Введение 3
1 Основы построения системы государственных и муниципальных закупок 9
1.1 Понятие и принципы государственных и муниципальных закупок 9
1.2 Особенности и структура системы государственных и муниципальных закупок в
Российской Федерации 20
1.3 Анализ зарубежного опыта осуществления государственных закупок 27
2 Практика осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской
Федерации 40
2.1 Нормативная основа регулирования закупочной деятельности в Российской
Федерации 40
2.2 Оценка эффективности определения поставщика в условиях современной
закупочной системы 51
2.3 Основные проблемы эффективного функционирования государственных и
муниципальных закупок в Российской Федерации 63
3 Совершенствование закупочной деятельности в Российской Федерации 77
3.1 Направления развития закупочной деятельности в Российской Федерации 77
3.2 Анализ эффективных способов определения поставщика в условиях современной
рыночной системы 85
3.3 Пути совершенствования определения поставщика в Российской Федерации 94
Заключение 108
Список использованных источников и литературы 110
Приложение А Структура системы государственных и муниципальных закупок в
Российской Федерации 125
Приложение Б Схема проведения электронного аукциона 126
Приложение В Схема проведения электронного конкурса 127
Приложение Г Схема проведения электронного запроса котировок 128
Приложение Д Практики осуществления закупок в субъектах Российской Федерации .. 129
Одним из элементов системы государственного управления является управление закупочной деятельностью, которая направлена на обеспечение процесса удовлетворения потребностей населения. Современная система государственных и муниципальных закупок представляет собой действенный механизм развития экономических отношений между органами власти и участниками рынка, однако в некоторых случаях встает вопрос об эффективности такого механизма с точки зрения удовлетворения потребностей общества и государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях современной экономической ситуации, когда на Россию оказывается сильное давление извне в виде различных санкций и ограничений, система государственных и муниципальных закупок должна эффективно функционировать, обеспечивая потребности государства. Вопрос эффективности закупочной системы в последнее время все чаще поднимается и обсуждается на уровне государства. Это связано с тем, что система государственных и муниципальных закупок присутствует во всех отраслях экономики и сферах жизни общества. Однако, не смотря на то, что на государственном уровне принимается большое количество мер по совершенствованию закупочной системы при помощи внесения изменений в нормативные акты, специалисты и исследователи закупочной сферы до сих пор озадачены проблемой качества поставляемой продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги. Эта проблема на данный момент так и остается в процессе поиска эффективного решения.
Необходимость разработки оптимальных инструментов проведения государственных и муниципальных закупок, законодательные рамки, заключающиеся в стремлении заказчика получить качественный товар и, в то же время, соответствовать нормам действующего законодательства, а также наличие практических проблем применения федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) обусловили выбор темы исследования.
Степень разработки проблемы в трудах современных исследователей. Вопросы эффективности действующей системы государственных и муниципальных закупок активно обсуждаются в трудах современных авторов все время существования закупочной деятельности органов власти. Сама трактовка данного понятия в трудах авторов представлена по-разному. Одни из них соотносят эффективность с экономностью, то есть проведение закупок с минимальными издержками; получение максимального количества продукции при минимальных затратах. Другие связывают эффективность с качественным удовлетворением потребностей заказчика.
Исходя из этого, различаются подходы специалистов и ученых к исследованию эффективности системы государственных и муниципальных закупок. Одни из них прямо указывают на проблему эффективности закупочной деятельности (А. Б. Власов, К. И. Кремер, Ф. И. Белозор, В. В. Лукьянова, Е. А. Капогузов, Н. В. Дроздова, Е. Н. Проничева, О. Г. Астапович, А. А. Пономарев и др.), другие говорят о проблеме эффективности, рассматривая проблемы государственных закупок (И. В. Качкин, Е. С. Барабаш, А. В. Шаховкин, Е. Б. Казакова, А. Ю. Шишкова, И. А. Тачкова, М. В. Бацылева, Л. А. Кучерова, Д. Е. Феоктистов, Р. А. Мелехин и др.).
Теоретико-методологические аспекты построения системы государственных и муниципальных закупок представлены в работах, как отечественных, так и зарубежных исследователей (Л. В. Андреева, Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин, А. В. Шаховкин). Исследования данных авторов позволяют провести полноценный анализ истории формирования современной системы государственных и муниципальных закупок. Рассмотрение составляющих существующей системы государственных и муниципальных закупок, а также основ ее построения позволяет выделить аспекты, нуждающиеся в особом внимании и дальнейшей доработке.
В работах многих современных отечественных ученых и специалистов в сфере государственного и муниципального заказа рассматривается нормативно-правовой аспект эффективности российской системы государственных и муниципальных закупок (Е. С. Барабаш, И. А. Тачкова, М. В. Бацылева, Г. Ф. Цельникер, К. Д. Новикова, И. В. Балтутите, Д. А. Давудов, Т. Р. Григорян, Е. А. Бондарева). Чаще всего такой аспект рассматривается через призму проблем и недоработок действующего законодательства, что подталкивает заказчиков к манипулированию нормативными ограничениями, чтобы закупить товар не по минимальной цене, а по лучшему качеству.
Проблемы, связанные с написанием технического задания под конкретного поставщика, рассматривают Т. Р. Григорян, Е. С. Барабаш, И. В. Качкин. Такая ситуация негативно влияет на действующую систему государственных и муниципальных закупок, так как ограничивает конкуренцию и не позволяет иным поставщикам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства зайти на рынок и участвовать в закупках. Еще один аспект заключается в том, что некоторые потенциальные исполнители могут иметь не одно, а несколько юридических лиц, которые они активно используют в процессе аукциона. Это подчеркивается в трудах следующих авторов: Е. С. Барабаш, Т. Р. Григорян, С. В. Головин, М. С. Луценко, О. О. Шендрикова.
Необходимость комплексного рассмотрения вопроса определения поставщика отмечается в трудах многих современных авторов. Причина многолетних исследований, поиска пути оптимального способа определения поставщика состоит в том, что до сих пор нет ответа, как в условиях действующей рыночной системы сделать так, чтобы с большей эффективностью и более качественно осуществлять государственные закупки. Этим вопросом задаются такие авторы, как А. Б. Власов, К. И. Кремер, Т. Р. Григорян, Ф. А. Тасалов, Е. А. Демакова. Многие из данных авторов в своих трудах отмечают, что необходим баланс трех составляющих: цены, количества и качества.
Исследование коррупционного аспекта в системе государственных и муниципальных закупок представлено в трудах О. Е. Чугунова, Е. Н. Проничевой, А. Б. Власова, К. И. Кремера, Т. Р. Григорян, О.П. Никитиной. Нужно отметить важный факт, который выделяют многие исследователи: борьба с коррупцией путем ужесточения законодательства о государственных и муниципальных закупках имеет не всегда положительный эффект. Иногда такое ужесточение может привести к разработке новых схем обхода закона.
Исследованию информационной составляющей системы государственных закупок посвящены работы И. В. Балтутите, Д. А. Давудова, Е. А. Капогузова и Н. В. Дроздовой. Авторы выделяют не только преимущества единой информационной системы (далее - ЕИС), в которой осуществляется закупочная деятельность, но и ограничения, которые мешают эффективному осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Не смотря на то, что закупочная деятельность сейчас проходит период перевода всех процессов в электронную сферу, важность соответствия сотрудников, занимающихся закупочной деятельностью, определенному уровню квалификации не снижается. Подход сотрудников к закупочной деятельности и их знания являются важным компонентом в эффективном осуществлении закупочной деятельности. Данный вопрос исследуют в своих работах Е. Н. Проничева, С. В. Головин, М. С. Луценко, О. О. Шендрикова. Проблемный аспект, поднимаемый авторами, заключается в том, что не все сотрудники, ведущие закупочную деятельность, имеют определенную базу знаний в сфере закупок.
Применение компаративистского подхода к рассмотрению системы государственных и муниципальных закупок позволяет сравнить закупочную деятельность в Российской Федерации и в других странах, а также в субъектах Российской Федерации. Данного подхода придерживаются Н. П. Агафонова, И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин, М. В. Седова, М. Н. Прокофьев, В. Л. Аничин, И. В. Ващейкин, Е. А. Бондарева.
Исследованию и разработке оценки эффективности системы государственных и муниципальных закупок посвящены работы И. Ю. Федоровой, А. В. Фрыгина, М. В. Седовой, М. Н. Прокофьева, Е. Н. Проничевой, В. В. Лукьяновой, М. В. Кравченко, А. З. Толстовой, О. Г. Астаповича, Е. А. Демаковой, Е. А. Винокуровой, Н. П. Бухтоярова. Исследователи разрабатывают методики оценки, основываясь не только на исследованиях российских ученых и опыте специалистов, но и на основе анализа зарубежных практик, например, рейтинг Benchmarking Public Procurement 2017, и т.п.
Основными критериями для такого оценивания выделяют: экономию бюджетных средств и обеспечение конкуренции, выполнение планов-графиков, доля конкурентных закупок, уровень размещения средств. В рассмотренных зарубежных исследованиях эффективность определяется регламентацией, четкостью подготовительного этапа закупочных процедур. Но среди приведенных способов отсутствует показатель качества оценки эффективности системы государственных и муниципальных закупок, который является важной составляющей для проведения такой оценки.
Все авторы в своих исследованиях сходятся во мнении, что существующая система государственных и муниципальных закупок неэффективна и требует серьезной доработки, в том числе доработки с нормативной точки зрения. Большинство из них отмечает, что в условиях совершенной конкуренции при определении поставщика необходимо учитывать не только критерий цены, но и дополнительные критерии или дополнительные условия, которые позволят более объективно оценить качество товара, работы или услуги.
Цель исследования - разработать пути совершенствования системы государственных и муниципальных закупок и решения существующих проблем закупочной деятельности органов власти и иных участников.
Достижение заявленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и принципы государственных и муниципальных закупок;
2. Исследовать структуру системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации;
3. Провести анализ зарубежного опыта осуществления государственных и муниципальных закупок;
4. Провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих закупочную деятельность в Российской Федерации;
5. Провести оценку эффективности определения поставщика в условиях современной закупочной системы;
6. На основе анализа действующего законодательства и практик выявить основные проблемы в закупочной деятельности российских органов власти;
7. Выделить основные направления развития закупочной деятельности в РФ;
8. Провести анализ эффективных способов определения поставщика в условиях современной рыночной системы;
9. Разработать и предложить пути совершенствования определения поставщика в РФ.
Объектом исследования является система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Предмет исследования - способы эффективного определения поставщика в системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в необходимости усовершенствования способа определения поставщика, который учитывает не только ценовой фактор, но еще и необходимые для данного товара, работ или услуг качественные характеристики, позволяющие повысить эффективность осуществления государственных и муниципальных закупок, а также в доработке некоторых законодательных норм, которые регулируют данный вопрос.
К результатам исследования, содержащим элементы научного вклада, относится следующее:
- На основе анализа практик регионов и проведенного опроса мнения контрактных управляющих определены факторы, оказывающее прямое и косвенное влияние на совершенствование системы государственных и муниципальных закупок.
- Разработаны пути совершенствования определения поставщика, представляющие собой слаженный механизм взаимодействия всех субъектов закупочной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к проблеме эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, учитывая, как внутренние факторы закупающей организации, так и внешние факторы, а также в выработке практических рекомендаций, которые позволят улучшить качество поставляемых товаров, работ, услуг.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные на основе изученного опыта России и других стран, а также анализа действующего законодательства способы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок позволят сформировать новые подходы к решению существующих проблем.
Практическая значимость работы состоит в том, что совершенствование методов определения поставщика в условиях современной рыночной системы позволит государственным и муниципальным заказчикам получать товары, работы или услуги хорошего качества и в необходимом объеме. Кроме того, изучение проблем существующей системы государственных и муниципальных закупок подтолкнет исследователей к поиску способов их решения и совершенствования законодательства не только с целью осуществления контроля, но и с целью эффективного проведения закупочной деятельности. Это позволит привлечь в закупочную деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства, которые могут составить конкурентную основу для постоянных участников закупочных процедур - крупных компаний, которые часто являются крупными основными поставщиками определенных заказчиков. Также это поможет небольшим заказчикам, например, муниципальным, находить себе добросовестного поставщика на территории муниципалитета.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды современных российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам осуществления государственных и муниципальных закупок; российские и зарубежные нормативные правовые акты органов власти.
Информационная база исследования представлена общеэкономической и специальной литературой, периодическими изданиями, рассматривающими проблему системы государственных закупок; нормативно-правовыми источниками и информационно-аналитическими материалами органов власти в сфере контрактного законодательства. Эмпирическая основа исследования представлена данными Высшей школы экономики; данными статистической отчетности и исследованиями, проведенными Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Министерством финансов Российской Федерации; результатами исследований, проведенных современными российскими и зарубежными учеными.
Методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования современных российских и зарубежных специалистов в области государственного и муниципального заказа, позволяющие рассмотреть проблему эффективности системы государственных закупок с разных сторон. В работе применяются общенаучные и специальные методы исследования: системный и функциональный методы, сравнительный анализ и синтез, исторический анализ, метод статистической обработки и анализ эмпирических данных, метод глубинного интервью, сравнительно-правовой метод.
В проведенном исследовании системы государственных и муниципальных закупок Российской Федерации основной акцент был сделан на качественной составляющей закупочной системы. Многие специалисты и исследователи, рассматривающие данную тему, акцентировали внимание на улучшении конкретного показателя, введении нового критерия определения поставщика. При этом лишь некоторые из них обращали внимание на то, что все факторы закупочной системы взаимосвязаны, и нельзя изменить один фактор, например, ввести новый критерий, не меняя внутреннюю систему управления закупками не только на уровне региона, но и на уровне заказчика. По этой причине в нашем исследовании мы комплексно подошли к вопросу регулирования качественной составляющей при определении поставщика, учитывая, как внешние, так и внутренние факторы.
В связи с этим нам удалось разработать пути совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, которые помогут действующим российским заказчикам нивелировать возникающие проблемы, а также снизить риски при осуществлении закупок. Для этого нами был проделан путь от рассмотрения истории развития и формирования понятия «государственные закупки» до практических механизмов совершенствования закупочной системы.
При рассмотрении понятия «государственные закупки», которые были предложены, как в различных законодательных актах, так и в трудах ученых и специалистов в сфере закупок, нами было установлено, что понятие «государственная закупка» представляет собой процесс, внутри которого происходит множество взаимоотношений не только между заказчиком и поставщиком, но и между другими участниками. Такой процесс нацелен в первую очередь на эффективное удовлетворение потребностей общества, повышение его благосостояния. Структура системы государственных и муниципальных закупок состоит из множества взаимосвязанных механизмов, результатом которых является обязательный анализ закупочной деятельности, нацеленный на дальнейшее совершенствование закупочной практики. Для разработки механизмов совершенствования закупок важно было также рассмотреть особенности закупочных систем других стран, поскольку некоторые эффективные практики осуществления закупок, такие как предквалификация участника, привлечение СМП и закупка товаров отечественного производства, можно адаптировать под реалии закупочной системы Российской Федерации.
Основным законом, регулирующим закупочную деятельность органов власти в Российской Федерации, является Закон о контрактной системе, кроме него существует еще большое количество нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют закупочную сферу. В соответствии с данным законом и статистикой Министерства финансов Российской Федерации наиболее популярным способом осуществления закупок является электронный аукцион, но с его практической реализацией существуют определенные проблемы. Особенно проблемным моментом является качество товаров, работ, услуг, полученное посредством закупки данным способом. В связи с чем, регионы и муниципалитеты выработали свои практики осуществления закупок, связанные со стандартизацией номенклатуры продукции, типизацией закупочной документации, созданием каталогов товаров, работ, услуг, семинаров для СМП, программ обучения для специалистов в сфере закупок и т.д. Эта информация позволила обобщить и конкретизировать проблемы, которые в дальнейшем нуждаются в решении и проработке. В том числе на практических примерах рассмотрена проблема учета только критерия цены при оценке участников закупки.
В результате были выделены основные направления развития закупочной деятельности в Российской Федерации. Особенностью направлений является то, что какие-то из них можно реализовать на практике только посредством изменения действующего законодательства, а другие - можно за счет совершенствования существующих механизмов. В соответствии с данными направлениями предложены пути совершенствования определения поставщика. Одно из наиболее важных направлений связано с введением дополнительных условий или критериев определения поставщика, влияющих на качество закупки, а также учитывающих предыдущий опыт участника, его взаимодействие с заказчиком.
Разработанные пути совершенствования определения поставщика включают в себя комплекс мер, представляющих собой слаженный механизм. В связи с этим и совершенствование определения поставщика должно рассматриваться через влияние комплекса мер, в которые входит, в том числе и смещение акцента с критерия цены на возможность рассмотрения опыта участника закупки, отзывов иных заказчиков о нем, а также образца товара или проекта услуги, работы. Пользу от реализации данных мер получат не только заказчики и поставщики, но также государство и общество в целом, так как повысится качество закупаемых товаров, работ, услуг, а, значит, и благосостояние общества в целом.
1. Атамась А. В. Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Атамась. - М., 2009. - 23 с.
2. Балтутите И. В. Институт государственных закупок: от Русской Правды к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник ВолГУ. - Серия 5. Юриспруденция. - 2015. - №4. - С. 31-36
3. Барабаш Е. С. Реформа контрактной системы в сфере закупок: иллюзия
решений и реальность // Власть и управление на Востоке России - 2021. - №3. - С. 87 - 95. - URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/662513(дата обращения: 20.12.2023). -
Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
4. Белая и черная книги проконкурентных и антиконкурентных региональных
практик // Федеральная антимонопольная служба. - М.2024. - URL:
https://fas.gov.ru/pages/vazhnaya-informacziya/otkryitoe-vedomstvo/belaya-i-chernaya- knigi.html(дата обращения: 14.02.2024)
5. ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете министров Республики Татарстан». - [Казань], 2024. - URL: https://cesi.tatarstan.ru/(дата обращения: 10.02.2024)
6. Горчакова М. С. Принципы контрактной системы в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // IUS PUBLICUM ET PRIVATUM. - 2021. - № 1(11). - С. 107-111 - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=44902184(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
7. Госрасходы: Официальный сайт. - [М.], 2024. - URL:
https://web.archive.org/web/20210512161305/https://spending.gov.ru/np/P/contracts/ (дата
обращения: 10.06.2024)
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер.закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Жалоба № 201600149809000311 от 02.11.2016 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.htmUidM673211 (дата
обращения: 12.05.2024)
10. Жалоба № 201800141843000031 от 30.01.2018 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=1789683 (дата
обращения: 15.05.2024)
11. Жалоба № 202200100161025552 от 23.12.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2241336 (дата
обращения: 13.05.2024)
12. Жалоба № 202200110616000294 от 18.05.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2195808 (дата
обращения: 13.05.2024)
13. Жалоба № 202200116297001263 от 05.04.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2187979 (дата
обращения: 13.05.2024)
14. Жалоба № 202200121671002507 от 29.10.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2225360 (дата
обращения: 12.05.2024)
15. Жалоба № 202200127671001108 от 03.10.2022 дата обращения://
официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2222095(дата обращения: 14.05.2024)
16. Жалоба № 202200132489005024 от 11.05.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2194832 (дата
обращения: 11.05.2024)
17. Жалоба № 202200132489019586 от 23.11.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2233585 (дата
обращения: 12.05.2024)
18. Жалоба № 202200170549001650 от 18.08.2022 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2213701 (дата
обращения: 11.05.2024)
19. Жалоба № 202300152247001073 от 19.06.2023 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2273411(15.05.2024)
20. Жалоба № 202400132489001694 от 30.01.2024// официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2318690 (дата
обращения: 12.08.2024)
21. Жалоба № 202400132489013543 от 01.08.2024 // официальный сайт Единой
информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2354168 (дата
обращения: 13.09.2024)
22. Закон о контрактной системе в сфере госзакупок: проблемы
правоприменения и пути совершенствования: Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации № 18 (778) / под ред. А. Е. Петров, А. Н. Чеботарев, А. С. Усик, С. Н. Гуринов, В. Д. Четыркина. — Москва : [б. и.], 2021. - 102 с.
23. Закупки у «Гарантирующего поставщика» в электронном магазине // Союз закупщиков: официальный сайт. - [Б.м.], 2024. - URL: https://www.szrus.ru/praktika1(дата обращения: 01.05.2024)
24. Киселева В. Н. Современные подходы к организации системы закупок: централизованная, децентрализованная и гибридная модели// Госзаказ: управление размещение обеспечение. - 2018. - № 51. - С. 51-61.
25. Кичик К. В. Законодательство России о публичных закупках (обзорная статья) // Публичные закупки: проблемы правоприменения. - М., 2015. - С.24.
26. Классификатор предметов государственного заказа города Москвы // Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в городе Москве. - Москва, 2024. - URL: https://reestr.mos.ru/classifiers/3/29(дата обращения: 07.08.2024)
27. Конкурс «Лучший специалист в сфере закупок-2024» // Министерство конкурентной политики Ярославской области. - Ярославль, 2024- URL: https://portal.yarregion.ru/depts-dgz/press- center/news/detail.php?SECTION_CODE=&ELEMENT_CODE=konkurs-luchshiy-spetsialist- v-sfere-zakupok-2024-(дата обращения: 10.05.2024)
28. Контракт № 2222514523122000061 от 17.08.2022 // официальный сайт
Единой информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process- info.html?reestrNumber=2222514523122000061&contractInfoId=86850510(дата обращения:
20.10.2024)
29. Контракт № 2701800270024000024 от 22.04.2024 // официальный сайт
Единой информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process- info.html?reestrNumber=2701800270024000024&contractInfoId=91262240(дата обращения:
20.10.2024)
30. Контракт № 3540640419421000008 от 25.12.2021 // официальный сайт
Единой информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024 - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process- info.html?reestrNumber=3540640419421000008&contractInfoId=90304772(дата обращения:
20.10.2024)
31. Контракт № 3890403682323000129 от 29.05.2023 // официальный сайт
Единой информационной системы в сфере закупок - [Б.м.], 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process- info.html?reestrNumber=3890403682323000129&contractInfoId=82445698(дата обращения:
20.10.2024)
32. Лакеева Е. Е. Зарубежный опыт организации государственных закупок и
возможность его применения в России // NOVAINFO.RU. - 2018. - № 89. - С. 120-124. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35560639(дата обращения: 10.12.2023). - Режим
доступа: для зарегистрир. пользователей.
33. Лучшие практики и стратегии развития региональных систем госзакупок
//Фонд «Центр стратегических разработок». - М.2017. - URL:
https://www.csr.ru/ru/news/luchshie-praktiki-i-strategii-razvitiya-regionalnyh-sistem- goszakupok/(дата обращения: 03.06.2024)
34. Мигел А. А. Государственные закупки: проблемы в практике исполнения и направления развития/ А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // MODERN ECONOMY SUCCESS - 2022. - № 5. - С. 135-139. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49423635(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
35. Набиуллин В. Ш. Международный опыт информационного обеспечения закупок/ В. Ш. Набиуллин, И. В. Кузнецова // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2012. - № 7. - С. 15-33.
36. Нарушения и недостатки при определении НМЦК по планируемым
заказчиками Краснодарского края закупкам в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, выявленные Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в 2022 году // Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края. - [Б.м.], 2024. - URL:
https://drcs.krasnodar.ru/(дата обращения: 13.02.2024)
37. Немченко Л. И. Инструментарий оценки эффективности и векторы развития системы закупок в сфере государственных и муниципальных финансов : дис. ... канд. экон. наук / Л. И. Немченко. - Краснодар, 2017. - 162 с.
38. Никифорова Л. В. Управление государственными закупками на региональном и муниципальном уровнях // Государственная служба. - 2010. - № 4(66). - С. 53-56. - URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM5260744(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
39. О внесении изменений в нормативные затраты на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденные приказом МЧС России от 27.02.2020 N 124, и о признании утратившими силу отдельных положений приказа МЧС России от 13.01.2015 N 5 «Об утверждении норм обеспечения материально-техническими средствами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации»: Приказ МЧС России от 15.05.2023 N 478 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
40. О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 30.12.2015 N 489а: Постановление Администрации Томской области от 10 сентября 2018 г. N 340 // Гарант: информ.-правовое обеспечение. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
41. О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 30.12.2015 № 485а : постановление администрации Томской области от 10 сентября 2018 года № 339а // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов- М. 2024. - URL: https://docs.cntd.ru/document/467947426(дата обращения: 28.02.2024)
42. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З // Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Основной государственный информационный ресурс в
области права и правовой информатизации. - [Б.м.], 2024. - URL:
https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11200419(дата обращения: 10.04.2024)
43. О государственных закупках: Закон Грузии от 20 апреля 2005 № 1388 //
Законодательный Вестник Грузии-ЗВГ. - Тбилиси, 2024. - URL:
https://www.matsne.gov.ge/ru/document/view/31252?publication=80(дата обращения: 05.05.2024)
44. О государственных закупках: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - [Б.м.], 2024. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000434(дата обращения: 05.05.2024)
45. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
46. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
47. О защите конкуренции: федер.закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
48. О комиссии по рассмотрению проектов технических заданий,
разработанных заказчиками Кировской области для осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кировской области: постановление Правительства Кировской области от 12 марта 2014 года N 252/185 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/973041032(дата обращения: 01.04.2024)
49. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
50. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
51. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
52. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
53. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме: Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 31.10.2022) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
54. О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 (ред. от 31.12.2022) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
55. О плане мероприятий («дорожной карте») по осуществлению централизации закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральным казенным учреждением (федеральными казенными учреждениями): Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2024 N 2551-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
56. О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и подведомственных им организаций: постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 (ред. от 25.09.2024) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
57. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
58. О поставках продукции и товаров для государственных нужд: закон РФ от 28 мая 1992 г. N 2859-1 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
59. О противодействии коррупции: федер.закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
60. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
61. О стандартизации в Российской Федерации: федер. закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
62. О техническом регулировании: федер. закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
63. О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства от 29 декабря 2021 г. N 2571 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
64. Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и подведомственных им организаций: постановление Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (ред. от 20.07.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
65. Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (вместе с «Правилами определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»: постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (ред. от 09.12.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
66. Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию: постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 775 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499042986(дата обращения: 06.04.2024)
67. Об утверждении ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ,
услуг, их потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним, закупаемых Департаментом социальной защиты населения Томской области, подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями: приказ Департамента социальной защиты населения Томской области от 31 марта 2016 года № 11 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/467945381(дата обращения: 14.04.2024)
68. Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций
администрации Кировского района Города Томска: Приказ от 27.07.2023 № 87 //
официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок - М., 2024. - URL: https://zakupki.gov.ru(дата обращения: 15.05.2024)
69. Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Департамента
финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области и подведомственных ему областных государственных казенных учреждений: Приказ от 15.11.2021 №37/03-17 // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - М., 2024. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/card/common-
info.html?reestrNumber=01652000001228713 (дата обращения: 13.03.2024)
70. Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг): постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
71. Об утверждении Перечня мероприятий, подлежащих выполнению в рамках проекта «Корпоративный контроль», и Методических рекомендаций по реализации проекта «Корпоративный контроль»: распоряжение Министерства финансов Кировской области от 31 января 2017 года N 14 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL: https://docs.cntd.ru/document/570751495(дата обращения: 01.04.2024)
72. Об утверждении порядка ведения единых реестров закупок Санкт-
Петербурга: распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга от 24 августа 2016 года N 160-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/456018442?marker=8QG0M7(дата обращения: 21.05.2024)
73. Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение
функций администрации Города Томска, органов администрации Города Томска, являющихся главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск», Думы Города Томска, Счетной палаты Города Томска, подведомственных указанным органам муниципальных казенных учреждений: постановление администрации Города Томска от 30 декабря 2015 года № 1335// Электронный фонд правовых и
нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/467925499(дата обращения: 30.01.2024)
74. Об утверждении требований к закупаемым администрацией Города Томска,
муниципальным казенным учреждением «Оперативно-дежурная служба Города Томска», муниципальным бюджетным учреждением «Муниципальный экспертный центр по тарифам и муниципальному заказу», муниципальным бюджетным учреждением «Административно-хозяйственное управление», муниципальным бюджетным
учреждением «Центр технического надзора» отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг): постановление администрации Города Томска от 19.12.2016 №1330 // официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. - М., 2024. - URL:
https://zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/card/document- info.html?reestrNumber=016530001051683044(дата обращения: 05.02.2024)
75. Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения: постановление Администрации Томской области от 16 декабря 2015 г. N 460а // Гарант: информ.- правовое обеспечение. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
76. Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Томск», содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения: постановление администрации Города Томска от 18 мая 2016 года № 418 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М. 2024. - URL: https://docs.cntd.ru/document/467927902(дата обращения: 24.02.2024)
77. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года N 567 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499052306(дата обращения: 12.05.2024)
78. Обзоры практики ФАС за февраль 2024 года: частые ошибки заказчиков по
законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ // КонсультантПлюс. Новости. - М.2024. - URL:
https://www.consultant.ru/legalnews/24994/(13.05.2024)
79. Ободов И. А. Реализация принципа связности в российской системе государственных закупок / И. А. Ободов, М. А. Левшин // Интерактивная наука. - 2020. - № 5(51). - С. 62-64- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43032565(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
80. Пестова А. И. Основные проблемы организации государственных закупок и
пути их решения // Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные подходы студентов и аспирантов. - 2017. - С. 415-42 - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=34943302(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
81. Плотников В. Д. Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в субъекте Российской Федерации: магистерская диссертация по направлению подготовки: 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» / В. Д. Плотников. - Екатеринбург, 2024, - 103 с.
82. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Министерство экономического развития Российской Федерации // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
83. Проданова Н. А. Особенности системы государственных закупок в Китае / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная // Экономика, предпринимательство и право. - 2015. - Том 5. - № 3. - С. 151-158.
84. Регламент информационного взаимодействия при формировании
максимальных цен на продовольственные товары, закупаемые государственными организациями (учреждениями) Республики Татарстан: постановление Кабинета
министров Республики Татарстан от 25 сентября 2017 года N 715 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - М., 2024. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/5435388457markerM70CDBG(дата обращения: 01.04.2024)
85. Реестр экспертиз // Агентство государственного заказа Красноярского края. - г.Красноярск, 2024. - URL: http://zakupki.krskstate.ru/page17867/page17869(16.04.2024)
86. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 января 2022 г. по делу № А32-30578/2021 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б.м.], 2024. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/EPEbj9tx4hm1/(09.05.2024)
87. Решение Ульяновского УФАС России №КП/1173/2023 от 23 марта 2023 г.//
База решений и правовых актов ФАС. - [Б.м.], 2024. - URL:
https://br.fas.gov.ru/to/ulyanovskoe-ufas-rossii/08fb4965-1378-44dd-acef-75aa7356700e/(15.05.2024)
88. Решение ФАС РФ от 14.04.2020 по делу N 20/44/105/627 //
Контур.Норматив. - [Б.м.], 2024. - URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=367674(11.02.2024)
89. Руководство по внедрению устойчивых государственных закупок //
Программа ООН по окружающей среде. - Париж, 2012. - URL:
https://www.oneplanetnetwork.org/sites/default/files/51.pdf(дата обращения: 06.04.2024)
90. Самойлов А. В. Приоритетные Направления развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право в вооруженных силах - военно-правовое обозрение. - 2019. - № 8 (265). - С. 41-47. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39409308(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
91. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок
121
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2023 г. // Министерство финансов Российской Федерации. - [Б.м.], 2024. oringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_ obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_a_takzhe_zakupok_tovarov_rabot_ uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_za_2023_g. (дата обращения: 05.06.2023)
92. Семенова А. С. Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок: магистерская диссертация по направлению подготовки: 40.04.01 Юриспруденция / А. С. Семенова. - Тольятти, 2023. - 84 с.
93. Системный подход по исключению поставок некачественных продуктов при организации питания в социальных учреждениях // Союз закупщиков: официальный сайт. - [Б.м.], 2024. - URL: https://www.szrus.ru/praktika2(02.03.2024)
94. Справочник конечных каталожных наименований // Официальный сайт
Администрации Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург, 2024. - URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kgz/spravochnik-konechnyh-katalozhnyh-naimenovanij/(дата обращения: 07.05.2024)
95. Справочник предметов государственного заказа города Москвы // Единая
система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в городе Москве. - Москва, 2024. - URL: https://reestr.mos.ru/classifiers/3/30(дата
обращения: 25.03.2024)