016 - 77 с.
6 Перспективы и направления развития менеджмента. -
https: //www.studme.org
7 Стратегический менеджмент/ под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2014 - 496 с.
8 Ефимов, В. В. Улучшение качества продукции, процессов и ресурсов : учебное пособие/ В. В. Ефимов. - М.: КНОРУС, 2008. - 223 с.
9 Никифоров, А.Д. Управление качеством / А.Д. Никифоров. - М.: Дрофа, 2010. - 720 с.
10 Кусков, А. Н. Менеджмент: учебное пособие /А.Н. Кусков, Чумаченко А.П. - 4-е изд., стереотип. - М.: МГИУ, 2008. - 318 с.
11 Мацусита, К. Миссия бизнеса/ К. Мацусита; пер. с англ. П. Морозов - 4-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 189 с.
12 Батова, И.Б. Классификация рисков и причины их возникновения/ И.Б. Батова // Международный студенческий научный вестник. - Университет ИТМО:
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики. - 2015. - 105 с.
13 Ламоткин, С.А. Квалиметрия и управление качеством продукции: учебное пособие / С.А. Ламоткин. - Минск: БГТУ, 2017. - 380 с.
14 Титович, А.А. Менеджмент качества: учебное пособие / А.А. Титович. - Минск: Выш. школа, 2016. - 254 с.
15 Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов / М.М. Кане. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
..30