СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА.... 9
1.1 Законодательство о защите материнства и детства в Республике
Казахстан 9
1.2 Правовая база социальной защиты материнства и детства в Российской
Федерации 15
1.3 Международно-правовые акты в сфере социальной защиты материнства
и детства 22
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 30
2.1 Содержание социальной защиты материнства и детства 30
2.2 Социальная защита материнства и детства как направление социальной
политики государства 40
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 50
3.1 Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства 50
3.2 Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществеОшибка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Библиографический список 71
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА.... 9
1.1 Законодательство о защите материнства и детства в Республике
Казахстан 9
1.2 Правовая база социальной защиты материнства и детства в Российской
Федерации 15
1.3 Международно-правовые акты в сфере социальной защиты материнства
и детства 22
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 30
2.1 Содержание социальной защиты материнства и детства 30
2.2 Социальная защита материнства и детства как направление социальной
политики государства 40
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 50
3.1 Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства 50
3.2 Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществеОшибка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Библиографический список 71
Социальная защита материнства и детства является одной из приоритетных задач Российской Федерации и Республики Казахстан, особенно ее значимость возросла в последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике и как следствие возникновение социальноэкономических проблем, негативно повлиявших на большинство аспектов существования и жизнедеятельности семьи, материнства и детства.
Новое трудовое и социальное законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан воплотило в себе международные и конституционные принципы, включило новые механизмы и детали защиты материнства и детства.
Однако, несмотря на это, на практике, данные нормы широко нарушаются: используется детский труд, увольняются молодые мамы, или же, принудительно привлекаются к работе.
Изучение правовых основ социальной защиты матери и ребенка - постоянно актуальная тема.
Актуальность исследования социальных аспектов защиты материнства и детства обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, представляет важность сопоставление действующих разно-отраслевых норм (конституционных, трудовых, семейных), направленных на защиту интересов материнства и детства;
- во-вторых, совокупное использование разноотраслевых норм позволит сформировать действенный институт защиты материнства и детства;
- в-третьих, представляет актуальность рассмотрения защиты прав матери и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что проблемы защиты семьи, материнства и детства изучаются сегодня весьма плодотворно представителями различных
отраслей социально-гуманитарной науки и находятся в центре внимания, как законодателей, так и ученых. Однако, в настоящее время сохраняетя потребность в системной проработке вопросов социальной защиты материнства и детства и разработке ряда практических мер, направленных на решение актуальных проблем в данной сфере.
Теоретической основой проделанной работы являются труды: Аверина А.Н., Гусевой Т.С., Захарова М.Л., Кандахчян Ю.А., Кобзевой С.И., Крашенниковой П.В., Мауталиева Р.В., Мачульской Е.Е., Рашидовой А.И., Тучковой Э.Г., Фролкина П.В., Холостовой Е.К, Шакировой Н.Н., Якушева Л.П. и др.
Эмпирической базой данной работы являются законы Российской Федерации и Республики Казахстан по делам детей, женщин и семей; государственные целевые программы, стратегии развития государств «Казахстан-2050» и «Стратегия 2020», доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает материнство и детство как социокультурный феномен и система их социальной защиты.
Предметом исследования являются: действующие нормы международного, конституционного, семейного, трудового, регионального законодательства о матери и ребенке, гарантиях и их социальной защите.
При сборе, анализе и обобщении информации были использованы такие методы как анализ, структурно-функциональный метод, системный подход, сравнение, наблюдение.
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать социальную защиту прав и интересов матери и ребенка, а также выработать ряд практических рекомендаций, направленных на их совершенствование.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть законодательные основы защиты и материнства и детства;
- проанализировать общие вопросы защиты материнства и детства;
- исследовать государственную социальную политику в сфере социальной защиты материнства и детства;
- обосновать необходимость совершенствования государственной социальной политики в сфере социальной защиты семьи, материнства и детства;
- проанализировать проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществе и предложить решение таких проблем.
Новое трудовое и социальное законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан воплотило в себе международные и конституционные принципы, включило новые механизмы и детали защиты материнства и детства.
Однако, несмотря на это, на практике, данные нормы широко нарушаются: используется детский труд, увольняются молодые мамы, или же, принудительно привлекаются к работе.
Изучение правовых основ социальной защиты матери и ребенка - постоянно актуальная тема.
Актуальность исследования социальных аспектов защиты материнства и детства обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, представляет важность сопоставление действующих разно-отраслевых норм (конституционных, трудовых, семейных), направленных на защиту интересов материнства и детства;
- во-вторых, совокупное использование разноотраслевых норм позволит сформировать действенный институт защиты материнства и детства;
- в-третьих, представляет актуальность рассмотрения защиты прав матери и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что проблемы защиты семьи, материнства и детства изучаются сегодня весьма плодотворно представителями различных
отраслей социально-гуманитарной науки и находятся в центре внимания, как законодателей, так и ученых. Однако, в настоящее время сохраняетя потребность в системной проработке вопросов социальной защиты материнства и детства и разработке ряда практических мер, направленных на решение актуальных проблем в данной сфере.
Теоретической основой проделанной работы являются труды: Аверина А.Н., Гусевой Т.С., Захарова М.Л., Кандахчян Ю.А., Кобзевой С.И., Крашенниковой П.В., Мауталиева Р.В., Мачульской Е.Е., Рашидовой А.И., Тучковой Э.Г., Фролкина П.В., Холостовой Е.К, Шакировой Н.Н., Якушева Л.П. и др.
Эмпирической базой данной работы являются законы Российской Федерации и Республики Казахстан по делам детей, женщин и семей; государственные целевые программы, стратегии развития государств «Казахстан-2050» и «Стратегия 2020», доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает материнство и детство как социокультурный феномен и система их социальной защиты.
Предметом исследования являются: действующие нормы международного, конституционного, семейного, трудового, регионального законодательства о матери и ребенке, гарантиях и их социальной защите.
При сборе, анализе и обобщении информации были использованы такие методы как анализ, структурно-функциональный метод, системный подход, сравнение, наблюдение.
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать социальную защиту прав и интересов матери и ребенка, а также выработать ряд практических рекомендаций, направленных на их совершенствование.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть законодательные основы защиты и материнства и детства;
- проанализировать общие вопросы защиты материнства и детства;
- исследовать государственную социальную политику в сфере социальной защиты материнства и детства;
- обосновать необходимость совершенствования государственной социальной политики в сфере социальной защиты семьи, материнства и детства;
- проанализировать проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществе и предложить решение таких проблем.
Социальная защита материнства и детства и проблемы с ее реализацией в настоящее время является одной из самых серьезных проблем, возникающих в российском и казахстанском обществах. Можно сказать, что современное общество переживает кризис семьи как базового социального института общества.
Ухудшение состояния семьи прогрессирует во многих аспектах - от семейно-брачных отношений между супругами до воспитания ими детей, от решения различных материальных проблем до заботы о престарелых родителях. Данный процесс усугубляется затяжным кризисом, сложившимся в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Именно поэтому очень важно именно сейчас анализировать текущее состояние уровня жизни таких социально уязвимых групп населения как матери, дети и семьи в целом и искать пути решения, возникающих перед ними проблем. Они нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, так как от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса.
В заключении данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование социальной защиты материнства и детства в Российской Федерации и Республике Казахстан является весьма динамичным, довольно часто корректируется законодателем, но к сожалению до сих пор не является полноценным. В обоих государствах отсутствуют кодифицированные акты, которые обеспечили бы более эффективный доступ к законодательству и его пониманию. Законодательство по ряду вопросов на сегодня отсутствует либо нуждается в доработке. Основными законами являются международные акты, Конституции государств, законы и иные подзаконные нормативные акты. Российская Федерация имеет особую систему законодательства в силу своей федеративности, что позволяет ей локально регулировать вопросы социальной защиты материнства и детства более эффективно, чем в Республике Казахстан.
2. Содержание социальной защиты материнства и детства и подходы к его пониманию единообразно не сформированы в обоих государствах. Российские и казахстанские ученые имеют большое количество точек зрения на понимание данных терминов, но большинство из них выделяют схожие признаки и базовые элементы основных понятий, которые в совокупности приводят к следующему: материнство - это реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие "материнство" входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь "ребенок" определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет, вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет. Социальная защита материнства и детства это комплекс созданных государством условий, направленных на поддержание достойного уровня жизни данных социально уязвимых групп (обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества).
3. Российская Федерация и Республика Казахстан как государства стремящиеся стать всецело социальными государствами реализуют и поддерживают приоритетность социальной защиты материнства и детства посредством принятия целевых государственных и региональных программ. Программы позволяют поддерживать минимальный достойный уровень жизни у данных социальных групп, находящихся в наиболее сложной ситуации. Государственная политика данных государств очень похожа, в ее основе лежит одна цель, постигаются аналогичные задачи, что вполне объяснимо одинаковым происхождением данных государств из распада СССР.
4. На практике существует множество проблем связанных как с правовым воспитанием общества и его отношением к проблеме социальной защиты материнства и детства, так и с недостаточно эффективной реализацией принятых государственных программ. Это обусловлено такими проблемами как нехватка финансирования, халатное отношение региональных государственных органов, действующих в данной сфере, пассивное отношение общества к поддержке и участию в реализации данных программ. Российская Федерация и Республика Казахстан на пути своего развития и реализации своей государственной социальной политики до сих пор сталкиваются с данными проблемами. Государствами создаются новые органы и должностные лица, призванные разрешить данные проблемы.
Таким образом, обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания социальных аспектов защиты материнства и детства и проблем, какие мы на сегодняшний день имеем в данной сфере. Ситуация, складывающаяся в сфере социальной защиты материнства и детства на сегодняшний день в Российской Федерации и Республике Казахстан весьма не простая и достаточно печальная. Семьи, матери и дети не получают должной поддержки как от государства, так и от общества, что сказывается на общей демографической картине данных государств. Но следует отметить, что главы государств и их правительства прикладывают все усилия для исправления сложившейся ситуации. Социальная защита материнства и детства является приоритетной задачей в государственных политиках обоих стран и при должном ответственном отношении к ее решению данная проблема с годами может быть решена.
Проведя исследование в сфере социальной защиты материнства и детства, мы предлагаем следующие пути решения возникающих проблем:
1) на законодательном уровне следует предпринять попытку кодификации законодательства в данной сфере, что существенно облегчит использование законодательной базы у граждан на бытовом уровне и ее понимание, а также устранит проблемы с принятием некорректных нормативных правовых актов, таких как проект Федерального Закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия»;
2) на уровне государственной политики необходимо принять новые государственные программы в социальной сфере, акцентирующие свое внимание на самых острых социальных проблемах, например, государственные программы по поддержке многодетных семей, молодых семей, с целью увеличения демографического роста;
3) на уровне практической реализации законодательства и политики следует разработать эффективную систему деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за исполнением законодательства и государственных программ.
Ухудшение состояния семьи прогрессирует во многих аспектах - от семейно-брачных отношений между супругами до воспитания ими детей, от решения различных материальных проблем до заботы о престарелых родителях. Данный процесс усугубляется затяжным кризисом, сложившимся в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Именно поэтому очень важно именно сейчас анализировать текущее состояние уровня жизни таких социально уязвимых групп населения как матери, дети и семьи в целом и искать пути решения, возникающих перед ними проблем. Они нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, так как от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса.
В заключении данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование социальной защиты материнства и детства в Российской Федерации и Республике Казахстан является весьма динамичным, довольно часто корректируется законодателем, но к сожалению до сих пор не является полноценным. В обоих государствах отсутствуют кодифицированные акты, которые обеспечили бы более эффективный доступ к законодательству и его пониманию. Законодательство по ряду вопросов на сегодня отсутствует либо нуждается в доработке. Основными законами являются международные акты, Конституции государств, законы и иные подзаконные нормативные акты. Российская Федерация имеет особую систему законодательства в силу своей федеративности, что позволяет ей локально регулировать вопросы социальной защиты материнства и детства более эффективно, чем в Республике Казахстан.
2. Содержание социальной защиты материнства и детства и подходы к его пониманию единообразно не сформированы в обоих государствах. Российские и казахстанские ученые имеют большое количество точек зрения на понимание данных терминов, но большинство из них выделяют схожие признаки и базовые элементы основных понятий, которые в совокупности приводят к следующему: материнство - это реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие "материнство" входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь "ребенок" определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет, вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет. Социальная защита материнства и детства это комплекс созданных государством условий, направленных на поддержание достойного уровня жизни данных социально уязвимых групп (обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества).
3. Российская Федерация и Республика Казахстан как государства стремящиеся стать всецело социальными государствами реализуют и поддерживают приоритетность социальной защиты материнства и детства посредством принятия целевых государственных и региональных программ. Программы позволяют поддерживать минимальный достойный уровень жизни у данных социальных групп, находящихся в наиболее сложной ситуации. Государственная политика данных государств очень похожа, в ее основе лежит одна цель, постигаются аналогичные задачи, что вполне объяснимо одинаковым происхождением данных государств из распада СССР.
4. На практике существует множество проблем связанных как с правовым воспитанием общества и его отношением к проблеме социальной защиты материнства и детства, так и с недостаточно эффективной реализацией принятых государственных программ. Это обусловлено такими проблемами как нехватка финансирования, халатное отношение региональных государственных органов, действующих в данной сфере, пассивное отношение общества к поддержке и участию в реализации данных программ. Российская Федерация и Республика Казахстан на пути своего развития и реализации своей государственной социальной политики до сих пор сталкиваются с данными проблемами. Государствами создаются новые органы и должностные лица, призванные разрешить данные проблемы.
Таким образом, обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания социальных аспектов защиты материнства и детства и проблем, какие мы на сегодняшний день имеем в данной сфере. Ситуация, складывающаяся в сфере социальной защиты материнства и детства на сегодняшний день в Российской Федерации и Республике Казахстан весьма не простая и достаточно печальная. Семьи, матери и дети не получают должной поддержки как от государства, так и от общества, что сказывается на общей демографической картине данных государств. Но следует отметить, что главы государств и их правительства прикладывают все усилия для исправления сложившейся ситуации. Социальная защита материнства и детства является приоритетной задачей в государственных политиках обоих стран и при должном ответственном отношении к ее решению данная проблема с годами может быть решена.
Проведя исследование в сфере социальной защиты материнства и детства, мы предлагаем следующие пути решения возникающих проблем:
1) на законодательном уровне следует предпринять попытку кодификации законодательства в данной сфере, что существенно облегчит использование законодательной базы у граждан на бытовом уровне и ее понимание, а также устранит проблемы с принятием некорректных нормативных правовых актов, таких как проект Федерального Закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия»;
2) на уровне государственной политики необходимо принять новые государственные программы в социальной сфере, акцентирующие свое внимание на самых острых социальных проблемах, например, государственные программы по поддержке многодетных семей, молодых семей, с целью увеличения демографического роста;
3) на уровне практической реализации законодательства и политики следует разработать эффективную систему деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за исполнением законодательства и государственных программ.
Подобные работы
- Социальные пенсии в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Пособие по беременности и родам как вид социального обеспечения в Российской Федерации (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Квалифицированное убийство и его виды по УК РФ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Источники права социального обеспечения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование государственной поддержки семей, имеющих детей
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Личные неимущественные права ребенка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Реализация корпоративных прав лицом, состоящим в браке
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Алиментные соглашения членов семьи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2022





